Правописание слов с безударным гласным в корне
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку для 2 класса в соответствии с ФГОС. УМК "Школа Росии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk_yaz_2_klass.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Хорошевцева Т. В.
учитель начальных классов
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
Русский язык 2 класс
Цели: учить видеть безударный гласный в корне слова; учить различать формы слова и однокоренные слова; учить работать со словарями; развивать письменную речь учащихся, умение точно отвечать на вопросы; учить анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, орфографические словари.
Используемые приемы и технологии: «Лови ошибку», «Светофор», ИКТ, электронная презентация.
1.Мотивация учебной деятельности. Лови ошибку! Слайд 2.
Ребята, ко мне на перемене подошел Игорь и показал сообщение, которое ему прислал Илья. Вот это сообщение: «Я балею, лижу». Илья удивлен посланием Игоря. Что удивило Илью?
Илья удивлен ошибками и не может понять, что лижет Игорь.
Давайте поможем друзьям: выясним смысл сообщения Игоря и исправим ошибки. Что же делает Игорь, если он болеет?
Игорь лег на кровать.
Какое правило правописания забыл Игорь?
Игорь забыл, как проверять букву безударного гласного звука в корне слова.
Определите тему урока.
Правило проверки буквы безударного гласного звука в корне слова.
Мы будем учиться подбирать проверочные слова, чтобы не допускать ошибки.
2. Работа по теме урока
1) работа в тетради слайд 3
Разделите слово балею на слоги. Как определить количество слогов?
В слове слогов столько, сколько в нем гласных звуков.
Назовите гласные звуки этого слова.
Звуки (а), (э), (у), их 3, значит слогов тоже 3.
Болеем на соревновании за слово: ба-ле-ю. Найдите ударный слог. Надо «позвать» слово домой: балею. Ударный слог второй ле. Назовите слог с безударным гласным звуком. Это первый слог ба. В этом слоге звук (а), а писать надо букву о.
Объясните свой вывод.
Мы знаем слово боль. В нем четко слышен звук (о), значит, в слове болею надо писать букву о.
Как называются слова боль и болею?
Слово боль – проверочное, а слово болею – проверяемое. Это однокоренные слова.
Напишите в тетради боль - болею. Теперь разберемся со словом лижу. Разделите слово на слоги: ли-жу. Найдите ударный и безударный слоги. Слог жу – ударный, слог ли – безударный. Подберите проверочное слово. Проверочное слово лег. После мягкого согласного звука (ль) слышим гласный звук (о), значит надо писать букву е, поэтому в слове лежу надо писать букву е.
Запишите в тетрадь: лег – лежу.
Какой способ проверки использовали сейчас?
Мы изменили форму слова.
В каждой паре слов выделим корень: боль – болею, лег – лежу. Обратите внимание на вторую пару слов. В корне этих слов происходит чередование согласных.
Запомните: Если буква гласного вызвала сомнение, Слайд 5.
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Запишем в тетрадь исправленный текст сообщения: Я болею, лежу.
Спасибо, помогли разобраться Илье и понять смысл сообщения Игоря.
2) работа по учебнику упр. 150 (стр. 98) Слайды 6,7.
Прочитайте. Подберите к каждому слову с пропущенной буквой проверочное слово по образцу. Чем различается подбор проверочных слов?
Образец. 1. Воды – вода.
2. Двор – дворы.
2.
В первой паре проверочное слово стоит во множественном числе, а проверяемое – в единственном. А во второй паре наоборот: проверочное слово – в единственном числе, а проверяемое – в единственном числе.
Запишите пары слов. Соедините линией буквы, которыми обозначены ударный и безударный гласные звуки в корне форм одного и того же слова.
1. … - ск…ла, … - стр…ла, … - н…ра, … - сп…на, … - пл…чо, … - стр…на, … - ч…сло, … - в…лна,… - …кно, … - п…сьмо, … - к…са, … - тр…ва, … - г…ра.
2. … - сл…ва, … - н…жи, … - сн…га, … - в…нты, … - хл…ба, … - п…ля, … - сл…ды, … - ств…лы, … - стр…жи, … - р…ды.
Выполняйте самостоятельно любую часть упражнения. Если вы с соседом выбрали одну и ту же группу слов, можете работать в паре.
Проверим вашу работу по цепочке:
1. Скалы – скала, стрелы – стрела, норы – нора, спины – спина, плечи – плечо, страны – страна, числа – число, волны – волна, окна – окно, письма – письмо, косы – коса, травы – трава, горы – гора.
2. Слово – слова, нож – ножи, снег – снега, винт – винты, хлеб – хлеба, поле – поля, след – следы, ствол – стволы, стриж – стрижи, ряд – ряды.
3) письмо по памяти Памятка 6(стр.133). Слайд 8.
Дождь прошел.
Трава блестит.
В небе радуга горит.
С. Я. Маршак
Назовите слова, в которых можно проверить букву безударного гласного звука, подберите проверочные слова. Травы – трава, блеск – блестит.
Выучите стихотворение и напишите.
4) выборочный диктант Слайд 9.
Слушайте внимательно предложения и запишите в тетрадь слова с безударным гласным в корне: Ребята учатся во втором классе. Они хорошо знают алфавит.
Какие слова написали? Ребята, класс, хорошо, алфавит. Как в этих словах проверить буквы безударных гласных звуков? Эти буквы проверить нельзя. Где можно проверить написание таких слов? Эти слова можно найти в орфографическом словаре. Слова в орфографическом словаре расположены по алфавиту. Расположите слова в алфавитном порядке. Алфавит, класс, ребята, хорошо. Проверьте себя по орфографическому словарю.
3. Рефлексия Слайд 10.
Прочитайте стихотворение. Л…са в л…су как-то заблудилась.
В лес на выручку л…сы много лис явилось.
Что вы заметили? Потерялись буквы безударных гласных звуков. Помогите найти эти буквы. В стихотворении есть проверочные слова: в лес, много лис. Спишите стихотворение. Будьте внимательны! Проверка по эталону:
Лиса в лесу как-то заблудилась.
В лес на выручку лисы много лис явилось.
4. Итог урока
Что мы сегодня повторили? Правило проверки буквы безударного гласного звука. Как делить слова на слоги. Как найти ударный и безударный слоги. Как подготовиться к письму по памяти. Где можно посмотреть слова с непроверяемыми орфограммами. Поможет ли наш урок Игорю в следующий раз грамотно написать сообщение? Конечно! Каждый должен знать правила русского языка и использовать их в письменной речи.
Оцените свою работу с помощью «светофора»:
зеленый свет - я все понял, мне было легко работать;
желтый свет – я изредка сомневался;
красный свет – у меня часто возникали трудности.
Я очень рада, что ни у кого не загорелся красный свет на светофоре. Я надеюсь, что никто из вас не окажется в такой ситуации, как Игорь и Илья.
Спасибо за активную работу на уроке.
Источники
1. Александрова Г. В. Занимательный русский язык. Серия «Нескучный учебник». СПб, Тригон, 1997 - 656 с.
2. Занимательное азбуковедение. Книга для учителя./ Сост. В. Волина. М.: Просвещение, 1996 -368 с.
3. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение,2012. – 144с.
4. Орфографический словарь для начальной школы. В 2 ч. Серия: Начальная школа. / Cост. Д. Ушаков. Изд. Мир «Искателя», 2012 – 100с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...