Тематическое планирование по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме
Рабочая программа начального общего образования по русскому языку на 2012-2013 учебный год.
Учебно-методическое обеспечение:
1. В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова «Русский язык», учебник для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 г.;
2. В.В.Репкин, Т.В.Некрасова. Тетрадь- справочник «Русская орфография»,
г. Москва, «Вита-Пресс», 2012 г.;
3. Т.В.Некрасова. И.П.Старагина «Тексты для списывания. 3 класс», «Вита-Пресс», г. Москва 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_3_klass_russkiy.docx | 34.06 КБ |
tematicheskoe_plan.3_kl._rus_yaz_2012-2013.docx | 78.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Распределение часов по четвертям
Четверть | Количество часов | Контрольные работы |
1 четверть | 40 часов | 3 |
2 четверть | 39 часов | 2 |
3 четверть | 50 часов | 3 |
4 четверть | 25 часов | 2 |
5 четверть | 16 часов | 1 |
Итого | 170 часов | 11 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени начального общего образования.
- Примерной программы по русскому языку:
-«Примерные программы по учебным предметам» Начальная школа. Часть1, Москва, «Просвещение», 2011, стр. 9-67.
- «Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, Издательство «Вита –Пресс», Москва, 2011.
3. Программы к завершённой предметной линии учебников «Русский язык» для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 год, В.В.Репкина, Е.В.Восторговой, Т.В.Некрасовой, Л.В.Чеботковой.
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования гимназистов, потому что русский язык является государственным языком, родным языком русского народа. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения. В процессе изучения у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-целостное отношение к языку, стремление к грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка обучающиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Успехи в изучении языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Особенность построения курса состоит в том, что формирование навыков письма и чтения, развитие речи, усвоение знаний о языке в 3 классе решаются в связи и на основе формирования учебной деятельности. Этими условиями и закономерностями определяются содержание и логика развёртывания учебного материала развивающего обучения. В связи с понятием о позиционном чередовании звуков у детей формируется понятие фонемы. Вместе с тем, как особая единица фонема не изучается, от учащихся не требуется также умение делать фонематическую запись слова, т.е. оперировать этой единицей. Термин фонема вводится на ознакомительном уровне. Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова обеспечивает конкретизацию общего способа решения орфографических задач – его распространение на написание корней, приставок и суффиксов. Правописание корней в соответствии с законом русского письма опирается на понятие о корне как общей части родственных слов. Из этого понятия выводится способ выделения корня в слове. Потребность в подборе ряда однокоренных слов, предусмотренная этим способом, мотивирует обращение к толковому словарю, что позволяет отработать приёмы и навыки работы с ним. В процессе этой работы уточняется понятие о лексическом значении слова, прежде всего в связи с явлением многозначности слов, пополняются знания о словах – омонимах. Общий способ орфографического действия применим к орфограммам падежных окончаний имён существительных и прилагательных. Решение этой орфографической задачи требует понимания и учёта грамматических значений слова, выражаемых с помощью его окончаний. Это, в свою очередь, предполагает разграничение лексических и грамматических значений слова. Таким образом, в структуру орфографического действия органически включается морфосемантический анализ слова. Работая с орфограммами падежных окончаний, учащиеся впервые сталкиваются с орфограммами, противоречащими фонематическому принципу письма, и выясняют назначение специальных орфографических правил, регулирующих такие написания. Тем самым завершается выделение всех звеньев орфографического действия, позволяющего учащимся обнаруживать орфограммы непосредственно в процессе письма, оценивать их с позиций фонематического принципа и выбирать соответствующий способ проверки. Окончательная отработка этого действия обеспечивается в процессе изучения орфограмм в личных окончаниях глаголов (2 полугодие, 3 класс). Программа предусматривает, что учащиеся должны овладеть орфографическим действием не путём заучивания отдельных частных правил, а в процессе исследования, обеспечивающего сначала выявление, а затем последовательную конкретизацию фонематического принципа письма.
Разграничение лексического значения слова и его грамматических значений ставит учащихся перед проблемой лексической сочетаемости слов в речи, что придаёт актуальность задаче анализа многозначности слова. Основным направлением этой работы является установление многозначности слова и связей между его частными значениями. В процессе развивающего обучения создаются благоприятные предпосылки для формирования у учащихся навыков грамотного письма и чтения. Решая проблему развития речи у школьников, необходимо исходить из того, что речь функционирует в неразрывном единстве с конкретными видами их деятельности: игровой, трудовой, художественной и т.д. Главной задачей является обеспечение условий для постепенного перехода к монологической устной и письменной речи. Определяются два основных направления работы по развитию речи учащихся:
- обогащение и активизация словарного запаса;
- анализ и продуцирование разнообразных текстов.
Цель курса:
- познавательная - ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
- социокультурная – изучение русского языка- включает формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, навыков грамотного безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение обучающимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально- ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского языка в 3 классе в объёме 170 годовых часов, значит 5 уроков в неделю.
№ | Основные разделы | Количество часов | Количество | ||||||
конт. работ | тестов | контр. списываний | слов. дикт. | ||||||
1. | Основной закон русского письма | 24 | 1 | 1 | 2 | ||||
2. | Окончание как значимая часть слова | 22 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
3. | Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям | 34 | 1 | 1 | 1 | 2 | |||
4. | Нефонемные написания в падежных окончаниях | 20 | 1 | 1 | 1 | ||||
5. | Правописание личных окончаний | 38 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
6. | Система орфограмм и способы их проверки. | 32 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Итого | 170 | 6 | 8 | 4 | 11 | ||||
1 полугодие | 80 | 3 | 3 | 2 | 6 | ||||
2 полугодие | 90 | 3 | 5 | 2 | 5 |
Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
- формирование важнейших нравственных и эстетических представлений у обучающихся, усвоение общечеловеческих моральных ценностей;
- развитие творческих способностей;
- развитие логического и образного мышления;
- формирование коммуникативных, познавательных компетенций.
Метапредметные результаты:
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
- освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке (при работе в паре, группе);
- овладение посильными приемами самостоятельной работы;
- умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях и задачах;
- понимание партнерских отношений, умение адекватно отстаивать свою точку зрения;
- умение задавать вопросы;
- умение оперировать моделями разного типа;
- умение контролировать свои действия.
Предметные результаты:
- освоение учащимися первоначальных знаний о звукобуквенном и словарном составе родного языка, его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;
- знакомство обучающихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации.
Обязательный минимум содержания | Максимальный объём содержания учебного курса |
Ученик научится: -определять с помощью словаря значения многозначного слова и объяснять связь между ними; -склонять существительные разного типа и определять падеж существительного в словосочетании; -проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного » слова с окончанием в сильной позиции; -определять тип спряжения глагола и проверять орфограммы в его окончаниях; -правильно записывать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными во 2- 3-м классах; -записывать под диктовку текст (55-60 слов) с изученными орфограммами; -списывать словосочетаниями несложный по содержанию текст без опоры на орфографическое проговаривание вслух; -выразительно читать незнакомый художественный текст (темп чтения – не менее 80 слов в минуту); -составлять простой план повествовательного и описательного текста; - знать названия падежей; - уметь проверять орфограммы в окончаниях слов, называющих действия (орфограммы в формах прошедшего времени, -ТЬСЯ, (-ТСЯ), буквы Ё и Ь после шипящих, гласные в личных окончаниях). | Ученик получит возможность научиться: -составить звуковую и фонемную записи слова; -письменно излагать содержание повествовательного и описательного текста по коллективно составленному плану (с пропуском неизученных орфограмм); -самостоятельно составлять текст повествовательного или описательного характера с опорой на собственные наблюдения (с пропуском неизученных орфограмм); -составлять развёрнутый письменный ответ на вопросы по изученному материалу (с пропуском неизученных орфограмм); - применять порядок действий при проверке орфограмм в падежных окончаниях с учётом наличия нефонемных написаний; - проверять орфограммы слабых позиций в падежных окончаниях существительных и прилагательных путём подстановки в высказывание «проверочного слова» с окончанием в сильной позиции; - объяснять с помощью словаря значение многозначного слова и объяснять связь между ними; - - знать основные правила проверки нефонемных написаний в падежных окончаниях (буквы О, Ё, Ь после шипящих; буква И в окончаниях слов на -ий, -ия, ие; буква Г в окончании –ОГО, (-ЕГО ); окончание –ЫЙ, (-ИЙ) в прилагательных мужского рода). |
Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса
№ | Результаты образовательного процесса | Формы контроля |
1. | Личностные | Внешний неперсонифицированный мониторинг |
2. | Метапредметные |
|
3. | Предметные |
|
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершенной предметной линии и системе учебников | Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, программа В.В.Репкина и др. |
Учебник, учебное пособие | В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова, Л.В.Чеботкова «Русский язык», учебник для 3 класса начальной школы в двух частях, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации (7-е издание), издательство «Вита-Пресс», Москва, 2010 г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся | В.В.Репкин, Т.В.Некрасова. Тетрадь- справочник «Русская орфография», г. Москва, «Вита-Пресс», 2012 г.; Т.В.Некрасова. И.П.Старагина «Тексты для списывания. 3 класс», «Вита-Пресс», г. Москва 2012 г. |
Материалы для контроля | Контрольные задания после основных разделов курса. |
Методическое пособие | Е.В.Восторгова, Л.В.Чеботкова «Методический комментарий к учебнику русского языка для 3 класса», «Вита-Пресс», г. Москва 2010 г. |
Список используемой литературы | 1. В.В. Репкин «Учебный словарь русского языка», г.Томск, «Пеленг»,1996 год. 2. Орфографические словари русского языка. 3. С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка». |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | ЕЦОР к учебнику «Русский язык», 3 класс, Репкин В.В., Восторгова Е.В., Некрасова Т.В., Чеботкова Л.В. http://school-collection.edu.ru/catalog/ |
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- групповая,
- самостоятельная работа,
- беседа,
- взаимопроверка обучающимися,
- работа над текстом учебника,
- дидактические игры,
- урок-состязание,
- урок-путешествие и др.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...
Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе
Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П. И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...
Календарно – тематическое планирование курса русского языка в 1 классе примерной программы начального общего образования, авторской программы "Русский язык" Рамзаевой Т.Г.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования, авторской программы «Русский ...