"Непроизносимые согласные в корне слова" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Белова Юлия Михайловна

Конспект урока русского языка с использованием элементов проблемного обучения. Тема: "Непроизносимые согласные в корне слова" 

Программа "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemnyy_urok.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Непроизносимые согласные в корне слова».

Технология: Проблемное обучение

Цель урока: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками в корне слова.

Задачи урока:

Учить детей самостоятельно формулировать тему урока, используя побуждающий к проблеме диалог.

Учить детей самостоятельно находить решения на поставленную проблему.

1. Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными звуками.

2. Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными звуками.

3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.

4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило.

Ход урока.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Комментарий

Учитель

Ученики

Доска


Орг. момент.

Проверка рабочих мест.

- Ребята, сейчас я вам буду называть слова с безударной гласной в корне слова.

- Тот, кто правильно подберет проверочное слово, может сесть на свое место.

- Итак начнем.

Зарядить

Богиня

Скалистый

Повязать

Плечистый

Потерять

Удивить

- Напомните мне правило, которое вы применяли.


- Садитесь поудобнее. Открываем тетради и записываем число.



Дети стоят. Называют ответ и садятся.






Заряд

Бог

Скалы

Повязка

Плечи

Потеря

Диво

Проговаривают правило.


Двадцать седьмое января.

Классная работа.


Чистописание

- Посмотрите на доску.

- На какие две группы можно поделить эти буквы?


- Сейчас мы будем писать ту группу букв, где по количеству их меньше.


- Назовите эти буквы.


- Дайте устную характеристику звукам, которые обозначены данными буквами.


- Красиво и аккуратно запишите эти буквы, продолжив закономерность.


- Молодцы, а с этими четырьмя буквами мы еще встретимся позднее.


- Гласные и согласные.







 Л,Д, Т, В


Л, И, Д, Т, Е, У, В, Э, А














Лдтв, Дтвл, Твлд, Влдт

Изучение новой темы


Создание П.С. (предъявление двух противоречивых фактов – в одних словах «т» произносится, в других    нет).  Применение приёма 1.



Побуждение к осознанию противоречия




Побуждение к формулированию проблемы


- Дети, прочитайте слова, которые написаны на доске.


- Что можете сказать об этих словах? Какие они?


Что интересного заметили?





- Какой возникает вопрос?




- И тема урока сегодня?



Читают



- Эти слова однокоренные, но в одних «т» произносится, а в других нет (осознание противоречия)


- Почему в некоторых словах «т» не произносится?


 -  Непроизносимые согласные (учебная проблема как тема)

Прикреплены карточки


Весть, известие, вестник, известный, известно.









Открываются только эти слова «Непроизносимые согласные»


Непроизносимые согласные

             





               Побуждение к  

                        гипотезе.

























Побуждение к проверке.




- Ребята, выпишите эти слова в два столбика: в один -  «т» произносится, другой - не произносится и выделите корень.


- Итак, какие есть гипотезы? (догадки? предположения?)



- Так, вы с этим согласны?


- Все слова второго столбика имеют приставку?



- Значит, дело не в приставке. Какие еще есть идеи?


- Где стоит непроизносимый согласный «т»?


- Так. Как это проверить?


- Как можно поработать со словами каждого столбика?



- Делайте.


- Что же вы наблюдаете?






- Так когда же  согласный не произносится? Сделайте вывод.



- В какой части слова стоит согласный, который не произносится?


-  Всё верно: из трех согласных звуков подряд средний не произносится.

Выписывают в тетрадь.




 - «Т» не произносится в словах с приставкой: известный, известно. (ошибочная гипотеза)

- (молчат)


- Вестник без приставки, но «т» не произносится. (контраргумент)

- (молчат)



- Вроде, между двумя согласными. (решающая гипотеза)

- (молчат)


- Надо подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т» в каждом столбике.

- (подчеркивают)


- Во всех словах второго столбика «т» стоит между согласными. В первом столбике этого нет. (аргумент)

- Согласный не произносится, когда стоит между двумя согласными.

- В корне слова.

 Учитель расставляет карточки в нужном порядке.

весть               вестник                        

 известие         известный

               известно

   























   весть               вестник                        

 известие         известный

               известно

                                                                                             

Задание на формулирование темы











Задание на опору

- Так значит какую же новую тему мы изучили?


- А как проверить написание слов с непроизносимыми согласными?


- Сверьте вашу формулировку темы и правила с учебником.

с.124-125


- Назовите согласные звуки, которые в некоторых корнях не произносятся.


- Когда на уроке мы встречались с этими буквами?




 - Давайте попробуем оформить это правило графически.


- Между какими буквами стоит непроизносимый согласный?


- Перечислите те звуки, которые не произносятся.

- Непроизносимые согласные в корне слова.

- Нужно подобрать  однокоренное слово, в котором этот звук четко произносится.

- Все правильно.




[в],[д],[л],[т]



-Мы на чистописании встречались с буквами, которые обозначаю эти звуки.






- Между двумя согласными?

- [в],[д],[л],[т]

Открываются остальные карточки «в корне слова»


















Выставляются эти звуки.

Далее добавляются остальные части опоры и рисуются стрелочки



[в],[д],[л],[т]

с с с -    не      

                              произносится,  

                                  но пишутся

Физмин

- Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем и сделаем физкультминутку «Прыжки»  № 132

Выполняют упражнение

Закрепление




















Работа на карточках в парах.


- На какой вопрос отвечают слова, написанные на доске?


- Подберите однокоренные прилагательные. Запишите эти пары слов к себе в тетрадь.


- Слова, какого столбика являются проверочными?

- Почему?





- Вывод:






- Ребята, возьмите  карточки и прочитайте задание.




- Задание понятно? Выполняйте.













- Сейчас проверит ваши работы шилом.

(Учитель собирает работы все вместе и протыкает шилом слова с непроизносимой согласной).

- Те слова, которые я проткнула, вы и должны были подчеркнуть.

- Проверьте свои работы.


- Как вы их отличили от других слов?

- На вопрос ЧТО? Это существительные.


 Делают



- Слова первого столбика являются проверочными.

-Непроизносимый согласный четко слышится.


- Чтобы проверить непроизносимый согласный, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался четко.

- Из данных слов выберите слова с непроизносимой согласной и подчеркните их.

Хороший

Счастливый

Ошибка

Грустный

Коллектив

Голова

Русский

Поздно

Дежурный

Сказки

Устный

Завистник











Грусть - …  радость - …

Власть - …   звезда - …


Грустный, властный, радостный, звездный

Самостоятель-

ная  работа

на карточках

- Вставьте непроизносимую согласную и подберите проверочное слово.

(коллективная поверка)

- Если кто-то не согласен – поднимает руку.

(выполняют работу)

Сердце – сердечко

Солнце – солнышко

Вестник – вести

Местность – место

Свистнул - свистеть


Словарная работа

- Ребята, догадайтесь, о чем идет речь: «день торжества, установленный в честь или в память кого-либо».


- Какие праздники вы знаете?


- Давайте сделаем устно  звуко-буквенный разбор слова праздник, а звуки запишем в квадратных скобочках.


- Сколько в слове букв и сколько звуков? Почему?


- В каком случае еще может быть звуков в слове меньше, чем букв?


- Запишите это слово в словарик


- Составьте предложение со словом праздник.

- Это праздник.












-7 зв.,8 букв.В слове непроизносимый согласный.

- Если в слове есть «ь» - показатель мягкости.





- Мы  дружно готовимся к празднику.  

  Праздник





[празник] – 7 зв.;8 б.

V. Итог урока

- Ребята, какую проблему (трудность) вы решали на уроке?




- Какое правило помогло нам решить эту проблему?






- С каким  словарным словом на новое правило мы познакомились?

- Почему в однокоренных словах «т» произносится, а в других нет.


- Надо подобрать однокоренное слово так, чтобы непроизносимая согласная четко слышалась.


- Праздник

Домашнее задание.

- упр.297 с.126, правило на с.125

- Попробуйте с данными словами (СОГЛАСНЫЕ, ПРЯТКИ, НЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ, В ТЕТРАДКЕ) составить  буриме - стишок на новое правило.

Например:

 Иногда согласные

  Играют с нами в прятки.

  Они не произносятся,

  Но пишутся в тетрадке!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Орфограммы корня" 3 класс

Тест "Орфограммы корня" 3 класс...

Урок русского языка "Понятие о корне" 2 класс

Урок русского языка "Понятие о корне" 2 класс "Школа России"Зеленина Л.М., презентация к уроку...

Урок -презентация "Непроизносимые согласныев корне слова"

Презентация "Непроизносимые согласные  в корне слова"...

Урок русского языка по теме "Непроизносимый согласный" во 2 классе.

Урок русского языка во 2 классе УМК "Перспектива". Тип урока повторение и закрепление изученного материала. В уроке использованы разноуровневые задания, представлены разные формы работы: работа в груп...

Тайны письма непроизносимых согласных. Презентация 2 класс Школа 21 век

Презентация к уроку "Непроизносимые согласные в корне слова" 2 класс, "Школа 21 века"...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение», 3 класс

Открытый урок, 3 класс.Тема: «Правописание непроизносимых согласных. Обобщение» ФИО Костерина Людмила Геннадьевна, учитель начальных классов.Цель. Совершенствование умения проверять и...