Состав слова. Суффикс. 3 класс. Программа «Перспектива».
презентация урока для интерактивной доски (русский язык, 3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе. Второй урок по теме "Суффикс".

Цели: Актуализировать знания о суффиксе.

• Научить:

— определять значение суффикса и обосновывать своё мнение;

— образовывать родственные слова с суффиксами _ок, _ик;

— образовывать с помощью суффиксов _ёр, _тель родственные слова, обозначающие профессии людей;

— разбирать слова по составу;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Binary Data suffiks.notebook1.8 МБ
Файл suffiks.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Состав слова. Суффикс. 3 класс. Программа «Перспектива».

Цели: Актуализировать знания о суффиксе.

• Научить:

— определять значение суффикса и обосновывать своё мнение;

— образовывать родственные слова с суффиксами _ок, _ик;

— образовывать с помощью суффиксов _ёр, _тель родственные слова, обозначающие профессии людей;

— разбирать слова по составу;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Планируемый результат: Познавательные умения:

— раскрывать значение слова «суффикс» и обосновывать своё мнение;

— определять значение, которое суффикс придаёт словам, и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе.

Коммуникативные умения:

— договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе.

Предметные умения:

— образовывать родственные слова с суффиксами _ок, _ик,  …

— образовывать с помощью суффиксов _ёр, _тель родственные слова, обозначающие профессии людей;

— разбирать слова по составу.

Ход урока:
1. Организационный момент.
Напишите число.
2.
«Мозговой штурм»
-Сначала давайте поиграем. Выберем игру:
(На доске изображены человечки, у них в руках шарики с заданием.)
        1. Задай вопрос со словом «какой».
        2. Задай вопрос со словом «который».
        3. Задай вопрос со словом «почему».
-Задайте вопрос по пройденным темам. Вопрос должен содержать слово «?».

3. Чистописание.
-Я продолжаю игру.
- Почему у меня стоит вопросительный знак?
-Назовите морфему, которая стоит между корнем и окончанием. (вопрос строится в зависимости от игры)

-Пишем карандашом. Вставьте нужный знак. Покажите, как обозначаем суффикс? (руки домиком)
Можете придумать свои элементы с использованием знаков морфем.

 -Сформулируйте тему урока. (Суффикс).

4. Словарная работа.
-
А что вы знаете о суффиксе? Какими источниками пользовались?
 

-
Назовите орфограммы, которые есть в слове «суффикс».
(Учитель пишет слово на доске).
-Запишите слово «суффикс» в тетрадь. Вспомните, какие виды работ можно выполнить со словом? Выполните то, что считаете для себя наиболее важным.
-Какую работу выполнили? Для чего вы это делали?

5. Постановка проблемы.
-Вы очень много знаете. А сможете ли решить грамматическую задачу.
-Распределите суффиксы на группы:  -ёр,  ист,  чик, щик, тель, ость, есть, чик, щик, еньк (свежесть, текучесть)
-Почему не смогли распределить суффиксы?
-Что должны сделать в конце урока?

6. Новый материал.
1) -
К какому источнику обратимся сначала? (к учебнику, стр.109)
Чтение правила.
- А какая это часть слова? Можем ли что-нибудь добавить к первой части правила?  Посмотрите на доску и подумайте. Образуйте слова, называющие качества.

                Храбрость, трусость, смелость, мудрость, гордость.

-Запишите слова, обозначающие качества, которые вам хотелось бы иметь.
-Выделим суффиксы. Проверим правильно ли это сделали. Алгоритм разбора по составу.
-Какое значение придаёт суффикс –ость- словам? Значит, какая это часть слова?
Заполнение кластера. Тест.
2)
-Суффикс – большой трудяга. Но трудится он не один. Ему помогают.
-Догадайтесь сами, кто помогает суффиксам трудиться. Составьте предложения.
Поезд водит (машинист).
Самолётом управляет (лётчик).
Бетон готовит (бетонщик).  
-Можете записать свой пример. Выделите суффиксы.

Взаимопроверка.
- Какое значение ещё придаёт суффикс словам?  (кластер)

3)Только ли этот суффикс помогает назвать профессии, вы узнаете выполнив упражнения. Самостоятельная работа:
 упр. 193                                   упр.194. – выбор учащихся.

-Какой вывод вы можете сделать после выполнения упражнения?

-Значение каких слов узнали из упражнений?  Впишите в схему суффиксы.

Физминутка:
-Если в слове есть суффикс, покажите это руками. Если суффикса нет, то присядьте:
Водитель, повар, сварщик, строитель, трус, ум, учитель, сказочник.
4) –А что делает сказочник? Вот и мы расскажем вам сказку.
-Сегодня у нас сказочником будет Саша.
7.Сказка о суффиксах.

 Жили-были Добрый и Злой Суффиксы. Добрый Суффикс не мог терпеть зла и делал только добрые дела. Ко всем он обращался ласково, например: Лена –Леночка, звезда-звёздочка. Все к нему приходили за сочувствием. Злой Суффикс делал плохие дела, он всех оскорблял, любил скандалить, никого не уважал. Все от него убегали. Однажды приключилась такая история. Злой Суффикс оскорбил девочку Аню, он назвал её некрасивым оскорбительным именем и сказал, что это имя она будет носить всегда. Девочка сидела и плакала. Ей было стыдно возвращаться домой. Об этом узнал Добрый Суффикс. Он поспешил прийти на помощь Ане и приласкал бедную девочку. Она сразу повеселела и стала Анечкой. 

 Прошло несколько дней, и об этом узнал Злой Суффикс. Он собрал свою армию и пошёл войной на Доброго Суффикса. Долго ли, коротко ли они воевали, но война закончилась между Добрым и Злым Суффиксами. 

 В результате этой войны они разделились на Городок и Городище. В Городке царили доброта, вежливость и забота. А из Городища всегда слышались плач и крики. А вы знаете, ребята, какие суффиксы поселились в Городке, а какие в Городище?

-Сейчас нам надо выбрать город, в который мы пойдём. Что подсказывает вам сердце?
-У вас на столах задание, выполнять его будете в группах.
-Смоделируйте предложение и запишите в тетрадь.
Заполните схему.
1 группа: Маленький человечек жил в маленьком домике.
2 группа: У него в домике жил маленький котик.
3 группа: Котик любил сидеть на маленьком диванчике.
4 группа: Диванчик был очень мягеньким.
5 группа: Человечек тоже любил сидеть на диванчике и думать.
6 группа: О чём сегодня думал человечек?
-Прочитайте рассказ.
-Получился у нас текст?

-Какое значение придают суффиксы словам и какие это суффиксы? Как бы вы их назвали? (уменьшительно-ласкательные)

- А если бы мы пошли в городище, то какой суффикс бы работал? (увеличительные)
-О чём же думал человечек, слушая наш урок?
-Вспомните правило: может кто-то хочет ещё что-нибудь добавить?
-А всегда ли суффиксы можно поменять, как мы это делали в тексте?
Человек – самое разумное существо на земле.
- Подставьте суффикс -ек-, -ишк-.

8.  Вернёмся к нашему заданию. Двойное значение суффиксов.

9.
Рефлексия. На полях оцените свою работу.

  Маленький    большой

человеч   жил

в    маленьком    большом

дом        .

ек          ищ    е    ик   е   ищ   е

У   него   в    дом      жил маленький                 большой

кот            .

ик    е    ищ   е  ик   ищ   е

 Кот     любил

сидеть   на

маленьком    большом


диван              .

ик   ищ   е   чик   е   ищ   е

Диван     был   очень

мяг                         .

чик   ищ   е   еньк   им

 Человеч     тоже    любил

сидеть    на      диван             и

думать.

ек   ищ    е    чик    е   ищ    е

О     чём      сегодня     думал

человеч             ?                        !     .

ек    ищ    е

Суффикс (грамм.) — всякий звук или сочетание звуков, присоединяемые к концу корня или темы и обыкновенно сообщающие им известный второстепенный оттенок значения. (академик.ру)
В грамматике: морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Словообразовательный с. (напр. чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий). Словоизменительный с. (напр. чита-л-а, чита-ющ-ий, скорее). (Ожегов)

Значение слова Суффикс по Ефремовой:
Суффикс -
Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение. 

Значение слова Суффикс по Ожегову:
Суффикс -
Морфема, находящаяся между корнем и окончанием

Суффикс в Энциклопедическом словаре:
Суффикс - (лат. suffixus - прикрепленный) -
разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке ""дом-ик"") или основой (в русском языке ""широт-н-ый"") и предшествующая окончанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка по теме "Состав слова. Суффикс".

В папке содержится разработка урока с указанными слайдами к презентации. А также рабочие материалы....

разработка урока по русскому языку во 2 классе «Состав слова. Суффикс».

разработка урока по русскому языку во 2 классе «Состав слова. Суффикс»....

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "СОСТАВ СЛОВА" 2 КЛАСС УМК "ПЕРСПЕКТИВА" III ЧЕТВЕРТЬ.ТЕСТОВЫЙ ВАРИАНТ.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЫЯВИТЬ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ "СОСТАВ СЛОВА"...

Проверочная работа по теме "Состав слова" 3 класс УМК "Перспектива"

Проверочная работа предназначена для контроля и проверки знаний по изученному разделу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: «Состав слова: суффиксы»

Оборудование: зеркала, доска, мел, тетради детей, заготовка - овал лица (по количеству детей). Цель: закрепить знания детей о суффиксе: его роли в словообразовании, тренировка в умении выделять с...

Технологическая карта урока русского языка «Роль суффикса в слове» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок открытия «нового» знания.Цель урока: формирование представления о суффиксе и о его роли в слове.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «суффи...