Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 Гускина Светлана Михайловна

Урок правописания безударной гласной в корне слова.   3класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravop_bezud_glas.doc67.5 КБ
Office presentation icon proverka_bezud_glas.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Озёры

Методическая разработка урока русского языка.

Номинация:

начальные классы

Тема урока:

«Правописание безударных гласных в корне слова»

Класс:

3-а

Автор:

Гускина С.М

Место работы:

МБОУ СОШ №2 г. Озёры

Должность:

учитель начальных классов

Квалификационная категория:

высшая

Сведения о программе:

Образовательная программа «Школа 2100»

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2.Цели, задачи урока, оборудование.

3.Конспект урока.

4. Приложение.

5.Список литературы.

Пояснительная записка.

Данная методическая разработка урока  рассчитана на учащихся 3-х классов. Данная тема (« Правописание безударных гласных в корне слова») изучается в разделе «Слово».

В целях поддержания познавательной активности обучающихся на уроке использовались: тематическая презентация, дидактические игры.

         Раздел «Слово» является важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы.  К моменту проведения этого урока обучающимся было   знакомо понятие орфограмма «Безударные гласные в корне слова».  В третьем классе отрабатывается умение писать слова с безударной гласной в корне (на материале трехсложных слов, слов  с двумя безударными гласными в корне). На данном уроке учащиеся в ходе различных упражнений демонстрировали свои умения пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Домашнее задание было задано творческое  с применением аналитико- синтетической деятельности). Такое домашнее задание даёт возможность оживить опрос и активизировать работу учащихся на следующем уроке.

Программа: «Школа 2100», (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)

Тип урока: открытие нового знания ОНЗ

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова

Цели урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи урока

  1. формировать умения обосновывать написание слов с безударной        гласной в корне слова; 
  2. уточнить алгоритм проверки безударных гласных в корне при проверке слов с двумя безударными гласными в корне.
  3. обогащать словарный запас учащихся;
  4. развивать основы мыслительной деятельности, творческие  способности  обучающихся;
  5. развивать орфографическую  зоркость, коммуникативные умения;
  6. воспитывать интерес к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке;
  7. совершенствовать коллективные навыки работы.

Оборудование:

  1. авторская презентация;                                                                          
  2. мультимедийный проектор;
  3. экран;
  4. карточки с заданиями для групп;
  5. тесты

Урок русского языка в 3 классе

Ход урока:


Этапы урока

Деятельность

   учителя

Деятельность

   ученика

     Время.

Организационный момент

1.Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

Приветствие учащихся, готовность к уроку.

- Начинаем наш урок русского языка.

 -Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни». (Слайд1)

- Почему  важно хорошо знать свой родной язык?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

Готовность к уроку.










Учащиеся слушают и смотрят слайд



Ответы детей.

1мин

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.










































Зрительная гимнастика












3. Выявление места и причины затруднения


















4.Построение проекта выхода из затруднения.























Физминутка












5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи

















7. Включение в систему знаний и повторение.




























8. Итог урока














9.Рефлексия учебной деятельности на уроке


- Какой большой раздел русского языка мы изучаем?

- Что мы уже знаем о слове?  

- Какие орфограммы  вы знаете?

-Вы, наверное, догадались, что речь  и сегодня пойдет об орфограммах.

Вас ждет сюрприз уже в знакомой теме, мы откроем сегодня  нечто новое  уже в известных знаниях.

-А начнём урок  с повторения .

- Найдите  и докажите гласную в слабой позиции в словах, записанных мультипликационными героями Смешариками : (Слайд)

- Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?  Запишите эти буквы самостоятельно.  (1- за доской)

- В какой части слова были эти гласные?

Да уж, безударный гласный звук причиняет много мук.


 Опасных гласных всего пять,

 Их и буду проверять.

 Не спеши! А, О, И, Е, Я-

 Не проверил - не пиши!



- Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расставьте части алгоритма в нужном порядке. (Приложение1-а)

- Какое время года  сейчас в природе?

-  Прочитайте стихи М. Исаковского об этом времени года (Слайд 2)

Летят перелётные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

- Какое из выделенных слов лишнее? Почему?

-Выпишите однокоренные слова, выделите корень. Найдите ударный слог в словах.

- Какая  орфограмма встретилась в этих словах? В какой части слова?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?


Работаем глазками по слайду.




- Сейчас мы работали со стихотворением об осени.

- Подберите,  слова-признаки к слову осень по схеме: прил.+ сущ. (Слайды3,4)

- Золотая осень. Почему так говорят?

- Запишем  это словосочетание на доске и в тетради. Выделите корень в прилагательном золотая.





- Почему же это слово вы написали по- разному?

 - В какой части слова вы встретились  с затруднением в написании?

 - Какая это орфограмма?

-Почему  ошиблись в написании этого слова?

- А сколько в этом слове безударных гласных?

- Попробуйте сформулировать цель  урока.  

Учитель ставит в схему знак вопроса.

Какова  тема урока?






- Сделайте звуковой анализ слова золотая  и  подберите проверочные слова к двум безударным гласным.  

з_л_тая – золото, позолота

- Что такое позолота? (Слайд 5)

- Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

- Попробуйте, работая в парах,  выстроить  новый алгоритм проверки  двух безударных гласных своих действий в нужной последовательности.  Подумайте, чтобы вы изменили в нём.

- Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске (Приложение 1 - б). Что нового в построенном вами алгоритме?



Одолела вас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают: да-да-да! (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают ( садятся за парты)



-Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:


Грибок, холода, весёлый, страна, сторона, варить, сторожить.

- Какие слова нужно поместить в1-ый столбик? Почему?

- Как же проверить две безударные гласные в корне слова?





- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?


-Будем работать в группах . Задание такое: «Застекли окошки» в домиках

(1группа: х-л-да,; 2группа: в-ч-реет 3группа: б-р-да, 4 группа:

п-л-сатый;5 группа: з-л-нели.

Все слова на домиках с “окошками” (пропущенные буквы).

- Проверим, как вам удалось застеклить окошки. Только скажите сначала, чем отличаются эти слова от тех, которые мы раньше проверяли?

-Какие безударные гласные встретились в этих словах?


-Действительно в словах, где две безударных гласных чаще всего встречается гласная буква о, е.





- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока?

-А что оказалось для вас сюрпризом? ( В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать)

Итак, если в слове две безударные гласные в корне, как будете действовать?

Исследовать написание таких слов, мы будем на следующих уроках; ещё не все секреты безударной гласной разгадали.


-Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.


-(Выставление оценок за урок)


Д/З: найти 5 слов с двумя безударными гласными в корне в художественном тексте

Слово.



Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв. Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов.




 (Дети называют слово с ошибкой, называют орфограмму и доказывают.)




В корне


проверка












(Работают по слайду и расставляют)


Осень




Лето.

Не родственное.


Безударная гласная в корне.


Отвечают правило








(1ученик –за доской, 2-ой на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.)




Не знаем способа проверки таких слов.


В корне слова.

Безударная гласная в слове.


Две


Найти способ проверки 2-х  безударных гласных в корнях слов.

Правописание двух безударных гласных в корнях слов.


[залатай’а]













Анализируют и добавляют.


















Учащиеся  доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы.









Высказывания детей



 (Учащиеся каждого ряда собираются около одной парты и совместно выполняют работу 2-3минуты



 -В этих словах две безударные гласные.

(Ученики каждой группы называют слова и вставленные буквы с проверочными словами.)

-Буквы о, е.










* Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных  в корне и могу объяснить одноклассникам

 

* Я понял, как можно пользоваться новым способом,  но не уверен, что объясню другому.


* Я не совсем понял, как доказывать правописание  безударных гласных в корнях слов.




 4мин







































1 мин








5 мин






















1 мин












2 мин










2 мин
























5мин



























1 мин














6 мин



















4 мин




































1 мин













1 мин



















 Приложение 1

 (а) Алгоритм написания безударной гласной в корне слова:



1. Прочитай слово.


2. Поставь ударение.


3. Выдели корень.


4. Определи место безударного гласного в корне.


5. Подбери проверочное слово.


6. Вставь букву.


7. Обозначь орфограмму.



(б) Алгоритм написания двух безударных гласных в корне слова:



1. Прочитай слово.


2. Поставь ударение.


3. Выдели корень.


4. Определи место безударного гласного в корне.


5. Подбери проверочные слова (Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов).


6. Вставь буквы.


7. Обозначь орфограмму.


                                                                                                                  Приложение 2

(а) Задание «Дополни сам»

1. Поставь ударение.

2. Подбери 2-е проверочное слово.

3. Выдели корень.

4. Вставь пропущенные буквы.

  1. Выдели орфограмму.

Дополнительный материал

Тр . п . тали – трепет, _______________

В. ч . реет –вечерний, _______________

З . л . нели – зелень, ________________

Г . л . ва – головка, _________________

(б) Оцените свою работу на уроке.

* Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных  в корне и могу объяснить одноклассникам

 

* Я понял, как можно пользоваться новым способом,  но не уверен, что объясню другому.

* Я не совсем понял, как доказывать правописание  безударных гласных в корнях слов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 3-а классе

Слайд 2

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

Слайд 3

Исправьте ошибки ваших любимых героев Смешариков!!!

Слайд 4

« Я хадил сегодня в ле c , там на дериво залез, А потом спускался вниз, да нечаянно повис» Вы Лосяше помогите, и ошибки отыщите! Разве можно без улыбки видеть у Лосяша ошибки:

Слайд 5

Здесь ошибки отыщите, в чём причина их скажите : « Лыжи мы купили, по лыжне хадили, да не накотались, лыжи вдруг сламались »

Слайд 6

Крош для Нюши написал: «Я дорю тебе пинал»

Слайд 7

А Совунья всем сказала, а потом и написала: «Я играю лучше всех, мячик мой литит наверх!»

Слайд 8

1. Поставь ударение. 2. Прочитай слово. 3. Подбери проверочное слово. 4. Выдели корень. 5. Определи место безударного гласного в корне. 6. Обозначь орфограмму. 7. Вставь букву.

Слайд 9

Алгоритм написания безударной гласной в корне слова. 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Выдели корень. 4. Определи место безударного гласного в корне. 5. Подбери проверочное слово. 6. Вставь букву. 7. Обозначь орфограмму.

Слайд 10

Летят перелётные птицы Ушедшее лето искать, Летят они в жаркие страны, А я не хочу улетать .

Слайд 11

- Подберите, слова-признаки к слову осень по схеме: прил.+ сущ. …………… осень

Слайд 12

позолота Позоло́та— нанесение на предмет тонкого слоя золота в декоративных целях.

Слайд 13

б Оцените свою работу на уроке * Я могу пользоваться новым способом проверки безударных гласных в корне и могу объяснить одноклассникам * Я понял, как можно пользоваться новым способом, но не уверен, что объясню другому. * Я не совсем понял, как доказывать правописание безударных гласных в корнях слов.

Слайд 14

Д/з: 5 слов с 1 безуд. глас и 3 слова с 2 безуд глас. из р-за «Голуби»

Слайд 15

Безударные гласные в корне слова проверяются ударением.

Слайд 16

ед.ч. мн. ч. Р.ка – реки С.ва – совы мн.ч. ед.ч. М. сты – мост Д. ньки - день Изменение числа: е о о е

Слайд 17

Ласково: скв. рец - скв о рушка о з. ма - з и мушка и

Слайд 18

Именем существительным: Подс. лить - с о ль о Именем прилагательным: сн. говик - сн е жный е Глаголом: хв. стунишка - хв а стать а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....