Урок русского языка в 1 классе "Заглавная буква в кличках животных"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок - игра - наиболее используемая форма проведения нестандартных уроков. Выбранная мною форма проведения урока поможет сделать сложный научный материал доступным для понимания учащихся 1 класса

. На уроке использую разнообразные формы организации учебного процесса: чередую коллективную (фронтальную), парную и индивидуальную работу. Создаю условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

. Развиваю познавательную активность, учу рассуждать, сравнивать, делать выводы.Контроль на уроке осуществляется самими детьми, что даёт возможность создания психологического комфорта  каждому учащемуся, а также сохранения психологического здоровья детей.

На уроке применяю информационно- коммуникационные, проблемно- диалогические и здоровьесберегающие технологии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное  учреждение

Средняя образовательная  школа №42 г. Мурманска  

Ёнасс Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

Открытый урок русского языка в 1 классе.

. Тема урока:

«Заглавная буква в кличках животных.»

Цели урока.

1. Сформировать представления о правиле написания кличек животных, обогащать словарный запас детей, продолжить работу над словарными словами.

2.  Развивать умение различать названия животных и клички, развивать фантазию, логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, память.

3.  Воспитывать познавательный интерес к родному языку и бережное отношение к природе.

Прививать интерес к предмету.

Оборудование: 1. Рисунки животных.

2. Шапочки для актёров «щенок, котёнок».

3. Набор букв.

4. Конверты с карточками для парной работы.

5. Конверты с карточками для индивидуальной работы.

6. «Светофорчики».

7. Персональный компьютер.

8. Экран проекционный.

9. Проектор.

Ход урока.

1.  Эмоциональный настрой.

  1. Дети вам тепло?
  2. В классе светло?
  3. Прозвенел уже звонок?
  4. Уже закончился урок?
  5. Только начался урок?
  6. Хотите учиться?
  7. Значит можно всем садиться?

2.  Логическая разминка.

  1. Исключите лишнее слово  (слайд №1).
  2. Какая буква встречается в этих словах?
  3. Какие звуки обозначаем этой буквой?
  4. Дайте характеристику этим звукам.

3.  Чистописание.

  1. Определите порядок следования букв в ряду?

  1. Кка             Ккя             Кке                 Кк…

Напишите начатый ряд букв до конца строки, соблюдая указанную последовательность, пользуйтесь алфавитом.

4. Словарная работа.

  1. Вот мы с вами прошли по каллиграфической дорожке и попали в деревню Простоквашино. Нас встречает кот со странной фамилией Матроскин. Он познакомит нас с жителями этой деревни. А вот и они.
  2. Первое словарное слово вы прочитаете в больших треугольниках.
  3. Что у вас получилось? (корова)
  4. Что вы знаете о коровах?  
  5. Прочитайте слово по слогам, с ударением, обозначьте орфограмму. Запишите.

  1. Второе словарное слово – в маленьких треугольниках. Что у вас получилось? (собака) Работа над словом.

  1. Названия каких животных научились писать?
  2. Составьте устно предложение со словами.

Физминутка для глаз «Поймай бабочку».

5. Работа над новым материалом.

  1.  Ребята, Матроскин поведал  историю. В одном доме на чердаке живет котёнок, и у него есть друг щенок. И вот однажды с этим щенком случилась беда.  
  2. Инсценировка

Действующие лица:    щенок, котёнок.

Щенок: -  Эх! Наверное, меня никто, никогда не позовёт.

                 Я никогда не вспомню как меня зовут. А у меня было   такое хорошее имя.

Учитель: - Смотрите, смотрите! Ребята бегут. (Слайд №2 ).

                 - Кричат: «Шарик, шарик».  (Слайд №3 ).

Щенок: -  Это они меня зовут!

Котёнок: - Так беги скорее к ним!

Щенок: - Вот он я! Я тут. Это я Шарик.

Учитель:- Ой! Шарик лопнул!  (Слайд №4 ).

Щенок: - Гав, гав, скажи только честно, я лопнул? Да?

Котёнок: - Нет, ты не лопнул.

Щенок: - Почему же они кричали, что я лопнул?

Котёнок: - Это не ты лопнул. Это воздушный шарик лопнул.

Щенок: - Значит это я другой Шарик?

  1. - Конечно другой, ребята вам сейчас помогут в этом разобраться.
  2. Почему такая путаница вышла?
  3. Кто у нас был Шариком?
  4. А ещё какой шарик был? (Слайд №5).
  5. Слова звучат одинаково, а писать будем одинаково? Почему? (Слайд №6).
  6. Запишем кличку собаки в тетрадь.
  7. Почему слово собака, а Шарик?
  8. Чему будем учиться?

6. Сообщение темы урока.

Будем учиться различать названия животных и их клички. Познакомимся с правилом написания кличек животных.

Игра на внимание.

Если услышите кличку животного, то подпрыгните.

Собака Шарик. (Слайд №7).

Котёнок Пушок.

Коза Роза.

Алая роза.

Конь Ветер.

Северный ветер.

Корова Зорька.

  1. Названия каких животных запомнили? А клички?
  2. Как будем писать клички всех животных?

(Все клички до одной пишут с буквы прописной.)

  1. Что значит «прописной»?
  2. У кого дома есть животные? Как их зовут?
  3. Люди дают клички своим маленьким друзьям, как бы выражая тем самым свою любовь к ним.
  4. Дайте клички животным. (Слайд №8 - 9).
  5. Выбери кличку для коня. (Слайд №10).

Снежок

Ворон

Смелый

7. Закрепление пройденного:

  1. Матроскин и пёс Шарик написали письмо. Запомните названия животных и их клички.

Жили – были

Дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребёнка.

А еще была у них

Курица Бурёнка.

А ещё у них была

Собачонка Мурка,

А еще два козла:

Сивка да Бурка!

  1. Названия каких животных запомнили? А клички?
  2. Что заставило вас улыбнуться?
  3. Исправьте путаницу.

Парная работа

  1. Прочитайте слова первого столбика.
  2. Прочитайте слова второго столбика.
  3. Соедините названия животных с их кличками. Раскройте скобки – выберите нужную букву.

Проверка «Светофорчики».

Кошка (слайд №11)  ----- Мурка (слайд №12).

Курица (слайд №13)  ----- Хохлатка (слайд №14).

Собака (слайд №15)  ----- Жучка (слайд №16).

Корова (слайд №17)  ----- Бурёнка (слайд №18).

Жеребёнок (слайд №19).

  1. Какую кличку дали жеребёнку?
  2. Как написали клички животных?

8. Физминутка.

9. Работа над предложением и текстом.

«Печкин» (слайд №20).

  1. Прочитайте 1 вопросительное предложение.
  2. Прочитайте слова под вопросом? (слайд №21).
  3. Это предложение?
  4. Что такое предложение?
  5. Составьте предложение из этих слов.
  6. Прочитайте предложение.
  7. Какое первое слово? Какое второе? И т. д. (слайд №22 - 26).
  8. Запишите предложение.
  9. Прочитайте второе вопросительное предположение.
  10. Прочитайте слова под вопросом. (слайд №27).
  11. Составьте предложение из этих слов.
  12. Прочитайте предложение. (слайд №28).
  13. Исправьте ошибки (слайд №29).
  14. Запишите предложение.
  1. У кого были котята?

Кошки, были, (М,м)урки, у, котята.

  1. Как их звали?

Их, (Р,р)ыжик, (М,м)урзик, звали, и.

  1. Прочитайте предложения.
  2. Получился текст?
  3. Что такое текст?
  4. Озаглавьте его (устно).

  1. Молодцы! Почтальон Печкин отдаёт нам посылку.
  2. А здесь письмо (слово ученику):

Я пишу в тетрадь: «Карова» (слайд №30).

А корова нездорова!

Я пишу: «Сабака фомка», (слайд №30).

А собака лает громко.

Я пишу: «Лисёнок тишка» (слайд №30).

А лисёнок целит шишкой

 прямо в лоб мне и кричит:

«Лучше правила учи!»

  1. Исправьте ошибки. (слайд №31 - 33).

10. Итог урока.

  1. Прочитайте слова первого столбика (корова, собака, лисёнок)
  2. Прочитайте слова второго столбика (Тишка, Фомка)
  3. Почему слова в 1 столбике написаны с маленькой буквы, а во 2 – с большой?
  4. Чему учились на уроке?
  5. Какое правило выучили?

11. Домашнее задание.

  1. Раскрасьте животных. Дайте им клички.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

курочка лиса индюк

Слайд 5

Ш ш ?

Слайд 6

Ш арик ш арик

Слайд 12

М урка

Слайд 14

Х охлатка

Слайд 16

Ж учка

Слайд 18

Б урёнка

Слайд 21

кошки, были, (М,м)урки, у, котята

Слайд 22

кошки, были, (М,м)урки, котята У

Слайд 23

были, (М,м)урки, котята У кошки

Слайд 24

были, котята У кошки Мурки

Слайд 25

котята У кошки Мурки были

Слайд 26

У кошки Мурки были котята.

Слайд 27

их,(Р,р)ыжик, (М,м)урзик, звали , и.

Слайд 28

Их звали рыжик и мурзик.

Слайд 29

Их звали Рыжик и Мурзик.

Слайд 30

карова сабака фомка лисёнок тишка

Слайд 31

к о рова сабака фомка лисёнок тишка

Слайд 32

к о рова с о бака Ф омка лисёнок тишка

Слайд 33

к о рова с о бака Ф омка лисёнок Т ишка

Слайд 34

к о рова с о бака Ф омка л исёнок Т ишка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме"Большая буква в кличках животных"

План - конспект урока русского языка (развивающая система Занкова) 2 класс.Построен с учётом здоровьезберегающих технологий, напрввлен на развитие умений обучающихся работать самостоятельно....

Урок русского языка 2 класс "Заглавная буква в именах собственных"

Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в именах собственных"...

Презентация к уроку русского языка, 1 класс "Заглавная буква"

Презентация к уроку русского языка, 1 класс "Заглавная буква"...

Урок русского языка 2 класс "Заглавная буква"

Урок русского языка 2 класс "Заглавная буква"...

Урок русского языка. 1 класс Тема: Имя собственное. Клички животных.

Материал содержит конспект урорка, презентацию и карточки для работы на уроке....

презентация к уроку русского языка на тему "Большая буква в кличках животных"

Данная презентация поможет учащимся развить  умение различать название животного и его кличку. Сформирует навык правописания кличек животных с большой буквы. Поможет в развитии  внимания, мы...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Заглавная буква в кличках животных" (2 класс)

Цели:продолжить формировать умения учащихся в правильном написании слов в именах людей и кличках животных;развитие орфографической зоркости;воспитание интереса к изучению русского языка....