Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Какую часть речи называют местоимением?
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта + презентация к уроку рус.языка в 4 классе. Тема "Какую часть речи называют мемтоимением?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh_karta_kakuyu_chast_rechi_nazyvayut_mestoimeniem.docx | 37.41 КБ |
mestoimenie._otkrytyy_urok.pptx | 80.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме : " Какую часть речи называют местоимением?"
Тема | « Какую часть речи называют местоимением?» |
Тип урока | Урок «открытия» новых знаний. |
Цель | Создать условия для формирования представлений о местоимении как о части речи. |
Задачи | Образовательная: - организовать деятельность учащихся для открытия новой части речи, выявить основные признаки и сформулировать определение; - наблюдение за морфологическими признаками и синтаксической ролью местоимений - развивать умение доказывать принадлежность слова к классу местоимений; - учить сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы.
- развивать речь школьников посредством обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму; Воспитательная: - формирование интереса к предмету; воспитывать уважение к русскому языку; - воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи. Здоровьесберегающая: - создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе для восприятия учебного материала. |
Педагогические технологии: - личностно-ориентированного обучения; - развитие критического мышления -словесной продуктивной и творческой деятельности; -педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия) | |
УУД, формируемые на уроке | На уроке формируются личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. |
Планируемые результаты | Предметные: -узнают, что такое местоимение, - научатся находить местоимения в тексте. Метапредметные: Познавательные УУД: – умеют ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания; находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - используют знаково-символические средства (алгоритм) для решения задач. –умеют определять учебную задачу на уроке, высказывать своё мнение. - планируют свою деятельность на уроке; -развивают умение высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом; - оце - планируют свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД : -приобретают навык учебного сотрудничества, работая в группах, умение выражать свои мысли полно и точно в устной форме; - развивают умение слушать и понимать других. Личностные: -формируют устойчивый интерес к изучению русского языка - понимают необходимость обогащения своего словарного запаса, значение грамотного письма и умения работать с орфографическим словарём для формирования общей культуры человека. |
Место и роль темы в курсе | В соответствии с Образовательной программой школы на изучение данной темы отводится 5 часов. Данный урок является первым в изучении темы. |
Образовательные ресурсы: Книгопечатная продукция: Демонстрационный и раздаточный материал Информационно-коммуникационные средства Технические средства обучения Учебно-практическое оборудование | Русский язык. 4 класс. Учебник. Карточки с заданиями, опорные таблицы, листки самооценки Презентация.
Экран, доска. |
№п/п | Этапы урока и вид деятельности | Деятельность учащегося | Форма организации деятельности | Содержание учебного материала | Формируемые УУД | |
I | Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой Мотивация | Приветствуют, слушают учителя, организуют рабочее место. | фронтальная | Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс. И для меня уже награда Сиянье ваших умных глаз. -Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня у нас гости. Поприветствуйте гостей. -Откройте тетради. Запишите дату урока. | Регулятивные: формирование умения оценивать своё настроение | |
II | Стадия вызова Актуализация знаний. | Отгадывают загадки, отвечают на наводящие вопросы учителя, пробуя разобраться в сложившейся проблемной ситуации. (Ученик у доски делит все части речи в 2 столбика- на самост. и служеб.) | Групповая работа | -Давайте вспомним, какие части речи мы уже изучали. Я вам буду загадывать загадки, а вы говорить о какой части речи идет речь. (Отгадки появляются на доске) 1. Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель. врач, сосед. Что? Диван, велосипед. (Сущ.) 2. В предложении на службе, С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. (Предлог) 3. Определяю я предметы, Они со мной всегда приметны. Я вашу украшаю речь, Меня должны вы знать, беречь! (Прилаг.) 4. Объединять и сравнивать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. (Союз) 5. Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - все в действие придет. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады и хлеб в полях растет. (Глагол) 6. Могу оттенки придавать значеньям, Могу усилить их без напряженья, Могу вообще подвергнуть отрицанью Всё то, что кто-нибудь произнесёт. (Частица)
-Можно ли их поделить на 2 группы? -А в чем их отличие? (Самостоятельные части речи несут смысловую нагрузку, в предложении являются каким-либо членом предложения) Молодцы!!! | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. | |
III | Стадия осмысления Постановка учебной задачи | Обсуждение, наблюдение, анализ, синтез, обобщение Выделение, формулирование темы цели урока, обсуждение, наблюдение, Выдвижение гипотез и их обоснование | фронтальная | - Недавно мы целый урок работали корректорами? А что мы делали? (Находили и исправляли ошибки, описки) -Вам понравилось? (Да) -Сегодня на уроке я хочу показать вам текст, который как мне кажется имеет один недостаток. Не знаю совпадет моё мнение с вашим или нет. Внимание на экран. (Слайд 1) Даша встает в семь часов. Даша делает зарядку и умывается . После школы девочка занимается спортом. Потом готовит уроки. Даша решает задачи, рисует , учит стихи. -Прочитайте . Что вы можете сказать о тексте? Есть ли в нем недостаток?(Повторяется слово Даша) - Какие слова нужно заменить , чтобы избежать повторения? ( Во 2 и 5 слово Даша на слово она) (Слайд 2) - Можем определить часть речи у слова ОНА? (Нет) -Ставим учебную задачу. (Познакомиться с новой частью речи ) | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта. Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль по результату выполнения задания. Осуществлять взаимный контроль. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Коммуникативные УУД: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Личностные УУД: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения. | |
Открытие нового знания. Первичное закрепление Проверка знаний | Поиск, анализ, синтез, обобщение Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Оценивают свою работу Выполняют задание, делают вывод. Оценивают свою работу Озвучивают свои результаты. Выполняют задание. Высказывают мнение Выполняют физминутку Работают в тетрадях Работа в парах. Выполняют задания в учебнике. Читают правило. | Групповая Фронтальная Работа в группах Фронтальная работа | - А на кого указывает слово она? Вместо чего употребили? (Вместо имени) -Как назовем новую часть речи ? (Местоимение) - Какую часть речи заменяет местоимение ? (Существительное) – Давайте попробуем дать определение местоимению. (По ходу ответов детей вывешиваются слова-опоры) Итак, местоимение – это… (Слайд 3) Часть речи (почему?) – это отдельная группа слов. – Называет предметы? (нет) Он ––> стол, шкаф, ученик. Значит не называет предметы – Указывает на предметы? (да) Укажите ––> я, он, она… только указывает на предметы – Кто сможет сам дать определение местоимению? (По опорным словам) Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, а только указывает на них. - Какое местоимение вы употребите в речи , рассказывая о себе? ( Я) -Какое местоимение вы употребите , рассказывая о всех нас ? (Мы) - Какое местоимение употребите , обращаясь к товарищу? (Ты) - В каком случае вместо местоимения ТЫ нужно говорить ВЫ? (Это форма вежливого обращения) - Но все части речи мы поделили на 2 группы. А куда отнесем местоимение? Составьте предложение с любым местоимением и посмотрите каким членом предложения является. (Каждый ученик работает самостоятельно. Ребята читают свои предложения и называют каким членом является местоимение в предложении) -Какой делаем вывод? ( Местоимение - самост. ч. р.) Физминутка -Сейчас я вам предлагаю выполнить следующее задание . Я буду читать предложения , а вы выписываете только местоимения. 1. Он решил задачу. 2. Мы отдыхали на море. 3. В этом году было холодное лето. 4. Они решили помочь своим друзьям. -Что у вас получилось? (Он, мы, этом, они, своим) (Слайд 4) -Оцените свою работу сами. - А теперь поработаем в парах. Я вам раздаю листочки со стихотворением, где вы на месте пропусков должны вставить местоимения. (Читают) __ карандаш с бумагой взял, Нарисовал дорогу, На ___ быка нарисовал, А рядом с ____ корову. ___ сделал розовым быка, Оранжевой - дорогу. Потом над ____ облака Подрисовал немного. - Какие местоимения вставили? ( Я, ней, ним, он, ними) -Достаточно выполнить два упражнения, что бы усвоить новый материал? (Нет) - Посмотрим , что приготовил нам автор учебника. Упр. 202 стр. 139 (в тетрадях) Упр. 203 стр. 139(устно) Упр. 204 стр. 139 ( в тетрадях) - Только ли имена существительные заменяют местоимения? | |||
IV | Рефлексия. Домашнее задание | Подводят итоги, делают вывод Проводят оценку урока и самооценку Работают в оценочном листе. Записывают домашнее задание. | Фронтальная | Сегодня на уроке я узнал ....... В этом мне помог ...... Мне еще нужно ...... Я обязательно буду ....... -Как вы умаете о чем пойдет речь на следующих уроках? (Грамматич. значения местоимения) Дом. задание: выучить правило , записать его в справочник ; упр. 205 стр. 140 (Слайд 7) (Слайд 8) Спасибо за внимание , Ведь главное старание. (Дети хором) А навык и умение С годами к нам придут. | Личностные УУД: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Даша встает в семь часов. Даша делает зарядку и умывается. После школы девочка занимается спортом. Потом готовит уроки. Даша решает задачи, рисует, учит стихи .
Даша встает в семь часов. Она делает зарядку и умывается. После школы девочка занимается спортом. Потом готовит уроки. Она решает задачи, рисует, учит стихи.
Часть речи Не называет предметы Указывает на предметы Местоимение-
Он, мы, этом, они, своим.
Я и мы, ты и вы, Он, она , оно, они- Это, без сомнения, Всё …………
На уроке я узнал ……….. В этом мне помог ……… Мне еще нужно …………. Я обязательно буду ……....
Домашнее задание: у пр. 205 стр. 140 ; выучить правило, оформить его в справочник.
Спасибо за внимание, Ведь главное старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс.Местоимение как часть речи. Понятие о местоимении.
Урок русского языка....
Урок русского языка 4 класс Глагол как часть речи.
Конспект урока русского языка по теме: "Глагол как часть речи....
Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива
Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...
Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя:· формирование знаний о правописании предлогов;· развитие умения употреблять...
Открытый урок русского языка, 4 класс "Представляем ещё одну часть речи"
Урок русского языка в 4 классе на тему «Представляем ещё одну часть речи» построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода. Тип урока – «откры...
Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе на тему "Обобщение знаний частей речи" по УМК "Школа России"....
Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России
На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью речи наречием....
- Мне нравится (3)