Календарно-тематическое планирование по русскому языку 4 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
КТП по русскому языку 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КТП по русскому языку 4 класс УМК "Перспективная начальная школа" | 90.63 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического совета
от ___ __________2012г. № ___ Директор МБОУ «СОШ №19»
__________ Григорьев М.Ю.
Введено приказом №_____
от ___ ________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ РУССКИЙ ЯЗЫК
ДЛЯ 4Б КЛАССА (3 часа в неделю, 105 часов в год)
Составитель: Чукалова Нина Андреевна
(начальные классы, высшая кв. категория)
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора ____________ Газизова Г.К.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от ___ _______ 20___ г. № __
Руководитель МО ___________ Моргачева О.В.
Набережные Челны
2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (начальное общее образование) – утверждён приказом МО и Н РФ от 5.03.2004 №1089, примерных программ по учебным предметам, программы образовательной системы «Перспективная начальная школа» автора Н.А.Чураковой.
Рабочая программа по русскому языку ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3-х ч - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельных работ. 4 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник самостоятельных и контрольных работ. 3-4 кл. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 г.
Предлагаемый курс русского языка в 4 классе направлен на углубленное изучение системы языка, освоение культуры речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение речевыми жанрами. Для построения целостной картины мира, формирования речевой культуры младших школьников, поддержания интереса к занятиям по развитию речи по русскому языку разработана система работы с живописными произведениями, которая проводится на материале репродукций высокого качества, помещенных в учебник «Литературное чтение».
На уроках русского языка и окружающего мира обучающиеся знакомятся с различными видами словарей. Школьник вынужден постоянно обращаться к словарям, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая обучающемуся ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающую часть знаний в «другой» книге.
Цели:
Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирования на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной реи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:
освоение первоначальных знаний о языковых единицах, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
создание предпосылок для формирования грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования),
формирование способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка и др.).
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2012\2013 учебном году на изучение русского языка в 4 классе отводится 3 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год – 105 часов. Разделы программы «Перспективная начальная школа» по русскому языку автора Н. А. Чураковой соответствуют разделам стандарта. Основное содержание обучения представлено разделами: Виды РЕЧЕВОй деятельности, СИСТЕМА ЯЗЫКА (ПРАКТИЧЕСКОЕ УСВОЕНИЕ).
Содержание тем учебного курса
Фонетика и орфография
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове: разноместность и подвижность словесного ударения.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за, про, на).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов –лив- и –ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов –ик- / -ек- с учётом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о /ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв –и-/-ы- после приставки перед корнем, начинающимся на и.
Звукобуквенный разбор слова.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений).
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Морфемика и словообразование
Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном суффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии (на уроках литературного чтения).
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Морфология и лексика
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение).
Имя существительное. Категориальное значение имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имён существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имён прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имён прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя), личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа: вы пишете - пишите.
Синтаксическая роль глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союзов в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Синтаксис и пунктуация
Понятия об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Развитие речи с элементами культуры речи
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О, ОБ (о ёжике, об утке, об этом, о том, об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Требования к уровню подготовки учащихся
по курсу «Русский язык» к концу четвёртого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
Общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
Правописание безударных окончаний имён существительных трёх склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки.
Правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки.
Правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Правописание суффиксов глаголов в повелительном наклонении.
Правописание определяемых программой словарных слов.
Части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз.
Три типа склонения существительных.
Названия падежей и способы их определения.
Два спряжения глаголов.
Члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение), однородные члены предложения.
Особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Уметь:
Писать о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова.
Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
Правильно произносить орфоэпически трудные слова, отобранного для изучения в 4 классе, из орфоэпического минимума.
Правильно употреблять предлоги О и ОБ перед существительными, прилагательными, местоимениями.
Правильно употреблять числительные ОБА, и ОБЕ в разных падежных формах.
Применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова.
Производить звукобуквенный анализ слова, морфемный анализ слова (по составу), элементарный словообразовательный анализ, морфологический анализ имён существительных, прилагательных и глагола, синтаксический анализ простого предложения.
Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме).
Определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.
Составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.
Доказательно различать художественный и научно-популярный тексты.
Владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками.
Составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.
Находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для работы со словарями;
соблюдения орфографических и орфоэпических норм речи;
устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;
написания письма с соблюдением норм речевого этикета.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Кален дарные сроки | Фактичес-кие сроки | Предметные результаты | Контроль | ||
знания | умения | ОУУН | ||||||
1 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. | 1 | Знать: понятие «орфограмма»; структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка; что при образовании новых слов от глагола ОСНОВА глагола может усекаться, а может использоваться целиком. | Уметь: подбирать к глаголам родственные существительные; выделять окончание; разбирать слова по составу; писать безударные гласные, парные согласные в корне; видеть орфограммы в тексте; списывать текст, вставляя пропущенные буквы; ориентироваться в странице «Содержание»; выполнять практическую работу со словарями. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Выделение значимых частей слова | |||
2 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. | 1 | Знать, что гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и без ударения одинаково. | Уметь: работать с орфоэпическим словарем; образовывать от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -лив-; делить слова на группы в зависимости от написания; писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; выполнять проверку написания слов по образцу | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Выделение значимых частей слова | |||
3 | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. | 1 | Знать правило о написании ударных и безударных гласных, проверяемых ударением, в разных частях слова. | Уметь: образовывать от основ существительных прилагательные с помощью суффиксов -ист-, -ое-; работать со словообразовательным словарем; определять родственные слова; писать слова с парными согласными и непроизносимыми согласными в корне слова; писать слова с приставками; ставить знаки препинания при обращении. Уметь: сравнивать слова в каждой группе; образовывать от глаголов однокоренные слова с данными приставками и существительные; определять, как образовано слово; образовывать слова с суффиксом -чик-; писать слова с видимым на письме чередованием согласных; разбирать по составу сложные слова | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. Выделение значимых частей слова | |||
4 | Различение суффиксов. Значения суффиксов. | 1 | Знать: суффиксы-синонимы (которые по-разному звучат, но имеют одинаковое значение); суффиксы-омонимы (суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение). | Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать слова в столбиках; определять, какую работу выполняют суффиксы -щик- и -чик- в словах; находить родственные слова; определять значения выделенных слов | Выделение значимых частей слова (суффикса). Различение суффиксов. Значения суффиксов | |||
5 | Различение суффиксов. Значения суффиксов. | 1 | Уметь: выделять в словах суффиксы уменьшительно- ласкательного значения; сравнивать значения суффиксов; определять суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы; выполнять работу над ошибками; писать слова с непроизносимыми согласными; определять виды чередования звуков в слове; подбирать проверочное слово | Выделение значимых частей слова (суффикса). Различение суффиксов. Значения суффиксов | ||||
6 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 1 | Знать, что в русском языке в словах «аплодировать», «аплодисменты» удвоенные согласные не сохранились. | Уметь: писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; называть приставки, последняя буква в которых зависит от первой буквы корня; образовывать новые слова с приставкой ад-; выделять в словах корни; стрелками показывать, какое слово в каждой паре дало жизнь другому | Правописание слов с удвоенной согласной | |||
7 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 1 | Знать, что с существительными мужского и среднего рода употребляется слово «оба», а с существительными женского рода - слово «обе». | Уметь: определять склонения имен существительных; подбирать родственные слова существительные разного склонения (ель, елка; конь, лошадь); выделять окончание в словах; изменять по падежам слова «оба» и «обе»; употреблять местоимения «обоих», «обеих» | Правописание слов с удвоенной согласной | |||
8 | Знакомимся с текстом - рассуждением. | 1 | Знать, что в рассуждении хорошо виден ход мыслей человека. | Уметь: перечитывать отрывки из произведения; доказывать, что это текст-рассуждение | Рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы | |||
9 | Однородные члены предложения. | 1 | Знать понятие «однородные члены предложения». | Уметь: сравнивать схемы предложений; составлять схемы предложений; подчеркивать основу предложения | Однородные члены предложения | |||
10 | Однородные члены предложения. | 1 | Знать, что однородными могут быть главные и второстепенные члены предложения. | Уметь: находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения; писать слова с безударными гласными в корне | Однородные члены предложения | |||
11 | Однородные члены предложения. Входной диктант с грамматическим значением. | 1 | Знать изученные орфограммы. | Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Входной диктант с грамматическим значением | ||
12 | Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? | 1 | Знать правила постановки запятой при однородных членах предложения. | Уметь; выполнять работу над ошибками; находить однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения; объяснять постановку знаков препинания при однородных членах предложения Уметь: составлять схемы предложений; вставлять пропущенные запятые, соединяющие однородные члены; читать предложение с однородными членами, соблюдая интонацию перечисления | Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения | |||
13 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | 1 | Знать: понятие «союзы»; что союзы связывают между собой слова или предложения. | Уметь: сравнивать предложения с разными союзами; определять значение союзов к, а, но; работать с фразеологическим словарем | Союзы. Их роль в речи. Знаки препинания при однородных членах предложения | |||
14 | Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | 1 | Знать правило постановки запятой перед союзами и, а, но. | Уметь: определять однородные члены; работать со словообразовательным словарем; находить предложения с однородными сказуемыми и однородными дополнениями; соотносить предложение с его схемой. Уметь: показывать, как образованы слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне, с парными согласными, с безударными гласными; объяснять постановку запятых при однородных членах предложения | Союзы. Их роль в речи. Знаки препинания при однородных членах предложения | |||
15 | Учимся рассуждать. Сочинение-рассуждение. | 1 | Знать, что рассуждение - это объяснение какого-либо явления. | Уметь объяснять, что изображено на фотографии; рассуждать с опорой на наблюдение | Рассказ-описание, повествование, рассуждение на доступные детям темы | Сочинение-рассуждение | ||
16 | Работа над ошибками. Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания. | 1 | Знать, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам; глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам. | Уметь: определять вид орфограммы; называть основу в предложении; определять, какой частью речи выражены однородные дополнения | Глагол, значение и употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания | |||
17 | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. | 1 | Знать, чем отличается написание окончаний в форме 3-го лица множественного числа у глаголов I и II спряжений; понятие «личные окончания». | Уметь: сравнивать личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; делать вывод о написании личных окончаний глаголов | Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | |||
18 | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям | 1 | Знать, что гласные в личных окончаниях глаголов под ударением и без ударения пишутся одинаково | Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | ||||
19 | Учимся правильно писать безударные личные, окончания глаголов. | 1 | Знать, как определить спряжение глагола. | Уметь: ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией; правильно писать безударные личные окончания глаголов | Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | |||
20 | Учимся правильно писать безударные личные, окончания глаголов. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец». | 1 | Знать, что размышления и объяснения -это виды рассуждения. | Уметь: работать с толковым словарем; описывать элементы картины; выполнять задания; отвечать на вопросы; определять, какой текст получился (текст- описание или текст-повествование); составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях» | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | |||
21 | Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. Контрольный диктант. | 1 | Знать, как определить спряжение глагола. | Уметь: ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола; пользоваться инструкцией; правильно писать безударные личные окончания глаголов; разбирать по составу глаголы; объяснять написание орфограмм; пользоваться словообразовательным словарем | Правописание безударных личных окончаний глаголов | Контрольный диктант. | ||
22 | Работа над ошибками. Правило употребления предлогов о и об. | 1 | Знать, что если слово начинается с согласного звука, то оно употребляется с предлогом о, а если с гласного - с предлогом об. | Уметь: формулировать правило; записывать текст, выбирая нужный предлог; объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами | Предлоги. Их роль в речи | |||
23 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 1 | Знать, что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение «глаголов-родителей». | Уметь: работать с обратным словарем; письменно спрягать глаголы в единственном и во множественном числе | Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | |||
24 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. Тест. | 1 | Знать написание глаголов с возвратным суффиксом -ся. | Уметь: работать с обратным словарем; записывать слова парами и указывать, какое слово в каждой паре дало жизнь другому; находить чередование гласного звука с нулевым в корне слова; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; работать со словообразовательным словарем | Тест. | |||
25 | Азбука вежливости. Учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. | 1 | Уметь давать оценку выступлениям своих товарищей по плану | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | ||||
26 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 1 | Уметь: пользоваться обратным словарем; спрягать глаголы; образовывать формы глагола 3-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа; записывать текст, вставляя нужные буквы; чередовать согласные звуки в корне | Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | ||||
27 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 1 | Знать: понятие «глаголы- исключения»; что глаголы «гнать», «держать», «дышать», «слышать» относятся ко II спряжению. | Уметь: пользоваться обратным словарем; спрягать глаголы; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; объяснять орфограммы; выделять окончания глаголов | ||||
28 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 1 | Знать, что глаголы «обидеть», «терпеть» относятся ко II спряжению. | Уметь: объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами; объяснять написание беглого гласного в корне или в суффиксе; пользоваться обратным словарем; объяснять написание глагольных окончаний; находить в тексте глаголы-исключения; проверять работу друг друга | Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | |||
29 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 1 | Знать, что спряжение у многих глаголов определяется по ударным личным окончаниям. | Уметь: образовывать начальную форму глагола; правильно задавать вопрос, чтобы определить начальную форму глагола; определять спряжение глагола; писать глаголы в форме 2-го лица единственного числа; объяснять написание глагольных окончаний | Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | |||
30 | Учимся делать научное сообщение. Изложение с элементами описания. | 1 | Знать: понятие «тезис»; что в тезисах кратко излагаются основные мысли каждой части доклада. | Уметь: делать научное сообщение по плану о животных Арктики; делать сообщение, опираясь на данные тезисы; оценивать доклады товарищей | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | Изложение с элементами описания. | ||
31 | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 1 | Уметь: объяснять написание глагольных окончаний; пользоваться словообразовательным словарем; находить чередование гласного звука с нулевым звуком в корне; записывать текст, вставляя пропущенные буквы; наблюдать за местом ударения в формах глаголов; пользоваться орфоэпическим словарем; ставить ударение в словах | Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | ||||
32 | Характеристика предложения и разбор слова как части речи. | 1 | Знать алгоритм морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола. | Уметь: выполнять схему предложения; давать характеристику предложению; выполнять разбор слова как части речи; выделять основы предложения | Различение слова, словосочетания и предложения. Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол. | |||
33 | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить». Диктант. | 1 | Знать, что глаголы «брить», «стелить» относятся к I спряжению. | Уметь: пользоваться обратным словарем; определять спряжение глаголов; работать с фразеологическим словарем; разбирать глаголы по составу; ставить глаголы в форму 3-го лица единственного числа | Глагол, значение и употребление. | Диктант. | ||
34 | Работа над ошибками. Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить». | 1 | Знать, что глаголы с суффиксом -я-, -а-, -е-, -о-, -у- в начальной форме относятся к I спряжению. | Уметь: определять спряжение глаголов; правильно писать безударные личные окончания глаголов; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; подбирать родственные глаголы с приставкой; находить в тексте глаголы-исключения | Глагол, значение и употребление. | |||
35 | Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением. | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; цитировать отрывки из текста; отвечать на вопросы; пересказывать текст; зачитывать цитаты; находить части текста (рассуждение и повествование) | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | ||||
36 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. | 1 | Знать, что у глагола в форме прошедшего времени сохраняется глагольный суффикс начальной формы. | Уметь: определять время и спряжение глагола; правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени; ставить глаголы в форме прошедшего времени; выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | |||
37 | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Знать изученные орфограммы. | Уметь писать текст под диктовку с изученными орфограммами | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант с грамматическим заданием. | ||
38 | Работа над ошибками. Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа. | 1 | Знать: понятия «усечение основы глагола», «неусеченная форма глагола», «повелительная форма глагола». | Уметь: выполнять работу над ошибками; выделять глагольные суффиксы; сравнивать повелительные формы единственного и множественного числа; показывать письменно, как образована повелительная форма единственного числа глагола | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | |||
39 | Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа. | 1 | Уметь: находить глаголы в повелительной форме; выделять суффиксы повелительной формы и глагольные суффиксы; объяснять образование повелительной формы глагола | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | ||||
40 | Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа. | 1 | Уметь: записывать повелительные формы единственного и множественного числа данных глаголов; показывать письменно, как образуется повелительная форма единственного числа; сравнивать по составу глагольные формы Уметь: выделять корень в родственных словах; пользоваться словообразовательным словарем; определять, в какой форме стоят глаголы; разбирать глаголы по составу; правильно писать частицу «не» с глаголами | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | ||||
41 | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени. | 1 | Знать, что в форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс начальной формы. | Уметь: правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени; пользоваться обратным словарем; выделять глагольный суффикс; определять спряжение глагола Уметь: выписывать родственные глаголы парами и разбирать их по составу; пользоваться обратным словарем; правильно писать глаголы на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени | Глагол. Выделение значимых частей слова (суффиксы) | |||
42 | Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс –чь. | 1 | Знать, как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь. | Уметь: пользоваться обратным словарем; находить чередования согласных в корне; сравнивать спряжение глаголов «лечь» и «жечь». Уметь спрягать глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь | Глагол. Изменение глагола по временам. Неопределенная форма глагола | |||
43 | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. Тест. | 1 | Знать: понятия «аббревиатура», «аллитерация»; слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из латинского языка. | Уметь: работать с этимологическим словарем; писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков; находить аббревиатуры | Правописание удвоенных согласных | Тест. | ||
44 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | 1 | Уметь: образовывать глаголы настоящего времени 3-го лица множественного числа; выделять окончания глаголов; указывать спряжение глаголов; объяснять орфограммы; определять тип основы | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Глагол | ||||
45 | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | 1 | Знать, что у глаголов I спряжения может быть усекаемая и неусекаемая основа, а у глаголов II спряжения – всегда усекаемая основа. Знать, что спряжение глагола определяется по личным окончаниям глагола (если они ударные) или по его начальной форме (если личные окончания безударные). | Уметь: работать с обратным словарем; находить глаголы на -ять; образовывать личную форму глагола и проверять, усекается основа глагола или не усекается Уметь: образовывать глаголы настоящего времени 3-го лица единственного числа; выделять окончания; указывать спряжение глагола; находить глаголы-исключения; разбирать глаголы по составу | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Глагол | |||
46 | Описание, повествование и рассуждение. | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; читать цитаты; находить в тексте описание, рассуждение, повествование | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Изложение-повествование. | |||
47 | Работа над ошибками. Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть». Изложение-повествование. | 1 | Знать, что глаголы «бежать», «хотеть» разноспрягаемые; глагол «хотеть» в единственном числе изменяется по I спряжению. | Уметь: работать с обратным словарем; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени | |||
48 | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). | 1 | Знать написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). Знать, что в суффиксах существительных под ударением пишется о, без ударения - ё, если эти существительные образованы от других существительных; в суффиксах прилагательных пишется о - под ударением, ё - без ударения. | Уметь: объяснять орфограммы; показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах. Уметь: пользоваться обратным словарем; писать буквы о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). | Правописание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | |||
49 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | Уметь: работать с обратным словарем; объяснять значение приставок; правильно писать окончания существительных, прилагательных, глаголов | Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания | ||||
50 | Где используются однородные члены. | 1 | Знать понятия «однородные» и «неоднородные определения». | Уметь: пользоваться толковым словарем; сравнивать однородные и неоднородные определения Уметь: выделять предложения с однородными членами; разбирать предложения по членам предложения; придумывать предложения с однородными членами для уч-ка по окружающему миру | Однородные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения | |||
51 | Существительное. | 1 | Уметь: пользоваться обратным словарем; делить существительные на одушевленные и неодушевленные; объяснять орфограммы; подбирать синонимы; определять склонение существительных; выделять основу предложения | Имя существительное, значение и употребление | ||||
52 | Прилагательное. | 1 | Знать: признаки имен прилагательных; что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного. | Уметь: выписывать словосочетания с прилагательными; определять главное и зависимое слова в словосочетании; определять род, падеж, число имен прилагательных | Имя прилагательное, значение и употребление | |||
53 | Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?» | 1 | Уметь: рассматривать репродукцию картины; обсуждать вопросы; составлять план сочинения; писать сочинение по картине, используя план; приводить цитаты | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?» | |||
54 | Работа над ошибками. Краткая форма прилагательных. | 1 | Знать понятие «краткая форма прилагательного». | Уметь: работать с обратным словарем; находить слова с подвижным ударением; объяснять орфограммы | Имя прилагательное, значение и употребление | |||
55 | Повторение по теме «Синонимы». Контрольный диктант. | 1 | Знать: понятие «синонимы»; что синонимы могут различаться по значению, по времени бытования. | Уметь: находить устаревшие слова; сравнивать значения слов, образующих пары синонимов | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | Контрольный диктант | ||
56 | Работа над ошибками. Глагол. | 1 | Знать, что повелительная форма глаголов образуется с помощью суффиксов -и-, -й-. | Уметь: определять форму глагола в предложении; образовывать повелительную форму глагола; разбирать глаголы по составу | Глагол, значение и употребление | |||
57 | Глагол. | 1 | Знать, как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени. орфограммы | Уметь: находить в тексте глаголы; указывать время глаголов; выделять окончания глаголов прошедшего времени; объяснять | Глагол, значение и употребление | |||
58 | Глагол .Учимся писать сочинение. | 1 | Уметь: описывать в сочинении уголок природы так, чтобы все, кто прочитает сочинение, смогли представить его; составлять план сочинения | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Сочинение-описание | |||
59 | Устойчивые выражения. | 1 | Иметь представление о фразеологизмах. | Уметь: работать с фразеологическим словарем; заменять словосочетания устойчивыми выражениями; находить антонимы; объяснять значения устойчивых выражений Уметь заканчивать устойчивые выражения, используя слова-антонимы; находить в тексте устойчивые выражения | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | |||
60 | Простая и сложная формы будущего времени глагола. | 1 | Знать, что форма глагола - это время, число, лицо или род. | Уметь: определять форму глагола; образовывать от данных глаголов формы будущего времени и вставлять их в предложения; различать простую и сложную формы будущего времени глагола | Изменение глагола по временам | |||
61 | Простая и сложная формы будущего времени глагола. Как устроена книга. | 1 | Знать понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист», «аннотация». | Уметь: находить элементы книги; отвечать на вопросы; работать со словарем происхождения слов | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | |||
62 | Простая и сложная формы будущего времени глагола. | 1 | Знать, как спрягаются глаголы в простой и сложной формах будущего времени. Знать, что глаголы «победить», «убедить», «ощутить» не образуют форму 1-го лица единственного числа будущего времени; глаголы «дудеть», «чудить», «дерзить» не образуют форму 1-го лица единственного числа настоящего времени. | Уметь: сравнивать пары глаголов; подчеркивать основу предложения; работать со словообразовательным словарем; выделять у глаголов окончания; работать с обратным словарем Уметь: записывать предложения, поставив глаголы в нужную форму будущего времени; подчеркивать основы предложения; различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола | Изменение глагола по временам | |||
63 | Личные местоимения. | 1 | Знать, как личные местоимения изменяются по падежам. | Уметь: склонять личные местоимения; называть формы местоимений 3-го лица; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; определять, какими членами предложения являются в предложении личные местоимения | Местоимение, значение и употребление | |||
64 | Личные местоимения Рассуждаем о нашем прошлом. | 1 | Уметь: работать с толковым словарем и словарем происхождения слов; находить в тексте рассуждения; цитировать текст; письменно описывать старинные украшения; составлять план описания | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | ||||
65 | Личные местоимения. | 1 | Знать, что после предлогов в начале личных местоимений 3-го лица произносится [н'] и пишется н. | Уметь: ставить местоимения 3-го лица в нужную падежную форму; работать со словообразовательным словарем; находить в тексте личные местоимения; находить словарные слова в тексте; выполнять звукобуквенный разбор слова; определять лицо, число и падеж местоимений в тексте | Местоимение, значение и употребление | |||
66 | Личные местоимения. | 1 | Уметь: определять лицо, число и падеж местоимений в тексте; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; образовывать от основы глагола прилагательное с суффиксом -лив-; разбирать предложение по членам | Местоимение, значение и употребление | ||||
67 | Разбор слова по составу. | 1 | Знать порядок разбора слова по составу. | Уметь выполнять разбор слова по составу | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания) | |||
68 | Разбор по составу глаголов. | 1 | Знать: порядок разбора глаголов по составу; что в основу глагола не входят суффиксы начальной формы (-ть-, -ти-, -чь-), суффикс прошедшего времени (-л-), в глаголах с частицей -ся (-сь) частицу помечать не нужно. | Уметь: пользоваться инструкцией при разборе глагола по составу; разбирать глаголы по составу; находить обращения в тексте | Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Значение суффиксов и приставок | |||
69 | Орфограммы в корнях слов. | 1 | Знать понятие «орфограмма». | Уметь: работать со словообразовательным словарем; записывать родственные слова; разбирать слова по составу; определять место нахождения орфограммы в слове; подбирать проверочные слова; находить слова с орфограммой ча~ща под ударением; выписывать из текста прилагательные и существительные с безударной гласной в корне | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов | |||
70 | Орфограммы в корнях слов. | 1 | Уметь: работать с обратным словарем; выписывать слова с орфограммой «парный по звонкости/ глухости согласный в корне слова»; подбирать проверочные слова; работать со словообразовательным словарем; определять место нахождения орфограммы в слове | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов | ||||
72 | Орфограммы в корнях слов. Тест. | 1 | Уметь: списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить слова-антонимы; выписывать существительные по склонениям; строить схему предложения; выполнять звукобуквенный разбор слова; выделять корень в слове Уметь: работать с обратным словарем; находить в тексте орфограммы; работать с орфографическим словарем; находить в тексте словарные слова; сравнивать написание и произношение слов | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в корнях слов | Тест. | |||
73 | Орфограммы в суффиксах слов. Контрольный диктант. | 1 | Знать, что с помощью суффикса -ник- существительные могут называть: территорию, ёмкость, лиц мужского рода. | Уметь: работать с толковым словарем; находить орфограммы «безударный гласный в корне, проверяемый ударением»; записывать слова, называющие детенышей животных в форме множественного числа именительного падежа; выделять суффикс; разбирать слова по составу; находить сложное слово в тексте | Выделение значимых частей слова. Правописание суффиксов | Контрольный диктант. | ||
74 | Работа над ошибками. Существительные, Беглый гласный. | 1 | Знать, что в суффиксах существительных с уменьшительно- ласкательным значением пишется буква и, если при изменении формы слова в суффиксе сохраняется гласный; пишется буква е, если при изменении формы слова из суффикса исчезает гласный. | Уметь: работать с обратным словарем; образовывать существительные с суффиксами -чип-, -щик-; образовывать родственные слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -ик-, -чик-, -ек- Уметь: работать с обратным словарем; объяснять орфограммы; работать со словообразовательным словарем; находить беглый гласный в корне и в суффиксе | Имя существительное. Правописание суффиксов существительных | |||
75 | Существительные. Буквы о и е после шипящих. | 1 | Знать правило написания букв о, е после шипящих.
| Уметь: при помощи суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением -ок- и -ек- образовывать родственные слова; подчеркивать чередование согласных в корне, видимое на письме | Выделение значимых частей слова. Буквы о и е после шипящих | |||
76 | Существительные. Письменное изложение. | 1 | Уметь: работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; составлять план; писать изложение по плану | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Письменное изложение | |||
77 | Работа над ошибками. Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением. | 1 | Знать правило написания безударных гласного, проверяемого ударением. | Уметь: работать с обратным словарем; образовывать от основ существительных существительные с помощью суффикса -ищ- | Выделение значимых частей слова. Безударный гласный, проверяемый ударением | |||
78 | Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц | 1 | Знать, что в прилагательных, образованных от основ существительных, оканчивающихся на шипящий и ц, под ударением пишется о, без ударения - е; когда прилагательные, образованные от основ существительных - названий стран, краев, городов, пишутся с большой буквы. | Уметь: от основ данных существительных образовывать с помощью суффиксов -ое- и -ев- прилагательные; подчеркивать беглые гласные в корне или суффиксе; работать с обратным словарем; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -н- прилагательные; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -ск- прилагательные; ставить прилагательные в начальную форму | Выделение значимых частей слова. Буквы о и е после шипящих и ц | |||
79 | Прилагательные. Бездарный гласный в суффиксе, который надо запомнить. | 1 | Знать, что написание суффикса -чив- надо запомнить. | Уметь: находить слова с разделительным ъ и разделительным ь знаками; выделять суффиксы прилагательного | Имя прилагательное, значение и употребление. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить | |||
80 | Глагольные суффиксы. | 1 | Уметь: различать разные формы одного и того же слова; определять форму глагола; от данных слов образовывать глаголы; выделять суффиксы; объяснять расстановку знаков препинания в предложении с однородными членами | Выделение значимых частей слова | ||||
81 | Глагольные суффиксы. | 1 | Знать, что перед суффиксом прошедшего времени пишется глагольный суффикс начальной формы глагола. | Уметь: ставить глаголы в форму прошедшего времени; выделять глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени; объяснять орфограммы | Выделение значимых частей слова | |||
82 | Орфограммы в окончаниях существительных. | 1 | Уметь: определять место нахождения орфограммы в слове; разбирать предложение по членам предложения; определять род, падеж существительных; выделять окончания существительных; работать с орфографическим словарем | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях существительных | ||||
83 | Прилагательные. Буквы о и е после шипящих иц. Диктант с грамматическим заданием. | 1 | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Диктант с грамматическим заданием | |||
84 | Работа над ошибками. Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц. | 1 | Уметь: выполнять работу над ошибками; от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -ист- прилагательные; разбирать прилагательные по составу; работать со слово- образовательным словарем; от основ данных существительных образовывать с помощью суффикса -лив- прилагательные | Выделение значимых частей слова. Буквы о и е после шипящих и ц | ||||
85 | Прилагательные. Учимся составлять аннотации. | l | Знать, какую информацию можно извлечь из аннотации к сборнику сказок. | Уметь: составлять аннотации; писать названия произведений в тексте в кавычках, а фамилии авторов - без кавычек; письменно давать характеристику своему сборнику; перечислять названия произведений; перечислять фамилии авторов; сравнивать свою аннотацию с авторской | Практическое овладение диалогической и монологической речью. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного общения | |||
86 | Орфограммы в окончаниях прилагательных. | 1 | Уметь: списывать текст, вставляя пропущенные буквы; находить прилагательные, у которых пропущены безударные падежные окончания; выделять окончания у вопросов и у прилагательных; выписывать из текста сложные слова; находить существительное, образованное от прилагательного | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях прилагательных | ||||
87 | Орфограммы в окончаниях глаголов. | 1 | Уметь: образовывать начальную форму глагола; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях глаголов | ||||
88 | Орфограммы в окончаниях глаголов. Продолжаем знакомиться с текстом рассуждением. | 1 | Уметь: цитировать нужные фрагменты текста; находить в тексте рассуждение | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | ||||
89 | Орфограммы в окончаниях глаголов. | 1 | Уметь: объяснять орфограммы; определять спряжение глагола; находить глаголы-исключения; исправлять допущенные ошибки; находить разноспрягаемые глаголы; находить глаголы в повелительном наклонении; подбирать проверочные слова; объяснять написание глаголов на -ться и –тся | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в окончаниях глаголов | ||||
90 | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола. | 1 | Уметь: выделять глагольный суффикс, суффикс повелительной формы; разбирать глаголы по составу; показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов; ставить ударение в повелительной форме глагола | Уметь: определять спряжение глагола по глагольным суффиксам; образовывать повелительную форму глагола множественного числа, форму будущего времени 2-го лица множественного числа; разбирать глаголы по составу | Изменение глагола по числам, лицам и временам | |||
91 | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола. | 1 | Знать, что к глаголам- исключениям, кроме известных десяти, относятся все, образованные от них с помощью приставок. | Уметь: объяснять, какой глагол стоит в повелительной форме множественного числа, а какой - в форме 2-го лица множественного числа; разбирать глаголы по составу и ставить ударение; указывать спряжение глаголов; находить в тексте личные местоимения; определять лицо, число и падеж местоимений; определять форму глаголов в тексте; показывать, как образованы глаголы повелительной формы; выписывать из текста сложное слово; находить в тексте разноспрягаемые глаголы и глаголы-исключения | Изменение глагола по числам, лицам и временам | |||
92 | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола. Работа с картиной Н. Богданова- Бельского «Дети». | 1 | Уметь: анализировать тему картины; составлять и записывать план своего рассказа; рассказывать о впечатлениях, которыми поделился художник; записывать описание картины по данному плану | |||||
93 | Орфограммы в приставках. Тест. | 1 | Знать, что перед глаголами предлогов не бывает. Знать, что если корень слова начинается с буквы и и пишется после приставки, которая оканчивается на согласный, то на месте и нужно писать ы. Знать, когда после приставок пишется разделительный ъ, а в каких - буква ы. | Уметь: объяснять орфограммы; отличать предлоги от приставок; работать с обратным словарем; ставить в словах ударение; выделять приставки; с данными словосочетаниями составлять предложения Уметь: подбирать проверочные слова; писать слова с приставками на з/с; правильно писать слова с разделительным твердым знаком Уметь: образовывать новые слова с помощью приставок; работать с обратным словарем | Выделение значимых частей слова. Орфограммы в приставках | Тест. | ||
94 | Работа разделительного ь знака. | 1 | Знать, перед какими буквами пишется разделительный ь знак. | Уметь: писать слова с разделительным мягким знаком | Правописание слов с разделительным мягким знаком | |||
95 | Работа разделительного ь знака. Письменное изложение. | 1 | Уметь: цитировать текст; делить текст на смысловые части; составлять план; письменно пересказывать историю, пользуясь планом | Изложение текста (повествование, повествование с элементами описания) | Письменное изложение | |||
96 | Работа над ошибками. Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 | Уметь: записывать словосочетания из двух слов: существительного и зависимого от него прилагательного, отвечающего на вопрос чей?; различать прилагательные, отвечающие на вопрос какой? и вопрос чей?; показывать, как образованы прилагательные; образовывать краткую форму прилагательного. Уметь: выполнять разбор прилагательного по составу; склонять прилагательные; сравнивать формы родительного падежа прилагательных, отвечающих на вопрос какой? и чей? Уметь: делить прилагательные на группы, образованные с помощью разных суффиксов (-ин- и -ий-); работать с обратным словарем; разбирать по составу прилагательные; находить ошибки в тексте; записывать данные прилагательные в формах дательного и творительного падежей единственного числа | Правописание слов с разделительным мягким знаком | ||||
97 | Слова, которые легко перепутать. | 1 | Уметь: выбирать из пары слов в скобках нужное и записывать предложения; разбирать слова по составу | Слово и его значение. Использование словарей русского языка | ||||
98 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные. | 1 | Знать, что существительные с основой на шипящий в форме родительного падежа множественного числа пишутся без ь знака на конце. | Уметь: работать с обратным словарем; делить существительные по родам; писать существительные с основой на шипящий | Мягкий знак после шипящих на конце основы имен существительных | |||
99 | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма. | 1 | Мягкий знак после шипящих на конце основы имен прилагательных | Знать, на какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме. Знать, на какие вопросы отвечает начальная форма глагола и повелительная форма глагола; что во всех формах глагола после шипящих на конце основы и слова пишется ь. | Уметь: работать с толковым словарем; записывать прилагательные в краткой форме Уметь: определять начальную форму глагола и форму 2-го лица единственного числа; работать с фразеологическим словарем; объяснять устойчивые выражения | |||
100 | Написание -ться и –тся в глаголах. | 1 | Уметь: работать с обратным словарем; писать слова на -ться и -тся; объяснять орфограммы | Изменение глагола по лицам и числам в будущем времени | ||||
101 | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены. Учимся давать характеристику предложению. | 1 | Знать понятия «распространенные» и «нераспространенные» предложения. Знать алгоритм разбора предложения. | Уметь: подчеркивать основу предложения; выделять второстепенные члены предложения; разбирать предложения по членам; дополнить предложение второстепенными членами; находить однородные подлежащие и однородные сказуемые; работать со словообразовательным словарем Уметь давать характеристику предложению | Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения. Связь слов в предложении. | |||
102 | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | Знать понятия «простое» и «сложное» предложения. | Уметь; находить сложные слова в тексте; выделять основу предложения | Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения | |||
103 | Итоговый диктант «Русский лес» с грамматическим заданием. | 1 | Уметь писать под диктовку текст с изученными орфограммами | Написание под диктовку текста (75-80 слов) в соответствии с изученными нормами правописания | Итоговый диктант «Русский лес» с грамматическим заданием | |||
104 | Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 1 | Знать, что сложное предложение отличается от простого предложения с однородными членами; в сложном предложении несколько основ, а в простом предложении с однородными членами - одна основа. | Уметь: выполнять работу над ошибками; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами; объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения Уметь: объяснять знаки препинания; объяснять орфограммы Уметь: подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями; отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами Уметь: объяснять знаки препинания; объяснять орфограммы | Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения | |||
105 | Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря». | 1 | Уметь: разбирать предложение по членам; выписывать го текста существительные, образованные с помощью суффиксов -к-; разбирать слова по составу | Систематизация и обобщение знаний. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных
умений и навыков.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.
"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - работа выпонена без ошибок;
"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;
"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;
"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.
Аналигично оцениваются словарные диктанты (объём – 10 слов) .
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение.
"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс. Ч. 1.2.3. / Н.А. Чуракова / Учебник, 2011.
Байкова Т. А. Рабочая тетрадь для самостоятельных работ №1, 2 / Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. - М: Академкнига / Учебник, 2011.
Введенская Л. А. «Словарь антонимов русского языка» (Москва, «Астрелъ», 2009).
Введенская Л. А. «Словарь синонимов русского языка» (Москва, «Астрелъ», 2009).
Шанский Н.М. «Школьный фразеологический словарь русского языка» (Москва, «Дрофа», 2009).
Узорова О.В. «Контрольные и проверочные работы по русскому языку» (Москва, «Астрель», 2007).
Методическое пособие Лавровой Н.М. «Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ» (Москва, «Академкнига\Учебник», 2009).
Узорова О.В. «Практическое пособие по развитию речи» (Киров, «Аквариум», 2007).
Жиренко О.Е. «Учим русский с увлечением» (Москва, «5 за знания», 2008).
Винокурова П.К. «Развитие творческих способностей учащихся» (Москва, «Педагогический поиск», 2005).
Примерные программы начального общего образования (Москва, «Просвещение», 2009).
Фестиваль педагогических идей. Диски к урокам. 2010.
Михмель И.О. «Тесты по русскому языку» (Москва «Издат-школа», 2005).
www.numi.ru(личная страничка http://numi.ru/2562)
www.pedsovet.org.(http://pedsovet.org/forum/member37316.html)
www.proshkolu.ru(http://www.proshkolu.ru/user/chermo-vadim/)
www.rusedu.ru (http://www.rusedu.ru/member2597.html)
www.it-n.ru (http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=142440)
http://www.openclass.ru/users/59633
www.pedsovet.su (http://www.pedsovet.su/index/8)
www.nayrok.ru(http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=c hermovadim)
www.uchportal.ru(http://www.uchportal.ru/index/8)
www. pedmir.ru ( http://chermovadim.pedmir.ru/)
www. pedgazeta.ru (http://chermovadim.pedgazeta.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4-го класса (II полугодие) УМК «Гармония» учебник «К тайнам русского языка» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко.Календарно-тематическое п...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письму)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку(письмо) 1 класс...
Русский язык 1 класс УМК "Планета знаний"(Календарно -тематическое планирование по русскому языку.)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 1 класс...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II
Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...