Конспект урока русского языка "Лексическое значение глагола"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
урок русского языка в 3 классе, лексическое значение глагола, составление кластера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskoe_znachenie_glagola.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема «Понятие о глаголе. Лексическое значение».
Цель: подвести под понятие "Лексическое значение глагола"
Задачи:
1.Учить применять полученные знания в конкретной языковой ситуации.
2.Формировать умение употреблять глаголы в речи по их лексическому значению.
3. Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
УУД
Познавательные: уметь выделять признаки глагола как части речи и определять его лексическое значение, делать выводы, выделять главное.
Личностные: самооценка на основе критериев успешности, применять навыки делового сотрудничества в группе.
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
Регулятивные: планировать учебное сотрудничество, оценивать результаты своей деятельности.
Оборудование: учебник, слайдовая презентация, оценочный лист, конверты с заданиями для составления проекта .
Ход урока.
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Результат (УУД) |
I. Организационный момент (1-3 мин.). | Интер.доска таблица | -Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал Так что время не теряем И работать начинаем. - Прочитайте, о чем вы должны помнить, работая на уроке. -Прочитайте девиз урока: - | Эмоциональный настрой: ( на доске) -Мы уже многое знаем. -В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка. -У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить. -Мы имеем право на ошибку. «Учись, смекай, активным будь И к знаниям откроешь путь! | Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Читают хором |
II.Актуализация знаний (3 мин.) | Интер.доска Интер.доска | - Начинаем работу. - Откройте тетради. Запишите число. - Посмотрите на доску. Нужно переставить слова местами, чтобы получилось 2 предложения. (деформированный текст). - Выполните синтаксический разбор предложения. - Какой темой можно объединить эти предложения? - Какой частью речи выражено сказуемое в первом предложении? - Какое лексическое значение имеют существительные? - Какой частью речи выражено сказуемое во 2 предложении? - Закройте тетради. -Прочитайте стихотворение - Мы начинаем большую тему в русском языке. - Найдите и прочитайте глаголы в этом стихотворении. -Чем является глагол в русском языке? - Что обозначают глаголы?
| Весна, пробуждения, природы, пора. Лучи, земле, весело, солнышка, заиграли, на. - Весна. - существительным. -Предмет, явления природы, действие, признак. - Глаголом. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает, расскажет. Чертит, пишет иль поёт, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам … (глагол) - зачитывают - Частью речи. - Обозначают действия предметов. | П: выделяют существенные признаки глаголов, обобщают знания К: умение выражать свои мысли Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия |
III.Формулирование темы урока (3 мин.) | Постановка проблемы | - Одинаковые ли эти глаголы по способу выполнения действия? - Определите вид действий этих глаголов. - Затрудняетесь? - Как же сформулировать тему урока? | - Нет (ответы) - Мы не можем. - Да. - | Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия К: умение выражать свои мысли |
IV. Изучение нового материала (проектная деятельность) (28 мин.) | Решение проблемы Интер.доска.
| - Я предлагаю вам распределить эти глаголы на 3 группы по способу действия предметов. - Сегодня мы будем заполнять таблицу-кластер (приложение 1). - Пожалуйста, заполните 1 блок вместе с примерами. Заполняют кластер. | - 1 гр. – живет, делает, пашет, забивает, варит, жарит, моет, чистит (действие физическое). - 2 гр. - чертит, пишет, вышивает (действие умственное, мыслительное) - 3 гр. – расскажет, поёт – (действие речевое) Дети заполняют (приложение1) | П: Подведение под понятие, умение анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы) Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность) К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли |
Физминутка (2 мин.) |
Полосатенький бочок. Хомка раненько встает. Щечки моет, шейку трет. Подметает хомка хатку и выходит на зарядку. 1, 2, 3, 4, 5 – хомка сильным хочет стать. |
Интер.доска. Работа в парах Слайд из презентации. Проект. Кластер | - Прочитайте следующий блок глаголов. - Попробуйте в парах определить лексическое значение этих глаголов: Слышать, смотреть, нюхать, мерзнуть. Заполняют кластер. - Что делает мальчик? - Можно ли сказать, что он совершает какое – то действие или проявляет чувства? - Значит слово болеет – это не глагол? - Подумайте, какого его лексическое значение? - Назовите ещё глаголы, обозначающие состояние предмета. Заполняют кластер. - А сейчас, я предлагаю вам поработать в группах. Задания у вас на столах (приложение 2). - Выполняете на листах (приложение 3) Задание. - Прочитайте текст. - Что вы заметили? - Выпишите однокоренные слова. - Что у них общего? - Чем они отличаются? - Распределите слова по частям речи. - Определите их лексическое значение. - Был зеленый, а потом все зеленеет и зеленеет. Что происходит с признаком. - Какое ещё лексическое значение имеют глаголы? | - Это чувства (органы чувств). Урок окружающего мира «Органы чувств» Дети заполняют (приложение1) -Болеет. -Нет, он не совершает действие ни физическое, ни умственное, ни речевое, не проявляет чувства. -Глагол. - Болеет - это состояние предмета. - Волнуется, переживает, смущается, радуется, веселится, печалится. Дети заполняют (приложение1) Класс разделен на группы. Каждой группе дается конверт с заданием. - Есть однокоренные слова. Корень. Разные части речи.
Зелень – сущ.- предмет. Зеленая – прил.- признак предмета. Зеленеет – изменение признака.
- Он изменяется. - Изменение признака предмета Дети заполняют (приложение1) |
V. Итог урока (2 минуты) | - Какую тему мы сформулирова-ли в начале урока? - Какое лексическое значение имеет глагол? | - Лексическое значение глагола. - Действие (физическое, умственное, речевое), чувства, состояние, изменение признака. |
VI.Рефлексия (3 мин.) слайд | - Вы хорошо поработали на уроке. - Я предлагаю вам поставить вместо троеточия знак на той ступеньке, как вы себя оцениваете ! - если во всем разобрались . – если в основном всё ясно ? – если что-то непонятно | «Я учу глаголы». Я пришел из школы, Я учу глаголы… Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: Кричать – кричу Вертеть – верчу Двигать – двигаю Прыгать – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! Открываю – наш сосед… Он живет под нами Не причесан, не одет – В тапках и пижаме. Он кричит: -Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть, слоны Надо мной поселены?! -Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришёл из школы, Я учу глаголы… Молодцы! Спасибо за урок | Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности |
VIII.Домашнее задание (1 мин.) | Выучить таблицу- кластер с примерами и дописать ещё по 2 примера в каждый блок. | Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания |
глагол
физическое
умственное
речевое
чувства
состояние
Изменение признака
Лексическое значение глаголов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс
Конспект урока русского языка "Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словообразование имен прилагательных". 4 класс...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Глаголы – синонимы и глаголы - антонимы».
Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Планируемые результатыПредметные:- знать, что такое глагол-синоним, глагол-антоним;- умет...
Конспект урока Русского языка Тема: Глаголы - синонимы, глаголы - антонимы
Конспект урока русского языка. 3 класс....
Конспект урока Русского языка Тема: Глаголы - НЕ с глаголами
Русский язык. 3 класс....
Конспект урока русского языка «Значение и употребление имени прилагательного в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Значение и употребление имени прилагательного в речи» Цели деятельности учителя: формирование условий для ознакомления учащихся со словами, обозначающих признаки предметов, отв...
Конспекта урока русского языка "Значение и употребление глагола" УМК "Школа России" 3 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Значение и употребление глагола» Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие уме...
Конспект урока русского языка "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК "Школа России", 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение и употребление глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи и употреблять их в речи.Планируем...
Комментарии
Лексическое значение глагола
урок изучения нового материала по теме "Глагол"