Наблюдение над однокоренными словами.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 

Цель: научить правильно, выделять корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи:

·        Формировать понятие об однокоренных словах. Учить находить корень в словах.

·        Развивать умения работать с орфограммами.

·        Обогащать лексический запас учащихся.

·        Формировать устойчивый интерес к русскому языку,  и чувство гордости за величие и богатство русского языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx244.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами.

Цель: научить правильно, выделять корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи:

  1. Формировать понятие об однокоренных словах. Учить находить корень в словах.
  2. Развивать умения работать с орфограммами.
  3. Обогащать лексический запас учащихся.
  4. Формировать устойчивый интерес к русскому языку,  и чувство гордости за величие и богатство русского языка.

Ход урока:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Орг момент, проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, я рада вас видеть,  у нас сегодня не обычный урок и много гостей, давайте поприветствуем их улыбкой, теперь поприветствуем улыбкой друг друга. Молодцы. Садитесь.

А теперь давайте проверим, все ли необходимое для урока у нас есть:

- учебник,

- тетрадь,

- пенал,

- цветные карандаши,

- раздаточный материал.

Учащиеся поворачиваются к гостям, улыбаются им, затем улыбаются друг другу.

Глазами проверяем готовность к уроку.

2. Знакомство. Чистописание.

Цель:

Мотив:

Средство:

Действие:

Результат:

Оценка.

Наш урок мы начнем со знакомства. У вас на столах лежат листы. Возьмите, пожалуйста белый лист. Кто на нем изображен?

Это наш друг Лесовичёк. Он пришел к нам не случайно, сегодня он будет нам помогать.

И первое в чем он нам поможет, будет знакомство.

А для чего нам знакомиться?

Около Лесовичка есть место для написания своего имени. Сейчас Вы аккуратно, каллиграфически напишете свои имена и затем в местах для сгиба согнете листы, что бы можно было поставить их на стол.

Молодцы, я сейчас пройду прочитаю ваши имена, а вы хором прочитайте, как меня зовут.

Молодцы. Мы с вами познакомились и можем отправиться в путешествие по нашему уроку.

Ответы детей: лесовик, леший, житель леса)

Ответы детей.

Дети вписывают свои имена.

На доске такой же лесовичек.

Я вписываю свое имя отчество рядом с лесовичком.

3. Работа со словарным словом.

Цель:

Мотив:

Средство:

Действие:

Результат:

Оценка:

Ребята, а посмотрите, какое дерево растет рядом с нашим лесовичком?

Почему рябина растет рядом с лесовичком?

Чем интересно это слово?

Сейчас мы поработаем с этим словом.

Что такое словарные слова?

Для чего они нам нужны?

Открываем тетради, число, классная работа у вас уже записаны. Запишем слово рябина.

Но перед тем как его записать, давайте с вами проговорим, как оно пишется и какую орфограмму на письме необходимо выделить зеленым цветом?

Проверьте правильность написания слова.

Раскрасьте шляпку Лесовичка красным цветом, кто записал верно, и синим цветом, кто допустил ошибки.

И помните: не делает ошибок только тот, кто ничего не делает.

Закройте тетради и отложите на край стола.

Рябина

Словарное слово

рЯбина

Учащиеся записывают слово в тетрадь, выделяя орфограмму зеленой ручкой.

Число и классная работа записаны до урока.

На доску вывешиваю слово рябина

4. Вспоминаем то, что знаем.

Цель:

Мотив:

Средство:

Действие:

Результат:

Оценка:

От куда к нам пришел Лесовичёк?

А что такое лес?

В лесу надо быть очень осторожными, что бы не заблудиться. А что же делать, если все таки заблудился?

А издаем звуки  мы с помощью  чего?

Откройте учебники на стр. 85.

Вспомнить то, что знаем, нам поможет упражнение № 116.

А как вы думаете, зачем нам, что то вспоминать? Что мы должны с вами вспомнить, выполняя это упражнение?

Задания к этому упражнению мы с вами разделим на три части. Первую и третью часть мы выполним устно, а вторую вы выполните самостоятельно в тетрадях.

Прочитайте слова.

Что общего у этих слов?

Почему?

Придумайте сочетания этих слов с другими словами. Например: тихий голос.

Открыли тетради. Записали: Упражнение 116.

Выпишите любые три слова из этого упражнения. Обозначьте в них корень.

Давайте проверим.

Закройте тетради и учебник и отложите на край стола.

Раскрасьте башмачки у Лесовичка зеленым цветом – те, у кого это упражнение не вызвало трудностей, и желтым – те, кому было что непонятно или сложно.

Из леса

Где много деревьев.

Кричать Ау.

Голоса.

Понятие корень, однокоренные слова.

Общий корень

Работа у доски

Записываю на доске.

5.Определяем основной вопрос урока.

Постановка проблемного вопроса.

Возьмите зеленые листочки и прочитайте текст.

Права ли гусеница?

Определите основной вопрос урока?

Как не ошибиться в подборе однокоренных слов.

- Вы кто такие?

- Я-Гусь, это- Гусыня, это - наши гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя- Гусеница

На доске фиксируются варианты ответов.

Вопрос на доске.

6. Физминутка

Для глаз «Ромашка»

7. Учимся открывать новые знания.

Цель:

Мотив:

Средство:

Действие:

Результат:

Оценка:

С помощью какого цветка мы с вами выполнили физ минутку?

А какой цветок принес нам Лесовичек?

Правильно колокольчик.

Ответить на вопрос урока нам поможет упражнение № 119.

Откройте учебники на стр. 86. Упражнение 119. Прочитайте слова.

Можно ли сказать, что эти слова однокоренные?
Что нужно сделать, что бы это определить?

А для чего нам нужно уметь определять однокоренные слова?

Что нужно, для того, что бы правильно выделить корень?

Выпишите только однокоренные слова. Обозначьте в них корень.

Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга, делая где необходимо исправления карандашом.

Если ваш сосед выполнил все правильно- раскрасьте шортики/юбочку лесовичка синим цветом, если были допущены ошибки – то зелёным.

Закрыли тетради, отложили на край стола.

Ромашка

Колокольчик

1 человек у доски.

8. Применяем новые знания.

Итак, подведя итог, давайте прочитаем в учебнике, что необходимо делать, что бы правильно выделить корень?

А что из перечисленного мы с вами сегодня на уроке не делали?

Давайте поможем гусенице разобраться – является ли она тетей гусей. А для этого подберем однокоренные слова.

Для этого возьмите синий лист. На нем нарисована гусеница. Обратите внимание, что синий лист у вас один на двоих. Эту работу вы будете выполнять в парах.

Подберите к слову гусеница как можно больше однокоренных слов и украсьте ими вашу гусеницу.

Те, кто составил от 3 до 5 слов, раскрасьте рубашку лесовичка в желтый цвет.

Кто от 1 до 3  - в красный цвет.

Кто больше пяти – в синий.

Не подбирали однокоренные слова.

Работа в парах

Проверка

9. Подведение итога.

Итак, над каким вопросом урока мы с вами сегодня работали?

Что повторяли?

Чему научились?

Я благодарю вас за сегодняшний урок, вы очень хорошо работали. Спасибо.

Давайте поблагодарим Лесовичка за то что он пришел к нам в гости и подарим ему цветочек – если на уроке вам было все понятно и грибочек – если во время урока у вас возникали трудности в работе над вопросом урока.

А ваших Лесовичков я у вас соберу, проанализирую и проставлю каждому отметку за урок.

Учащиеся по очереди подходят и приклеивают около Лесовичка цветочек или грибочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами;  -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...