Hазноуровневые задания по русскому языку 3-4 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Разноуровневые задания по русскому языку содержат темы 1.Родственные слова 2. Состав слова 3. Правописание звонких и глухих согласных 4. безударные гласные в корне слова 5. правописание непроизносимых согласных 6. правописание приставок 7. правописание приставок и предлогов 8. части речи 9. род имён существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznourovnevye_zadaniya_po_russkomu_yazyku.doc | 478 КБ |
Предварительный просмотр:
Родственные слова
Упражнение 1 Прочитайте. Распределите слова по группам. Как называются слова каждой группы? Почему? Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник. Подчеркните в словах каждой группы общую часть. |
Упражнение 2 Прочитайте. Напишите, устранив в каждом ряду лишнее слово. Обоснуйте ответ: нос, носильщик, носик, носатый; час, часок, часть, часовщик; гусь, гусята, гусеница, гусыня; циркуль, цирк, цирковой, циркач. |
Упражнение 3 Прочитайте. Из двух цепочек слов под каждой цифрой выпишите ту, которая составлена из родственных слов. Выделите в них общую часть: вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый; холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить; лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить. Почему слова в оставшихся цепочках нельзя считать родственными? |
Упражнение 4 Прочитайте слова. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти. Подчеркните общую часть родственных слов. куст – кустик час – часовая море – моряк гнездо – гнёздышко зима – зимовать стул – стульчик сон – сонливый мороз – заморозки |
Упражнение 5 Прочитайте. Напишите слова в соответствии с шифром. Шифр указывает на количество слогов в словах. Слова: Шифр цветок, цветной, зацветать, 1) 1 – 3 – 3 лень, ленивый, лениться, 2) 2 – 2 – 2 белок, белый, белить, 3) 2 – 2 – 3 вес, весовой, взвешивать, вера, верный, верить, зима, зимний, зимовать. Выделите общую часть родственных слов. Образец: 1 – 3 – 3 – сад, садовый, садовник лень, ленивый, лениться |
Упражнение 6 Прочитайте. Вместо вопросительного знака поставьте нужную цифру, букву или слово. Ответ обоснуйте. Напишите ряды, состоящие из родственных слов. Подчеркните их общую часть. 1) вода водянка подводные 2 3 ? 2) ветка веточка ветвистый с с ? 3) предмет – пена качество - ? действие - пениться 4) сокол медный седина соколиный медь ? |
Упражнение 7 Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов. Б(а,о)бры – трудолюбивые ж(ы,и)вотные. Звёздное небо очен(-,ь) красивое. Все знают б(а,о)бровые домики и плотины. Звёзды находятся д(а,о)леко от нас. |
Упражнение 9 Самостоятельно подберите пропущенные слова в предложения – определения. Составленные предложения напишите. Подчеркните орфограммы. Учител… - это ч…ловек, который … . Строител… - это … , который … . Боксёр – это … , который … . Сп…ртсмен – это … , который … . Выделите общую часть родственных слов. |
Упражнение 10 Прочитайте текст. Подберите к нему подходящее название. Напишите, вставляя нужные буквы. У пеликанов особые клювы-сач(-,ь)ки. Это даже не клювы, а клювищи. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашёл пеликан рыб(-,ь)ю стайку, разинул клюв и подхв(а,о)тил сач(-,ь)ком добычу. Удобно л(о,а)вит(-,ь) и пеликанятам и в гн(и.е)здо рыбу н(а,о)сит(-,ь). В сумку пом(е,и)щ(а,я)ется много рыбёшек. Сумоч(-,ь)ка х(о,а)рошо растягивается. Подчеркните родственные слова. Найдите в тексте описание.
|
Корень
Упражнение 1 Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверяемое – проверочное. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. С…ний, д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, ч…стота, синь, т…сный, д…брый, ч…стый, п…тнистый, л…чение. Образец: синь – синий.
|
Упражнение 2 Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Корень выделите: поле, полочка, полевой, полюшко; печурка, печь, печка, печать; соринка, сорняк, сорвал, насорил; вода, водичка, водянка, водить. |
Упражнение 3 Напишите ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркните проверочное слово. т…снота т…сный т…снить св..тлый св…т св…тает р…бит р…бь р…бой н…чевать н…чной н…чь н…зкий н…зина зан…зить пр…вдивый пр…вда опр…вдать |
Упражнение 4 Прочитайте. Подберите однокоренные слова с чередованием согласных в корне для слов, отвечающих на вопрос что? Напишите составленные пары слов. Выделите в них корень. Пух, бег, пекарь, замок, лекарь, ноги, снег, дороги, творог, пирог. Какой вывод можете сделать? |
Упражнение 5 На основе первого примера определите и сформулируйте принцип записи слов в первой цепочке. В соответствии с ним напишите остальные ряды слов. танк – танкист – танковый ? – барабанщик – барабанный ? – ? – грибной ? – ? – театральный Выделите корень в однокоренных словах.
|
Упражнение 6 Вместо вопросительного знака поставьте нужную букву или цифру. Ответ обоснуйте. земля – с 2) земляк – к земляной – п землица – ч заземлить – ? землянка – ? 3) безземельный – 4 4) наземный – 2 земляника – 4 землистый – 2 подземный – ? заземление – ?
|
Упражнение 7 Прочитайте. К каждому предложению составьте и напишите подобное. В однокоренных словах выделите корень. Под осиной растут подосиновики. В лесу работает лесник. Рыбак ловит рыбу. Муравьи живут в муравейнике. Туляк живёт в Туле. Подчеркните орфограммы. |
Упражнение 8 Прочитайте слова. Добавьте к каждому из них по одной букве так, чтобы получить новое слово. Напишите слова парами. Выделите в них корень. каска – ? еда – ? шар – ? беда – ? пар – ? роза – ? тело – ? корь – ? гость – ? |
Упражнение 9 Закончи предложения, добавив в каждое по одному, подходящему по смыслу слову. У зверя лапа, у ч..л..века – … . У с..баки морда, у ч..л..века – … . У л..ва паст.. , у ч..л..века – … . У берёзы сок, у ч..л..века – … . У м..ш..ны м..тор, у ч..л..века – … . У к..нфеты фантик, у ч..л..века – … . Составленные предложения напишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в словах, отвечающих на вопрос кто? |
Упражнение 10 Прочитайте. Напишите текст, поместив в него предложение, объясняющее, что такое кедр. Вставьте пропущенные буквы. В тайге растёт кедр. К..дровник – любимое место многих птиц и ж..вотных. Ос..н..ю в нём созр..вают к..дровые ш..шки. Ими лакомятся м..дведи и к..баны, бурундуки и белки. Прил..тает и к..дровка. Запасливая птич..ка собирает орехи и кл..дёт их под ..зык. Под ним пом..щ..ется до 160 орешков. Затем к..дровоч..ка прячет св..ё богатство в мох, в дупла, в л..сную подстилку. В..сной в тайге по..вляются м..лодые кедры. В однокоренных словах выделите корень. |
Окончание
Упражнение 1 Составьте и напишите словосочетания, соединяя по смыслу слова левого и правого столбиков. Выделите окончания в существительных и глаголах. собирали над землёй рисуют в окно читают картину смотрит грибы сияет в реке плавает на небе летают книгу Образец: собирали грибы. |
Упражнение 2 Прочитайте. Определите смысловую связь между словами левой части каждого примера. Составьте такую же пару из слов правой части, выбрав для этого одно из заключённых в скобках слов. Исходные и составленные пары слов напишите. Выделите в них окончания. Какое слово среди них лишнее? школа – обучение; больница (доктор, ученик, лечение, больной); толстый – тонкий; безобразный (жирный, красивый, весёлый, грязный); ноги – сапоги; руки (кулак, перчатки, палец, кисть); растение – семя; птица (зерно, клюв, яйцо, пение); рыба – сеть; муха (комната, комар, жужжит, паутина). Образец: школа – обучение, больница – лечение.
|
Упражнение 3 Прочитайте пословицы. Определите их смысл. Напишите пословицу, смысл которой отличается от остальных. В её словах выделите окончания. Тише едешь – дальше будешь. Шила (в) мешке не утаишь. Семь раз отмерь – один раз отрежь. |
Упражнение 4 В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала причина, потом следствие. При написании предложений, избегая повторов одинаковых слов, заменяйте их другими . близкими по смыслу. В именах существительных и глаголах выделите окончания. Подчеркните изученные орфограммы. Повеяло прохладой. Наступил вечер. Заяц выходит за кормом в сумерках. Заяц – зверь ночной. Птицы не трогают божьих коровок. Божьи коровки при опасности выпускают едкую жидкость.
|
Упражнение 5 К каждому слову из левого столбика, обозначающее целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. В словах выделите окончания. лицо улица окунь берег растение январь неделя ручка платье лепестки дом стена цветок пуговица дверь корень река день зима плавник город глаз Образец: лицо – глаз.
|
Упражнение 6 Вместо вопросительного знака напишите подходящую букву. Ответ обоснуйте. Напишите слова, выделите корень и окончания. 1) кукла – и 2) дерево – сосна стол – м птица – снегирь платье – ? рыба – ? 3) Лена – р 4) зима – д Орёл – г весна – м Байкал – ? осень – ? 5) дед – б сын – д отец – ? |
Упражнение 7 Прочитайте написанные слова. Постарайтесь их запомнить (через 1-2 минуты предъявления вторые слова каждой пары стираются). Ориентируясь на первое слово, напишите пары полностью, вставляя пропущенные буквы. з..ма – сн.г м..л..ко – к..р..ва д..р..во – лист меб..ль – шкаф з..мля – небо песня – звук полка – книга дом – с..м..я В словах выделите корень и окончание. |
Упражнение 8 Прочитайте. Напишите предложения в порядке возрастания в них количества существительных. Вставьте нужные буквы. Т(я,и)жёлые грозд(ь, -)я р(я,и)бины покрывают дер(е,и)вце. По небу т(я,и)нулис(ь, -) птицы. Жур(о,а)вли л(и,е)тели высоко в небе через п(а,о)ля, л(и,е)са, г(о,а)рода. На вишнях, грушах, сливах по(е,я)виллис(ь,-) белые цв(и,е)ты. Выделите в существительных корень и окончание. |
Упражнение 9 Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите. лёд – … птица – … день –… утро – … дуб – … рыба – … весна – … металл – … бумага – … Образец: лёд – вода.
|
Упражнение 10 Прочитайте. Придумайте название и концовку к тексту. Напишите текст, вставляя пропущенные буквы. Выделите корень и окончания в однокоренных словах. Ночью ствол дер..ва ст..нал и скр..пел от сил..ного ветра. Утром ветер утих. Дер..во тихо ст..яло. и вдруг оно запело! Звуки н..слиь изнутри ств..ла. оказывается, в дер..ве было дупло, в дупле – гн..здо, а в гн..зде – д..тлята. |
Приставка
Упражнение 1 Прочитайте. Напишите в строчку слова, которых нет в правом столбике. Выделите в них приставку. уговорит убирает выпустит выдержит проплывёт пройдёт подчистит цветут наклонит напишет надломят надстроит замёрзнет зачислит подумает посмотрит внесёт уговорит |
Упражнение 2 Распределите слова на три группы в соответствии с темой урока. Напишите их и выделите приставки. Насушит, надломит, застучит, затрещит, надумает, надрежет, закричит, нарубит, надшил.
|
Упражнение 3 Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте: надел, покрыл, пошёл, понёс; прочитать, переиграть, просмотреть, прожить; догнал, доплыл, докатил, наследил; подпишет, подсыплет, надземный, подпилит; обрубит, обрежет, обстучит, свяжет; вспорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул. Выделите в словах приставки. Как пишутся приставки по-, про-, до-, под-, об-? |
Упражнение 4 Прочитайте. Подберите к словам левого столбика противоположные слова из правого столбика. Составленные пары слов напишите, выделите в них приставки. Вставьте пропущенные буквы. прибл..зился од..вается з..грустил п..низил п..бл..днел п..ч..рнел п..б..лел п..кр..снел п..высил р..зв..селился р..зд..вается уд..лился |
Упражнение 5 Напишите строчки по памяти. Найдите в них слова, в которых есть все изученные части слова. Выделите их. Подчеркните все орфограммы. Вот камень лежит у дороги, Присядем и вытянем ноги. |
Упражнение 6 Распределите слова в соответствии со схемами. Схемы: ¬∩, ¬∩, ∩. Слова: побеги, поход, тепло, бодрый, договор, проплывёт, вылет, пробежит, кожа, прилетит, осмотр, зерно, забросит, догорят, изгиб, запах, рука, выхлоп, сдвинут, место, закат, сбросят, нога, побег, белый, отнесут. |
Упражнение 7 Прочитайте, объясните смысл пословиц. Ворчаньем наскучишь, примером научишь. После драки кулаками не машут. С книгой поведёшься – ума наберёшься. Ученье и труд всё перетрут. Напиши пословицы, группируя их по двум признакам. Подчеркните орфограммы. Выделите приставки. |
Упражнение 8 Вставьте вместо точек пропущенный в словах корень. На…ит, рас…ет, вы…ит, раз…ит, при…ёт, ис…ит, раз…ёт, под…ит. Напишите полученные слова. Выделите в них известные части.
|
Упражнение 9 Во время чтения к каждому названному (без записи) имени существительному придумайте и напишите в столбик подходящее по смыслу имя прилагательное. При повторном чтении напротив каждого имени прилагательного напишите по памяти соответствующее ему ранее названное имя существительное. В именах существительных выделите корень и приставку. Найдите среди них лишнее. Существительные: привычка, находка, загадка, покупка, разговор, запах. |
Упражнение 10 Прочитайте. Подберите подходящее к тексту название. Текст напишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Крот – один из самых др..чливых зв..рей. Бол..шую ч..ст.. ж..зни он прводит (под) з..млёй. Толстый и полуслепой, он не знает пощ..ды. Если (в) подземных х..дах встр..ч..ются два кр та, начинается см..ртел..ная битва. (У) кр..та уд..вител..ный а.петит. (В) сутки он съедает столько, сколько весит сам. (Без) пищи этот прожорливый звер.. может прож..т.. не более 12 ч..сов. Выделите в словах приставки. Задайте вопрос к каждой части текста. |
Суффикс
Упражнение 1 От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов. Суффиксы: -ник, -ышк, -ик, -очк, -н, -ечк, -ок, -ек, -ёк, -еньк, -к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, -ищ. Слова: звезда, ёж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян. Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили? |
Упражнение 2 Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс. Столбик, грибок, огонёк, садик, уголёк, листок, стебелёк, голосок, котик, городок, конёк, пенёк. Определите значение выделенных в словах суффиксов.
|
Упражнение 3 Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Сгруппируйте цепочки попарно в зависимости от значений суффиксов. Напишите их. Суффиксы выделите: рыбка, дубок, горка, норка; тракторист, пианист, танкист, печник; полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко; хвостище, глазоньки, усище, когтище; шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр; толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий. |
Упражнение 4 Прочитайте. Сгруппируйте и напишите предложения, в которых слова имеют одинаковый состав. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните орфограммы. Л..сичка з..лезла (в) нору. За..ц др..жит (под )кустом. Дятел стучит (по) дер..ву. Белоч..ка уб..гает (от) с..вы. |
Упражнение 5 Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.
Образованные слова напишите, выделите в них части. Составьте предложение, в которое вошло бы возможно большее количество образованных слов. |
Упражнение 6 Прочитайте пословицы. Напишите те из них, которые имеют одинаковый смысл. Выделите части слова в написанных существительных. Вставьте пропущенные буквы. П..вт..ренье – мат.. ученья. Муравей не велик, а горы к..пает. Корен.. учения горек, да пло.. его сладок. Кр..сна птица оп..реньем, а человек ученьем. |
Упражнение 7 Каждое слово из правого столбика является родовым понятием для слова из левого столбика. Напишите пары слов, которые состояли бы из слов, обозначающих родовое и видовое понятия. Используйте образец: тополь – дерево. щука птица тарелка ягода диван посуда ландыш игрушка мишка мебель дрозд цветок малина рыба |
Упражнение 8 Составьте и напишите начатые определения. Выделите части в словах, вставленных вместо точек. Подчеркните орфограммы. Клумба – это участок земли, на котором растут … . Школа – это … , в котором учатся … . Ручка – это предмет, которым … . Карандаш – это … , которым … . Почтальон – это человек, который … . Строитель – это … , который … .
|
Упражнение 9 Послушайте и постарайтесь запомнить словосочетания (читать 2 раза). Ориентируясь на первую часть, напишите в строчку последнее слово каждого словосочетания. сажал в теплице приготовил к поездке пошёл на зарядку горели в печке поливал морковку добавил к посылке газетные вырезки смеялся от выдумки Написанные слова разберите по составу. Разбейте их на две группы. |
Упражнение 10 Прочитайте начало текста и предложения к нему. Составьте текст, располагая четвёртое, пятое и шестое предложения в порядке изучения частей слова на примере сказуемых. Вставьте подходящие по смыслу подлежащие в третье предложение. Выделите их составные части. Начало текста Все ж(и,ы)вотные ран(-,ь)ше были дикими. Усилия людей сделали их д(о,а)машними. Рядом (с) человеком ж..вут … , … , … . Предложения к тексту: а) Лошад(ь,-) п(е,и)р(и,е)возит грузы. б) (От) к(а,о)ровы п(а,о)лучают м(о,а)л(а,о)ко. в) С(о,абака ст(о,а)рожит д(о,а)бро. Напишите текст. Вставьте в слова нужные буквы, раскройте скобки.
|
Правописание звонких и глухих согласных перед согласными
Упражнение 1 Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы: ло..ка, игру..ка, к..ту..ка, клюю..ка; д..ро..ка, кры..ка, варе..ка, но..ка; л..ша..ка, лю..ской, л..па..ка, зага..ка; мину..ка, моне..ка, гря..ка, конфе..ка; оши..ка, ру..ка, тру..ка, ла..ка. Какое слово является лишним во всём упражнении?
|
Упражнение 2 Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы. ду..ок, ду..ки, ду..; зу..ки, зу.., зу..ок; коло.., коло..ки, коло..ок; сторо.., сторо..ит, сторо..ка; голу.., голу..ок, голу..ка. Образец: дуб, дубки – дубок. |
Упражнение 3 Прочитайте пословицы. Определите их общий смысл. Распределите пословицы на две группы в связи с изучаемой темой. Напишите, вставляя нужные буквы. Ранняя птич(-,ь)ка зу(п,б)ки теребит, поздняя гла(з,с)ки пр(о,а)дирает. Рано пта(ш,ж)ка з(о,а)пела, как бы ко(ш,ж)ка не съела. Н(е,и)деля го(д,т) кормит.
|
Упражнение 4 Распределите слова в соответствии со схемами. Вставьте пропущенные буквы. Схемы: ∩, ∩^, ¬∩^. Слова: п..дгото..ка, кра..ка, гру.., грун.., ска..ка, п..са..ка, гри..ки, гра.., п..гру..ка, з..кла..ка, бли..кий, дро..ь, б..ре..ка, ду..ки, ма..ь, про..ка, уло.., ..тга..ка, п..вя..ка, ко..ка, дру.. .
|
Упражнение 5 Прочитайте предложения. Составьте текст. Напишите текст, предложения разобрите по членам предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните изученные орфограммы. (В) тихой в..де м..л..кают ры..ки. (У) пруда растут б..рё..ки и ду..ки. (К) пруду в..дёт у..кая д..ро..ка. (В) нанем с..ле ест.. х..роший пру.. . |
Упражнение 6 Прочитайте. Напишите слова в цепочках в такой последовательности: широкое понятие, среднее понятие, узкое понятие. Подчеркните орфограммы. Вставьте нужные буквы. шу(п,б)ка, оде(ж,ш)да, зимняя оде(ж,ш)да; меховая ша(п,б)ка, ша(п,б)ка, головной убор; ча(ш,ж)ка, кофейная ча(ш,ж)ка, посуда; мебель, кни(ж,ш)ная полка, полка; кукла, матрё(ш,ж)ка, игру(ш,ж)ка; растение, малина, Яго(т,д)ка; растение, бере(з,с)ка, дерево. Образец: одежда, зимняя одежда, шубка. |
Упражнение 7 Из слов, находящихся под одной цифрой, составьте новое, используя для этого их первые слоги: забор, гадкий, камера; кролик, ватрушка, каша; овчина, царапина; русалка, башмак, канат; рокот, ботва; лавсан, камера; пояс, годность, какаду. Составленные слова напишите, подберите к ним проверочные. Найдите лишнее слово в исходных и составленных словах. |
Упражнение 8 Заполните таблицу, подбирая к каждому родовому понятию по два видовых. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Справка: табурет, кр..ва..ка, ча..ка, тя..ка, алма.., кру..ка, р..ма..ка, люти.., к..нфе..ка, морко..ка, л..па..ка, изумру.., зя..лик, пряни.. . |
Упражнение 9 Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова. робкий, ловкий, дерзкий; селёдка, сливки, рожки; пятка, ножка, головка. Выполните следующие задания: напишите слова, которые начинались на букву с; напишите слова с парным согласным ж в середине; напишите слова с парным согласным в в середине; напишите два оставшихся прилагательных; напишите слово с парным согласным т в середине. Докажите правильность своей записи. |
Упражнение 10 Прочитайте предложения. Какие надо осуществить с ними действия, чтобы получилась зимняя зарисовка? Зарисовку запишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы. Услужливый м..ро.. з..т..нул реки л.. .. ком. По листьям шуршит дождь. Ре..кий ветер теребит в..рху..ки д..ревьев. Во все стороны двинулись мощные потоки в..ды. До самых бр..вей нахлобучили они белосне..ные ша..ки. надели пуховые варе..ки. Шустрые сн..г..ри порхают по ши..кам елей.
|
Правописание безударных гласных в корне слова
Упражнение 1 Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Напишите полученные ряды слов, подчёркивая безударные гласные. т..жёлый, пр..мой, в..сёлый, гл..дит; м..рской, с..довый, сп..ртивный, х..лодный; св..тлячок, л..сной, кр..чать, сн..говик; уд..вление, л..чить, с..дел, св..тлел; зв..зда, в..сло, в..дро, сп..шить.
|
Упражнение 2 Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.
|
Упражнение 3 Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова имеют безударную гласную. Подчеркните слова с безударной гласной е в корне, которая проверяется буквой ё. Желтели, золотились листочки в саду. Журавли летели через поля, леса, города. Дрозды поедают рябину, чернику. Качает ветвями косматая седая сосна. Вечерняя тишина висит над рекой. |
Упражнение 4 Прочитайте. Установите, какая связь имеется между словами в левой части примера. Составьте подобную пару в правой его части, выбрав одно из четырёх, заключённых в скобках. Составленные примеры напишите, вставляя пропущенные буквы. утро – ночь; з..ма (м..роз, январ.., ос..нь, санки); песня – глухой; к..ртинка ( сл..пой, художник, р..сунок, б..льной); лошад.. – жер..бёнок; к..рова ( пастбище, р..га, м..л..ко, т..лёнок); лодка – лето; к..ньки ( р..ка, зима, лёд, ботинки); к..са – тр..ва; бритва ( острая, сталь, р..на, м..ряк).
|
Упражнение 5 Прочитайте словосочетания, постарайтесь запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите вторую часть каждого словосочетания; подберите проверочные слова. лист кл..новый напиток м..довый дорога ч..рнеет лицо р..бое гора л..дяная хлеб з..рнистый мёд пч..линный вечная м..рзлота погода т..плеет деревья ж..лтеют Какие из записанных слов по памяти могут быть лишними?
|
Упражнение 6 Прочитайте. Определите, какой части речи нет в первой и второй цепочках. Дополните каждую из них необходимыми словами из третьей цепочки. Составленные цепочки напишите, вставляя пропущенные буквы. сп..шит, зал..вает, выб..гает, св..стит, зал..гают, к..лючий, об..днеть, б..ловатый, в..твистый; в..ликан, д..нёк, в..левой, г..ловка, г..ристый, ог..рчение, гр..зовая, б..дняк, д..вчонка, б..глец; уг..сает, выгл..дит, уг..стить, гр..мыхать, загр..знять, б..лила, б..льница, бр..тика, выг..н, гр..знуля. |
Упражнение 7 Прочитайте слова. Сформулируйте и выполните с ними задание. Б..леть, в..рёный, в..твями, уг..щение, д..ла, зв..рята, в..твистый, пов..р, б..лезнь, г..стевой, выд..лать, зв..риный, д..ловой, уг..стить, б..льной, в..рить, в..твиться, озв..реть. |
Упражнение 8 В каждой паре предложений одно обозначает причину какого-либо явления, а другое является следствием этой причины. Определите, в какой роли выступает каждое предложение, и напишите их в следующем порядке: сначала причина, затем следствие. При написании предложений, избегая повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу. Вставьте нужные буквы. С(о,а)ва и филин охотятся ноч(ь,-)ю. Дн(и,е)вной свет для гла(з,с) с(а,о)вы и филина ярок и неприятен. Многие цв(е,и)ты яркие и душ(ы,и)стые. Яркими красками и зап(о,а)хом цв(е,иты привл(и,е)кают насекомых. Мур(о,а)в(ь,-)и приносят лесу б(о,а)льшую пользу. Мур(а,о)в(ь,-)и уничт(о,а)жают личинок вредных насекомых. |
Упражнение 9 Внимательно послушайте слова. Постарайтесь их запомнить. Кошачий, змеиный, желтеть, пчелиный, синеть, лебяжий, белеть, скворцовый, краснеть, чернеть. Ответьте на вопросы и выполните задания: Сколько слов было названо? Какое слово было названо первым, последним? На какие группы можно разделить прочитанные слова? Напишите по памяти имена прилагательные. Напишите по памяти глаголы. Подчеркните орфограммы в написанных словах. |
Упражнение 10 Прочитайте строки из стихотворения: Сегодня так светло кругом, Такое мёртвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженной тишиной… . О чём они вам рассказали? Найдите в стихотворении слова с безударной гласной. Составьте и напишите свою зарисовку на эту же тему, используя слова с безударными гласными, употреблённые поэтом. |
Слова с двумя безударными гласными в корне
Упражнение 1 Прочитайте. Распределите слова на три группы. Напишите их, подчеркните орфограммы. Заг..в..рить, д..ска, п..нал, в..ч..реть, д..карь, м..лина, г..в..рливый, гр..ница, х..л..деть, в..лнение, завтр..к, засх..х..таться, ..г..род, св..рить. |
Упражнение 2 Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, напишите второе слово каждого словосочетания. Докажите правильность их написания. седая б..р..да спелый к..л..сок яркая п..л..са звонкий г..л..сок петушиный гр..б..шок шумно в..с..лился тонкий ст..б..лёк ветвистый к..р..шок старые ст..р..жа
|
Упражнение 3 Прочитайте. Напишите слова, которых нет в правой части. Найди среди них лишнее. К каждому написанному слову подберите необходимое количество проверочных. Подчеркните безударные гласные. з..рно п..л..сатый дл..на пр..ст..ватый ж..стянка обм..л..тить поезд м..л..жавый зв..рёк л..б..диный д..сятка д..р..гой ж..лток поезд г..рчит г..л..вастый зм..иный з..рно
|
Упражнение 4 Прочитайте предложения. Напишите их. Подчеркните члены предложения. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Вес..ло р..к..тал кедр и приманивал зап..хом хвои. (В) ущелье не пр(о,а)н..кал луч з..л..того дня. М..л..дые д..р..вья з..л..неют изд..лека. |
Упражнение 5 Прочитайте пословицы. Разделите их на две группы в зависимости от смысла. Напишите, подчёркивая слова с одной безударной гласной одной чертой, слова с двумя безударными гласными – двумя чертами. Вставьте пропущенные буквы. Дожд.. в мае хл..ба п..дымает. Чист м..л..дец; ни коз, ни ..вец. В..да на лугу – сено в ст..гу. Дуга з..л..чёная, сбруя ременная, а лошад.. некормленая. |
Упражнение 6 Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова. Составленные фразы напишите. Вставьте пропущенные буквы. … м..л..дой, а бабушка … . … толстый, а к..л..сок … . … д..р..вянный, а рельс … . У … л..б..дёнок, а у утки … . В х..л..дильнике … , а в … жар. |
Упражнение 7 Прочитайте слова. Сформулируйте и выполните с ними задание. Греб..нь, з..л..неет, х..л..дильный, гр..б..шок, гол..д, дер..во, г..л..вной, г..л..вы, гов..р, холл..д, д..р..вянный, зел..нь, в..ч..рет, г..л..дает, г..в..рит. |
Упражнение 8 Прочитайте. Исключите из цепочки по одному лишние слова по какому –либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте. Стебелёк, борода, коза, холодает, корешок, зазеленеет. |
Упражнение 9 Прочитайте. Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. Вставьте нужные буквы. Предложения: Г(а,о)л(о,а)ва тюленя высунулась из проруби. М(е,и)дв(е,и)жата по(е,я)вляются на свет в шу(б,п)ках. М(о,а)л(о,а)дой месяц показывается в(е,и)ч(е,и)рами после захода солнца. За(я,е)ц обгл(о,а)дал к(о,а)ру м(о,а)л(о,а)дых д(е,и)рев(ь,-)ев. Таблица
|
Упражнение 10 Прочитайте. Найдите общее и различное в том, что написано на досек. Придумайте к ним название. Зол..том горит (на) солнце л..ства. Ябл..очное р..здолье (в) с..дах и (на) базарах. Люди в..дут приг..товления (к) х..л..дам. ..леют яг..ды к..лины, р..бины, клюквы, брусники. Н..бирает ж..р м..дв..д.. . (На) з..му ему надо килограммов сто ж..ровых нак..плений. З..ботливые белки г..т..вят з..пасы орехов, ж..лудей, ш..шек, сушёных гр..бов. снуют с к..л..сками и ж..лудями мышки-п..лёвки. Б..бры делают д..р..вянные з..валы (у) св..их нор. (К) з..ме готовятся все. Сентябр.. – «хмурень», л..нивых не прощ..ет. Где бодрый серп гулял и пад..л кол..с, Тепер.. уж пусто всё – простор везде, Лишь паутины тонкий вол..с Бл..стит на праздной б..р..зде. Напишите первый текст со своим названием. Подумайте, какой смысл имеет его концовка. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Выпишите из обоих текстов однокоренные слова.
|
Правописание непроизносимых согласных
Упражнение 1 Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на второе слово, напишите первую часть каждого словосочетания по памяти. честный поступок радостное событие счастливая находка грустный вид яростный ветер ненастная погода устный ответ известный писатель поздний час Какое из написанных слов является лишним?
|
Упражнение 2 Прочитайте предложения. Напишите их по парно. В первом предложении каждой пары должно быть слово с непроизносимой согласной, во втором – с проверочным к нему. Солнце спряталось за частый ельник. Грустными стали сады, поля и леса. Растёт ёлочка на радость людям. В солнечный день у января светлое, доброе лицо. Грусть разлилась в осеннем воздухе. В написанных предложениях подчеркните изученные орфограммы. |
Упражнение 3 Прочитайте. Напишите цепочки слов, исключив из них лишнее и вставив пропущенные буквы. Ответ обоснуйте. праз..дник, грус..ный, поз..но, сер..це; звёз..ный, мес..ность, окрес..ность, извес..ный; чудес..но, опас..но, капус..ный, прекрас..но; ярос..ный, счас..ливый, трос..ник, лес..ница; свис..нул, поса..ка, вес..ник, кос..ный. |
Упражнение 4 Прочитайте. Напишите предложения, разберите по членам предложения. Вставьте нужные буквы. Тучи надолго з(а,о)крывают со..нце. Окрес..ность (о,а)кутана туманом. Ст(о,а)ят ненас..ные (о,а)сенние дни. Ярос..ный ветер срывает с д(е,и)ревьев п(о,а)ледние листья. |
Упражнение 5 К словам левого столбика подберите близкие по значению слова из правого столбика. Напишите их парами. Вставьте нужные буквы. унылый ярос..ный огромный радос..ный печальный наез..ник знаменитый мес..ный здешний извес..ный всадник горес..ный умелый искус..ный весёлый гиган..ский нестерпимый неснос..ный гневный грус..ный В словах правого столбика найдите лишнее. Дайте ему полную характеристику. |
Упражнение 6 Прочитайте. Установите, какая имеется связь между словами в левой части примера. Составьте такую же пару в правой его части, выбрав для этого одно слово из четырёх, написанных в скобках. Выбор слов обоснуйте. унылый – грус..ный; страшный ( ужас..ный, добрый, смелый, испу..); маленький – гиган..ский; радос..ный ( серьёзный, горес..ный, успех, очаровательный); чу..ство – любов..; птица ( клетка, лес, дер..во, буревес..ник); рано – поз..но; обман ( обещ..ние, слово, чес..ность, выв..лнение); тело – сер..це; дом ( труба, забор, в..рота, лес..ница). Слова – ответы сгруппируйте по орфограммам. |
Упражнение 7 Составьте три цепочки слов в соответствии с изученными орфограммами. Напишите их, вставьте нужные буквы. Ус..ный, нахо..ка, хлёс..кий, сво..ка, вкус..ный, с..стрица, свя..ка, небес..ный, с..роватый, спе..ка, ярос..ный, ло..кий, св..ча, с..нливый. |
Упражнение 8 Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите их, ориентируясь на первую букву слов с непроизносимой согласной. Они должны следовать в алфавитном порядке. Вставьте пропущенные буквы. Человек трудолюбивый – самый счас..ливый. Рукам р..бота, а на душе праз..ник. Тайна, извес..ная троим, уже не тайна. Со..нце л..донью не з..кроешь. Поз..но встанешь – мало сделаешь.
|
Упражнение 9 Прочитайте слова. Составьте с каждым из них словосочетание таким образом, чтобы придуманное слово начиналось с непроизносимой согласной, имеющейся в исходном слове. Со..нце, праз..ник, грус..ный, звёз..ный, мес..ный, трос..ник. Образец: ласковое солнце. |
Упражнение 10 Прочитайте части текста. Расположите их в правильной последовательности. Сформулируйте своё задание к составленному тексту. Позже люди н..училис.. в..рить (из) свеклы сах..р. пр..д..вали его (в) аптеках как лекарство. Он был очен.. д..р..гой. (В) давние вр..мена люди не знали, что такое сахар. Они ели мё.. . Пили сла..кий сок клёна, липы, ч..й (с) дол..ками свеклы. (В) (И,и)ндии, (на) (К,к)убе п..луч..ют эту сладост.. (из) сахорного тр..с..ника. У него сла..кий стебел.. . Тр..стинки ср..зают, бр..сают (в) к..тёл и вываривают (на) ..гне. Получаются кристаллики сахара.
|
Правописание приставок
Упражнение 1 Прочитайте. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. з..пах, з..бота, з..бег; п..друга, п..дшитый, п..днос; п..говорка, п..вязка, п..душка; пр..сидишь, пр..щает, пр..текает; п..р..ход, п..р..чница, п..р..грузка. |
Упражнение 2 К каждому слову из левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающее его часть. Выделите в словах приставки. Вставьте пропущенные буквы. удоч..ка п..р..плёт книга п..белка ст..кан пр..бежка заря..ка н..звание кресло п..дст..канник песня п..длокотник окно п..плавок р..монт пр..пев произведение з..гадка фольклор п..доконник
|
Упражнение 3 Прочитайте русские и иностранные пословицы. Объедините их попарно в зависимости от смысла. Напишите те их них, в которых есть слова с приставками. Вставьте пропущенные буквы. Когда рак на горе свис..нет. С в..лками жить – по-волчьи выть. В тихом омуте черти водятся. Когда у меня на ладони вол..сы вырастут. Нах..дясь среди в..рон, нужно каркать, как они. Тихая в..да б..рега подрывает. На какие две группы можно разделить слова с пропущенными буквами? |
Упражнение 4 Прочитайте слова, распределите их в зависимости от значения, которое вносится приставкой: а) приблизиться; б) добавить, выполнить не до конца. Приставки выделите. Подбежать, подтаять, подсыпать, подбросить, подлететь, подлечить, подплыть, подсадить, подкормить.
|
Упражнение 5 Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл. К фразеологизмам левого столбика подберите противоположные по смыслу фразеологизмы из правого столбика. Напишите их попарно. заваривать кашу спустя рукава не покладая рук расхлёбывать кашу засучив рукава сидеть сложа руки
|
Упражнение 6 Прочитайте фразеологизмы. Сгруппируйте их по смыслу. Составленные группы напишите, подчёркивая орфограммы. В словах выделите приставки. Кот наплакал; рукой подать; водить за нос; обвести вокруг пальца; и был таков; след простыл; капля в море; в двух шагах. Образец: Кот наплакал – капля в море. |
Упражнение 7 Рассмотрите внимательно таблицу.
Выполните одно из трёх заданий на выбор или сформулируйте своё. Задание 1. От данных слов образуйте новые, используя возможные приставки. Напишите образованные слова, выделите в них корень и приставку. Задание 2. От данных слов образуйте новые, ориентируясь на следующие клетки: 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10; 11, 12, 13, 14,15, 16, 17, 19, 20; 22, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30. Напишите их по группам. Выделите корень и приставку. Задание 3. От данных слов с помощью указанных в таблице приставок образуйте новые. Напротив каждого образованного слова напишите номер соответствующей приставки. |
Упражнение 8 Прочитайте. Напишите предложения в порядке возрастания в них количества слов с приставкой. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Со..нце пр..было дыру (в) туче и р..збр..сало (с) высоты лучи. Прямо (из) п..тёмок мы п..степенно выплывали (в) з..колдованное царство. В..да (под) к..лёсами з..пенилась и п..б..жала быстрым ручейком. |
Упражнение 9 Прочитайте. Исключите из цепочки по одному лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось одно слово. Причину исключения каждого лишнего слова обоснуйте. Замазка, довесок, кровинка, пригород, поливка, подделка. |
Упражнение 10 Прочитайте. Охарактеризуйте весь текст и его основные части. Напишите ту часть, в каждом предложении которой есть слово с приставкой. Озаглавьте её. Вставьте пропущенные буквы, выделите приставки. Лесные звери в сказках и в жизни. Мы знаем, что л..са в ска..ках хитрая, за..ц трусливый. На самом деле это д..леко не так. Л..су сп..сает не хитрост.. , а зоркие гл..за, острый слух, удивительное ч..тьё и ловкост.. . Св..ю д..бычу она без всяких уловок н..ходит. Ей п..м..гают нос, и уш.. . Мышка чут..-чут.. з..п..щит под снегом, а л..са мигом р..зроет его, п..чует норку и р..ск..пает. И за..ц не т..кой трусливый. Он ост..рожный. а иногда может за себя п..ст..ять. З..метит вовремя с..ву или филина, п..р..в..рнётся на спину, ударит их задними лапами. В т..кой п..р..делке и с..баке не п..зд..ровится. Интересен мир л..сных зв..рей! Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по орфограммам. |
Правописание приставок и предлогов
Упражнение 1 Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите их, ориентируясь на первую букву слов с приставкой. Они должны следовать в алфавитном порядке. Раскройте скобки. Выделите приставки, подчеркните предлоги. (На) чужой роток не (на) кинешь платок. (За) тину ногой не (за) денет. (От) хлеба-соли не (от) казываются. И (по) заячьему следу (до) ходят до медвежьей берлоги. |
Упражнение 2 Прочитайте стихотворные строки. Выпишите из них слова с приставками и предлогами, звучащими одинаково. Докажите правильность своего написания. Образец: запечь – выпечь; за печь – за тёплую печь. Решили лисы кролика (за) печь, А кролик из духовки прыг (за) печь. Зависело б (от) мыла, Веснушки я б (от) мыла. Сугробы снега вьюги (на)мели, И грузовик, как баржа (на) мели. |
Упражнение 3 Прочитайте. Объедините написанное в две группы по двум признакам одновременно. Составленные группы напишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Рано (со) брались, да поз..но (под) н..лись. Как рыба (в) воде. С..дет.. как (на) иголках. Сем.. раз (от) мерь, один раз (от) режь. Л..ёт как (из) ведра. Как называется написанное в первой и во второй группах? Объясните их смысл. |
Упражнение 4 Прочитайте. Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. Вставьте пропущенные буквы. Раскройте скобки. Предложения: (По) бледному небу клоч..ями (по) висли м..хнатые облака. В..да (под) к..лёсами (за) пенилась и (по) б..жала (через) омут. (Раз) в..рнулась душ..стая ч..шеч..ка ландыша. Ж..лтели и з..л..тился лист (в) л..су. Таблица
|
Упражнение 5 Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой их них лишнее. Лишние слова напишите. Раскройте скобки. Выделите приставки. (от) резной, (от) грузка, (от) радный; (за) шипело, (на) летело, (за) качало; (про) сушка, (про) книгу, (про) школу; (вы) гон, (вы) рубка, (вы) лет; (за) окном, (за) садом, (за) ехал. |
Упражнение 6 Прочитайте стихотворные строки. Сформулируйте и выполните с ними задание. Мы к..рмушку (с) мастерили, Мы ст..ловую (от) крыли, (В) гости (в) первый ден.. н..дели (К) нам с..ницы (при) летели. |
Упражнение 7 В каждый фразеологический оборот, находящийся под одной цифрой, вставьте одно и то же слово. Группы фразеологических оборотов напишите, ориентируясь на таблицу. Раскройте скобки. Фразеологические обороты: (за) дирать …; вешать …; водить (за) …; (за) рубить (на) …; клевать …; держать … (по)ветру; остаться (с) …; встретиться … (к) …; не видеть дальше собственного …; держать … востро; (про) пустить мимо …; (по) краснеть (до) …; медведь (на) … (на) ступил; (раз) весить …; (на) вострить … (на) макушке; … вянут; человек (с) …; морочить …; (её) кружить …; (по) терять …; не (с) носить …; (от) вечать …; как снег (на) …; … идёт кругом; (с) ломя … Таблица
Выделите в словах приставки и предлоги. |
Упражнение 8 Прочитайте. Напишите пары предложений, отражая последовательность событий. Раскройте скобки. Вставьте нужные буквы. (По) слышалась музыка. (В) ка(а,о)ртире включили рад(и,е)о. (При) л(и,е)тели грачи. (При)шла в(и,е)сна. (На) лили (в) ст(а,о)каны м(о,а)л(о,а)ко. (По) д(о,а)или к(а,о)рову. (По) сеяли з(е,и)рно. (Вс)п(а,о)хали землю. (За) р(а,о)ботал м(о,а)тор. (В)ключили (за)ж(и,ы)гание. Выделите в словах приставки и предлоги.
|
Упражнение 9 Прочитайте слова. Составьте из них упражнение, предусматривающее исключение слова в цепочке. В упражнении должно быть четыре цепочки. По доске, на огороде, по дому, поход, до утра, на небе, до лета, зашёл, на совести, дочитал, задел, за садом. |
Упражнение 10 Прочитайте текст. Вставьте в него подходящее по смыслу пропущенное предложение. Кошки ч..сто (у)мываются. Но они не только большие ч..стюли. Утром (про)снулись, (по) т..нулис.. и уже (вы) лизывают себя (от) мордоч..ки (до) лап. (Со) бралис.. гулят.. – (у) мываются. (По) гуляли, (по) ели – опят.. (вы) лизываются (с) г..л..вы (до) но.. . Кошки (с) лизывают (с) себя гряз.., крошки (от) еды и собственный (за) пах. ∟___ . (На) охоте они ждут свою добычу (в) засаде. Если добыча (по) чует опас..ност.., звер.. (о) станется г..лодным. Выполните задание на выбор. Задание 1. Напишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Задание 2. Сгруппируйте слова по орфограммам. Напишите, вставляя пропущенные буквы, раскройте скобки. Задание 3. Сгруппируйте слова по орфограммам. К каждой группе добавьте по одному своему примеру. Напишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. |
Части речи.
Упражнение 1 Прочитайте цепочки слов. Найдите в каждой из них лишнее. Напишите. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы. б..рёза, пч..ла, ле..кий, м..лина; р..чистый, р..ка, п..лезный; раз..яснить, д..н..сти, н..п..вать, р..з..ба; р..сковать, через, упл..тнить, р..зм..стить; от, у, п..хучий, около; п..ч..рка, п..рина, п..нать, р..жок. |
Упражнение 2 Напишите в каждом ряду вместо точек четвёртое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому. Вставьте пропущенные буквы. Укажите, какой частью речи являются слова каждого ряда. небо – птица, р..ка – …; ч..ловек – губы, слон – …; з..яц – к..пуста, свинья – …; белый – ч..рный, утренний – …; п..высил – п..низил, ..тнял – …; з..нятие – дело, р..бота – …; дряхлый – прест..релый, п..ж..лой – …; врач – ч..ловек, ветеринар – … .
|
Упражнение 3 Прочитайте. Сравните между собой две пары слов под одним номером. К каждой паре подберите точное название, а затем для двух названий найдите одно общее. Составленные цепочки напишите. Вставьте пропущенные буквы. Устно сгруппируйте слова по частям речи. ел.., с..сна - ? ├ ? ду.., ...сина -? 2) в..с..лёк, ..дуван..чик - ? ├ ? п..он, роза ? 3) (К,к)иров, (т,Т)амбов -? ├ ? (М,м)сква, (П,а)риж -? 4) ш..повник, см..родина -? ├ ? клён, топ..л.. -? 5) волк, тигр - ? ├ ? за..ц, ..вца -? 6) см..тана, тв..рог _? ├ ? к..лбаса, ветчина -? |
Упражнение 4 Прочитайте предложения. Напишите их в соответствии с шифром. Поставьте нужные буквы. Раскройте скобки. Густеют д(е,и)кабрьские сумерки. В(а,о)р(а,о)б(ь,-)и ч(и,е)рикают (около) тёмных скир(д,т). Небо з(о,а)стилается свинцовым светом. Белые ч(а,я)йки (с) криком носятся (над) (В,в)лгой. Шифр
|
Упражнение 5 Вставьте в каждую группу фразеологических оборотов подходящее по смыслу одно и то же слово. 1) Как в … канул; 2) … век; 3) не … в обиду; толочь … в ступе; … дно; … маху; решетом … черпать; … осень; … слово; тише … , ниже травы; … руки; как пить …; много … утекло; сулить … горы; не … спуску; выйти сухим из …; … мастер; ни … ни взять. Справка: золотой, дать, вода. К каждому слову для справок подберите слова этой же части речи из всех групп фразеологизмов. |
Упражнение 6 Прочитайте. Объясните смысл пословиц. Напишите их, ориентируясь на отсутствующие части речи в следующем порядке: пословицы, в которых нет имен прилагательных; пословицы, в которых нет глаголов; пословицы, в которых нет предлогов. Закончите упражнение пословицей, в которой есть все перечисленные части речи. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. (У) л..нивого всегда праз..ник. (За) мален..ким п..гнался, б..л..шое п..т..рял. Не бойся с..баки бр..хливой, а бойся м..лч..ливой. Хв..лис.. ур..жаем, когда рожь в засеку насыпешь. Злой ч..л..век плачет (от) з..в..сти, а добрый (от) радости.
|
Упражнение 7 Вставьте вместо точек слово, состоящее из трёх букв так, чтобы оно служило концовкой для слова перед скобками и началом слова, которое находится за скобками. на (…) ник те (…) рож ку (…) ол по(…) ок за (…) ец Найдите общее и различное в составленных словах. В какой паре искомое слово, находящееся в скобках, является корнем? Образец: народ – родник.
|
Упражнение 8 Внимательно рассмотрите таблицу. Сформулируйте и выполните задание.
|
Упражнение 9 К данным согласным добавьте нужное количество букв а. Поставьте их среди написанных букв так, чтобы получилось слово. м м п р д р к м р к р м к р н с х р с л т с т к н б р б н к л с с к р н д ш Дайте характеристику составленным словам как части речи. |
Упражнение 10 Прочитайте. Коротко сформулируйте обычай, о котором идёт речь. Составленное предложение введите в текст, найдя для него подходящее место. Подчеркните орфограммы. Лесной обычай. Певчие птицы сбиваются в стайки и странствуют по кустам и деревьям. В стае есть свой обычай. Первый увидевший врага должен пискнуть или свистнуть. Стая успеет уйти от опасности. Если один попал в беду, стая поднимет крик и гам, устрашая врага. Подчеркните по вариантам части речи: 1 – существительные; 2 – глаголы; 3 – прилагательные; 4 – предлоги. |
Род имён существительных
Упражнение 1 Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите. вечер – … кефир – … корова – … осень – … лошадь – … бабочка – … мужчина – … вата – … Определите род имён существительных. |
Упражнение 2 Из букв каждого слова образуйте новое, в котором сохранились бы все буквы исходного слова. Полученные пары напишите. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род. Слова: весна, валик, лето, атлас, сосна, кулак, комар, каприз, камыш, коршун, накат, уклон, ложа. Образец: весна – навес, лето – тело.
|
Упражнение 3 На каждую букву исходного слова придумайте и напишите имена существительные с подходящим по смыслу прилагательным в соответствии с заданной последовательностью: ж.р. → ср.р. → м.р. → м.р. → ж.р. Слова: улица, крыло, песня. Образец: улица – маленькая улитка, знакомое лицо, белый иней, пушистый цыплёнок, родная армия. |
Упражнение 4 Прочитайте. Из данных слов составьте смысловые пирамиды по образцу растения деревья, кустарники орех, берёза, малина, смородина Слова: перчатки, лиса, капуста, соловей, снегирь, вещи, певчие, репа, пантера, шуба, животные, одежда, иволга, хищные, растения, шляпа, птицы, свекла, овощи, волк. Определите род имён существительных.
|
Упражнение 5 Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы: р л о а з н д н ы ш б и з о б р а д р у о ж б ь м в и у ш х а н я с о ш и с н ш а к а Используя их выполните следующие задания и ответьте на вопросы: вытащите из букета садовый и лесной цветок (1 строка букв); найдите дом в лесу (2 строка букв); золотое поле, дерево на нём (3 строка букв); из какой ягоды варенье досталось кому-то на съеденье (4 строка букв); определите плод от растения (5 строка букв). Дайте характеристику полученной группе слов. Найдите в них общее и отличное. Напишите слова, группируя их по родам. |
Упражнение 6 Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Напишите в соответствии с шифром. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
|
Упражнение 7 Составьте имена существительные, используя таблицу:
Составленные имена существительные напишите, группируя их по родам. Орфограммы подчеркните. |
Упражнение 8 Прочитайте предложения. В каждом из них найдите имена существительные. Напишите предложения в соответствии с формулировкой правила о роде имён существительных. Вставьте пропущенные буквы. Со..нце св..тило в небе зол..том. Н..здреватый шершавый л..док з..хрустел в в..чернем воздухе. Т..легу ..бступили к..сматые с..дые елки и медноствольные сосны. За зубчатый гребен.. леса унёсся поток д..ждя. |
Упражнение 9 Прочитайте предложения. Рассмотрите схемы. Сформулируйте и выполните задание с помощью схем. Предложения: Тёмное оз(и,е)ро исчезло (за) горизонтом. Янтарный мя(х,г)кий свет р(а,о)зл(и,е)вался (по) всей (о,а)кресс(т,-)ности. Тр(а,о)ва п(и,е)л(и,е)валась изумрудом и зол(о,а)том. Схемы с.м.р. тглагол с.ж.р.т глагол с.ср.р. т глагол |
Упражнение 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по русскому языку для 2 класса.
В данный материал включены задания повышенной трудности по разделам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Олимпиадные задания по русскому языку для 3 класса.
Включены задания повышенной трудности по темам "Звуки и буквы", "Слово", "Предложения", "Текст"....
Работа с одарёнными детьми. Готовимся к Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиадные задания по русскому языку в 4 классе -2014
Олимпиада ( школьный тур) включает задания на знание орфографии, лексики, словообразования, развитие речи и др. Готовые бланки с заданиями заполняются непосредственно в начале олимпиады самими у...
Индивидуальные дополнительные задания по русскому языку для 4 класса.
Предлагается серия индивидуальных заданий по русскому языку для учеников 4 класса....
Олимиадные задания по русскому языку для 3 классов.2011 год
Олимпиадные задания по русскому языку для учащихся 3 классов, районный тур. Материал содержит критерии оценивания и правильные ответы....
Олимиадные задания по русскому языку для 4 классов 2011 год
Олимпиадные задания для учащихся 4 классов по русскому языку, районный тур. Разработка содержит правильные ответы и критерии оценивания....
Олимпиадные задания по русскому языку в 3 классе ( при составлении было использовано методическое пособие Г.И.Раицкой "Олимпиадные задания для 3-4 классов")
Олимпиадные задания для 3 класса по русскому языку (диктант,тестовые задания). Составлена на основе пособия Г.В.Раицкой "Олимпиадные задания. 3-4 класс."...