Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников.
методическая разработка по логопедии на тему

Каменко Людмила Николаевна

Разработка содержит материал для исследования звукопроизношения, фонематического восприятия, а также анализа и синтеза, звуко-слоговой структкры слова, слухо-моторной координации, кинестетического  и кинетического праксиса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._1.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для исследования состояния речевых и неречевых функций у младших школьников

Составила: учитель-логопед Каменко Л.Н.

                   Исследование речевых и неречевых функций.

      Разработка основана на модифицированных методиках Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, О.И. Азовой, Е.Д. Хомской.

      План исследования:

  1. Исследование звукопроизношения.
  2. Исследование фонематического восприятия.
  3. Исследование фонематического анализа и синтеза.
  4. Исследование звуко-слоговой структуры слова.
  5. Исследование слухо-моторной координации.
  6. Исследование кинестетического праксиса.
  1. Праксис по зрительному образцу.
  2. Праксис по кинестетическому (тактильному) образцу.
  3. Перено поз.
  1. Исследование кинетического (динамического) праксиса.
  1. Смена трёх положений кисти «Кулак – ладонь-ребро» (А.Р. Лурия).
  2. Одноручные пробы.

           

                 

 

        1.  Исследование звукопроизношения.

            Инструкция: «Слушай и повторяй за мной».

            Ребёнку предлагались предложения, которые он должен был повторить. Для устранения возможности чтения с губ лицо экспериментатора экранировалось.

Материал для исследования:

Звуки [c],[c’]

Cоня стоит на мосту.

Вася несёт сено.

На суку сосны сидит серая белка.

Звуки [з], [з’]

У Зои ваза.

Захар измазал пальчик.

У Зины земляника.

Зоя идёт в музей.

Звук [ц]

На сцене поёт певица.

У Цыли кольцо.

Звук [ш]

Кошка видит мышку.

Миша и дедушка покупают шахматы и шашки.

Звук [ж]

Жук лежит, летать не может,

Ждёт он, кто ему поможет.

Звук [ч]

Ученики учат уроки.

Леночка наливает в чайник водичку.

Звук [щ]

Щенок лезет в щель.

В реке щуки и лещи.

В ящике клещи и щётка.

Звуки [л],[л’]

Алла мыла куклу Клаву.

Лена и люда купили пальму.

Лёва любит лимоны

Звук [p],[p’]

Рома кормит рыб.

Ребята сидят в третьем ряду.

Моряки подняли якорь.

Предложения, содержащие слова с оппозиционными звуками.

Саша сушит сушки.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

             Критерий оценки:

Высокий уровень (З балла) – все звуки в норме, нет ошибок произношения, воспроизведение в темпе предъявления.

Средний уровень (2 балла) – имеются ошибки в произношении ряда звуков (не более 5), темп воспроизведения замедленный, ошибки произношения слогов и слов с оппозиционными звуками.

Низкий уровень (1 балл) – имеются стойкие ошибки звукопроизношения, наблюдаются замены, искажения (более 5 звуков), темп воспроизведения медленный, остановки перед произнесением трудных звуков.

             2.  Исследование фонематического восприятия

Инструкция: «Прочитай подписи, подходят ли эти слова к картинкам».

            Определить способность дифференцировать звуки по бинарным оппозициям: глухости – звонкости, мягкости – твёрдости, свистящие – шипящие, среди сонорных.

            Материалом исследования служат картинки слов-паронимов и подписи под ними ( по принципу домино):

            По твёрдости – мягкости:

галка – галька               хор – хорь                    мышка – мишка

банка – банька              тапки – тяпки               оси – осы

            По глухости – звонкости:

бочка – почка                тачка – дачка                 горка – корка

сова – софа                    коза – коса                     Луша – лужа

            Свистящие – шипящие:

крыша – крыса              розы – рожи                  сом – том

свет – цвет                     чаша – чаща                  чёлка – щёлка

            Сонорные:

ложки – рожки               йод - лёд                          майка – марка

            Критерий оценок:

Высокий уровень (3 балла) –  самостоятельное выполнение задания без дополнительных разъяснений

Средний уровень (2 балла) – имеются ошибки в выполнении задания, ошибки в дифференциации 30% слов.

Низкий уровень (1 балл) – имеются ошибки в дифференциации 50% слов или более.

             3. Исследование фонематического анализа и синтеза

            Исследование состояния  фонематического анализа.

Инструкция: «Подними руку, если услышишь звук [ч]».

            Материалом исследования служат слова:

            Телефон, учитель, тачка, постель, пощёчина, существительное, щетинка, постучать, паутина.  

            Исследование фонематического синтеза.

Инструкция: «Произнеси слово слитно».

            Материалом исследования служат звуки:

[p], [у], [c], [c], [к], [и], [й]; [к], [ p], [ы], [ш], [к], [a];  

[э], [к], [c], [к], [а], [в], [a], [т], [o], [p]; [б], [p], [a], [c], [л’], [э], [т].

            Критерий оценки:

Высокий уровень (3 балла) – правильное воспроизведение каждого слова с первой попытки.

Средний уровень (2 балла) – воспроизведение слов с 2-3 попыток.

Низкий уровень (1 балл) – невозможность воспроизвести одно из двух слов или оба слова; отказ от выполнения здания.

           4.Исследование звуко - слоговой структуры слова.

Инструкция: «Слушай и повторяй за мной».

            Ребенку предлагается повторить слова сложной слоговой структуры и предложение, состоящее из слов сложной слоговой структуры.

Материал для исследования:

Половодье, термометр, регулировщик, инженер, кораблекрушение;

На перекрестке строители выстроили четырнадцатиэтажный дом.

            Критерий оценки:

Высокий уровень (3 балла) – правильное воспроизведение всех предъявляемых слов и предложения.

Средний уровень (2 балла) – правильное воспроизведение 2-3 из предъявленных слов после одно-двухкратного повторения; темп воспроизведения замедленный.

Низкий уровень (1 балл) – невозможность правильного воспроизведения даже после трехкратного повторения или отказ от выполнения задания.

          5. Исследование слухо – моторных  координаций.

Инструкция: «Повтори (простучи) за мной».

            Ребенку предлагается прослушать и воспроизвести акцентированные ритмы.

            //  ///  //  ///  //  ///  

            /  //  ///  /  //  ///

            /  ///  /  //  /  ///  /  //

            Критерии оценок:

Высокий уровень (3 балла) – правильное, самостоятельное выполнение задания, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.

Средний уровень (2 балла) – ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток многократных повторов со стороны экспериментатора.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное выполнение задания, задание недоступно даже после развернутой помощи экспериментатора, отказ от выполнения заданий.

            6.Исследование кинестетического праксиса.

            6.1 Праксис по зрительному образцу.

Инструкция: «Делай, как я». 

            Ребёнку предлагается воспроизвести заданные положения пальцев руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

  • Соединить I и II пальцы в кольцо.
  • Пальцы сжаты в кулак II и III пальцы вытянуты.
  • Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты.

То же воспроизводится левой рукой.

6.2  Праксис по кинестетическому (тактильному) образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?». Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу той же рукой.

  • Пальцы сжаты в кулак II и III пальцы вытянуты.
  • Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты.

То же левой рукой.

            6.3 Перенос поз.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно так же на другой руке».

  • Пальцы сжаты в кулак II и III пальцы вытянуты.
  • Пальцы сжаты в кулак II и V пальцы вытянуты.

То же левой рукой.

            Критерий оценок:

Высокий уровень (3 балла) – правильное, самостоятельное выполнение позы, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу: по зрительному, тактильному образцу и переносу поз.

Средний уровень (2 балла) – поза воспроизведена неточно, замедленное воспроизведение (поиск позы). Ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, многократных повторов со стороны экспериментатора.

Низкий уровень (1 балл) – неправильное нахождение позы, многократное повторение задания не улучшает результатов, отказ от выполнения заданий.

            7. Исследование кинетического праксиса.

            7.1  Смена трех положений кисти «Кулак – ладонь – ребро» (А. Р. Лурия).

Инструкция: «Делай, как я».

            Ребенку предлагается последовательно придавать своей руке положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя (12 движений).

  • Задание выполняется правой рукой.
  •  Задание выполняется левой рукой.

            Критерий оценок:

Высокий уровень (3 балла) – правильное, самостоятельное  выполнение пробы, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу по смене трех положений кисти одной руки.

Средний уровень (2 балла) – ребенок с трудом переходи от одного движения к другому, совершает многочисленные персеверации, большие паузы, путает последовательность движений, пропускает движения.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не справился с выполнением пробы.

             7.2  Одноручные пробы.

            Пространственный праксис. Проба Хэда.

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

            Ребёнок сидит напротив экспериментатора. Экспериментатор придаёт определённое положение своей руке, ребёнок должен воспроизвести его той же рукой.

  • «Голосование» - рука согнута в локте и поднята вверх;
  • Рука горизонтально перед грудью ладонью вниз;
  • Большой палец под подбородком .ладонью сагиттально, пальцами вперед.
  • Ладонь горизонтально к подбородку ,пальцами к себе;
  • Ладонь горизонтально от подбородка ,пальцами от себя;
  • Левая рука касается правого уха;
  • Правая рука касается левого глаза;

            Критерий оценок:

Высокий уровень (3 балла) – правильное, самостоятельное выполнение проб, без дополнительных разъяснений исполняет предложенную экспериментальную программу.

Средний уровень (2 балла) – неправильное расположение руки, зеркальное воспроизведение позы, с трудом переключается с одного движения на другое, персеверирует, не может плавно переходить с одного движения к другому (при выполнении одной рукой).

Низкий уровень (1 балл) – отказ от выполнения заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых функций у младших школьников

Индивидуальный оценочный профиль состояния речевых и неречевых  функций и процессов  у учащихся, используемый вместе с речевой картой, который направляет внимание логопеда на  анатомо-ф...

Развитие высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях

Статья посвящена проблеме развития высших психических функций у младших школьников на логопедических занятиях. Подчеркивается связь всех психических функций с другими сторонами психического развития, ...

Контрольно-измерительный материал к методическому пособию «Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников»

Среди важнейших основных частей учебного процесса особое место занимает контроль. Контрольные функции учителя физической культуры в начальной школе традиционно сводятся преимущественно к выявлению уро...

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

Статья на тему " Особенности недоразвития неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией"

В данной статье представлен материал об особенностях неревых психических функций у младших школьников с дисграфией....

Активизация неречевых процессов у младших школьников с ЗПР на логопедических занятиях.

В статье рассматриваются вопросы развития неречевых процессов (внимания, памяти,мышления, воображения, повышения мотивации) на логопедических занятиях....

Методическое пособие "СКОРОГОВОРКИ И ЧИСТОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Данное методическое пособие можно успешно использовать учителям начальных классов, а также изучать и применять роди- телям для развития артикуляционного аппарата младших школьников....


 

Комментарии

Каменко Людмила Николаевна

Материал может быть полезен школьным логопедам и психологам