Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.
методическая разработка по логопедии на тему
Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического и кинетического праксиса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._1.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников
Составила: учитель-логопед Каменко Л.Н.
Исследование речевых и неречевых функций.
Разработка основана на модифицированных методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.И. Азовой, Е.Д. Хомской.
План исследования:
- Исследование звукопроизношения.
- Исследование фонематического восприятия.
- Исследование фонематического анализа и синтеза.
- Исследование звуко-слоговой структуры слова.
- Исследование слухо-моторной координации.
- Исследование кинестетического праксиса.
- Праксис по зрительному образцу.
- Праксис по кинестетическому (тактильному) образцу.
- Перено поз.
- Исследование кинетического (динамического) праксиса.
- Смена трёх положений кисти «Кулак – ладонь-ребро» (А.Р. Лурия).
- Одноручные пробы.
1. Исследование звукопроизношения.
Инструкция: «Слушай и повторяй за мной».
Ребёнку предлагались предложения, которые он должен был повторить. Для устранения возможности чтения с губ лицо экспериментатора экранировалось.
Материал для исследования:
Звуки [c],[c’]
Cоня стоит на мосту.
Вася несёт сено.
На суку сосны сидит серая белка.
Звуки [з], [з’]
У Зои ваза.
Захар измазал пальчик.
У Зины земляника.
Зоя идёт в музей.
Звук [ц]
На сцене поёт певица.
У Цыли кольцо.
Звук [ш]
Кошка видит мышку.
Миша и дедушка покупают шахматы и шашки.
Звук [ж]
Жук лежит, летать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
Звук [ч]
Ученики учат уроки.
Леночка наливает в чайник водичку.
Звук [щ]
Щенок лезет в щель.
В реке щуки и лещи.
В ящике клещи и щётка.
Звуки [л],[л’]
Алла мыла куклу Клаву.
Лена и люда купили пальму.
Лёва любит лимоны
Звук [p],[p’]
Рома кормит рыб.
Ребята сидят в третьем ряду.
Моряки подняли якорь.
Предложения, содержащие слова с оппозиционными звуками.
Саша сушит сушки.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Критерий оценки:
Высокий уровень (З балла) – все звуки в норме, нет ошибок произношения, воспроизведение в темпе предъявления.
Средний уровень (2 балла) – имеются ошибки в произношении ряда звуков (не более 5), темп воспроизведения замедленный, ошибки произношения слогов и слов с оппозиционными звуками.
Низкий уровень (1 балл) – имеются стойкие ошибки звукопроизношения, наблюдаются замены, искажения (более 5 звуков), темп воспроизведения медленный, остановки перед произнесением трудных звуков.
2. Исследование фонематического восприятия
Инструкция: «Прочитай подписи, подходят ли эти слова к картинкам».
Определить способность дифференцировать звуки по бинарным оппозициям: глухости – звонкости, мягкости – твёрдости, свистящие – шипящие, среди сонорных.
Материалом исследования служат картинки слов-паронимов и подписи под ними ( по принципу домино):
По твёрдости – мягкости:
галка – галька хор – хорь мышка – мишка
банка – банька тапки – тяпки оси – осы
По глухости – звонкости:
бочка – почка тачка – дачка горка – корка
сова – софа коза – коса Луша – лужа
Свистящие – шипящие:
крыша – крыса розы – рожи сом – том
свет – цвет чаша – чаща чёлка – щёлка
Сонорные:
ложки – рожки йод - лёд майка – марка
Критерий оценок:
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений
Средний уровень (2 балла) – имеются ошибки в выполнении задания, ошибки в дифференциации 30% слов.
Низкий уровень (1 балл) – имеются ошибки в дифференциации 50% слов или более.
3. Исследование фонематического анализа и синтеза
Исследование состояния фонематического анализа.
Инструкция: «Подними руку, если услышишь звук [ч]».
Материалом исследования служат слова:
Телефон, учитель, тачка, постель, пощёчина, существительное, щетинка, постучать, паутина.
Исследование фонематического синтеза.
Инструкция: «Произнеси слово слитно».
Материалом исследования служат звуки:
[p], [у], [c], [c], [к], [и], [й]; [к], [ p], [ы], [ш], [к], [a];
[э], [к], [c], [к], [а], [в], [a], [т], [o], [p]; [б], [p], [a], [c], [л’], [э], [т].
Критерий оценки:
Высокий уровень (3 балла) – правильное воспроизведение каждого слова с первой попытки.
Средний уровень (2 балла) – воспроизведение слов с 2-3 попыток.
Низкий уровень (1 балл) – невозможность воспроизвести одно из двух слов или оба слова; отказ от выполнения здания.
4.Исследование звуко - слоговой структуры слова.
Инструкция: «Слушай и повторяй за мной».
Ребенку предлагается повторить слова сложной слоговой структуры и предложение, состоящее из слов сложной слоговой структуры.
Материал для исследования:
Половодье, термометр, регулировщик, инженер, кораблекрушение;
На перекрестке строители выстроили четырнадцатиэтажный дом.
Критерий оценки:
Высокий уровень (3 балла) – правильное воспроизведение всех предъявляемых слов и предложения.
Средний уровень (2 балла) – правильное воспроизведение 2-3 из предъявленных слов после одно-двухкратного повторения; темп воспроизведения замедленный.
Низкий уровень (1 балл) – невозможность правильного воспроизведения даже после трехкратного повторения или отказ от выполнения задания.
5. Исследование слухо – моторных координаций.
Инструкция: «Повтори (простучи) за мной».
Ребенку предлагается прослушать и воспроизвести акцентированные ритмы.
// /// // /// // ///
/ // /// / // ///
/ /// / // / /// / //
Критерии оценок:
Высокий уровень (3 балла) – правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.
Средний уровень (2 балла) – ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток многократных повторов со стороны экспериментатора.
Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, задание недоступно даже после развернутой помощи экспериментатора, отказ от выполнения заданий.
6.Исследование кинестетического праксиса.
6.1 Праксис по зрительному образцу.
Инструкция: «Делай, как я».
Ребёнку предлагается воспроизвести заданные положения пальцев руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
- Соединить I и II пальцы в кольцо.
- Пальцы сжаты в кулак II и III пальцы вытянуты.
- Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты.
То же воспроизводится левой рукой.
6.2 Праксис по кинестетическому (тактильному) образцу.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?». Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу той же рукой.
- Пальцы сжаты в кулак II и III пальцы вытянуты.
- Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты.
То же левой рукой.
6.3 Перенос поз.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».
- Пальцы сжаты в кулак II и III пальцы вытянуты.
- Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты.
То же левой рукой.
Критерий оценок:
Высокий уровень (3 балла) – правильное, самостоятельное выполнение позы, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу: по зрительному, тактильному образцу и переносу поз.
Средний уровень (2 балла) – поза воспроизведена неточно, замедленное воспроизведение (поиск позы). Ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, многократных повторов со стороны экспериментатора.
Низкий уровень (1 балл) – неправильное нахождение позы, многократное повторение задания не улучшает результатов, отказ от выполнения заданий.
7. Исследование кинетического праксиса.
7.1 Смена трех положений кисти «Кулак – ладонь – ребро» (А. Р. Лурия).
Инструкция: «Делай, как я».
Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя (12 движений).
- Задание выполняется правой рукой.
- Задание выполняется левой рукой.
Критерий оценок:
Высокий уровень (3 балла) – правильное, самостоятельное выполнение пробы, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу по смене трех положений кисти одной руки.
Средний уровень (2 балла) – ребенок с трудом переходи от одного движения к другому, совершает многочисленные персеверации, большие паузы, путает последовательность движений, пропускает движения.
Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справился с выполнением пробы.
7.2 Одноручные пробы.
Пространственный праксис. Проба Хэда.
Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».
Ребёнок сидит напротив экспериментатора. Экспериментатор придаёт определённое положение своей руке, ребёнок должен воспроизвести его той же рукой.
- «Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх;
- Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз;
- Большой палец под подбородком .ладонью сагиттально, пальцами вперед.
- Ладонь горизонтально к подбородку ,пальцами к себе;
- Ладонь горизонтально от подбородка ,пальцами от себя;
- Левая рука касается правого уха;
- Правая рука касается левого глаза;
Критерий оценок:
Высокий уровень (3 балла) – правильное, самостоятельное выполнение проб, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.
Средний уровень (2 балла) – неправильное расположение руки, зеркальное воспроизведение позы, с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует, не может плавно переходить с одного движения к другому (при выполнении одной рукой).
Низкий уровень (1 балл) – отказ от выполнения заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников
Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций и процессов у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на анатомо-ф...
Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях
Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...
Контрольно-измерительный материал к методическому пособию «Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников»
Среди важнейших основных частей учебного процесса особое место занимает контроль. Контрольные функции учителя физической культуры в начальной школе традиционно сводятся преимущественно к выявлению уро...
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
Статья на тему " Особенности недоразвития неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией"
В данной статье представлен материал об особенностях неревых психических функций у младших школьников с дисграфией....
Активизация неречевых процессов у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях.
В статье рассматриваются вопросы развития неречевых процессов (внимания, памяти,мышления, воображения, повышения мотивации) на логопедических занятиях....
Методическое пособие "СКОРОГОВОРКИ И ЧИСТОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
Данное методическое пособие можно успешно использовать учителям начальных классов, а также изучать и применять роди- телям для развития артикуляционного аппарата младших школьников....
Комментарии
Исследование состояния речевых и неречевых функций
Материал может быть полезен школьным логопедам и психологам