Определение рода имен существительных. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Материал по программе УМК "Школа России", учебник "Русский язык. 4 класс" А.М. Зеленина, Г.Г. Хохлова
Введение понятия рода, как постоянного признака, учиться определять род имен существительных, стоящих в форме множественного числа и/или косвенного падежа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Род имен существительных" 4 класс | 518.5 КБ |
Приложение к уроку "Род имен существительных" для Smart Board | 8.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка, проведенного в 4 классе
Тема: «Определение рода имен существительных»
Учитель начальных классов
Ерохина Ирина Борисовна
Цель: ввести понятие рода, как постоянного признака, научиться определять род имен существительных, стоящих в форме множественного числа и/или косвенного падежа, развивать память, совершенствовать логическое мышление, доказательную связную грамотную речь, орфографическую зоркость, способности к анализу и синтезу, повышать интерес к предмету, способствовать актуализации познавательной деятельности учащихся, умение работать самостоятельно, развитие навыков самопроверки, умение работать в парах.
Здоровье сберегающие технологии. Создание благоприятного психологического климата в классе, двигательная активность, использование конторок, выход к доске и Smart-доске, дыхательные упражнения.
Материал- учебник «Русский язык. 4 класс» А.М.Зеленина, Г.Г.Хохлова, задания в программе Smart-Board, карточки для индивидуальной работы.
Этап урока | Ход урока | Запись в тетради | Примечание |
Орг момент | Здравствуйте! Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Подышали (руки вверх, вдох, вниз - выдох, 3 раза). Сели. Записали число. Классная работа. |
Постановка цели урока | Прочитайте слово на доске. О какой части речи мы с вами начали разговор? (Имя существительное) Сегодня мы поговорим об одном из признаков имени существительного. О каком, нам поможет узнать минутка чистописания. | Smart |
Чистописание | Посмотрите на доску. Какую букву мы сегодня пропишем? (о) Почему вы так решили? (Это пропущенная буква в суффиксе старость, приставке пошёл, корне новинки, окончания заварной) Вторая буква находится в суффиксе слова, в котором есть все части. (н, слово за-вар-н-ой) Какой звук может обозначать буква «н»? (согл, звонкий – непарный, твердый или мягкий) О ком мы так говорим? (О мужчине, мальчике и т.д.) Как говорим о женщине, девочке? (она) А если нельзя употребить не он и не она? (оно) Что вы можете сказать о данных словах? Какая это часть речи? (личные местоимения) | О о ОО оо Он Она Оно | Smart |
Актуализация знаний Определение рода имени сущ в ед числе. Редактирование текста | Но, мы же сейчас изучаем имя существительное. Как личные местоимения связаны с именем существительным? (Существительные можно заменить местоимением. Используя местоимения можно определить род существительных) Посмотрите на текст. Что вы можете сказать? (Он составлен не верно. Нельзя употреблять одно и тоже слово в соседних предложениях) Исправьте ошибки, запишите текст верно. ИЛИ Исправить ошибки на листочках. Проверка по 1 человеку исправляют у доски. Почему именно такими местоимениями заменили? (солнце ср.р, туча ж.р., дождь м.р.) Как же определить род имени существительного? (заменить его местоимением) | Запись текста в тетради | Smart |
Работа в парах (устно) | Развернитесь друг к другу и попробуйте поработать в парах 1 задает слово, другой определяет род (30 сек) Наоборот (30 сек) Кто определил правильно? |
Постановка проблемы Определение рода сущ во множ числе | Посмотрите на доску Вам необходимо распределить слова в 3 столбика. По какому признаку? (по роду) Сможем сразу сказать какого рода данные существительные? (нет) В чем сложность? (сущ стоят во мн числе, в форме косвенных падежей) По какому признаку записали сущ в 2 столбика? (1- в форме мн ч, 2 в падежных формах) Что изменяется у сущ? (окончание) Как распределить слова правого столбика распределить в 3 столбика. По какому признаку? (по роду) А как же нам определить их род? (поставить в форму ед числа) | Запись в тетради по родам (по 1 человеку передвигают у доски) | Smart |
Определение рода сущ в падежных формах | Как распределить слова левого столбика по роду? (поставить в форму Им.п.) | Smart |
Вывод | Какой вывод мы можем сделать? Как определить род им сущ, если оно стоит в форме мн числа, косвенного падежа? (поставить в форму ед числа, Им п.) Род, это какой признак: изменяемый или постоянный? (постоянный) |
Физ мин Первичное закрепление | Я называю слово, а вы если слово ж.р. прыгаете, м.р хлопаете, ср.р. поднимаете руки вверх (через час, зимы, по улице, ласточки, в городе, яблони деревья, после ночи, озера по реке, к стеклу, на вишне, дубы) | Smart |
Первичное закрепление Работа по учебнику | Учебник стр. 69 упр. 8 1 часть комментированное письмо |
Сам работа Самопроверка по готовому образцу | Учебник стр. 69 упр. 8 2 часть самостоятельно, указать число и род сущ. На каждой парте карточка с верно выполненным заданием., по которой дети проверяют каждый себя. |
Дополнительно | Карточки, указать число и род имен существительных Вставить пропущенные буквы Сделать морфологический или фонетический разбор слов. Разбор предложения по членам и частям речи. | Карточки |
Итог урока | С какой частью речи сегодня работали? (имя существительное, местоимение) О каком признаке имени сущ мы говорили? (род) Как определить род им сущ? (заменить местоимением) Как определить род им сущ, если оно стоит в форме мн числа, косвенного падежа? (поставить в форму ед числа, Им п.) Каким признаком является род? (Постоянным) Для чего нам необходимо знать род? (Правильное написание окончаний, согласование сущ и прил) |
Дом.зад. | Стр 72 упр 15 так же + 5 сл сл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3 класс. Технологическая карта урока. Определение рода имени существительного в единственном и множественном числе.
Урок с приминением ЭОР,...
3 кл. (2013 год) Интерактивный тренажер "Определение рода имен существительных"
Данная презентация представляет собой интерактивный тренажер по теме «Определение рода имен существительных». Тренажер представлен в виде таблиц и легко проверяется. (10 таблиц по 10 слов....
Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе".
Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе."...
презентация "Определение рода имен существительных в тексте"
Презентация "Определение рода имен существительных в тексте" 3 класс....
определение рода имен существительных
Проверка умения определять род, число имени существительных...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Открытый урок русского языка в 3 классе на тему: " Определение рода имен существительных"
Технологическая карта открытого урока....