Развитие орфографической зоркости как средство повышения грамотности письма.
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Тема, над которой я работаю в течение последних четырёх лет «Развитие орфографической зоркости как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».
Актуальность темы предопределена тем, что учителям постоянно приходится проверять письменные работы школьников, исправляя в большинстве из них немалое количество грамматических ошибок. Это невольно заставляло задумываться о причинах трудностей в усвоении обучающимися грамматики русского языка и искать пути преодоления этих трудностей. Нередко я задавала себе вопрос - В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие орфографической зоркости как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».
Тема, над которой я работаю в течение последних четырёх лет «Развитие орфографической зоркости как одно из средств повышения грамотности письма обучающихся».
Актуальность темы предопределена тем, что учителям постоянно приходится проверять письменные работы школьников, исправляя в большинстве из них немалое количество грамматических ошибок. Это невольно заставляло задумываться о причинах трудностей в усвоении обучающимися грамматики русского языка и искать пути преодоления этих трудностей. Нередко я задавала себе вопрос - В чем же дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки…
Сегодня ответ уже очевиден: наши ученики не замечают «орфограммы» и потому не применяют известные им правила, «орфографическая слепота» школьников – одна из основных причин допускаемых орфографических ошибок.
Часто можно услышать от родителей фразу: «Все правила правописания мой ребёнок знает, а пишет всё равно с ошибками!». Это происходит потому, что ребёнок не знает, где эти правила применять. Поэтому и необходимо применять систему «опасных» мест.
Ученику нужно знать, где, в каком месте расположены «опасные» места, какие буквы являются «минами». Ребёнок должен уяснить, что проверить слово нужно до того, как оно будет написано!
Поэтому, умение обнаруживать «опасные» места, то есть орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения.
Таким образом, необходимость достроить существующую систему обучения орфографии недостающим звеном – формирование орфографической зоркости обучающихся – становится очевидной.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.
Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: какие орфографические умения следует формировать у учащихся начальных классов?
Для этого надо рассмотреть структуру осознанно выполняемого орфографического действия.
Можно выделить четыре орфографических умения, которые следует формировать у младшего школьника, работу над которыми начинаю на ранних этапах:
а/ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
б/устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
в/ применять правило, проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.
Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:
во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;
во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм;
в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.
Поскольку опознавательные признаки орфограмм непосредственно связаны со звуками, точнее, с оценкой позиции звуков, становится понятным, почему ведущей целью фонетической работы является формирование у детей умения слышать звучащее слово. В чем оно заключается? Ограничусь перечислением частных умений:
- выделять отдельные звуки и определять их характер;
- устанавливать последовательность звуков;
- ориентироваться в звуках – «соседях»;
- проводить полный звуковой анализ слов.
От того, насколько прочно первоклассники овладевают этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех в формировании у них орфографической зоркости.
Поэтому работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.
Чтобы грамотно писать, нужно овладеть основными принципами русской орфографии. Таких принципов три: фонетический, морфологический и традиционный. Овладение каждым из них имеет свои особенности и свои сложности и предполагает наличие у ребёнка необходимых для этого предпосылок, приобретённых им ещё до начала обучения письму. Если такие предпосылки отсутствуют или сформированы в недостаточной степени, то школьник неизбежно встретится с серьёзными трудностями при овладении грамотой.
Цель и задачи моей работы:
Учить грамотно писать.
Развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, осознанность письма.
Формировать умение применять приобретённые знания в практической деятельности.
Ожидаемый результат.
Овладение грамотой и устойчивым вниманием, способностью к запоминанию, к определённым мыслительным операциям.
Чёткая слуховая дифференциация всех звуков речи;
Правильное произношение всех звуков речи, особенно в плане отсутствия замены одних звуков другими;
Владение простейшими, доступными детям, видами звукового анализа слов;
Наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии искажений звуко - слоговой структуры слов;
Достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;
Желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма.
Приведу пример одного урока.
Во втором классе изучается тема: «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
На доске запись слов: б*рёза; *кно; в*да; в*дро, дается задание детям - рассмотреть внимательно, сказать, какие буквы пропущены?
Дети должны сами попытаться найти решение этой проблемы. Они споря, начинают сами подбирать проверочные слова, а после того, как прозвучит правильный ответ, я поднимаю сигнальную карточку, в которой нарисован восклицательный знак красного цвета. Предупреждаю детей, что это сигнал «Внимание!» Обучающиеся сами делают вывод: Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подбирать однокоренные слова, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
Ребята анализируют каждое слово, опираясь на правило. И это правило повторяется до тех пор, пока все ученики не научатся проверять написание слов.
Детям национальных школ трудно даётся изучение всех орфограмм, они должны не только запомнить правила, но и осознать о чём идёт речь. Для этого они должны обогащать свой словарный запас.
Эту проблему мы решаем так: с первого класса начинаем инсценировку сказок, переделанных на новый лад. Такие сказки я беру из газет: «ПедСовет»; «Начальная школа», которые выписываю по каталогу. Также сами переделываем сказки на новый лад. Во - первых, это интересно детям, которые с удовольствием приглашают своих родителей на представления. Во-вторых, они учатся себя держать на сцене, как маленькие артисты. В-третьих, развивается речь и память, ведь им необходимо разучить свои роли наизусть. Мы сыграли экологическую сказку «Репка», «Лукоморье», которую сыграли на районном семинаре завучей по воспитательной работе, «Сказку о Попе и его работнике Балде» и другие сказки.
На уроках широко применяю ребусы, которые составляю сама, также готовим вместе со старшеклассниками.
Таким образом, при письме краткой записи на уроках русского языка и ответа к задаче на уроках математики, мы проговариваем эти правила правописаний, постоянно ссылаясь на сигнальную карточку. Практикую изготовление таких сигнальных карточек детьми. Внимательный ученик, научившись использовать такую карточку, уже будет поднимать сам, а класс будет внимательней в последующих заданиях, т. к. каждый ученик старается выделиться, т.е. хочет, чтобы его тоже похвалили.
В практической работе использую следующие приёмы и виды упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости у младших школьников.
1. Списывание.
Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Задача учителя - научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать пропусков и замены букв, соблюдать интервалы между словами и т.п.
Поэтому уже на начальных этапах письма совместно с детьми составляется алгоритм списывания, который включает в себя следующие действия:
Алгоритм списывания:
1. Прочитай слово /предложение/.
2. Повтори слово / предложение/, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
3. Выдели орфограммы в списываемом слове /тексте/.
4. Прочитай слово /предложение/ так, как оно написано.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последний раз.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал по слогам;
б) подчеркни орфограммы в написанном слове /предложении/;
в) сверь каждую орфограмму с исходным словом /текстом/.
г) обращайся часто в орфографический словарь.
За годы работы пришла к выводу, что если обучение списыванию организуется по предложенному алгоритму, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности.
В классном кабинете алгоритм помещен на видном месте, имеется он и у каждого ученика в виде памятки. На первых порах выработки орфографической зоркости, т. е. в конце 1-го года обучения, проводится такая форма списывания в виде игры «Найди ошибку в слове».
Чтобы дети не теряли время на поиски списываемого слова в учебнике, они пользуются полоской бумаги зелёного цвета, которую кладут вдоль строчки, списываемой из упражнения.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; предложение, соответствующее схеме и т.д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Спиши слова определённой части речи и т.п.
2. Письмо с проговариванием (в основе – проговаривание по слогам) или фонемное письмо.
Я согласна с мнением педагога Л. С. Выготского, который писал: "Мы очень часто скажем сначала слово про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик". Затруднения, испытываемые школьником, в основном связаны как раз с процессом перевода внутренней речи в письменную. Следовательно, один из путей выхода из этих затруднений – озвучить речь.
Приучаю детей писать с проговариванием, особенно на начальных ступенях обучения. Роль такого озвучивания внутренней речи при письме нельзя недооценивать и в плане обучения орфографии. Произнесение записываемых слов так, как они пишутся. Способ проговаривания зарекомендовал себя как надежное средство формирования орфографического навыка.
3. Комментирование (объяснение написания).
Эффективным методом считаю письмо с комментированием отгадок на орфограммы в загадках, так как детям это интересно. При письме также иногда использую следующий прием: отгадку сопровождаю картинкой, на обратной стороне которой написано слово. После письма с комментированием идет самопроверка.
4.Орфографические минутки (в начале или в конце урока). Обязательно на каждом уроке!
Алгоритм проведения:
Прочитать текст.
Найти в каждом слове «опасные места».
Объяснить их написание.
Прочитать еще раз орфографически, а затем – орфоэпически.
Списать.
Часто проработанный текст записываем по памяти.
6. Звуковой анализ слов.
Данной работе я уделяю особое внимание, почти на каждом уроке проводится анализ слов, чтение транскрипции. Детям очень нравится расшифровывать тексты, написанные транскрипцией и самим записывать слова при помощи транскрипции.
7. Использование словарей.
Уже на первых уроках я знакомлю учащихся с орфографическим словарем, который в дальнейшей работе становится «настольной» книгой, часто используемой на уроках. Далее происходит знакомство со словарями разного вида – дети умеют пользоваться ими и делают это с интересом.
8. Поиск орфограмм в “чистом” тексте.
Детям даются карточки, которые позволяют обучающимся преодолеть трудности, а также они позволяют:
- развивать орфографическую зоркость в процессе поиска слов с орфограммами;
- самостоятельно проверить результат работы;
- видеть пробелы своих знаний здесь и сейчас и корректировать свои действия.
Карточка состоит из текста, в котором следует выделить слова с заданной орфограммой и ключа. Карточка-ключ - это карточка без текста. Но с вырезанными окошками на местах, соответствующих словам с орфограммами. Они-то и обнаруживаются при наложении ключа на текст. Конечно же, положительное в этом упражнении то, что ребенок сразу же после выполнения задания – видит результат своей работы.
Рабочие листы второго вида представляют собой занимательные тексты. За основу берутся интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов; найденные тексты перерабатываю, насыщая необходимыми орфограммами или оформляю на карточку. Важно, что в тексте буквы не пропускаются. Ученику необходимо подчеркнуть (и/или выписать) все слова на пройденное орфографическое правило, графически объяснить их написание.
Широко использую карточки с заданиями Т.Шкляровой
Кроме основных упражнений, которые рекомендует методика для работы над обучением орфограмм, я очень часто применяю на уроках занимательные упражнения и игры, ребусы, кроссворды, содержащие орфографические задачи.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию орфографической зоркости дает хорошие результаты. Дети усваивают основные орфограммы, учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы, еще неизученные.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать
Трудно перечислить все виды работ по формированию орфографической зоркости. Этот процесс творческий, трудоемкий, отнимающий много времени, но такой труд окупается более высокой грамотностью учащихся.
В перспективе я продолжу эту работу с поиском ещё интересных форм развития орфографической зоркости. Чтобы дети не только научились писать грамотно, но и осознанно. Я думаю, такие упражнения необходимы не только в начальных классах, но и в старших классах. Ведь письмо – это один из видов общения. А грамотное общение необходимо всю жизнь.
Я считаю, что тема, выбранная мной, остается актуальной, дала определенный результат, что видно из результатов моей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка. От того, насколько полно б...
Обобщение педагогического опыта по теме: " Развитие орфографической зоркости у детей как фактор повышения ЗУН"
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографическогонавыка. От того, насколько полно б...
Развитие орфографической зоркости- основа грамотного письма
Развитие орфографической зоркости- основа грамотного письма. Обобщение опыта работы в начальной школе....
Учебно – методические рекомендации по теме: «Развитие орфографической зоркости в начальной школе как залог грамотного письма»
Методические рекомендации посвящены формированию орфографической зоркости и интеллектуального развития учащихся начальных классов на уроках русского языка....