Проектная деятельность младших школьников как фактор успешного обучения и воспитания
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.В материале раскрываются аспекты проектной технологии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность младших школьников как фактор успешного обучения и воспитания»
Актуальность метода учебных проектов связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий - проектов.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Любой учебный проект имеет два аспекта:
для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Так, в 1 классе В, начиная с первой четверти, вовлекала учащихся в проектную деятельность. Каждый делал свой индивидуальный проект «Моя Азбука» до конца периода изучения алфавита. Период обучения грамоте мы завершили творческим коллективным проектом-праздником «Прощай, Азбука!». В подготовке активное участие принимали все дети. Результатом проекта стал праздник, который запомнился всем его участникам.
Изучая раздел литературного чтения «О братьях наших меньших», которые живут у ребят дома, заговорили о собаках и кошках. Ребята проявили желание узнать о них больше. Так возникла необходимость в проекте «Животные-друзья человека». Дети собирали информацию о собаках и кошках, оформляли на листе. Через неделю презентовали проект. Слушали друг друга с неподдельным интересом. В результате все учащиеся получили большую и интересную информацию о собаках поводырях, о служебных собаках, о самых огромных и самых маленьких, о кошках различных пород.
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
- развить творческие и коммуникативные способности ребенка;
- привить навыки сотрудничества с другими людьми;
- привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта.
Проект «Старинные города России» по курсу «Родной язык» позволил детям 4 класса узнать о многих старинных российских городах, их особенностях, достопримечательностях. В ходе подготовки ребята самостоятельно распределили работу, выбрали города, о которых будут собирать материал. Несколько детей приготовили и показали электронные презентации. Ребята получили огромную информацию о своей стране, рассказывая каждый об одном городе.
По окружающему миру в 4 классе интересна была работа по теме «Страны мира». Ребята работали в трёх группах по рядам (выбрали Великобританию, США, Францию). Самостоятельно распределили обязанности, занимались поиском информации (учебник, хрестоматия, интернет) и представили свои проекты на уроке через неделю. Одноклассники задавали уточняющие вопросы, анализировали работу других групп и свою. Получили от проекта удовольствие, потому что презентации своих работ были яркими, насыщенными интересной информацией, рассказчики-выступающие были убедительны, их речь была четкой и выразительной.
Во внеурочной деятельности хочется выделить интересный групповой проект, посвященный 60-летию полета первого космонавта в космос. В рамках проекта ребята, объединившись в группы по желанию, подготовили презентацию об интересных фактах о космосе, загадки, ребусы на космическую тему, разработали этапы изготовления космической поделки. Итог проекта – проведение мероприятия для учащихся 2 – х классов, сначала поиграли, а затем выполнили поделку. Четвероклассники были в роли мастеров.
Работа над проектами занимает особое место в системе образования, позволяя учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что дети сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка. Хочется выразить благодарность родителям моих первоклассников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получилось!
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения. Этот метод четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Советова Е.Ю., Конева В.Н....
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС.
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС. Конева В.Н., Советова Е.Ю....
Презентация педагогического опыта "Активизация познавательной деятельности младших школьников как фактор успешного обучения в условиях ФГОС"
Представлена презентация опыта...
Выступление «Развитие логического мышления младших школьников, как фактор успешного обучения в школе».
Выступление, содержащее теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников....
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность младших школьников как фактор успешности воспитания и обучения в условиях реализации ФГОС...
Тема выступления на ШМО учителей начальных классов. Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.
Тема выступления на ШМО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....
Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения.
Проектная деятельность младших школьников, как фактор успешности воспитания и обучения....