Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Классификация специфических речевых ошибок"
учебно-методический материал
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего развития ребёнка.
Отсюда, задача педагога - выявить расстройства письменной и устной речи, планирование и проведение коррекционно-развивающей работы по преодолению имеющихся речевых недостатков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassifikatsiya_rechevyh_oshibok.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова М.В.
Классификация специфических речевых ошибок.
МОУ СОШ № 8 с углублённым изучением математики
(г. Старая Русса, Новгородской обл.)
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Нарушения чтения и письма оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего развития ребёнка.
Отсюда, задача педагога - выявить расстройства письменной и устной речи, планирование и проведение коррекционно-развивающей работы по преодолению имеющихся речевых недостатков.
Нарушение письменной речи принято обозначать терминами дислексия, дисграфия, дизорфография. Применительно к младшим школьникам, точнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.
Дисграфия в чистом виде встречается крайне редко, чаще это:
- сочетание различных видов дисграфии;
- переплетение с дизорфографией или дислексии.
Основными симптомами дисграфии являются ошибки, которые не регулируются применением орфографических правил и носят стойкий характер.
Для дизорфографии характерны стойкие ошибки, связанные с трудностью усвоения учащимися орфографических умений и навыков, применением их на письме, при несформированности морфологического анализа или стойкой неспособности овладеть правилами пунктуации.
В основе различения понятий «дисграфия» и «дизорфография» лежит принцип правописания, который нарушается:
- фонетический – как слышим, так и пишем;
- морфологический – при различном произношении морфемы слова сохраняют графическое единообразие;
- традиционный – словарные слова;
- морфолого-графические аналогии – объяснение написания Ь в различных вариантах (Ь у имён существительных женского рода, 3 склонения. после шипящих)
Нарушение фонематического принципа – дисграфия, а нарушение морфологического и традиционного принципа – дизорфография.
Можно выделить следующие дисграфические ошибки:
- Ошибки фонематического восприятия – ошибки на смешение букв по принципу сходства соответствующих им звуков - смешение гласных (звенит рочей, клёква), смешение звонких/глухих согласных (тавка-давка, шдёт-ждёт) и т.д.
- Ошибки звукового анализа – ошибки на искажение звуко-слоговой структуры слова с нарушением границ между слогом/словом - пропуски, вставки, перестановки (сенг-снег, барт-брат)
- Ошибки зрительного восприятия и памяти – замена по оптическому сходству, искажение - недописание элементов букв, добавление лишних элементов, написание вместо нужных элементов сходных с ними (у-д-з, в-д)
- Аграмматизмы – неправильное согласование слов в предложениях и словосочетаниях (яркая солнце, много карандашов).
Особенности процесса овладения чтением могут проявляться в затруднениях, возникающих на любом этапе обучения. Прежде, чем рассматривать расстройства процесса чтения, нужно отделить их от объективно существующих трудностей, которые встречаются на начальных этапах обучения:
- Несовпадение значения и названия букв (Ракета- [эркета])
- Несовпадение норм написания и произносительных норм (что – [што])
- Каждый читаемый слог произносится с подчёркнутым ударением (мама- [ма /-ма/])
У детей с хорошим развитием речи эти трудности носят временный характер, в иных случаях они сохраняются на длительное время.
Выделяется несколько групп ошибок, в зависимости от причин их возникновения:
- Фонематическая дислексия. При этой форме дислексии дети не могут научиться правильно читать в течение двух-четырёх лет:
- с большим трудом усваивают отдельные буквы, но не могут сливать их в слоги/слова;
- усваивают буквы без особых трудностей, но в процессе чтения делают большое количество ошибок;
- типичные ошибки, допускаемые в процессе чтения (пропуски звуков, замены, вставки, перестановки).
- Оптическая дислексия. Она заключается в неузнавании букв как обобщённых графических знаков, соответствующих фонем. У детей с оптической дислексией наблюдается нарушение зрительного восприятия и вне речи. Некоторые с трудом различают знакомые лица, сходные предметы, плохо рисуют.
- Акустическая дислексия. При данном виде дислексии отмечается не дифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа. Дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так как буквы не воспринимаются как сигналы фонемы. Частыми являются смешения звуков, сходных по артикуляции или звучанию.
- Аграмматическая дислексия. Она обусловлена ограниченностью словаря и недоразвитием грамматических обобщений у детей. Они проявляются в искажениях и заменах определённых морфем слова в процессе чтения. Всё это вызывает трудности понимания прочитанного.
- Моторная дислексия. У детей отмечаются затруднения в движении глаз при чтении, сужение зрительного поля, частые потери строки или отдельных слов в строке. В других случаях нарушается рече-двигательное восприятие; отмечается невозможность вспомнить необходимые речевые движения.
- Мнестическая дислексия. Младшие школьники не могут произнести в определённой последовательности речевой ряд из пяти-восьми слов. У детей появляются трудности в усвоении всех букв, их замены (нарушение процесса памяти), нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком.
- Семантическая дислексия – трудности в осознании значения слов, проблемы синтеза звуков в слове, чтение с изолированием звуков, короткой паузой; чтение по слогам с нарушением понимания, так как все силы уходят на преодоление технических трудностей; нарушения в понимании прочитанного текста.
Для диагностических исследований и анализа динамики речевого развития учащегося можно результаты фиксировать в таблицы. Таблица заполняется на каждого ребёнка, имеющего нарушения речи.
Учет специфических письменных ошибок учащихся
Данная таблица показывает динамику преодоления ошибок в письменной речи. Основой выявления данных ошибок являются письменные контрольные и творческие работы учащихся.
Учет ошибок, допущенных при чтении учащимися
вид дислексии | ошибки | № |
фонематическая | не могут сливать буквы, слоги, слова | |
делают ошибки в процессе чтения | ||
трудности в определении количества звуков, месторасположении звуков | ||
не определяют различия в звуковом составе слова | ||
оптическая | буквы не осознаются как графемы | |
трудности преобразования одной буквы в другую | ||
акустическая | буква не воспринимается как фонема | |
смешивание звуков по звучанию, артикуляции | ||
аграмматическая | недоразвитие грамматического строя речи (неправильное согласование) | |
моторная | затрудняются в движении глаз при чтении | |
мнестическая | не могут воспроизвести в определённой последовательности речевой ряд из 5 – 8 слов /кол-во слов/ | |
семантическа | трудности в осознании слов | |
чтение с изолированием звуков, короткой паузой | ||
чтение по слогам ( нарушение понимания ) | ||
нарушения в понимании прочитанного текста |
Литература:
1.Русецкая М. Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.
2.Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.:АРКТИ, 2005. – 400 с.: ил.(Биб-ка практикующего логопеда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.
В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"
Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает ожидаемого эффект, а дети...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Профилактика неуспешности учащихся по русскому языку в начальной школе"...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: "Метод проектирования в начальной школе"
Метод проектирования актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позвол...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".
Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»
Учение о нарушениях чтения и письма существует уже более ста лет, однако и до настоящего времени вопросы диагн...