Урок русского языка в 3 классе по теме: "Предложения с прямой речью"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тема урока: «Предложения с прямой речью».
Тип урока: закрепление.
Цели и задачи урока для учителя: формирование знаний, умений и навыков о предложениях с прямой речью, создать положительную мотивацию; формирование умения постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; для обучающихся: знать: 1) что такое прямая речь; уметь: 1) находить предложения с прямой речью и правильно расставлять знаки препинания в них; 2) составлять схемы предложений с прямой речью; 3) правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.
Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур).
Ведущий принцип: доступности, научности, наглядности.
Подход: личностно – ориентированный.
Оборудование урока: иллюстрации, использование ТСО: компьютер, проектор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozheniya_s_pryamoy_rechyu.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Предложения с прямой речью».
Тип урока: закрепление.
Цели и задачи урока для учителя: формирование знаний, умений и навыков о предложениях с прямой речью, создать положительную мотивацию; формирование умения постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью; для обучающихся: знать: 1) что такое прямая речь; уметь: 1) находить предложения с прямой речью и правильно расставлять знаки препинания в них; 2) составлять схемы предложений с прямой речью; 3) правильно употреблять предложения с прямой речью в своей речи.
Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических структур).
Ведущий принцип: доступности, научности, наглядности.
Подход: личностно – ориентированный.
Оборудование урока: иллюстрации, использование ТСО: компьютер, проектор.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Словарный диктант «Наоборот».
- Если я назову имя существительное, то вы запишите однокоренное имя прилагательное, если назову имя прилагательное, то вы запишите имя существительное. Обозначьте орфограммы.
Карнавал, коридорный, алмазный, решительный, фантастический, свобода.
2. Формирование мотивации к изучению темы.
Учитель:
- Перед вами на экране два предложения. Прочитаем их.
«Язык есть вековой труд целого поколения», - сказал Владимир Иванович Даль.
Владимир Иванович Даль сказал, что язык есть вековой труд целого поколения.
Учитель:
- Чем они отличаются друг от друга?
Ученик:
- 1 предложение с прямой речью, а 2 – нет.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, зачем нам нужны предложения с прямой речью?
Ученик:
- Чтобы знать точные высказывания.
Эпиграфом к нашему уроку мною взяты слова древнеримского писателя Петрония:
Чему бы ты ни учился,
ты учишься для себя.
Петроний, древнеримский писатель Как вы понимаете слова эпиграфа? (Полученные на уроке знания пригодятся
в жизни.
Объяснить постановку знаков препинания. Составить схему.
3. Объявление темы и целей урока.
Итак, мы подошли к теме нашего урока. Прочитайте её, пожалуйста, она записана на вашем рабочем листе и показана на экране.
Целеполагание: сегодня мы с вами будем учиться находить предложения с прямой речью, правильно расставлять знаки препинания в них, составлять схемы предложений с прямой речью.
4. Актуализация знаний.
Вспомните, пожалуйста, теоретический материал, который изучали ранее и ответьте на вопросы?
1) что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, переданные от имени говорящего.)
2) из каких двух частей состоят предложения с прямой речью? (Предложения с прямой речью состоят из слов автора и собственно прямой речи.)
5. Изучение нового материала.
Мы с вами повторили, что такое прямая речь, что состоит она из двух частей, а теперь нам необходимо выяснить, как расставляются знаки препинания в предложениях с прямой речью. Поможет вам карточка – информатор красного цвета.
- На письме прямая речь заключается в кавычки.
- Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, прямая речь пишется с большой буквы.
- Если слова автора стоят после прямой речи, они отделяются тире и пишутся с маленькой буквы, а вместо точки после прямой речи ставится запятая.
А: «П». А: «П?» А: «П!» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
Задание 1. Первичное закрепление.
Мы отправляемся в сказку А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его Славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью, исправить ошибки.
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
- Объяснить постановку запятых. Разбор по членам предложения.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит,
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывёте?»
- Объяснить пропуск букв.
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всём
Передумал он путём;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: «Зачем далёко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я».
Физминутка.
Учитель:
- Глядя на экран, проверьте выполненное задание.
Задание 2. Игра «Найди ошибку». Взаимопроверка.
Исправьте ошибки в схемах.
А «П». А: П? А П! «П» - а. П! - а. П? а.
Проверьте выполненное задание, глядя на экран.
А: «П». А: «П?» А: «П!» «П», - а. «П!» - а. «П?» - а.
Задание 3. Работа с текстом. (Самостоятельная работа по карточкам.)
(Под)…кном (Г,г)видон с…дит,
Молч… (на)м…ре гл…дит:
Не)шумит оно, (не)хлещет,
Лишь едва-едва тр…пещет,
И в лазоревой д…ли
П…к…зались к…р…бли:
(По)равнинам (О,о)кияна
Едет флот царя (с,С)алтана.
Князь Гвидон т…гда вскочил,
Громогласно возопил
Матушка м…я р…дная!
Ты, кн…гиня м…л…дая!
П…см…трите вы туда:
Едет батюшка сюда.
- Составить схему предложения с прямой речью.
7. Подведение итогов.
Чем занимались мы сегодня с вами на уроке?
Какое пунктуационное правило закрепили?
Чему мы учились?
Какие трудности в усвоении материала вы встретили?
Вам понравился урок или нет?
Почему?
8. Домашнее задание: выписать из любых художественных произведений 3 предложения с прямой речью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1классе по теме" Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль"
Урок русского языка в 1 классе по теме " Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль" с использованием интерактивной доски SMART....
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Урок по русскому языку 3 класс по теме"Предложения"
Основная цель уточнение знаний о предложении, обобщение знание о видах предложений по цели высказывания и по интонации. Развитие умения правильно употреблять предложения в речи....
Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...
Карточка по русскому языку 2 класс по теме «Предложение».
Карточка по русскому языку 2 класс по теме «Предложение»....
Проверочная работа по русскому языку 1 класс по теме: Предложение
Проверочная работа по русскому языку 1 класс , поможет учащимся четко сформировать знания , что такое предложение...
Методическая разработка урока русского языка 1 класс по теме "Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль."
Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности ...