Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.» с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.
план-конспект урока (2 класс)

Ушакова Валентина Николаевна

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.»  с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира. Учитель: Ушакова Валентина Николаевна. + самоанализ урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ритмики во 2 классе «Времена года. Осень. Осенние месяцы.»  с элементами логоритмики, коррегирующих игр, математики, живого мира.

Тема урока: Ритмика - Танцы, игры, понимание ритма. Математика – закрепление понятия двузначного числа. Живой мир – Времена года. Осень. Осенние месяцы.

Дата урока: 27.11.2019г.

Тип урока:  Урок – закрепление изученного материала.

Цель урока: Совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей младшего школьного возраста, закрепить знания об окружающем мире.

Оборудование: ноутбук, гимнастические массажные мячи, гимнастические палки с лентами, маски, бубен, игрушка Медведь

Задачи:

  • Учебные:  Закрепить понятия: танец, ритм; закрепить понятие: двузначное число, закрепить умение различать осенние месяцы по основным признакам.
  •  Коррекционные:

Корригировать и развивать музыкально-ритмические способности учащихся, их двигательную активность, мелкую и общую моторику, пространственное ориентирование,  познавательную деятельность.

  • Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям ритмики и математики, эстетический вкус, творческое воображение, дисциплину; прививать бережное отношение к природе.

Методы: словесный (беседа), наглядный (показ, демонстрация), частично-поисковый (импровизация, творческий  этюд), игровой.

Познавательные БУД:

  • принимать учебную задачу;
  • решать учебную задачу под руководством учителя;
  • учиться слушать и слышать музыку.

 Личностные БУД:

  • вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, процессе.

Коммуникативные БУД:

  • . уметь доброжелательно относиться и взаимодействовать

Регулятивные БУД:

  • определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки.

Планируемый результат
Предметный:

• продолжать работу по формированию умения повторять разученные связки, повторить и закрепить пройденный материал (постановка корпуса, танцевальные движения)
• формировать двигательные навыки;
• закреплять знания о динамических оттенках музыки (темп, ритм, динамику)

• закреплять знания о двузначных и однозначных числах

• закреплять знания о временах года
Личностный:
• Уметь проводить самоанализ и самооценку действий;
•  развивать чувство коллективизма; 
•  прививать эстетический вкус (умения видеть красоту движения в танце), воспитывать доверие к себе и веру в себя.

Технологии:
игровые технологии: 
- Музыкально-подвижные игры на закрепление средств музыкальной выразительности (динамику, темп, ритм);
- Логоритмика: Повторение ритмического рисунка, движение и речь
- Игропластика : Сюжетно-образные движения
информационно-коммуникативные технологии: Работа с наглядностью
• здоровье сберегающие технологии  На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой,  чередование расслабления и напряжения способствуют ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.                                                 



Технологическая карта

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Базовые  учебные действия

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Включение в деловой ритм.

   Вход в класс под музыку.
Дети выстраиваются за дверью в колонну,  руки на поясе. По приглашению учителя маршевым шагом заходят в класс.

Учитель: раз-два, раз-два, пришли на ритмику сюда

Изменили мы ходьбу, на носочки встали

Как гимнасты мы идем, на пояс руки ставим. 

Завернули в середине – на два круга мы пошли

Встретились, за руки взялись, и опять все разошлись,

Мы кружок еще пройдём и в две линеечки придем.

Учитель

На уроке у нас гости, и урок наш не простой

Давайте улыбнемся и кивнем им головой.

Поклон. (Поприветствовали гостей и друг друга)

Учитель: Все задания выполняйте. Слушайте,  все успевайте!

 

Подготовка класса к работе, . Ходьба по кругу, ходьба гимнастическим шагом (на носочках, руки на поясе). Построение – шахматный порядок.

Личностные: осознание себя как ученика, заинтересованного занятием

Регулятивные: умение включаться в деятельность и работать в общем темпе

Коммуникативные: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия;

Познавательные: отработка умения перестроения в круг, два круга, две линии.

II.  Подготовительная часть.

Учитель выявляет уровень знаний.

1.Упражнения на развитие слуха, отбивание ритма, на координацию.  Разминка.

Учитель: Итак, с чего мы начинаем уроки ритмики? (с разминки). Приготовились: и.п.-ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1. - Буду в бубен ударять, ну а вы все повторять! (учитель бьёт в бубен: пам-па-пам-пам, пам-пам-пам-пам-пам, дети повторяют)

2. И.п.-ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны головой вперед-назад, повороты головой в стороны.

3. Упражнения для плеч: раз-левая рука вперед ладошкой к зрителю, два-правая то же самое, три-хлопок, четыре-руки вниз ладонями к ногам, пять-плечи вперед-назад. Затем все повторяется, но плечи в конце пожимаем.

4. На координацию: хлопок-правая рука к носу, левая-к правому уху, хлопок- и поменяли руки, хлопок-правая рука на голове, левая-на животе, поменяли.

5. Шаги в сторону с хлопками рук на раз-два-раз-два-три.

6. На ориентацию в пространстве: раз-полуоборот, два-хлопок, три-присели, 4-выпрямить ноги. Повторение до возвращения в и.п.

7. Построение в круг. Упражнения с мячом. (дети передают мячи на счет раз-два и считают).

8. упражнение на восстановление дыхания: шаг в сторону-поднять руки, вдох, опустить руки –выдох.

Ребята, а сколько времен года бывает? (ответы) Какое время года сейчас? (осень). Назовите осенние месяцы.(ответы)

______________________________________________________________

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Личностные:

Умение слушать и слышать учителя.

Коммуникативные: умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-класс)

Познавательные:

Отработка умений выполнять движения под счет, дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную ориентацию,

III.  Основная часть.

Актуализация и фиксация затруднений в деятельности

Создает проблемную ситуацию.

  1. Появляется воспитатель в костюме Осени.

Осень: Здравствуете, ребята! У меня беда: разбежались все мои осенние месяцы! Я тут мимо шла и случайно услышала, что вы знаете, как их зовут. Так может  и отыскать их, вы мне поможете? (да). Мои месяцы любят разные занятия. У каждого из них оно своё. Если вы сможете выполнить их задания, то и найти их будет не трудно.

Учитель: Ну что. Поможем Осени отыскать её месяцы?

Учитель: Ой, ребята, посмотрите, что-за коробка тут стоит и что на ней написано? (надпись на коробке: сентябрь). Давайте откроем её и посмотрим, какое задание приготовил нам сентябрь? Назовите признаки сентября: чем знаменит первый месяц осени? (ответы детей – листопад, сбор урожая). Тут в коробке мячи, какой фрукт имеет форму шара? (яблоки). Правильно! Я предлагаю вам поиграть с мячами, а заодно и выполнить задание от первого месяца осени-Сентября. Сентябрь просил передать вам задание: 1. Вспомните, что проходим сейчас по математике? (однозначные и двузначные числа). Что больше: десятки или единицы?(ответы). Представьте, что большие мячи – это десятки, а маленькие – единицы. Давайте с помощью мячей составим числа. (учитель показывает мячи. например: один-большой, два-маленьких - это число 12 и т.д.). (дети составляют числа сами, составляют задачу про яблоки?).

А яблочки-то волшебные! Мы можем сделать с ними упражнения. (массаж:  прокатить между ладонями, прокатить по голове от правого уха к левому, снизу вверх по одной ноге и скатить со второй, возьмите мяч в левую руку и положите к правой ноге и т.д., подбросьте мяч столько раз, сколько я хлопну в ладоши)

Молодцы! Справились! (учитель заглядывает в коробку и говорит)

Учитель: смотрите, а вот и первый месяц Осени – сентябрь (в коробке лежит нарисованный персонаж  мальчик-Сентябрь). Давайте отдадим его Осени и вспомним, какие признаки у этого месяца. (ответы детей).  

  1. Посмотрите,  вот ещё одна коробка. Что на ней написано? (дети читают: Октябрь).

Ага, посмотрим, что же приготовил нам Октябрь? Назовите основной признак октября? Что происходит с природой в этом месяце? ( люди меняют одежду на осеннюю, часто идут дожди). Вот Октябрь приготовил нам такое задание: выполнить упражнения с лентами под песню Дождик. (обучающиеся вместе с учителем выполняют ритмические упражнения с лентами). Ну, вот мы и выполнили задание Октября. А вот и он. (учитель достает из коробки следующий персонаж и дети отдают его Осени). Вспомните, какой основной признак этого месяца? (дождь). Сколько букв и сколько звуков в этом слове? Почему? Идет дождь, образуйте признак сентября от слова дождь.

  1. Осталось выполнить задание третьего месяца. Ребята как он называется? (ноябрь). Давайте поищем коробку с его заданием. Вот она. А задание такое: отгадать загадку: 1. Косолапый и большой,

Очень любит мёд лесной! (медведь)

Что делает медведь в ноябре? (ложится спать). Надо проверить крепко-ли заснул медведь (игра про медведя).

2. Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.  (заяц). А что же происходит в ноябре с зайчиками (меняют шубу) Каким цветом становится шуба? (белая) , а почему? (потому, что уже снег выпал и надо, чтобы лиса зайца на снегу не увидела) игра «Лиса и зайцы».  Молодцы, поиграли, а теперь встаньте на свои места. Месяц Ноябрь просил проверить, хорошо-ли заснул медведь? Мы проверили? А ещё просил проверить, готовы-ли зайцы к зиме?  (ответы детей, дети находят ещё один осенний месяц и отдают его Осени)

Выполняют задания учителя

Самостоятельная работа

 Воспроизводят полученные знания.

Отвечают на вопросы учителя и выполняют соответствующие действия

Регулятивные: умение активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия и действия одноклассников

Познавательные: умение различать осенние месяцы по основным признакам; умение сравнивать на наглядном материале; выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов их форму и цвет; отработка математических понятий о двузначном числе;  

Коммуникативные: умение договариваться друг с другом; умение слушать и понимать инструкцию к заданию

IV.  Заключительная часть. Закрепление знаний и умений. Рефлексия

Организует учащихся по закреплению полученных знаний

-Ребята, скажите, теперь мы все осенние месяцы собрали?

Осень: - Какие вы молодцы! Спасибо, что вы помогли вернуть осенние месяцы. Теперь вы хорошо запомнили их названия?

Учитель: _Давайте вспомним. Первый месяц Осени  - это …(сентябрь). Чем он знаменит? (сборкой урожая) И мы с вами какое задание выполняли? (составляли с помощью яблок двузначные числа). Хорошо, молодцы! Следующий месяц – (октябрь) Какую примету октября вы запомнили? Какое задание мы выполняли? (танец с лентами).  Ну и наконец назовите третий месяц Осени. (ноябрь). Что происходит в ноябре? Какое задание выполняли? (проверяли, крепко-ли спит медведь и хорошо-ли приготовились зайцы к зиме).

Осень: - Молодцы! Вы всё хорошо запомнили, ну а мне пора уходить, потому, что скоро наступит…? (зима). Один из осенних месяцев передал вам подарочки. (достает яблоки). Как вы думаете, какой месяц вам это передал? (сентябрь). (Осень угощает ребят и спрашивает, как будем есть яблоки: грязные или мыть?

Учитель: - На этом наш урок закончен, всем спасибо! Идем мыть руки и яблоки.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные: умение оценивать свою деятельность.

Познавательные: умение различать осенние месяцы; подводить итоги своей деятельности

Коммуникативные: умение доброжелательно относиться и взаимодействовать

Личностные: умение положительно относиться к окружающей действительности.


   

Самоанализ урока ритмики во 2 классе.

Учитель: В.Н.Ушакова

Тема урока: Ритмика - Танцы, игры, понимание ритма. Математика – закрепление понятия двузначного числа. Живой мир – Времена года. Осень. Осенние месяцы

Тип урока:  Урок – закрепление изученного материала.

Оборудование: ноутбук, гимнастические массажные мячи, гимнастические палки с лентами, маски, бубен, игрушка Медведь

Цель: Совершенствовать музыкально-ритмические навыки детей младшего школьного возраста, закрепить знания об окружающем мире.

Задачи:

  • Учебные:  Проверить объем и качество усвоения учащимися пройденного материала и умения применить знания в новых условиях на материале коррекционного урока ритмики.
  • Коррекционные: Корригировать и развивать музыкально-ритмические способности учащихся, их двигательную активность, мелкую и общую моторику, пространственное ориентирование,  познавательную деятельность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям ритмики, эстетический вкус, творческое воображение, дисциплину
Методы: словесный (беседа), наглядный (показ, демонстрация), частично-поисковый (импровизация, творческий  этюд), игровой.

Познавательные БУД:

  • принимать учебную задачу;
  • решать учебную задачу под руководством учителя;
  • учиться слушать и слышать музыку.

 Личностные БУД:

  • вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, процессе.

Коммуникативные БУД:

  • . уметь доброжелательно относиться и взаимодействовать

Регулятивные БУД:

  • определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки.

Предварительная работа:

  • разучивание текстов логоритмических  упражнений;
  • разучивание музыкально – ритмических движений: (построение в круг, два круга, по парам, в две шеренги, гимнастический шаг (с носка на пятку), отбивание ритма, наклоны туловища, повороты);
  • разучивание ритмических движений с  лентами;
  • хореографические этюды без предметов;
  • беседы о явлениях природы в осенний период;
  • подбор музыкального материала.

Оборудование:

Ноутбук, фонограммы.


На уроке использованы следующие технологии:
игровые технологии: 
- Музыкально-подвижные игры на закрепление средств музыкальной выразительности (динамику, темп, ритм);
- Логоритмика: Повторение ритмического рисунка, движение и речь
- Игропластика : Сюжетно-образные движения
информационно-коммуникативные технологии: Работа с наглядностью
• здоровье сберегающие технологии : На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечнососудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой,  чередование расслабления и напряжения способствуют ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.                                                 

 методы: наглядный, частично-поисковый, словесный, практический.

Формы обучения: групповая, фронтальная. Их сочетание позволило раскрыть новый материал в полном объеме.

В классе 12 человек, из них 4 девочки, 8 мальчиков. На уроке присутствовало:_______ . Обучающиеся данного класса довольно сложные. у нескольких человек наблюдается полевое поведение. Большинству обучающихся требуется постоянная смена деятельности, чтобы сохранить устойчивый интерес к занятию, именно этим аргументирован выбор учебных предметов для открытого урока.

          На уроке постоянно осуществлялся контроль, как за отдельными учащимися, так и за всей группой. На всех этапах урока происходила обратная связь «педагог – воспитанник».

          Кабинет использовался рационально. В ходе урока применялись наглядность, ТСО. В качестве музыкальных примеров использовалась музыка разного характера.

         Урок был проведен с традиционными элементами урока ритмики – разминки и игр, упражнений на координацию и внимательность. В начале урока были продемонстрированы элементы перестроения в круг и в две шеренги, которые используются на каждом уроке ритмики. Была проведена традиционная разминка, в которой присутствовали упражнения на внимательность, координацию движений, отбивание ритма, а также ориентацию в пространстве и движения под счет.

        Далее был продуман сюрпризный момент – приход Осени, посредством которой обучающиеся получили задание и определили цель урока. При выполнении первого задания была закреплена тема по математике «Двузначные числа», понятие двузначного числа, а также выполнен массаж рук и головы, упражнения на ориентацию в пространстве (лево-право).  При выполнении второго задания была закреплена тема по ритмике «Упражнения с лентами». На данном этапе ребята показали умение слышать музыку и двигаться в соответствии с ритмом. При выполнении третьего задания в игровой форме повторили материал по предмету «Живой мир», а также в игре «Зайцы и лиса» обучающиеся продемонстрировали умение слушать музыку, реагировать на неё, импровизировать. В уроке присутствовала словарная работа. На завершающем этапе дети закрепили знания о признаках осенних месяцев.

       Таким образом, на уроке была целенаправленная умственная деятельность воспитанников (прослушивание музыки и ее анализ, ответы на вопросы педагога), творческая (подбор движений и танцевальная импровизация под предложенные музыкальные фрагменты в играх).

Какой-либо перегрузки для детей не было, так как постоянно происходила смена видов деятельности учащихся.

Я думаю, что урок заинтересовал детей. Показателем этого является их активная деятельность, непосредственность в обсуждении, в исполнении движений. Воспитанники смогли исполнить и повторить танцевальные движения разных характеров.

Взаимоотношения между воспитанниками и педагогом были доброжелательными. Атмосфера на уроке сложилась творческая.

В целом урок удался. Все запланированное мною было выполнено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 3 классе "Времена года"

Урок составлен в технологической карте по ФГОС....

Тест по окружающему миру 2 класс.Времена года. Осень.

Тест по окружающему миру 2 класс. Времена года. Осень. Природа готовится к зиме....

Урок по развитию речи: "Времена года. Осень"

Сегодня мы с вами поговорим об осени, уточним и обобщим все знания полученные на уроках. И узнаем что-то новое....

КОНСПЕКТ УРОКА РИТМИКИ В третьем классе коррекционной школы 8 вида с элементами ритмопластики, логоритмики  и психогимнастики.

Конспект урока по ритмики по ФГОС 2варианта, для 3-го класса, в специально-коррекционном школе-интернате VIII вида, с использолванием различных техник по здоровью сбережения: ритмопластика, игрор...

Методическая разработка урока английского языка в 3 классе по теме "Времена года и названия месяцев"

Автор УМК: Кузовлев В.П., Лапа Н.М. и др. «Английский язык 3» /”English 3”(3 класс)Тип урока: Комбинированный урок (урок применения знаний и умений; введение и закрепление ново...

Конспект урока изобразительного искусства + презентация "Времена года" (УМК Б.М.Неменского 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения рисовать объекты природы и их украшения.Планируемые результаты: Предметные: -развивать творческое воображение изобразительные навыки;-обучить образному я...

Конспект урока по изобразительному искусству "Времена года", 3 класс

Данный урок составлен в форме путешествия по временам года....