Что мы знаем о словах?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Цель: Систематизировать знания о роли слова в речи
Задачи: повторить и обобщить знания о слове,
что главное в слове – его значение;
упражнять в различных видах разбора;
развивать наблюдательность, внимание, память, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 4 класс
УМК «Гармония»
Тема: Что мы знаем о словах?
Цель: Систематизировать знания о роли слова в речи
Задачи: повторить и обобщить знания о слове,
что главное в слове – его значение;
упражнять в различных видах разбора;
развивать наблюдательность, внимание, память, умение слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.
Ход урока.
1.Оргмомент.
- Я рада вновь видеть вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнулись мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным.
2. Минутка чистописания. 3 мин.
- Число. Классная работа.
- Сегодня на минутке чистописания будем прописывать букву М.
- Какие звуки при письме обозначает данная буква? Дайте характеристику этим звукам.
[м] – согл., тв., сонор., непарн.
[м'] – согл., мяг., сонор., непарн.
Люби дело – мастером будешь.
- Кого можно назвать мастером?
- Однокоренные слова (мастерить, мастеровой)
- Как можно применить данную пословицу к русскому языку?
- Подберите синонимы к слову дело – работа, труд
Индивидуальная работа (2 чел. у доски звуко-буквенный анализ: ученье, тьма, 1 чел. за компьютером –словарная работа)
3.Проверка домашнего задания. упр.586 3 мин.
- Были ли трудности при выполнении задания?
- Какими частями различаются слова в парах?
- Прочитайте, в каком порядке выписали слова.
/Каменный, каменистый, отписка, описка, опечатка, отпечатки/
4. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке нам с вами предстоит трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь знаете после 4 лет обучения.
- Кого же мы называем главным работником в языке? /слово/
- Почему?
- В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы можем только тогда, когда воспользуемся словами: К.Ушинский: «Слово дороже бриллиантов, жемчуга и злата»
5.Раскрытие темы. 20 мин.
- Посмотрите на доску. Перед вами несколько записей
радуюсь
с радостью
радостное
радостно
адыр
- А теперь послушайте музыку.
- Используя записи, составьте предложения, в которых вы выразите свое отношение к услышанной музыке.
- Какую из записей вы не сможете использовать, чтобы выразить свои мысли? /адыр/
- Почему? /это сочетание звуко-буквенное, лишенное смысла, поэтому оно не слово/
- Запишите только слова (объяснение орфограмм)
- Выделите ту часть слова, которой похожи слова.
- Как они называются?
- В 3 слове выделите другие части слова. Назовите их. Какую работу они выполняют?
- Догадайтесь, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что у всех слов, с которыми вы работали? (рады)
- Составьте с этим словом предложение.
(Люди рады приходу весны на землю.)
- Выполните звуко-буквенный анализ слова радуюсь
р - [ р ] -
а - [ а ] -
д - [ д ] -
у - [ у ] -
ю - [ й' ] -
- [ у ] -
с - [ с' ] -
ь - [ - ]
7 б. 7 зв 3 слога
/3 чел у доски – письменную характеристику первым трем словам как частям речи:
радуюсь, радостный, с радостью/
- Объясните, как можно охарактеризовать слово?
1. объяснить значение
2. разобрать по составу
3. проанализировать как часть речи
4. звуко-буквенный разбор
- Как слово сделать членом предложения? (построить предложение/
- Составьте предложение, используя слова: у, я, радость, настроение.
У меня радостное настроение.
- Записать предложение и обозначить каким членом предложения является прилагательное.
- У местоимения укажите число, лицо, падеж
6. ФИЗМИНУТКА. Гимнастика для глаз. 2 мин.
1) Закройте глаза. Вытяните руки. Нарисуйте цифру 8 сначала горизонтально, а затем вертикально по 4 раза.
2) Глаза закрыты. Движения вверх, вниз, влево, вправо. 4 раза
3) Потерли руки, согрели ладони, а теперь ладонями погрели глаза.
4) Помассировать уши.
7. Работа с учебником. упр 591. 10 мин
- Я прочитаю вам отрывок из произведения Соколова-Микитова.
- Какова мысль текста?
/Показ картины «Вода спадает»/
- Можно ли сказать, что на картине Щербакова «Вода спадает» изображено приближение тех событий, о которых говорится в тексте? Почему так думаете?
- Прочитайте предложение со значением оценки. Чем важно для текста?
Характеристика предложения.
8.Дифференцированная работа.
- Выберете по своему желанию любой вид работы и выполните его письменно в тетради.
Проверка.
9. Игра «Вопрос-ответ» упр. 589 (в парах) 4 мин.
10. Д/З упр 590 1мин
11. Итог урока. 1 мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знай! Помни! Соблюдай правила пожарной безопасности!
Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности, участвовавшая в открытом конкурсе методических разработок с использованием информационно-коммуникационных технологий...
Знай правила движения,как таблицу умножения!
Аннотация Данный урок предназначен для учащихся 1-4 классов. Урок носит игровой характер. На занятии используются различные виды деятельности учащихся. Разработка данного мероприятия подхо...
Викторина "Я знаю Москву"
Вопросы викторины...
Знай и соблюдай правила дорожного движения
классный час...
урок по окружающему миру 1 класс :"Что мы знаем о своей планете, своей стране, своей Родине?"
Данный материал предназначен для проведения урока по предмету "окружающий мир" по программе "Школа России" в 1 классе. Продолжительность- 1 урок 45 минут....
Урок по теме "Знаем – повторим, не знаем- узнаем".
Урок обучения грамоте в 1 классепо букварю авторов ШтецА.А., ИсаеваС.А., Сабодах Р.В. по УМК «Школа России» ....
Урок русского языка.2 класс Обобщение по теме «Знаем - повторим, не знаем - узнаем». программа "Гармония"
Урок для 2 класса программа "Гармония" можно использовать и по другим программам. Разработан с целью закрепления способов обозначения звука Й, а также о словах, обозначающих предмет, признак, действие...