Статья "Предупреждение речевых ошибок в 1 классе".
статья по русскому языку (1 класс)
Рекомендации учителям начальной школы,как предупреждать и исправлять речевые ошибки в 1 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_rechevyh_oshibok_v_1_klasse.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК В 1 КЛАССЕ
Во многом от развития речи зависит, будут ли допускаться те или иные речевые ошибки. Поэтому задача учителя в 1 классе поработать над устной речью учеников. Для этого можно использовать коллективную форму работы, например, на уроках окружающего мира, где вторым этапом работы является речевая разминка и индивидуальную форму работы на уроках чтения по карточкам с разными видами упражнений.
Большое значение по предупреждению речевых ошибок имеют речевые упражнения. А речевые упражнения состоят из книжного материала, картин, окружающего мира. Предлагая речевые упражнения, учитель ориентируется на определенные формы умственной работы: на анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на выделение существенных признаков, на обобщение и конкретизацию, на выявление причинно-следственных связей между явлениями, на сравнение, сопоставление и противопоставление, на решение мыслительных задач. Воспитать у детей познавательный интерес, стремление и умение все видеть, слышать, воспринимать мир вокруг – вот путь, который, обеспечив основу для развития мышления и речи в единстве, даст материал для речевых упражнений.
В первом классе можно выделить следующие направления по предупреждению речевых ошибок:
1. Работа над синонимами, антонимами, многозначными словами.
Работа с синонимами – наиболее важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Синонимы – это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и тоже по-разному. Элементарную работу с синонимами начинают в 1 классе. Например, в «Грамоте» дети читают рассказ В. Сутеева «Кто сказал «Мяу»? дети дают характеристику щенку. Какой он? Глупый, смешной. А как по другому можно сказать смешной?
(забавный, потешный).
Антонимы – слова с противоположным значением. В учебнике «Грамота» мы уже находим: «Снегирей больше, чем синиц. Синиц меньше, чем снегирей». В рассказе И. Бутмина «Трус» рассказывается о двух мальчиках: трус и храбрый. Антонимы укрепляют фразу, делают ее симметричной, удобной для интонирования. Сама интонация подчеркивает противопоставленность слов: больше – меньше, трус – храбрец, хорошо – плохо. На антонимах построены многие пословицы: «Земелька черная, а хлеб белый родит», «Человек от лени болеет, от труда здоровеет».
С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. Однако на первых порах наличие у слова нескольких значений поражает ребенка. В учебнике дается текст Е, Пермяка «Про нос и язык». Приводятся четыре значения слова язык: язык – орган человеческого тела, иностранный язык, язык пламени, язык колокола. Первоклассникам вполне доступна многозначность хорошо известных им слов.
1. Подбор синонимов к данному слову:
- Буря
- Воин
- Волшебник
(чародей, солдат, ураган, маг, тайфун, боец)
2. Подбор синонимов к данному слову:
- Врач
- Жестокость
- Задира
(безжалостный, лекарь, забияка, беспощадный, драчун, доктор)
3. Подбор синонимов к данному слову:
- Ловкий
- Наглый
- Разговорчивый
(болтливый, бессовестный, говорливый, шустрый, нахальный, проворный)
4. Подбор синонимов к данному слову:
- Путешественник
- Ловушка
- Оберегать
(беречь, западня, хранить, турист, капкан, путник)
5. Подбор синонимов к данному слову:
- Работа
- Родина
- Ребенок
(труд, отчизна, дитя, отечество, служба, малыш)
6. Подбор синонимов к данному слову:
- Развлекать
- Разговаривать
- Смешной
(беседовать, забавлять, потешный, болтать, веселить, уморительный)
7. Подбор антонимов к данному слову:
- Белый –
- Близко –
- Богач –
- Быстро –
8. Подбор антонимов к данному слову:
- Высокий –
- Веселый –
- Горький –
10. Подбор антонимов к данному слову:
- Добро –
- Друг –
- Есть –
- Жара –
11. Подбор антонимов к данному слову:
- Здоровый –
- Зима –
- Легко –
- Ложиться –
12. Подбор антонимов к данному слову:
- Опускать –
- Отнимать –
- Плюс –
- Полезный –
- Полный –
13. Подбор антонимов к данному слову:
- Правда –
- Прибыль –
2. Работа над пословицами.
Особенно большую роль в обогащении речи учащихся играют пословицы – исключительно благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для грамматического разбора, и для письма. Они метки, лаконичны, их синтаксическая структура всегда предельна ясна и симметрична, а лексика разнообразна и образна. Школьники любят пословицы, легко запоминают их. Пословица, как правило, вводится как итог беседы, как итог прочитанного рассказа. Работая над пословицей, следует обратить внимание на антонимы присутствующие в ней.
3. Работа по активизации словаря.
Слово может быть усвоено активно и пассивно. Активное усвоение предполагает употребление слова учеником в нужных ситуациях, пассивное – лишь понимание этого слова, без его употребления. Активизация словаря – это употребление новых слов, выражений, фразеологических единиц в собственной, самостоятельной речи школьников: в беседах, в составленных по заданию учителя предложениях, в пересказах, рассказах, письменных изложениях и сочинениях. Цель словарной работы в том и состоит, чтобы активизировать как можно большее количество слов, научить детей использовать их правильно, в точном значении, уместно, научить выбирать нужное слово из синонимического ряда, научить сочетаемости слов. Активизация словаря – одна из важнейших линий словарной работы на уроках. Следовательно, учитель предусматривает специальные задания по активизации, требующие систематической, ежеурочной опоры на читаемые тексты, на наблюдения, на те слова, с которыми уже проводилась работа по углублению их понимания, по уточнению значения.
- Напишите несколько значений данных слов:
- Земля –
- Язык –
- Дорогой –
- Старый –
- Ножка –
- Напишите несколько значений данных слов:
- Спинка –
- Горлышко –
- Нос –
- Ушко –
- Молния –
- Напишите несколько значений данных слов:
- Бьет –
- Льет –
- Летит –
- Золотой –
- Кудрявый –
- Напишите несколько значений данных слов:
- Густой –
- Мелкий –
- Глазок –
- Гребешок –
- Хлопья-
- Подбери нужное слово:
- Подойти к
- Выйти из
- Спят в
- Вышли на
- Плывет по
- Подбери нужное слово:
- Беспокоится о
- Смеяться над
- Скучать без
- Прийти из
- Уверенность в
- Подбери нужное слово:
- Скакал по
- Сшила для
- Остановился около
- Ныряет по
4. Работа над словосочетанием.
Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение.
Словосочетание – это лексико-грамматическое единство, не выражающее законченной мысли, а создающее расчлененное обозначение единого понятия. Работа над словосочетанием начинается уже в учебнике «Грамота», где даны в левом столбике прилагательные, а в правом существительные и необходимо по смыслу соотнести одно слово с другим. Например,
Зеленая лицо
Радостное… лягушка…
Дальнейшая работа над словосочетанием будет происходить только через предложение: как правило, в предложении выделяется несколько словосочетаний. Работа над словосочетанием ведет учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи.
1. Составь по 2 словосочетания с данными словами:
- Зеленая
- Указательный
- Радостное
- Веселый
- Широкая
- Составь по 2 словосочетания с данными словами:
- Голосистый
- Сладкая
- Вкусная
- Ароматный
- Противная
- Составь по 2 словосочетания с данными словами:
- Лохматый
- Белый
- Чудесный
- Составь по 2 словосочетания с данными словами:
- Соленый
- Длинная
5. Работа над предложением.
Предложение – это минимальная единица речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов, словосочетаний, обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. В учебнике «Грамота» детям предлагается составить предложения из предложенных слов.
Самолет делает зарядку
Таня летит над морем
Коля улетают на юг
Утки рисует котенка
Такого рода задания помогают детям понять, что же такое предложение. В первом классе первоначальный прием для построения предложения служит вопрос учителя. Например: «Что дети собирали в лесу?» Предложение ответ: «Дети собирали в лесу малину». Самостоятельность первоклассников в данном случае проявилась в том, что они изменили порядок слов, вопросительное местоимение что заменили существительным малину и придали предложению повествовательную интонацию. Этот прием применяется на самых ранних ступенях обучения и постепенно вытесняется более сложными вариантами: вопрос формулируется так, что учащиеся вынуждены ввести 2-4 «своих» слова: «Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину».
Вопросы почему? Зачем? Где? Когда? и т.п. стимулируют составление сложноподчиненных предложений.
1. Составь предложения:
Самолет делает зарядку
Таня летит над морем
Коля улетают на юг
Утки рисует котенка
2. Составь предложения:
На лугу паслись медведи
В берлоге спят ель
На дорогу вышли лошади
Растет высокая лоси
3. Составь предложения:
Крупные капли дождя торчали из снежных сугробов
Пушистые снежинки весело катались с горки
Маленькая собачонка летела в теплые страны
Голые кусты барабанили по крыше дома
Деревенские ребята порхали в холодном воздухе
Большая стая лебедей громко лаяла на прохожих
4. Составь предложения:
В, два, доме, этажа, этом
Это, школа, наша
Наш, на, класс, этаже, втором
5. Составь предложения:
Настали, теплые, вот, деньки
Свесились, с, сосульки, крыши
В, булькает, вода, канавках
6. Составь предложения:
Спелые, я, орешки, щелкаю
Кочевая, у, жизнь, цыган
Нужны, клещи, и, газовщику, ножницы
Помощь, больному, врача, нужна, лечащего
7. Составь предложения:
Была, Тани, у, маленькая, собачка
В, заблудился, лесу, Сережа, дремучем
Покрылись, лесные, первыми, деревья, листочками
Ковром, землю, пушистым, зима, покрыла
8. Напиши ответ на данные вопросы:
- Кто шел по лесной тропинке?
- Кого увидел он в кустах?
- Куда он пошел дальше?
9. Напиши ответ на данные вопросы:
- Где вы жили летом?
- Что вы делали в лесу?
- Что происходит в лесу после дождя?
10. Напиши ответ на данные вопросы:
- Когда появляются первые цветы?
- Во что играют дети?
- Какой прибор показывает время?
6. Работа над текстом.
Современная методика сочинения требует также работы над простейшими типами текста. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения. Но целенаправленная работа над данными видами текстов начинается со 2 класса. В 1 же классе особенно хорошо использовать такие виды работ как:
- деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв;
- восстановление деформированного текста;
- устный пересказ прочитанного;
- устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу;
- выборочный пересказ.
1. Напиши 3 предложения по данной теме:
Осень.
2. Напиши 3 предложения по данной теме:
Весна.
3. Напиши 3 предложения по данной теме:
Зима.
4. Напиши 3 предложения по данной теме:
Лето.
5. Напиши 3 предложения по данной теме:
Животные.
6. Напиши 3 предложения по данной теме:
Лес.
7. Напиши 3 предложения по данной теме:
Цветы.
8. Спишите. Ставьте, где надо, точку.
Мой дедушка пчеловод вечером он посадил рой пчел в улей всю ночь пчелы шумели утром пчелы летали с цветка на цветок.
9. Спишите. Ставьте, где надо, точку.
Мальчики ходили в лес за черникой из кустов выскочили зайцы это была зайчиха с зайчатами долго гонялись мальчики за зайцами, но зайцы ускакали.
10. Спишите. Ставьте, где надо, точку.
На чердаке было гнездо ласточки у ласточки было четыре птенца один птенчик выпал из гнезда мальчик положил птенца в гнездо ласточка весело щебетала.
11. Спишите. Ставьте, где надо, точку.
У Лены был щенок щенок любил борщ и кашу звали щенка Шарик Шарик часто шалил щенок утащил щетку под шкаф.
12. Спишите. Ставьте, где надо, точку.
Детям дали котенка Коля и Даша играют с ним у котика Степы маленькие лапки и темный носик он любит мясо и рыбу.
13. Спишите. Ставьте, где надо, точку.
Настали веселые деньки ребята сняли теплые вещи они гурьбой бегут в сквер мальчики гоняют мяч девочки играют в прятки.
14. Спишите. Ставьте, где надо, точку.
Наступил март журчат ручьи теплый ветер греет землю на поля вышли машины начался сев.
15. Спишите. Ставьте, где надо, точку.
Наступила весна прилетели скворцы они хлопочут около гнезд проснулись от спячки звери в рощах кричат грачи хорошо весной!
16. Нужно закончить тест, добавив еще одно предложение:
Маленький Коля стоял на берегу реки. Он поскользнулся и упал в воду. Но недалеко был его старший брат Миша.
17. Нужно закончить тест, добавив еще одно предложение:
Муравей нашел зерно. Но оно было очень тяжелое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал на помощь товарищей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
. Упражнения для предупреждения речевых ошибок.
Развивать речь детей – значит, регулярно работать над её содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мы...
Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
был разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. При этом под комплексом понимается «совокупность, соч...
Комплекс упражнений для предупреждения речевых ошибок.
Данный материал можно использовать на уроках русского языка в начальных классах....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Классификация специфических речевых ошибок"
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушения чтения и пис...