Определение рода имен существительных. 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Материал по программе УМК "Школа России", учебник "Русский язык. 4 класс" А.М. Зеленина, Г.Г. Хохлова

Введение понятия рода, как постоянного признака, учиться определять род имен существительных, стоящих в форме множественного числа и/или косвенного падежа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка, проведенного в 4 классе

Тема: «Определение рода имен существительных»

Учитель начальных классов

Ерохина Ирина Борисовна

Цель: ввести понятие рода, как постоянного признака, научиться определять род имен существительных, стоящих в форме множественного числа и/или косвенного падежа, развивать память, совершенствовать логическое мышление, доказательную связную грамотную речь, орфографическую зоркость, способности к анализу и синтезу, повышать интерес к предмету, способствовать актуализации познавательной деятельности учащихся, умение работать самостоятельно, развитие навыков самопроверки, умение работать в парах. 

Здоровье сберегающие технологии. Создание благоприятного психологического климата в классе, двигательная активность, использование конторок, выход к доске и Smart-доске, дыхательные упражнения.

Материал- учебник «Русский язык. 4 класс» А.М.Зеленина, Г.Г.Хохлова, задания в программе Smart-Board, карточки для индивидуальной работы.

Этап урока

Ход урока

Запись в тетради

Примечание

Орг момент

Здравствуйте! Сегодня у нас гости. Поздоровайтесь. Подышали (руки вверх, вдох, вниз - выдох, 3 раза). Сели. Записали число. Классная работа.



Постановка цели урока

Прочитайте слово на доске.

О какой части речи мы с вами начали разговор? (Имя существительное)

Сегодня мы поговорим об одном из признаков имени существительного. О каком, нам поможет узнать минутка чистописания.

Smart

Чистописание

Посмотрите на доску.




Какую букву мы сегодня пропишем? (о) Почему вы так решили?

(Это пропущенная буква в суффиксе старость, приставке пошёл, корне новинки, окончания заварной)

Вторая буква находится в суффиксе слова, в котором есть все части. (н, слово за-вар-н-ой)

Какой звук может обозначать буква «н»?

(согл, звонкий – непарный, твердый или мягкий)

О ком мы так говорим? (О мужчине, мальчике и т.д.)

Как говорим о женщине, девочке? (она)

А если нельзя употребить не он и не она? (оно)

Что вы можете сказать о данных словах? Какая это часть речи? (личные местоимения)












О о ОО оо










Он


Она


Оно

Smart







Актуализация знаний

Определение рода имени сущ в ед числе.


Редактирование текста

Но, мы же сейчас изучаем имя существительное.

Как личные местоимения связаны с именем существительным? (Существительные можно заменить местоимением. Используя местоимения можно определить род существительных)

Посмотрите на текст. Что вы можете сказать?



(Он составлен не верно. Нельзя употреблять одно и тоже слово в соседних предложениях)

Исправьте ошибки, запишите текст верно. ИЛИ Исправить ошибки на листочках.

Проверка по 1 человеку исправляют у доски.

Почему именно такими местоимениями заменили? (солнце ср.р, туча ж.р., дождь м.р.)

Как же определить род имени существительного? (заменить его местоимением)










Запись текста в тетради












Smart

Работа  в парах

(устно)

Развернитесь друг к другу и попробуйте поработать в парах 1 задает слово, другой определяет род (30 сек)

Наоборот (30 сек)

Кто определил правильно?

Постановка проблемы

Определение рода сущ во множ числе

Посмотрите на доску


Вам необходимо распределить слова в 3 столбика. По какому признаку? (по роду)

Сможем сразу сказать какого рода данные существительные? (нет)

В чем сложность? (сущ стоят во мн числе, в форме косвенных падежей)

По какому признаку записали сущ в 2 столбика? (1- в форме мн ч, 2 в падежных формах)

Что изменяется у сущ? (окончание)

Как распределить слова правого столбика распределить в 3 столбика.

По какому признаку? (по роду)

А как же нам определить их род? (поставить в форму ед числа)

Запись в тетради по родам (по 1 человеку передвигают у доски)

Smart



Определение рода сущ в падежных формах

Как распределить слова левого столбика по роду?

(поставить в форму Им.п.)


Smart


Вывод

Какой вывод мы можем сделать?

Как определить род им сущ, если оно стоит в форме мн числа, косвенного падежа?

(поставить в форму ед числа, Им п.)

Род, это какой признак: изменяемый или постоянный? (постоянный)

Физ мин

Первичное закрепление

Я называю слово, а вы если слово ж.р. прыгаете, м.р хлопаете, ср.р. поднимаете руки вверх

(через час, зимы, по улице, ласточки, в городе, яблони деревья, после ночи, озера по реке, к стеклу, на вишне, дубы)

Smart

Первичное закрепление

Работа по учебнику

Учебник стр. 69 упр. 8

1 часть комментированное письмо

Сам работа

Самопроверка по готовому образцу

Учебник стр. 69 упр. 8

2 часть самостоятельно, указать число и род сущ.

На каждой парте карточка с верно выполненным заданием., по которой дети проверяют каждый себя.

Дополнительно

Карточки, указать число и род имен существительных

Вставить пропущенные буквы

Сделать морфологический или фонетический разбор слов.

Разбор предложения по членам и частям речи.

Карточки

Итог урока

С какой частью речи сегодня работали?

(имя существительное, местоимение)

О каком признаке имени сущ мы говорили? (род)

Как определить род им сущ? (заменить местоимением)

Как определить род им сущ, если оно стоит в форме мн числа, косвенного падежа?

(поставить в форму ед числа, Им п.)

Каким признаком является род? (Постоянным)

Для чего нам необходимо знать род? (Правильное написание окончаний, согласование сущ и прил)

Дом.зад.

Стр 72 упр 15 так же + 5 сл сл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 кл. (2013 год) Интерактивный тренажер "Определение рода имен существительных"

Данная презентация представляет собой интерактивный тренажер по теме «Определение рода имен существительных». Тренажер представлен в виде таблиц и легко проверяется. (10 таблиц по 10 слов....

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе".

Урок русского языка в 3 классе по теме "Определение рода имени существительного, которое стоит во множественном числе."...

презентация "Определение рода имен существительных в тексте"

Презентация  "Определение рода имен существительных в тексте"  3 класс....

определение рода имен существительных

Проверка умения определять род, число имени существительных...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...