Экологический проект "Времена года. Осень в нашем селе"
проект по окружающему миру по теме
Осень - удивительное время года, которое никого не оставляет равнодушным. Каждый человек по-своему любит осень, замечает ее красоту. Мы задались вопросом: а знаем ли мы, как приходит осень в наш край? Всегда ли замечаем осенние изменения в природе вокруг нас?
Мы решили понаблюдать за природой, собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени в нашем селе.
О признаках наступления осени в нашем селе наш проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vremena_goda.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Времена года. Осень в нашем селе»
Асанова Наиля Адельевна,
Учитель начальных классов
МКОУ «ООШ с. Лапас»
По составу участников – групповой.
По целевой установке – познавательный, созидательный.
Проект организован во внеурочной деятельности.
Участники проекта – учащиеся 3 класса.
Продолжительность проекта – в течение 1 четверти.
Актуальность проекта
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко дышало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…
Читая эти строки из стихотворения А.С.Пушкина на уроке литературного чтения, мы отмечаем, как описывает приход осени великий русский поэт. Осень - удивительное время года, которое никого не оставляет равнодушным. Каждый человек по-своему любит осень, замечает ее красоту. Мы задались вопросом: а знаем ли мы, как приходит осень в наш край? Всегда ли замечаем осенние изменения в природе вокруг нас?
Мы решили понаблюдать за природой, собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени в нашем селе.
О признаках наступления осени в нашем селе наш проект.
Цель проекта:
выяснить признаки наступления осени в нашем селе.
Задачи:
- собрать факты, приметы, подтверждающие наступления осени;
- формирование умения анализировать информацию, делать выводы;
- познакомить с народными приметами, пословицами, поговорками об осени;
- узнать этимологию названия осенних месяцев;
- развивать познавательную, творческую активность учащихся;
- прививать любовь к окружающей природе.
План проектной работы:
- Проведение заседания группы для определения заданий для мини-групп.
- Работа над сбором материала.
- Проведение работы по отбору информации.
- Работа над продуктом проекта.
- Защита проекта.
Выполнение проекта
1 этап.
Проведение заседания учащихся для определения заданий для групп.
Обсуждаются вопросы: уточнение темы, целей проекта,
-что необходимо сделать, чтобы подготовиться к выполнению задуманного;
-к кому будем обращаться за советом, на чью помощь можем рассчитывать;
-где можем найти нужную информацию;
-какую работу будет выполнять каждая группа.
В ходе заседания решили, что интересно будет:
-провести экскурсию, собрать природный материал, семена дикорастущих растений;
-подобрать поговорки, пословицы, народные приметы об осени;
-подобрать стихи и загадки об осени;
-узнать этимологию названия осенних месяцев;
-провести викторину и выявить лучшего знатока осени.
Распределение заданий по группам:
1 группа - узнать этимологию названий месяцев
2 группа – подобрать пословицы, поговорки, народные приметы
3 группа – подобрать загадки, найти и выучить стихи про осень.
2-3 этапы.
1.Экскурсия «Наблюдение за природой» (идет весь коллектив).
План экскурсии:
а) состояние неба;
б) воздух;
в) вода, почва;
г) растительный мир, птицы;
д) сбор природного материала для уроков технологии.
У детей карточки-инструкции по проведению наблюдений.
Карточка:
- Отметь признаки погоды ( тепло, прохладно, ветер).
- Небо (ясно, облачно, цвет, осадки).
- Водоем и почва- как они изменились по сравнению с летом?
- Какие деревья растут у нас? Какие еще виды растений наблюдаете? Деревья покрыты листьями или нет? Какова окраска листьев? Есть ли растения с плодами и семенами? Есть ли уже опавшие листья? Много ли птиц наблюдаете? Вслушайтесь в звуки вокруг вас. Какие чувства испытываете, вслушиваясь в звуки осеннего дня? Подберите слова для их описания.
Практическое задание: - собери природный материал для урока технологии;
-собери в пакетики семена растений;
-собери листья различной формы и окраски для гербария.
К следующему занятию учащиеся сдали письменные отчеты о своих наблюдениях.
Вывод: как узнали, что осень наступила в нашем краю? (по прохладной погоде, по цвету листьев, по тому, как мало поют птицы).
2. 1 группа – «Листки календаря», этимология названий осенних месяцев.
Сентябрь
В старину на Руси сентябрь был 7 месяцем, как и в древнем Риме. С середины 14 века начало года на Руси отсчитывали с 1 сентября, а с 1700 г по Указу Петра Великого год начинается с 1 января, а сентябрь стал 9 месяцем. Древнерусские славянские названия сентября:
-«вересень»- по времени цветения вереска
-«желтень»- по по цвету растений
«летопроводец»- за то, что лето провожает
«листопадник»- за то, что лист падает в это время.
«ревун» - за дожди и непогоду.
Октябрь
В Древнем Риме октябрь был 8 месяцем и назывался «октобер» (от латинского слова «окто» - восемь). Так до сих пор зовут его многие народы. В России октябрь стал 10 месяцем тоже в 1700 г.
Октябрь называют в народе:
«листопадом»- активно падает листва
«грязник»- месяц бездорожья
«капустник»- рубили капусту на засолку.
«позимник» - начинаются заморозки.
Ноябрь
В Древнем Риме ноябрь носил имя «новембер» (от латинского слова «новеем», что означает – девять). В Древней Руси ноябрь тоже 9 месяцем был. С 15 до 17 века занимал 3 место в году. В 1700 г стал 11 месяцем, но названия не изменил.
Одно из древних русских названий – «бездорожник»,
«грудень»- по дорогам груды замерзшей грязи.
Называли ноябрь «листокосом»:ветер и мороз завершали золотой покос последних листьев.
Ноябрь- сентябрев внук, октябрев сын, зиме одной брат.
Ноябрь - месяц первых морозов и снега – вот и название «предзимье».
2 группа – «Копилка народной мудрости»
Пословицы и поговорки об осени
-Холоден сентябрь, да сыт.
-В сентябре и лист на дереве не держится.
-Сентябрь птиц в дорогу торопит.
-От осени к лету повороту нету.
-Сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой.
-В октябре только и ягод, что рябина.
-В октябре ни на колесах, ни на санях.
-Плачет октябрь холодными слезами.
-Ноябрь зиме дорожку торит.
-В ноябре зима с осенью борются.
-Невелика в ноябре кузница, а на все реки оковы кует.
-Ноябрь гвоздит, декабрь мостит.
Народные приметы
Приметы сентября:
-Отлет журавлей с 1 по 5 сентября - к ранней зиме.
-Гром в сентябре предвещает теплую осень.
-Паутина стелется по растениям – к теплу.
Много желудей в сентябре на дубу – к лютой зиме.
Приметы октября:
-Октябрьский гром сулит бесснежную зиму.
-Облака идут низко - ожидай стужи.
-Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.
Приметы ноября:
-В ноябре снега надует – хлеба прибудет, вода разольется – сена наберется.
-Длинные ноябрьские сумерки – к ненастью, короткие – к хорошей погоде.
-Если снег в ноябре выпадает на мокрую землю, то он останется на зиму, если на сухую – скоро сойдет.
Ясная безоблачная погода в ноябре – признак скорого понижения температуры.
-В ноябре первый прочный снег выпадает за ночь.
3 группа - стихи и загадки про осень
Загадки
1) Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?
2)Кадка стара, крышка нова.
Я вода, по воде же и плаваю.
3) Весной зеленела, летом загорала, осенью надела красные кораллы.
4) Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
5) П о поднебесью веревка протянулась.
6) Белый Тихон с неба спихан, где пробегает,- ковром устилает.
Ребята также подобрали и выучили стихи об осени.
4 этап
Работа над продуктом проекта
1 группа: написали старинные названия месяцев, оформили плакат
2 группа: изготовили книжку-малышку с пословицами, поговорками, народными приметами об осени.
3 группа: ребята посетили библиотеку, находили материал в детских журналах. Учили наизусть стихи. Работу оформили в виде книжки-раскладушки.
За время работы над проектом на уроках технологии учащиеся выполнили аппликации «Осенних красок хоровод», изготовили гербарии, на уроках рисования выполнили рисунки по данной теме.
Также был объявлен конкурс «Кто больше соберет запасов для птичьей столовой?», ребята заготавливали корм для птиц.
Ребята узнали, что можно собирать для корма, как хранить запасы корма.
Защита проекта
Класс красочно оформлен: рисунки, аппликации, плакат, название мероприятия.
Вступление: Уж падают желтые листья,
Уж воздух остыл и свежей,
На землю спускается вечер
Все раньше, с днем каждым темней.
Прощайте, прекрасного лета
Цветущие яркие дни!
Как были они благодатны,
Как быстро промчались они!
- Сегодня мы подводим итоги нашей проектной работы – «Времена года. Осень в нашем селе». Результатом проекта будет наше занятие. А еще мы узнаем, кто у нас самый лучший знаток осени. Защиту проекта начнет 3 группа.
Защита проекта 3 группы
Ребята выступают с приготовленными стихами.
1)Осень. Роща золотая!
Золотая, синяя.
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются.
С дальним озером, с полями
До весны прощаются.
Все дорожки заметает,
Тропки над полянами
Осень – роща золотая
С листьями багряными! (А.Пришелец)
2) Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушек в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел!
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
(Е.Благинина)
3)Скинуло кафтан зеленое лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метелкою прошлась.
Чтоб вошла рачительной хозяйкой
В снежные лесные терема
Щеголиха в белой разлетайке –
Русская румяная зима!
(Д.Кедрин)
Ребята еще загадывают загадки (отмечаем участие каждого ученика, отгадавшего загадки). Также дети представили свою книжку – раскладушку, которую решили подарить первоклассникам.
Защита проекта 1 группы «Листки календаря».
Ребята выходят в стилизованных костюмах осенних месяцев. Они рассказали о происхождении названий месяцев. Познакомили со старинными названиями месяцев (эти названия ребята написали красочно, оформили доску).
Ребята представили свою работу в виде плаката, сообщений.
Защита проекта - 2 группы - «Копилка народной мудрости».
Осень богата природными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым можно предугадать эти сюрпризы заранее. Народ издавна все подмечал острым глазом и пользовался этими приметами.
Ребята объявили конкурс: кто больше знает пословиц и поговорок? (отмечаем всех, кто называл).
Дальше дети знакомят учащихся с пословицами и поговорками, народными приметами об осени.
К защите представлена книжка-малышка с пословицами и поговорками, народными приметами. Книжку-малышку решили подарить второклассникам.
Ведущий : Еще одним результатом нашего проекта будет выявление знатока осени. Принимайте активное участие в викторине «Осень»!
(по материалам книги В.В.Бианки «Лесная газета»).
- с какого дня по календарю начинается осень? (с 21 сентября)
- листья каких деревьев осенью краснеют? (рябина, осина, клен)
- куда осенью пропадают бабочки?
- почему листья с ветвей у верхушек опадают последними?
- как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравьями?
- какие птичьи тайны открывает нам листопад?
- каких пауков называют бродягами?
- как называют зайчат, родившихся во время листопада?
При подведении итогов проекта дети ответили на вопросы:
- выполнено ли то, что задумали?
- что было сделано хорошо?
- что было сделано плохо?
- что было легко выполнить, а что оказалось трудным?
- кто бы мог нам сказать спасибо за этот проект?
По результатам викторины и участия в конкурсах в течение проекта выбрали победителя – знатока осени.
Материалы проекта были использованы на празднике «До свидания, осень!», также на общешкольном празднике «Золотая осень».
Использованная литература:
В.В.Бианки. Лесная газета. М., 1986.
Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня: занимательные материалы, рекомендации. Вып. 2 (авт.-сост. Н.А.Касаткина.)- Волгоград: Учитель, 2007.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы: Игры и проекты. Ярославль, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Есть памятник в нашем селе..."
Земля оставила землякам память о погибших в виде памятников, обелисков. Есть такая память и у нас, в селе Терновка. Памятник...значение этого слова говорит само за себя - хра...
презентация "Зимующие птицы нашего села"
Презентация по указанной теме....
Методическая разработка проекта "Зимующие птицы нашего села"
Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы организовать работу по исследованию жизни птиц зимой....
"Зимующие птицы нашего села"
С раннего возраста я увлекаюсь чтением литературы о птицах, животных… Мне очень интересно как они живут, чем питаются, как выживают в разное время года. Когда я пошёл в школу, то мы с классом очень ча...
Исследовательская работа на тему "Защитим наше село от мусора"
Важнейший проблемный вопрос исследования: на сколько засорена территория нашего села бытовыми отходами, влияет ли это на людей и животных и как относятся жители Елпачихи к этой проблеме.Цель ис...
" Лекарственные растения за околицей нашего села Малёвка" .
Внеклассное занятие по окружающему миру "Лекарственные растения за околицей нашего села Малевка" проводится в виде игры "Поле чудес"...
Экологическое мини – исследование на тему: «Моё село должно быть чистым»
Экологическое мини - исследование , с целью: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека....