Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме
Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах коррекционной школы. Тема урока "Осень".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 55 КБ |
презентация | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок развития речи и логопедии
в начальных классах
Тема урока: «Осень».
Цели урока:
Образовательные:
Учить говорить и отвечать на вопросы полным, развёрнутым предложением; повторить сезонные изменения в живой и неживой природе; продолжить знакомство с разнообразием форм, размеров, окраски листьев растений осенью.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес учащихся.
- Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
- Воспитывать стремление бережно относится к природе в повседневной жизни.
Тип урока: обобщающий урок.
Формы организации работы: фронтальная работа с классом, работа в парах.
Оборудование урока:
- Иллюстрации с картинками осенней природы, листопада.
- Музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”.
- Раздаточный материал для каждого учащегося ( листья березы, клена, дуба, тополя).
План урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Сообщение темы и целей урока.
4.Работа над новой темой.
5.Практическая работа.
6.Физкультминутка.
7.Работа по учебнику.
8.Итоговое тестирование
Ход урока:
1.Организационный момент.
Ребята, посмотрите на гостей, друг на друга, пожелайте друг другу хорошего настроения, успехов в работе. А теперь всё внимание на экран.
2.Актуализация знаний учащихся.
Просмотр слайдов на тему «Осень».
Одновременно звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Учитель: Какое время года вы сейчас увидели на экране? (Мы увидели осень)
-Почему вы так думаете? (листья на деревьях жёлтые, коричневые, красные; на небе тучи; на земле лежат листья)
Осень – самое красивое время года. Как чист и прозрачен воздух! Как хороши деревья осенью! Жёлтая, красная, зелёная листва деревьев создаёт нам сказку осеннего дня.
У осени есть три поры: ранняя, золотая, поздняя. (Одновременно идёт показ слайдов).
-А какая сейчас пора осени за окном? (за окном поздняя осень)
-Ребята, а вам какая пора осени больше нравится? Почему? (высказывания детей, учителя)
3. Сообщение темы и целей урока.
-Какая же у нас сегодня тема урока?
Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: «Осень» (тема появляется на доске) А вот и она сама. Ребята, мы вместе с волшебницей – осенью побываем в осеннем лесу. Мы будем повторять признаки осени, учиться правильно и красиво говорить, рассуждать, узнаем много интересного.
4. Работа над темой урока.
1. Артикуляционная гимнастика.
- А чтобы хорошо говорить, подготовим наш язычок. Сделать гимнастику языка нам поможет «Осень».
Осень:
-А теперь мы отправимся в лес.
Я помогу вам открыть тайну осеннего леса. Но пришла я к вам не одна, а с тремя братьями – осенними месяцами.
Прочитайте, как они называются:
Октябрь
Сентябрь
Ноябрь
-Какой первый месяц? Второй? Третий?
-А сейчас какой месяц идёт?
2. Беседа «Сезонные изменения в природе».
Учитель: Ребята, вы заметили, как изменилась природа к концу осени!
Смотрим на экран и называем эти изменения.
-Какое стало небо? (Небо стало серое, хмурое, пасмурное, низкое)
-Что вы можете сказать про солнце? (Солнце редко светит и мало греет)
-Какие осадки выпадают осенью? (Осенью часто идут дожди; выпадает снег)
-Как надо одеваться поздней осенью? (куртка, шапка, сапоги, шарф, перчатки)
Учитель: Наступила поздняя осень. Небо покрыто облаками. Оно хмурое, низкое. Солнце редко светит и мало греет. Часто идёт дождь, реже снег. На улице похолодало. Люди одеваются теплее.
3. Дифференциация растений и животных. Беседа об изменении в их жизни осенью.
-Кто в лесу живёт? (дятел, лиса, муравей – животные)
-Что в лесу растёт? (грибы, ягоды , сосны, ёлки – растения)
Ребята, посмотрите, с кем осень нас встречает в осеннем лесу. Прочитайте (показ слов-названий).
белка заяц
Смотрим на экран
-Кто это? (Это заяц)
-А это кто? (Это белка)
-Как они называются? (дикие звери)
-Какие изменения происходят в их жизни осенью? (Осенью звери линяют) (меняют лёгкую шубку на тёплую)
Учитель: Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает - новая – густая, пушистая.
(На экране: иллюстрация рыжей и серой белки, внизу – предложение).
Летом белка какая?……..(рыжая), а зимой……(серая).
(иллюстрация серого и белого зайца, внизу – предложение)
Заяц-беляк летом какой? …..(серый), а зимой…..(белый).
-Как белка и заяц готовятся к зиме? (белка запасает корм на зиму, заяц корм не запасает)
-Что белка запасает к зиме?
-Чем будет питаться заяц?
Итог: Итак, ребята, мы повторили, как осеннее похолодание повлияло на жизнь животных. Звери меняют шубку, готовятся к зиме. Некоторые из них запасают корм.
-А почему не слышно пения птиц? (птицы улетели на юг)
-Какие птицы остались зимовать? (дятел, сорока, воробьи)
А мы дальше идём в лес.
-Что мы видим в лесу? (деревья)
Все они высокие, стройные, красивые!
-Какие деревья вы знаете? (осина, липа, берёза, сосна, дуб, тополь)
-Прочитаем названия деревьев, около которых мы остановимся в лесу.
Берёза дуб тополь
-Найдите эти деревья на картинках.
(название дерева, вызванный ученик прикрепляет к иллюстрации)
-Посмотрите внимательно и назовите, что общего есть у всех деревьев? (перечисляют)
-Какие изменения происходят с деревьями осенью?
- Как изменились деревья с наступлением поздней осени? (с деревьев опали листья) (Показ деревьев поздней осени).
Учитель бросает сверху вниз листья.
-Как называется такое явление осенью? (Листопад)
-Почему так называют это явление природы – листопад?
- Назовите действия, которые совершают листья вовремя листопада. (Они кружатся, летят, опадают, сыплются, вертятся)
Физкультминутка.
Волшебница - осень приглашает вас отдохнуть.
Осень:
- Сейчас я взмахну рукой, и вы все станете листиками и будете кружиться со мной в осеннем хороводе.
Выходите сюда ко мне. Вставайте в круг.
(звучит музыка П.И.Чайковского)
Мы листики осенние,
Мы листики осенние,
На веточках сидели,
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил
И на землю опустил.
4. Практическая работа.
а) Пальчиковая гимнастика.
А сейчас пальчиковая гимнастика, подготовим ваши пальчики к выполнению следующего задания.
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцем.)
Молодцы!
Ребята, посмотрите, что у вас на партах? (листья)
Это вам осень их принесла.
-Какие они по цвету? По форме? По величине?
(жёлтые, коричневые, красные, оранжевые)
(круглые, овальные, резные)
(большие, маленькие, средние)
А сейчас мы с вами будем выполнять интересные задания, которые приготовила для вас волшебница осень.
Слушаем внимательно задания.
-Хотите стать волшебниками?
-Выполните задания.
Ребята третьего класса работают в группах. Они из осколочных картинок составят листья деревьев, а каких деревьев, они нам скажут позднее.
(ребята открывают конверты и достают материал для работы, начинают работу)
Первый класс работает индивидуально.
У вас задание на карточках. Вам надо провести линии по точкам, и узнать какой рисунок получится.
(ребятам раздаются карточки, начинают работу)
Смотрю, все справились. Показ выполненной работы.
б). Игра «Какое дерево потеряло листок?».
А теперь проведем игру «Какое дерево потеряло эти листочки». Внимательно слушайте загадки, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки.
Загадка:
Русская красавица стоит на поляне,
В зелёной кофточке, в белом сарафане (берёза).
Ученики показывают листочки.
Какой это листик, Ваня?
Ответ ученика: Это берёзовый листик. Он упал с берёзы.
Загадка:
Могучий, огромный, столетний (дуб).
Какой это листик, Данил? Это дубовый лист. Он упал с дуба.
Загадка:
-Какие бывают листья?
Молодцы! Я вижу, вы знаете и умеете различать листья деревьев.
5. Беседа об охране природы.
(слайд леса)
-Что надо делать, чтобы деревья были красивыми и здоровыми?
(Любить, охранять,беречь, сажать, ухаживать)
-Что нельзя делать? (ломать, пилить, )
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Вырос целый лес.
Учитель: Лес - наше богатство, наша жизнь, наше здоровье. Он согревает, кормит, спасает.
(презентация слайдов)
-Что людям дают деревья? (дрова, бумагу, мебель, дома, …)
-Какую пользу приносит лес? (чистый воздух, кормит и согревает животных,…)
Вывод:
Лес дарит жизнь, воздух, здоровье.
6. Знакомство со стихотворением «Дары осени».
Осень дарит нам подарки, какие подарки, мы узнаем из стихотворения, которое называется: «Дары осени».
Заучивание стихотворения «Дары осени».
Презентация.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине;
Фартук розовый – осине;
Зонтик жёлтый – тополям.
Фрукты осень дарит нам.
7. Итог:
Учитель:
- О каком времени года говорили на уроке?
-Назовите осенние месяцы.
-Как изменилась жизнь животных?
-Как изменились деревья?
-С чем это связано?
-Что запомнилось больше всего
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 1 классе
Целью урока было развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова; закрепление знан...
Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».
Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...
Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения.
Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения....
Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»
На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...
Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.
Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...
Интегрированный урок развития речи 4 класс "Приемыш"
Интегрированный урок развития речи 4 класс...
Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...