Роль имён существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Открытый урок русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100". Цель урока: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начальном этапе обучения. На уроке используется групповой метод обучения, инструменты ОТСМ - ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_v_4_klasse.docx | 106.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 4 классе . Программа «Школа 2100».
Учитель: Носкова Ирина Юрьевна
Тема: «Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы».
Цель: актуализировать, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Роль имен существительных в речи», полученные на начальном этапе обучения;
Формировать ключевые компетентности учащихся:
- коммуникативную – через формирование умения использовать знания по теме в нестандартной обстановке, в практической строить высказывание ситуации групповой коммуникации;
- смыслово-поисковую – через формирование умений группировать, анализировать, систематизировать материал;
- языковую – через обогащение словарного запаса учащихся, развитие воображения, творческих способностей учащихся;
Использованные технологии:
- Проблемно-диалогическая.
- ИКТ-технология.
- Технология работы в группах.
- Инструменты ОТСМ - ТРИЗ
Оборудование:
- Толковые словари Ожегова С.И. для работы в группах.
- Словарь синонимов и антонимов.
- Интерактивная доска, проектор, презентация
- Конверты с заданием.
- Словари, принесенные детьми на урок.
- Установка на урок.
Сегодня у нас открытый урок. В классе много гостей. Естественно, мы все немного волнуемся. Я хотела, чтобы вы подарили нашим гостям и мне хорошее настроение. Улыбнитесь. Я желаю вам на уроке взаимопонимания и продуктивной работы.
Давайте проверим нашу готовность к уроку. Все вы поделены на 4 группы, и все задания, которые вам будут предложены, вы будете выполнять в группе. Давайте вспомним правила работы в группе. Также у вас на столах лежат словари, конверты зелёного, розового и белого цветов, маркеры. Итак, начинаем…
- Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы будем сравнивать, думать, размышлять, будем говорить о богатстве русского языка. Ещё в 18 веке Николай Михайлович Карамзин – историк, публицист, писатель писал: «Богатство языка есть богатство мыслей».
- Актуально это высказывание в наши дни? Вы согласны с этим утверждением?
- Вспомните и назовите тему прошлого урока. (Имя существительное, его роль в предложении)
- Расскажите всё, что уже знаем о именах существительных. Сегодня продолжим разговор об именах существительных. Предлагаю вам сыграть в игру «Расселение» (инструмент ОТСМ – ТРИЗ)
3. Работа с многозначными словами.
- Ответственные в каждой группе возьмите конверт зелёного цвета. Разложите все карточки со словами на столе, чтобы всем было видно. Перед вами копилка имен существительных. (слова записаны на отдельных карточках: груша, яблоко, нектарин, манго, лютик, фиалка, василёк, георгин, свёкла, морковь, баклажан, картофель, сердце, спутник, звезда, земля) Вам нужно распределить слова на 4 группы, расселить по домикам, по любым признакам. При этом вы должны помнить 2 правила:
1) один объект должен быть только в одной группе;
2) у каждого слова должна быть группа, своё местожительство, «лишних» слов не должно быть;
- 1 группа, прочитайте слова, которые вы заселили в 1 домик. (Дети читают слова)
- Ребята, по какому признаку сделано расселение? (Это фрукты) и т.д.
- 4группа, а какие существительные попали в ваш домик? Что их объединяет? (они имеют много значений) Как вы поняли, что это многозначные слова?
- Где мы можем проверить себя, что это многозначные слова? (в толковом словаре)
- Посмотрите на нашу выставку словарей, которые вы принесли на урок. Самый большой 17-томный «Словарь русского литературного языка» насчитывает 120 тыс. слов. В словаре Ожегова примерно 57 тыс. слов. В словаре В. Даля «Живого великорусского языка» 200 тыс. слов, над его созданием он трудился 47 лет!
- У вас на столах толковые словари, выпущенные специально для учеников начальных классов. Это незаменимый помощник на уроках русского языка.
- Но словарём нужно уметь пользоваться. Какой главный секрет словаря нужно знать? (слова расположены в алфавитном порядке)
- Предлагаю проверить, действительно ли слова, которые вы заселили в 4 домик имеют несколько значений. Но, чтобы работа шла быстрее, предлагаю искать значения слов по группам.
1 группа ищет значения слова сердце,
2 группа ищет значения слова звезда,
3 группа ищет значения слова земля,
4 группа ищет значения слова спутник. (слайд 3,4,5,6)
- Что обозначают цифры 1, 2, 3 и т.д. в словарной статье?
(далее дети зачитывают значения, которые нашли)
- Можем мы понять в каком значении вы употребили многозначные слова без предложения?
- Составьте предложения со своим словом, чтобы всем было понятно, в каком значении вы его употребили.
- Давайте немного отдохнем и проведем физминутку.
4. Физминутка «Знаки препинания»
Точка (кулачки упираются в бока),
тире (руки сложены как у ученика за партой),
вопросительный знак (сгорбиться и нахмуриться),
восклицательный знак (руки вытянуть вверх, улыбнуться).
- Какие из этих слов многозначные? Докажите. (Дети выполняют упражнение, затем комментируют. Точка – пунктуационный знак, предел одного состояния и переход в другое – точка кипения;)
5. Работа с синонимами.
- Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. А что особенно обогащает нашу речь? (чтение книг)
- Давайте будем развивать свою речь, обогащать ее новыми словами, а на помощь к нам придут словари. Словарь очень нужная и полезная книга. Почти у каждого из вас есть дома словарь. Мы это видим на нашей выставке словарей, которые вы принесли из дома. Многие из этих словарей есть в нашей библиотеке. А на блоге нашего класса вы можете познакомиться с электронными словарями.
Словарей огромное множество это и….. А вот один из словарей о себе мог рассказать так: «Благодаря мне можно избежать повторения одного и того же слова, сделать речь точной, выразительной. В моём словаре слова расположены рядами».
- Что такое синонимы?
- У вас на столах словарь синонимов для школьников. Он несколько отличается от словаря синонимов, созданного для взрослых. Здесь слова расположены синонимическими рядами. Слайд…
- А сейчас сыграем в игру «Мои Друзья» (инструмент ОТСМ – ТРИЗ)
- Мои друзья, синонимы к слову…
1 группа – метель
2 группа – богатство
3 группа – жилище
4 группа – простор
(Ребята в словаре синонимом находят нужные слова, потом их озвучивают)
- Обратите внимание, словами синонимами могут быть слова одной части речи. А слово бедность является синонимом к слову богатство?
- Как называются такие слова?
- Что такое антонимы?
6. Работа с антонимами.
В словарь школьника включён не только словарь синонимов, но и антонимов. Возьмите белый конверт. Достаньте задание. Вы сегодня уже работали с копилками. А сейчас вы создадите свою копилку, копилку антонимов. (инструмент ОТСМ – ТРИЗ)
Предлагаю вам поработать с пословицами. Достаньте из белого конверта задание. Найдите антонимы в пословицах и запишите их парами.
1-2 группа.
Человек от лени болеет, от труда здоровеет.
Ученье свет, а не ученье тьма.
Радость не вечна, печаль не бесконечна.
3 – 4 группа
Лето припасает – зима поедает.
Мир строит, а война разрушает.
- Давайте проверим, какие копилки антонимов вы собрали.
7. Итог.
- О какой части речи мы говорили?
- Какую роль играют существительные в речи?
- Какие слова находили среди имен существительных?
8. Рефлексия.
- Давайте обсудим, что узнали, и как работали. Сейчас каждый оценит свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. По очереди высказываетесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
* сегодня я узнал…
* на уроке мне особенно понравилось..
* теперь я могу…
* я понял, что …
- Оцените работу своей группы одним словом.
9. Домашнее задание.
Для домашней работы я предлагаю задания по выбору.
Одно – наиболее трудное, исследовательское. Ребятам нужно узнать, каких слов в русском языке больше – многозначных или однозначных. Для этого необходимо посчитать их количество в заданном тексте и сделать вывод. (В тексте почти все слова многозначные)
Второе задание среднего уровня. Нужно найти 3 многозначных слова, выяснить их значения в толковом словаре, придумать столько предложений, сколько значений у слова.
Третье задание. Составить предложения с данными словосочетаниями.
Упражнения для домашнего задания.
Упражнение 1.
Используя толковый словарь, определи, каких слов больше в тексте: однозначных или многозначных.
Бежал краб по песчаному дну. Остановился. Задумался. Что-то неудобно стало в старой одежде. Пора её сбросить. Ведь за новым панцирем в магазин не идти. Сам вырастет. Напрягся краб, приподнял жёсткую крышку, продвинул в узкую щель тело. Дёрнулся неосторожно, и длинная нога сломалась. Не беда. Вырастет новая нога.
(М.Жилин)
Упражнение 3.
Составь предложения, используя словосочетания.
серебряный колокольчик – лиловый колокольчик
острый нож – острое слово
море впечатлений – бескрайнее синее море
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль имен существительных в предложении и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. 4 класс.Программа "Школа 2100"
Роль имен существительных в предложениях и в речи.Многозначные слова.Синонимы.Антонимы. Программа "Школа 2100" 4 класс....
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
План – конспект открытого урока по русскому языку на тему:Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Тип урока: закрепление изученного материала. Цели урока:1) Обучающая:-закрепить знания учащихся о роли имен существительных в речи;-формировать умение подбирать синонимы и антонимы к ...
Конспект урока по русскому языку "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы."
Урок направлен на расширение представлений учащися 4 класса о значении слова, формирование навыков работы со словарной статьей, развитие умения использовать в своей речи синонимы, антонимы, мног...
Роль имён существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Конспект урока русского языка в 4 классе...
Роль имён существительных в предложении и речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.
Конспект урока русского языка в 4 классе...