Урок и презентация по теме: "Устаревшие и новые слова", 4 класс
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (4 класс) по теме
Урок и презентация по теме "Устаревшие и новые слова" . Где учащимися знакомятся с архаизмами и неологизмами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_i_novye_slova.docx | 40.81 КБ |
ustarevshie_slova_4_klass.ppt | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по курсу «Русский язык» в 4 «А» классе.
Тема: «Устаревшие и новые слова»
Цели:
1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.
2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.
3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.
Оборудование: карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.
Метод: частично-поисковый.
Тип урока: усвоение и изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока | Средства обучения, форма работы |
I. Организационный момент | ||
II. Словарная работа | Найдите и исправьте ошибки в словарных словах: Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш. Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её). | Индивидуальная работа, общеклассная работа. |
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. | Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. | |
IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами). | Просмотр слайдов 1. Закончи формулировку определения. Слова, вышедшие из активного употребления, называются… 2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). 3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. 4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…
Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.) 5. Найдите «четвёртое лишнее».
- Почему найденные вами слова лишние? - К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы) - Для чего необходимо изучать устаревшие слова? | Слайд с №1-33. |
Общеклассная работа. Работа в парах. Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка. Слайд №36- 37. Работа в парах. Самопроверка. Слайд №38- 39. Работа в парах. Самопроверка. | ||
V. Знакомство с новыми словами (неологизмами). | Знакомство с новым понятием. Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.
Проверка. Саммит – съезд, встреча на высшем уровне. Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией. - Какую роль в языке играют неологизмы? (За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.) | Слайд №40. Слайд №41.работа в парах. Слайд №42.Самопроверка |
VI. Рефлексия. | - Оцените свою работу на уроке. | Слайд №43. |
VII. Домашнее задание. | Выписать из художественного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 5 предложений с устаревшими словами. (Стр. 37-45) |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Урок по курсу «Русский язык» в 4 «А» классе.
Тема: «Устаревшие и новые слова»
Цели:
1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.
2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.
3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.
Оборудование: карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.
Метод: частично-поисковый.
Тип урока: усвоение и изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.
Ход урока:
Этап урока | Содержание урока | Средства обучения, форма работы |
I. Организационный момент | ||
II. Словарная работа | Найдите и исправьте ошибки в словарных словах: Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш. Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её). | Индивидуальная работа, общеклассная работа. |
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи. | Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. | |
IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами). | Просмотр слайдов 1. Закончи формулировку определения. Слова, вышедшие из активного употребления, называются… 2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). 3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. 4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…
Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.) 5. Найдите «четвёртое лишнее».
- Почему найденные вами слова лишние? - К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы) - Для чего необходимо изучать устаревшие слова? | Слайд с №1-33. |
Общеклассная работа. Работа в парах. Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка. Слайд №36- 37. Работа в парах. Самопроверка. Слайд №38- 39. Работа в парах. Самопроверка. | ||
V. Знакомство с новыми словами (неологизмами). | Знакомство с новым понятием. Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.
Проверка. Саммит – съезд, встреча на высшем уровне. Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией. - Какую роль в языке играют неологизмы? (За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.) | Слайд №40. Слайд №41.работа в парах. Слайд №42.Самопроверка |
VI. Рефлексия. | - Оцените свою работу на уроке. | Слайд №43. |
VII. Домашнее задание. | Выписать из художественного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 5 предложений с устаревшими словами. (Стр. 37-45) |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Таблица для работы на уроке.
Ф.И.__________________________________________________________________
Содержание задания | Выполнение задания | Оценка |
1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются… | ||
2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269). | ||
3. Выпишите устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова. | ||
4. Прочитайте предложение. При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде. | ||
5. Найдите «четвёртое лишнее». Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля. | ||
Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами. Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер. Составьте с одним из неологизмов предложение. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией по русскому языку по теме: "Слова с непроизносимыми согласными"
Урок по теме "Слова с непроизносимыми согласными" - урок изучения материала. его цель - познакомить с правилом проверки написания слов с непроизносимыми согласными путём подбора однокоренных сло...
Конспект урока и презентация по основам православной культуры для 4 класса. "Монастырь"
Данная разработка урока основ православной культуры предназначена для учиелей, ведущих ОРКСЭ в начальных классах.На данном уроке дети знакомятся с понятием "монастырь", с правилами поведения в нём, с ...
Урок и презентация по теме:" Разделительный мягкий знак" 2 класс
· Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;· Закреплять у...
Уроки и презентации по русскому языку в 1-4 классах
конспекты и презентации по русскому языку в 1- 4 классах...
конспект урока с презентацией по теме:"Звери- млекопитающие" в 1 классе УМК "Начальная школа XXI века" в соответствии с ФГОС
урок окружающего мира с презентацией в 1 классе по теме:"Звери - млекопитающие" УМК «Начальная школа XXI века» в соответствии с ФГОС...
Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"
Конспект урока русского языка по теме "Устаревшие слова" 2 класс "Начальная школа 21 века"...
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Образование новых слов с помощью приставки" для 4 класса...