В мире слов (синонимы, антонимы)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Лисая Анна Леонидовна

Урок русского языка в 3 классе по теме "Синонимы и антонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3_klass.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «В мире слов. Синонимы и антонимы»

Цель урока: Совершенствовать умение правильно подбирать слова близкие и противоположные по        смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в письменной и устной речи.

Задачи:

1.Помочь осознать необходимость о синонимах и антонимах.

2.Развивать языковой и речевой опыт учащихся; развивать умения наблюдать, делать выводы, обобщать;    развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;

3. Воспитывать культуру речи через употребление синонимов и антонимов;  стремление к познанию, трудолюбию; внимательное отношение друг к другу.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки для учащихся, презентация к уроку.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Расскажу я вам рецепт

Крепких знаний и побед

Будь серьезен на уроках и старательно вникай,

Не спеши, будь аккуратен,

Наблюдай и подмечай.

Приложи ты трудолюбие, просто время не теряй,

Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай!!!

Сегодня мы отправимся в путешествие в мир слов    (слайд 1)

2.Минутка чистописания.

 Подпишите  в тетрадях число, классная работа.

 Поиграем в игру « Правильно - неправильно»

 Если мое утверждение  правильное – пишите букву П, а если неправильное - пишите букву Н.

1.Сущиствительное - это часть речи, обозначающая предмет.

2. Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

3. Имена прилагательные не изменяются по числам.

4. Глагол обозначает действие предмета.

5. Имя существительное в И.п употребляется с предлогом.

6. Глагол в предложении часто является подлежащим.

Назовите получившуюся цепочку из букв. П   НН   П  НН  (в тетради)

- проверка, дописать строчку  (П   НН   П  НН на слайде 2)  

-дайте характеристику звуков для прописанных букв ( п- согласный, глухой, парный; н- согласный, звонкий, непарный)

3.Словарная работа.

Запишите слова-отгадки. Подчеркните орфограммы:

Алфавит , ворона – в слове-отгадке третий слог ударный.

Завод,  пенал- в слове-отгадке на конце парный согласный.

Ученик, ягода- в слове-отгадке звуков больше чем букв.

Пальто, платок – в слове-отгадке согласный звук [л] мягкий.

Петух, посуда - в слове-отгадке все согласные звуки твердые.

Проверка:

Алфавит, завод, ягода, пальто, посуда. (слайд 3)

4.Введение в тему урока.

На слайде даны имена прилагательные: (слайд 4)

Трусливый, храбрый, робкий, смелый, нерешительный, отважный.

Работа в группах.

Задание первой группе: Выписать имена прилагательные, обозначающие  хорошие качества человека          ( храбрый, смелый, отважный)

Задание второй группе: Выписать  имена прилагательные, обозначающие плохие качества человека           ( трусливый, робкий, нерешительный)

Что мы можем сказать о словах каждой группы? ( это слова близкие по значению; их можно заменять друг другом) Как называются такие слова? ( синонимы)

(Слайд 5)  Город «Словарик»

(Слайд 6)  Мы с приятелем вдвоем дружно, весело живем.

                   Я иду, и он шагает, я смеюсь, хохочет он.

                   Если грустно мне бывает, он печалится со мной.

А теперь давайте потренируемся в нахождении синонимов. (слайды 7,8,9) 

- Поиграем  со словами-приятелями: «Ответьте, кому холоднее?» (слайд 10)

- «Кто больше всего огорчился?» (слайд 11)

- Выбрать из предложенных слов синонимы. (слайды 12,13)

- Заменить последнее слово синонимом. ( слайды 14,15)

- Сделаем вывод: Слова одной части речи, различные по значению и написанию, но имеющие очень близкое значение – синонимы. (слайд 16)

-Физминутка.

Давайте отдохнем. Попробуем выполнить работу, которую успевает выполнить глагол в нескольких словах.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь.

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Покачайте-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните,

Все в порядок приведите,

Вновь трудиться вы начните!

 

А теперь посмотрите, кто пришел к нас в гости.  Сценка «Два друга»

Выходят два друга. На улице было прохладно, но  два друга были одеты по-разному.

Филя  - Ну и жарко!

Кузя  - Да ты что? Холодно!

Филя -  Да я весь покраснел от жары!

Кузя - А я побелел от холода!

Филя - Ты, что такой кислый?

Кузя - А ты что такой сладкий?

Филя - Нет! Я бодрый! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко-холодно, покраснел-побледнел, кислый-сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются?

Кузя - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

 Ребята, как по-другому можно назвать слова-спорщики? ( антонимы)

Мы вернулись в город «словарик».  Здесь живут слова – неприятели. Давайте с ними познакомимся. Они говорят и делают все наоборот.

Минус - плюс,

Огонь – вода,

Дерзкий – осторожный,

Все антонимы всегда – противоположны. (Слайды  17,18)

Найти антонимы в стихах. (Слайды 19-24)

Сделаем вывод.

-Вывод: ( слайд 25)

Слова одной части речи, различные по звучанию, противоположные по значению - антонимы.

-Физкультминутка «Кот Леопольд» (слайд 26)

Закрепление изученного материала.

Творческая работа  с пословицами:

1 группа. Собери пословицы.

Легко сказать,….                                    да трудно доказать

Мир строит, а …..                                   война разрушает

Добро помни, а …..                                зло забывай

2 группа. Собери пословицы:

Ученье свет, а …..                                 неученье-тьма

Вперед беги, а …..                                назад оглядывайся

Смелые  побеждают, а …..                  трусливые погибают

Проверка у доски ( собрать пословицы по карточкам)

Работа по группам: ( карточка каждому)

1 группа: Подберите к данным словам антонимы. Используйте слова для справок.

Ссориться, мокрый, быстро, вред.

Слова для справок: Медленно, польза, сухой, мириться.

2 группа: Подберите к данным словам синонимы. Используйте слова для справок.

Артист, аплодировать, будущий, истратить.

Слова для справок: Рукоплескать, актер, предстоящий, израсходовать.

Проверка.(Слайд 27-28)                                                  

1 группа.                                                                                       2 группа                                   

Ссориться – мириться                                                              Артист-актер

мокрый – сухой                                                                        аплодировать - рукоплескать

быстро – медленно                                                                  будущий - предстоящий

вред -  польза.                                                                          истратить – использовать

 Домашнее задание (по выбору):
1. Подобрать как можно больше синонимов к словам:
работать, смеяться.

2 Изобразить пословицу ( рисунок): Вместе тесно, а врозь скучно.

3. Антипословица.

Долог день  до вечера, коли делать нечего.

Задание: подбери к каждому слову антоним.( Коротка ночь до утра, если дел много)

Итог урока:

Какие слова называются синонимами?

Какие слова называются антонимами?

Для чего нужны в нашей речи слова синонимы и антонимы? (речь должна быть яркой, точной, более выразительной)

Рефлексия

Пока мы выполняли задание, в саду у наших героев выросло удивительное дерево – яблоня. Благодаря ему каждый из вас может  выразить своё отношение к уроку. Возьмите яблоко. Если вы работали на уроке с желанием, вам было интересно, вы легко справлялись со всеми заданиями, то нарисуйте яблоку улыбку. Если вы работали с желанием, но возникли затруднения, то прямой ротик. Если вы часто испытывали трудности, работали без желания, вам было скучно, то грустный ротик.

Спасибо за урок!!! (слайд 29)

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест "Значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы." Русский язык. 2 класс

Тест можео использовать на уроках русского языка для контроля освоения тем, связанных с лексикой....

Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"

Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....

Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы"

Урок русского языка в 4 классе по программе"Школа 2100".Тема: "Многозначные слова.Синонимы.Антонимы" с презентацией и подробным описаниемурока....

Роль имен существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

1. Закрепление и совершенствование знаний по теме.2. Продолжение работы с синонимами, антонимами, многозначными словами. Знакомство со словарями антонимов, синонимов, толковым словарем.3. Воспитание л...

Роль имён существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Цель урока: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начал...

Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".

На этом  уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...

Работа над многозначностью слова, синонимами, антонимами, крылатыми словами, фразеологией.

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но не всегда осознают её....