Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Чернышова Наталья Валериевна

Целью урока было развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова;

закрепление знаний о технике пе­редачи пространства в пейзаже, приемов работы ак­варелью (по мокрому листу) и гуашью (линией и мазком); обучение выразительному, эмоционально­му чтению, а также чтению «между строк», воспитание любви к родной при­роде, чувства сострадания, сопереживания ко всему живому: животным, растениям, людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr_russk_i_izo_1_klass.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного  урока развития речи

и изобразительного искусства в 1 –м классе

Тема: «Что видит осенний ветер, пролетая над землей?»

Автор: Чернышова Наталья Валериевна

Место работы: МБУ лицей № 67, г.о.Тольятти, Самарской обл.

Образовательные задачи:

воспитательная — воспитание любви к родной природе, чувства сострадания, сопереживания ко всему живому: животным, растениям, людям;

развивающая развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова;

дидактические — закрепление знаний о технике передачи пространства в пейзаже, приемов работы акварелью (по мокрому листу) и гуашью (линией и мазком); обучение выразительному, эмоциональному чтению, а также чтению «между строк».

 Дидактические материалы: текст рассказа М. Пришвина «Березкам зябко»,      кисти трех размеров, гуашь, акварель, бумага, палитры.

Зрительный ряд: репродукции работ художника И. И. Левитана, изображающие осеннюю природу.

Музыкальный ряд: П. И. Чайковский, «Времена года» («Осень») — кассета с записью шума ветра.

       План урока:

Вступительная беседа.

Чтение учителем рассказа и первичное восприятие его детьми.

Чтение рассказа учащимися, беседа после вторичного восприятия текста.

Беседа об осенней природе.

Игра.

Рисование под музыку.

Просмотр работ. Обсуждение.

Домашнее задание.

Ход урока

Учитель:

Дети, какое сейчас время года?

Какие приметы осени вы знаете?

А что особенно отличает раннюю осень от поздней? (Деревья были покрыты..., а теперь стоят голые. Ветер сильнее стал дуть, холоднее...)

Как дует ветер? Можете изобразить? (Дети подражают ветру.)

А вы знаете, какие музыкальные инструменты могут нам помочь воспроизвести звучание осеннего ветра?

(Свистульки, дудочки; духовые: флейта, гобой.)

—        Верно, ребята, вы подметили, что холоднее и сильнее дует ветер. Давайте охарактеризуем его. Какой он?

(Холодный, сильный, северный, резкий, порывистый и т.д.)

А кого можно встретить на улице в такую погоду?
(Бродит одинокая бездомная собака, кошка...)

Как вы думаете, им хорошо? (Холодно, голодно.)

—        Вот в один из таких дней поздней осени шел Михаил Пришвин по лесу. Дул холодный, порывистый ветер. Человек съежился в пальто. И вдруг он обратил внимание на деревья. Они были без одежд. Ему особенно стало жал
ко березок, хрупких, тонких, дрожащих от холода... Увиденное он описал в рассказе, который назвал «Березкам зябко».

(Учитель читает рассказ М. Пришвина, делает паузу

и после нее перечитывает еще раз отдельные места

в тексте. Ждет, когда дети сами заговорят.)

Учитель: Хорошо, что вы, ребята, думаете, хорошо, что не торопитесь необдуманно что-то сказать. А теперь прочитайте рассказ сами и поделитесь, о чем вы подумали, прочитав и услышав его. (Дети вдумываются в текст, перечитывая отдельные его части.)

Учитель: Хорошо, что вы так ярко представляете себе, как березкам холодно, зябко, как они качаются от ветра.

Я рада, что вы поняли это. Но что еще можно понять из этих четырех строчек? Какой момент в природе уловил и запечатлел М. Пришвин?

Ради чего он написал этот рассказ — только ли ради того, чтобы сказать, что березкам холодно?

Подумайте, ради чего писатель взялся за перо?

(Дети высказывают свое мнение.)

—        Пришвин уловил такой момент, когда осень уже кончилась, а зима еще не наступила. Он хотел описать, как холодно березкам, когда нет снега.

Он подметил, что березки ждут зиму. А она еще не наступила. Не только березки ждут зиму, а вся природа ее ждет.

Природа не просто ждет, а волнуется перед приходом зимы.

Учитель: Давайте выявим, где, в каких словах заметно это волнение?

Всю ночь бушевал ветер.

Не просто шумел, а бушевал.

Вода капала.

Словно природа плакала.

То солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнут крупой, как из мешка.

Быстро мчатся облака.

Не идут, не плывут, а мчатся.

И так зябко березкам, и так они качаются.

Обратите внимание на название рассказа. И в начале, в самом названии, и в конце автор подчеркивает, что березкам зябко.

Какими другими словами-синонимами, близкими по значению, можно заменить слово «зябко»? Холодно березкам, замерзают, дрожат.

Вдумайтесь в эти слова, сформулируйте другие названия к этому рассказу.

Какое название наиболее точно подходит?

Да, какая емкость художественного слова у Пришвина! Одно слово «зябко» передает состояние как природы, так и человека.

(После чтения рассказа М. Пришвина и его обсуждения под шум ветра продолжается беседа об осенней природе)

Учитель: Помните ли вы, дети, сказку о ветре, как он летал по разным странам?

(Дети обмениваются мнениями.)

А однажды ветер пролетал мимо березовой рощи. Подул он на березки и запел такую песню:

Ветер я колючий,

Я гоняю тучи,

Я умею быть прекрасным

Летом, осенью, весной!

Но осенью я желто-красный,

И бледно-голубой зимой!

Осенний ветер дул на березки и менял свой плащ, который был еще желто-красного цвета, но в нем уже появлялись бледно-голубые тона. Почему? (Потому что приближалась зима).

А вы знаете, ребята, что березки были очень разные: грустные и веселые. Когда на них дул ветер, одни веселились, раскачивая веточками в такт песне, а другие грустно наклонялись к земле.

А теперь давайте поиграем. Сейчас я скажу волшебные слова, вы превратитесь в березки и начнете раскачиваться на ветру. А когда я скажу: «Раз, два, три, замри!», вы замрете. Ну, начали...

Я повею и подую...

Вас в березки превращу я...

Раз, два, три ... замри!

(Дети раскачиваются как березы на ветру.)

А теперь, дети, давайте нарисуем наши березки. С чего Мы начнем? Конечно же, с фона. Нарисуем акварелью на Мокром месте осеннее небо. А какое небо поздней осенью, Когда уже чувствуется дыхание зимы?

(Дети отвечают: «Серое, серо-голубое, розовое...» и рисуют осеннее небо под образную музыку. Затем мелодия меняется, вновь шумит ветер, и дети начинают рисовать землю и березки. В процессе рисования нужно напомнить детям приемы работы линией, мазком (гуашью на подготовленном Фоне). Звучит образная музыка «Шум ветра».)

В заключение занятия устраивается просмотр и обсуждение работ. Детям задаются вопросы: «Какая картина больше понравилась и почему? Глядя на картину, вы видите замерзающие на ветру березки. Какая из картин вам больше напоминает рассказ М. Пришвина?»

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение про осень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах

Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах коррекционной школы. Тема урока "Осень"....

Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения.

Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения....

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...

Интегрированный урок развития речи 4 класс "Приемыш"

Интегрированный урок развития речи 4 класс...

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Конспект интегрированного урока развития речи и природоведения "Мир вокруг нас". 4 класс для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...