Правописание слов с безударным гласным в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 Хорошевцева Татьяна Васильевна

Конспект урока по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС. УМК "Школа Росии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russk_yaz_2_klass.docx22.27 КБ

Предварительный просмотр:

Хорошевцева Т. В.

учитель начальных классов

Правописание  слов с безударным гласным звуком в корне

Русский язык    2 класс

Цели: учить видеть безударный гласный в корне слова; учить различать формы слова и однокоренные слова; учить работать со словарями; развивать письменную речь учащихся, умение точно отвечать на вопросы; учить анализировать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, орфографические словари.

Используемые приемы и технологии: «Лови ошибку», «Светофор», ИКТ, электронная презентация.

1.Мотивация  учебной деятельности. Лови ошибку!     Слайд 2.

Ребята, ко мне на перемене подошел Игорь и показал сообщение, которое ему прислал Илья. Вот это сообщение: «Я балею, лижу». Илья удивлен посланием Игоря. Что удивило Илью?

Илья удивлен ошибками и не может понять, что лижет Игорь.

Давайте  поможем друзьям: выясним смысл сообщения Игоря и исправим ошибки. Что же делает Игорь, если он болеет?

Игорь лег на кровать.

Какое правило правописания забыл Игорь?

Игорь забыл, как проверять букву безударного гласного  звука в корне слова.

Определите тему урока.

Правило проверки буквы безударного гласного звука в корне  слова.

Мы будем учиться подбирать проверочные слова, чтобы не допускать ошибки.

2. Работа  по теме урока

1) работа в тетради                слайд 3

Разделите слово балею на  слоги. Как определить количество слогов?

В слове слогов столько, сколько в нем гласных звуков.

Назовите гласные звуки этого слова.

Звуки (а), (э), (у), их 3, значит слогов тоже 3.

Болеем на соревновании за слово: ба-ле-ю. Найдите ударный слог. Надо «позвать» слово домой: балею. Ударный слог второй ле. Назовите слог с безударным гласным звуком. Это первый слог ба. В этом слоге звук (а), а писать надо букву о.

Объясните свой вывод.

Мы знаем слово боль. В нем четко слышен звук (о), значит, в слове болею надо писать букву о.

Как называются слова боль и болею?

Слово боль – проверочное, а слово болею – проверяемое. Это однокоренные слова.

Напишите в тетради боль - болею. Теперь разберемся со словом лижу. Разделите слово на слоги: ли-жу. Найдите ударный и безударный слоги. Слог жу – ударный, слог ли – безударный. Подберите проверочное слово. Проверочное слово лег. После мягкого согласного звука (ль) слышим гласный звук (о), значит надо писать букву е,  поэтому  в слове лежу надо писать букву е.

Запишите в тетрадь: лег – лежу.

Какой способ проверки использовали сейчас?

Мы изменили форму слова.

В каждой паре слов выделим корень: боль – болею,  лег – лежу. Обратите внимание на вторую пару слов. В корне этих слов происходит чередование согласных.

Запомните: Если буква гласного вызвала сомнение,            Слайд 5.

                Ты ее немедленно ставь под ударение!

Запишем в тетрадь исправленный текст сообщения: Я болею, лежу.

Спасибо, помогли разобраться Илье и  понять смысл сообщения Игоря.

2) работа по учебнику упр. 150 (стр. 98)       Слайды 6,7.

Прочитайте. Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово по образцу. Чем различается подбор проверочных слов?

        Образец.   1. Воды – вода.

                          2. Двор – дворы.

                          2.

В первой паре проверочное слово стоит во множественном числе, а проверяемое – в единственном. А во второй паре наоборот: проверочное слово – в единственном числе, а проверяемое – в единственном числе.

Запишите пары слов. Соедините линией буквы,  которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова.

1. … -  ск…ла, … - стр…ла, … - н…ра, … - сп…на, … - пл…чо, … - стр…на, … - ч…сло, … - в…лна,… - …кно, … - п…сьмо, … - к…са, … - тр…ва, … - г…ра.

2. … - сл…ва, … - н…жи, … - сн…га, … - в…нты, … - хл…ба, … - п…ля, … - сл…ды, … - ств…лы, … - стр…жи, … - р…ды.

Выполняйте самостоятельно любую часть упражнения. Если вы с соседом выбрали одну и ту же группу слов, можете работать в паре.

Проверим вашу работу по цепочке:

1. Скалы – скала, стрелы – стрела, норы – нора, спины – спина, плечи – плечо, страны – страна, числа – число, волны – волна, окна – окно, письма – письмо, косы – коса, травы – трава, горы – гора.

2. Слово – слова, нож – ножи, снег – снега, винт – винты, хлеб – хлеба, поле – поля, след – следы, ствол – стволы, стриж – стрижи, ряд – ряды.

3) письмо по памяти        Памятка 6(стр.133).        Слайд 8.

Дождь прошел.

Трава  блестит.

В небе радуга горит.

                С. Я. Маршак

Назовите слова, в которых можно проверить букву безударного гласного звука, подберите проверочные слова. Травы – трава, блеск – блестит.

Выучите стихотворение и напишите.

        4) выборочный диктант                Слайд 9.

              Слушайте внимательно предложения и запишите в тетрадь слова с безударным гласным в корне: Ребята учатся во втором классе. Они хорошо знают алфавит.

Какие слова написали? Ребята, класс, хорошо, алфавит. Как в этих словах проверить буквы безударных гласных звуков? Эти буквы проверить нельзя. Где можно проверить написание таких слов? Эти слова можно найти в орфографическом словаре. Слова в орфографическом словаре расположены по алфавиту. Расположите  слова в алфавитном порядке. Алфавит, класс, ребята, хорошо. Проверьте себя по орфографическому словарю.

3. Рефлексия          Слайд 10.

Прочитайте стихотворение.        Л…са в л…су как-то заблудилась.

                                        В лес на выручку л…сы много лис явилось.

Что вы заметили? Потерялись буквы безударных гласных звуков. Помогите найти эти буквы. В стихотворении есть проверочные слова: в лес, много лис. Спишите стихотворение. Будьте внимательны! Проверка по эталону:

                Лиса в лесу как-то заблудилась.

                В лес на выручку лисы много лис явилось.

4. Итог урока

Что мы сегодня повторили? Правило проверки буквы безударного гласного звука. Как делить слова на слоги. Как найти ударный и безударный слоги. Как подготовиться к письму по памяти. Где можно посмотреть слова с непроверяемыми орфограммами. Поможет ли наш урок Игорю в следующий раз грамотно написать сообщение? Конечно! Каждый должен знать правила русского языка и использовать их в письменной речи.

Оцените свою работу с помощью «светофора»:

зеленый свет  - я все понял, мне было легко работать;

желтый свет – я изредка сомневался;

красный свет – у меня часто возникали трудности.

Я очень рада, что ни у кого не загорелся красный  свет на светофоре. Я надеюсь, что никто из вас не окажется в такой ситуации, как Игорь и Илья.

Спасибо за активную работу на уроке.

Источники

1. Александрова Г. В. Занимательный русский язык. Серия «Нескучный учебник». СПб, Тригон, 1997 -  656 с.

2. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя./ Сост. В. Волина. М.: Просвещение, 1996 -368 с.                                                        

3. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение,2012. – 144с.        

4. Орфографический  словарь для начальной школы. В 2 ч. Серия: Начальная школа. / Cост. Д. Ушаков. Изд. Мир «Искателя», 2012 – 100с.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...