Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с ъ и ь знаками"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе по теме " Правописание слов а ъ и ь знаками"был проведён как открытый. Урок удался, цели достигнуты. На уроке была организована парная и группова работа, что вызвало активизацию познавательной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Правописание разделительных  Ъ и Ь знаков. Роли Ь. Звуко-   буквенный    анализ слов.

Цель: Создать условия для закрепления умений писать слова с ъ и ь.

Задачи:

             Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

              Коммуникативные: учиться принимать активное участие в работе парами, группами, допускать существование различных точек зрения.

             Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с известным правилом.

             Познавательные: содействовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений , различать две функции ь.

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков

Ход урока:

  1. Орг.момент.
  2. Актуализация опорных знаний.

По классу развешаны карточки. Я предлагаю вам отгадать загадку и повернуться в сторону отгадки.

1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)

2.На скамейке у ворот Лена горько слёзы        ( льёт)

3. Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу. (подъёмный кран)

4.Кручу, верчу, знать никого не хочу. (вьюга)

5.Загадка-ребус :  Ё                                    

                               М          (Подъём)

6. Е/ЗД                                ( Подъезд)            

7. Мама, папа, я – дружная    …… (семья)

- Посмотрите внимательно на эти слова, что вы заметили?  Предположите тему  нашего урока. (Слова с ъ и ь)

III.Сообщение темы и цели урока.

- Это новая для нас тема? Мы хорошо знаем правила о написании слов с ъ и ь?  Зачем нам ещё раз возвращаться к ней?

Наша цель: научиться хорошо, правильно писать слова с ъ и ь.

- Что мы будем для этого делать? ( работать с учебником, в парах, в группах, узнавать новое, повторять правила).

IV.Организация  деятельности по применению знаний.

- Я предлагаю вспомнить правила, когда пишется ъ и ь? (сигн. карточки)

-Работа в парах.  У вас на столах  лежит листочек, рассмотрите его и предложите задание. ( распределить  слова  на 2 группы, уч. упр.126,

(дерев?я, об?ясни,  руч?и, ноч?ю, от?езд, с?ел, осен?ю, об?явление, раз?единение)

- Проверьте свою работу, глядя на экран. Другие варианты есть?

- Выполните звуко-буквенный анализ слов: 1в.- ночью, 2в.-съел. Обменяйтесь тетрадями, если правильно , за полями зелёный кружок, если нет – красный.

V.Физминутка.

Если я назову слово с ъ, то – хлопок над головой, если с ь- хлопок  перед собой.

Съезд, льёт, объехать, волчья, объяснить,  деньки, ручьи, съёмка, выезд, воробьи.

VI. Продолжение работы по теме урока.

- Дети, скажите, пожалуйста, что общего в правилах написания слов с ъ и ь?

- Чем правила различаются?

1.Работа по учебнику.

- Предлагаю поработать с учебником, упр. 126. Прочитайте стихотворение, посчитайте, сколько в нём слов с ь, обсудите ваши варианты с вашим соседом.(12).Какую роль в словах играет ь? Давайте запишем эти слова в 2 группы (1гр.- ь- раздел-ый, 2гр.- ь- указывает на мягкость согл-го) .Слова записаны на доске на листочках в столбик, выходят к доске и распределяют по группам, ост-ые сигналят карточками. (Раньше, пораньше, разбудить, удивленье, будить, поставь, варенье, проснусь, мгновенье, вареньем, пить.)

- Итак, какую роль играет ь в русском языке?

2.Самостоятельная работа.

 - А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания и поработать сам-но, выполнив упр. 124(а). Давайте проверим, что у вас получилось, на доске записано: ъ, ь, ь, ъ, ъ.

3.Групповая работа - А теперь соберитесь  в группы и выполните упр. 124(б, в), повернитесь группы друг к  другу, покажите ваши слова и схемы к ним, поднимите варианты вверх. Спасибо, молодцы!

- А теперь, для того, чтобы ещё раз вспомнить правило о ъ и ь знаках, предлагаю группам листы для работы.  Вам нужно будет  заполнить таблицу, выбрав и приклеив нужный вариант ответа.

На что указывает

ь и ъ

Место в слове

                 

Пишется

Пример

После букв

Перед буквами

Ь- показатель мягкости

Разделитель-

ный   Ь

Разделитель-

ный Ъ

1 и 3 группы – о разделительном ь

2 и 6 группы – о разделительном ъ

4 и 5 группы – о ь – показателе мягкости. По 1 представителю от группы выйти и рассказать, что получилось, а остальные группы находят  нужные полосочки и вклеивают в таблицу.

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к задачам урока и продолжим предложения:

                                                  Вспомнил

             

                     Я                        Повторил

                                          Узнал

- Кто хорошо уверен, знает правила о ъ и ь ? – зелёный сигнал светофора, кто считает, что ему ещё надо поработать- красный сигнал.

- Дети, спасибо за урок, я вами довольна.

VII.Информация о домашнем задании.

Т. Упр.37, повторить правила о ъ и ь на стр. 60.

На что указывает

ь и ъ

Место в слове

                 

Пишется

Пример

После букв

Перед буквами

Ь- показатель мягкости

Разделитель-

ный   Ь

Разделитель-

ный Ъ

На что указывает

ь и ъ

Место в слове

                 

Пишется

Пример

После букв

Перед буквами

Ь- показатель мягкости

Разделитель-

ный   Ь

Разделитель-

ный Ъ

РАНЬШЕ

ПОРАНЬШЕ

РАЗБУДИТЬ

УДИВЛЕНЬЕ

БУДИТЬ

ПОСТАВЬ

ВАРЕНЬЕ

ПРОСНУСЬ

МГНОВЕНЬЕ

ВАРЕНЬЕМ

ПИТЬ

ЗВЕРЬ

ПОДЪЕЗД

На что указывает

ь и ъ

Место в слове

                 

Пишется

Пример

После букв

Перед буквами

Ь- показатель мягкости

В корне и на конце слов

согласных

согласны-ми

Деньки, пень

Разделитель-

ный   Ь

В корне слова

согласных

е, ё, ю, я, и

Вьюнок, ружьё

Разделитель-

ный Ъ

После приставки на согласный

согласных

е, ё, ю, я

Объём, съёжился

На что указывает

ь и ъ

Место в слове

                 

Пишется

Пример

После букв

Перед буквами

Ь- показатель мягкости

В корне и на конце слов

согласных

согласны-ми

Деньки, пень

Разделитель-

ный   Ь

В корне слова

согласных

е, ё, ю, я, и

Вьюнок, ружьё

Разделитель-

ный Ъ

После приставки на согласный

согласных

е, ё, ю, я

Объём, съёжился

Дерев..я, об..ясни, руч..и, ноч..ю, от..езд, с..ел, осен..ю, об..явление, раз..единение.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Дерев..я, об..ясни, руч..и, ноч..ю, от..езд, с..ел, осен..ю, об..явление, раз..единение.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 «А» классе по теме: Правописание слов с ъ и ь знаками Учитель: Винакова Ж.И.

Слайд 3

Прочитай слова, предложи задание для своих одноклассников. Дерев?я, об?ясни, руч?и, ноч?ю, от?езд, с?ел, осен?ю, об?явление, раз?единение.

Слайд 4

Проверь себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"

Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...

Урок русского языка 2 класс, тема "Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100

"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"Правописание слов с разделительным ъ и ь знаками", ОС Школа2100"...

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.

Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...

Урок русского языка 4 класс УМК «Начальная школа XXI века». Тема «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Данный конспект урока помогает систематизировать знания о написании мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи; развивать мышление учащихся с помощью составления схемы-опоры и классификац...

Урок русского языка - 2 класс по теме Разделительные Ъ и Ь разделительные знаки.

Технологическая карта урока с отработкой УУД по каждому этапу урока....