Урок и презентация по теме: "Устаревшие и новые слова", 4 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) по теме

Ахмадиева Анастасия Владимировна

Урок и презентация по теме "Устаревшие и новые слова" . Где учащимися знакомятся с архаизмами и неологизмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustarevshie_i_novye_slova.docx40.81 КБ
Office presentation icon ustarevshie_slova_4_klass.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  по курсу «Русский язык» в 4 «А» классе.

Тема: «Устаревшие и новые слова»

Цели:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.

2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.

3. Воспитывать  осмысление  и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.

Оборудование: карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.

Метод: частично-поисковый.

Тип  урока: усвоение и изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Средства обучения, форма работы

I. Организационный момент

II. Словарная работа

Найдите и исправьте ошибки в словарных словах:

Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.

Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её).

Индивидуальная работа, общеклассная работа.

III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

 Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также  слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами).

Просмотр слайдов

1. Закончи формулировку определения.

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). 

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…

  1. Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.
  2. Запишите предложение в исправленном виде.
  3. К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.

Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.) 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

  1. Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
  2. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
  3. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

- Почему найденные вами слова лишние?

-  К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы)

- Для чего необходимо изучать устаревшие слова?

Слайд с №1-33.

Общеклассная работа.

Работа в парах.

Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка.

Слайд №36- 37.

Работа в парах.

Самопроверка.

Слайд №38- 39.

Работа в парах.

Самопроверка.

V. Знакомство с новыми словами (неологизмами).

Знакомство с новым понятием.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

  1. Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?
  2. Составьте с одним из неологизмов предложение.

Проверка.

Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.
Интернет – глобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.

Хакер специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.

- Какую роль в языке играют неологизмы?

(За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.)

Слайд №40.

Слайд №41.работа в парах.

Слайд №42.Самопроверка

VI. Рефлексия.

 - Оцените свою работу на уроке. 

Слайд №43.

VII. Домашнее задание.

Выписать из художественного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»  5 предложений с устаревшими словами. (Стр. 37-45)

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Урок  по курсу «Русский язык» в 4 «А» классе.

Тема: «Устаревшие и новые слова»

Цели:

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.

2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.

3. Воспитывать  осмысление  и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.

Оборудование: карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.

Метод: частично-поисковый.

Тип  урока: усвоение и изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.

Ход урока:

Этап урока

Содержание урока

Средства обучения, форма работы

I. Организационный момент

II. Словарная работа

Найдите и исправьте ошибки в словарных словах:

Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.

Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её).

Индивидуальная работа, общеклассная работа.

III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

 Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также  слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами).

Просмотр слайдов

1. Закончи формулировку определения.

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). 

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…

  1. Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.
  2. Запишите предложение в исправленном виде.
  3. К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.

Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.) 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

  1. Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
  2. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
  3. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

- Почему найденные вами слова лишние?

-  К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы)

- Для чего необходимо изучать устаревшие слова?

Слайд с №1-33.

Общеклассная работа.

Работа в парах.

Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка.

Слайд №36- 37.

Работа в парах.

Самопроверка.

Слайд №38- 39.

Работа в парах.

Самопроверка.

V. Знакомство с новыми словами (неологизмами).

Знакомство с новым понятием.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

  1. Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?
  2. Составьте с одним из неологизмов предложение.

Проверка.

Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.
Интернет – глобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.

Хакер специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.

- Какую роль в языке играют неологизмы?

(За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.)

Слайд №40.

Слайд №41.работа в парах.

Слайд №42.Самопроверка

VI. Рефлексия.

 - Оцените свою работу на уроке. 

Слайд №43.

VII. Домашнее задание.

Выписать из художественного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»  5 предложений с устаревшими словами. (Стр. 37-45)

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Таблица для работы на уроке.

Ф.И.__________________________________________________________________

Содержание задания

Выполнение задания

Оценка

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять  примеров  устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите  устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…  Запишите предложение в исправленном виде. 

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"

Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов  с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...

Конспект урока и презентация по основам православной культуры для 4 класса. "Монастырь"

Данная разработка урока основ православной культуры предназначена для учиелей, ведущих ОРКСЭ в начальных классах.На данном уроке дети знакомятся с понятием "монастырь", с правилами поведения в нём, с ...

Урок и презентация по теме:" Разделительный мягкий знак" 2 класс

·        Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;·        Закреплять у...

Уроки и презентации по русскому языку в 1-4 классах

конспекты и презентации по русскому языку в 1- 4 классах...

конспект урока с презентацией по теме:"Звери- млекопитающие" в 1 классе УМК "Начальная школа XXI века" в соответствии с ФГОС

урок окружающего мира с презентацией в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с ФГОС...

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса...