Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Род имен существительных».2 класс
Цель: Дать учащимся понятие « род » имен существительных.
Задачи:
1. Развивать навыки грамотного, красивого письма.
2. Развивать устную и письменную речь.
3. Закрепить знания и навыки по теме «Имя существительное», полученные на
предыдущих уроках.
4. Воспитывать ответственное отношение к учению.
Оборудование: 1. Рисунок – Дворец Имени Существительного.
2. Ожегов. Толковый словарь.
3. Д.И.Фонвизин. « Недоросль».
4. Музыкальные записи:
Римский – Корсаков. «Сказка о царе Салтане».
Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
5. Карта настроений.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний (отрывок из произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».) Театрализация фрагмента.
Правдин. Грамматика, что ж в ней вы знаете?
Митрофан. Много! Существительна да прилагательна!
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Котора дверь? Вот эта!
Митрофан. Эта? Прилагательное.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана, так та покамест существительна.
Правдин. Да, в грамматике он силен!
- Согласны ли вы с объяснением главного героя Митрофана?
- А как вы ответите на вопрос: «Дверь какое имя, существительное или прилагательное?»
- Да, это имя существительное. С этой частью речи мы работали на последних уроках.
- Итак, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. Закройте глаза. ( Музыка)
Это будет трудное путешествие. Успех ждет тех, кто будет внимательным, активным, любознательным, проявит упорство в преодолении всех препятствий.
Стихотворение (читает ученик).
Машина времени взревела –
Опять куда – то мы летим.
Вот только бы не промахнуться,
Уж очень хочется вернуться.
Рисунок Дворца Имени Существительного вывешивается на доску.
- Каллиграфическая минутка
Мы попали в страну имени Существительного. Как же нам открыть ворота дворца? Какая буква в русском алфавите похожа на ключик? (р) В каких еще буквах есть похожие элементы? Соединим их ниточками и пусть этот сказочный клубок поможет нам в путешествии.
путешествие исследователь следопыт
Друзья, ученье нас объединяет!
( Разбор слов и предложения, объяснение орфограмм.)
- Повторение ранее изученного.
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- Что еще мы знаем об имени существительном?
В гости принято ходить с подарками. У меня две сумочки с надписями: «Подарок», «Подарки». Какую сумочку вы бы себе выбрали? Почему? (Мнения детей)
- О каком признаке имени существительного напоминают эти слова? (единственное и множественное число).
Игра «Наоборот».
Измените род имен существительных и запишите новые слова, объясните орфограммы (работа в тетрадях).
Головы – голова, рассказ – рассказы, снегопады – снегопад, группа – группы, вьюга – вьюги, сказки – сказка.
- Какой признак имени существительного мы повторили?
- Это постоянный признак или непостоянный?
- Бывают ли имена существительные, которые не изменяют число? ( пальто, кино, очки, ножницы)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ( с закрытыми глазами)
На уроке наши уши внимательно слушают и все…(слышат)
Голова хорошо- хорошо…(думает)
Глаза внимательно смотрят и все…(видят)
- А о каком признаке имени существительного напоминают вопросы: Кто? Что?(одушевленные и неодушевленные)
На доске: Кто? –
Что? –
- Разбейте слова на группы и запишите в тетради.
Квартира, хозяйка, закон, совесть, сосед, природа, герой, человек, волшебный, командир, характер. ( Взаимопроверка тетрадей)
- А этот признак слов постоянный или непостоянный?
- Что за слова мы сейчас писали?
- Как называется орфограмма в них?
- Все ли слова вы записали? (волшебный)
- Изучение новых словарных слов.
МУЖЧИНА ЖЕНЩИНА
( Толкование по словарю Ожегова, выделение и запоминание орфограмм, запись слов в тетради, запись предложения с комментированием на доску и в тетради, разбор по членам предложения и частям речи)
Мужчины и женщины нашей страны имеют право на труд.
- Изучение нового материала.
- В сумочке с подарками, которую вы выбрали , лежат очень необходимые предметы: зеркало, платок, расческа.
- По какому признаку их можно классифицировать? Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы. Но сначала я расскажу вам сказку.( Сказка о муже и жене, которые делили слова)
- А кто из вас догадается о секрете различия? Найдите на стенах класса слова – подсказки.
ОН МОЙ ( платок)
ОНА МОЯ ( расческа)
ОНО МОЕ ( зеркало)
- Как же называется этот признак имен существительных?( род )
- Давайте потренируемся определять род имен существительных.
- Работа с упражнением учебника, три ученика работают у доски.
- Работа с правилом в учебнике.
- Закрепление изученного материала. ( Самостоятельная работа с текстом на доске: списать текст, вставить и объяснить пропущенные орфограммы, определить и указать род имен существительных)
Зимний день. Мы п_шли на л_сное оз_ро. В л_су было св_тло и тихо. Вдруг п_явилась сн_говая туч_. Хлоп_ями п_в_лил сне_. (Проверка вслух)
- Итог урока.
- Понравилось ли вам наше путешествие? Найдите на карте настроений нужную картинку и запишите номер ее на поля тетради.
- Чему научились на сегодняшнем уроке?
- Обратите внимание на то, что дворец Имени Существительного не достроен, наши путешествия по этой стране будут продолжаться.
- А теперь закройте глаза и на машине времени (под музыку) мы возвращаемся назад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....