Безударные гласные в корне слова
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Обобщающий урок - игра "Счастливый случай"
Посвящен теме "Безударные гласные в корне слова"
Цель урока: обобщить и закрепить знания орфограммы "безударные гласные в корне слова", формировать устную и письменную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schastlivyy_sluchay.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Обобщающий урок – игра «Счастливый случай»
по теме: «Безударные гласные в корне слова»
программа: «Школа 2100»
учебник: «Русский язык» 3 класс
Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Преподаватель Липатова Полина Матвеевна
Цель:
- обобщить и закрепить знания детей орфограмме «безударные гласные в корне слова»;
- развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас;
- формировать устную и письменную речь;
- развивать наблюдательность, воображение, память.
Оборудование:
Сигнальные карточки; баллы (картинки с изображением тучек и солнышек); капсулы с карточками заданий; карточки со словами; плакат; аудиодиск – звуки капели, шум ручья, пение птиц; мультфильм «Паровозик из Ромашково».
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Наш урок русского языка я начну словами великого русского писателя Алексея Николаевича Толстого:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после вечернего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
- Так писатель говорит о своем отношении к русскому языку.
- А как вы относитесь к русскому языку?
- Урок русского языка для вас трудный или легкий? Почему? (интересный, много правил, заданий)
- Зачем нужно изучать русский язык? (Мы же русские люди и это наш родной.Изучать его надо, чтобы грамотно писать, чтобы разговаривать друг с другом, самому быть понятым и понимать других людей).
- Да, русский язык трудный. Вы любите преодолевать трудности?
- Кто уверен, что сегодня на уроке вы справитесь со всеми трудностями?
- Трудности все преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением.
А давайте послушаем сами себя, какое настроение у вас сейчас? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка.
У вас на столе лежат: тучка и солнышко, посмотрите и подумайте какое у вас сейчас настроение – если грустное, то вам подойдет, конечно, тучка, если веселое и вы готовы преодолеть всё, то вам нужно солнышко. Покажите, что вы выбрали и поместите на ваш экран настроения.
Сегодня мы с вами работаем в командах, а все трудности, когда мы вместе преодолеваются легко. И в зависимости, как будут работать команды, ваши экраны будут пополняться новыми солнышками.
И в конце урока, по количеству солнышек на ваших экранах мы определили как работали команды.
Наш урок мы проведем сегодня в виде игры «Счастливый случай – Весеннее настроение». А какой теме мы посвящаем наш необычный урок, выскажите мне сами.
Мы начинаем нашу игру с разминки: на доске слова – прочитайте:
Лето осень зима весна
- Что это за слова?
Название времен года.
- Какому слову посвящены эти строчки?
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня – весна!
- Почему я выбрала именно это слово? (Потому что у нас сейчас весна)
- Какая орфограмма в слове весна? (Безударная гласная в корне слова)
- Какой теме мы посвящаем наш урок?
Тема урока: Безударная гласная в корне слова.
Вывешиваю на доске название.
Цель: Понять и более глубоко изучить написание безударных гласных в корне слова.
Запишите слово себе в тетрадь, что нужно знать, чтобы не допустить ошибку в написании этой орфограммы(безударная гласная в корне слова)?
Ответы от каждой команды:
Поставить ударение в слове
Выделить корень и подчеркнуть орфограмму (безударную гласную)
Подобрать проверочное слово
Вставить гласную букву
весна́
- что мы сейчас с вами повторили? (алгоритм написания безударной гласной в корне слова)
– на доске вывешивается пособие-памятка. Делаем вывод! (повторение правила)
- что вам помогло правильно определить безударную гласную в слове (знание алгоритма написания безударной гласной в корне слова)
За разминку все 3 команды получают по 1 солнышку (баллу) – весенние настроение повышается.
1-ый гейм – «Заморочки из бочки».
На столе бочонок – в нем задания.
- от команды подходит по 1 человеку и из бочки вытаскивают капсулы (внутри задание).
- карточки разные по цвету (красная, зеленая, желтая).
Ученик открывает и читает вслух задание.Его команда работает над словами, написанные таким же цветом, что и карточка.
Задание:
Запишите слова в тетрадь, в столбик;
Поставьте ударение;
Выделить корень;
Подобрать проверочное слово и обозначить орфограмму.
Проверка карточек с помощью сигнальных карточек.
- прочитайте первое слово, - поднимите карточку с той буквой, которая написана в корне вашего слова.
- второе, третье, четвертое, пятоеслово.
I II III
поля гроза столы
земля весна лесной
тигровый грибной скрипучий
прямой рябой ряды
грачи сады часы
За правильное выполнение 5 (солнышек) баллов.
2-ый гейм – «Ты мне – я тебе».
Команды обмениваются теоретическими вопросами, то есть вопросами из правил (при ответах учитывается правильно поставленные вопросы и полные ответы 1 к ——2 к——3к)
При ответах учитываются полные ответы. За правильные вопросы и ответы команды получат по 2 солнышка (балла).
1) Какие слова являются проверочными? (однокоренные слова в которых безударная гласная стоит под ударением). Например:
Моря́ – мо́ре, леса́ – ле́с, грибы́ - гри́б
2) Какие гласные в словах требуют проверки? (безударные гласные требуют проверки). Например:
Глаза́ - гла́з, река́ - ре́ки, трава́ - тра́вка
3) Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? (правило)
3-ый гейм – «Желанная гостья».
Роль желанной гостьи у нас сыграет Даша, а вы ребята встаньте из-за парт, давайте немного отдохнем и послушаем Дашу. Представьте себе, что мы вместе с вами оказались в весеннем лесу. Лес ожил, слышны голоса и пение птиц (включается аудиозапись – голоса птиц).
Как мы себя должны вести в лесу? (Тихо, не мешать лесным жителям, не кричать, не включать громко музыку, не сорить, не разорять гнезда).
Правила вспомнили. Итак, мы в весеннем лесу:
Лес ожил, слышны голоса и пение птиц (запись голоса птиц).
Физминутка
Весна
Зовут меня весною,
Я девочка – Весна.
Иду тропой лесною без отдыха и сна.
Хочу я, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели веселые …
- Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?
- Запишите в тетрадях имена всех птиц, которых вы здесь видете.
соро́ка, воро́на, воробе́й, грачи́, скворе́ц
- Кто из этих птиц вместе с весной возвращается к нам?
А теперь занимаем свои места и послушайте задание от Весны:
- Какая орфограмма вам встретилась во всех этих словах? (сигнальные карты - безударная гласная в корне слова)
- на какие две группы вы поделили эти слова? (I.безударные гласные – проверяемые и II.безударные гласные – непроверяемые – словарные слова)
I. II.
воро́на соро́ка,
скворе́ц соро́ка
грачи́
Проверяю работу команд, оцениваю работу. За правильное выполнение 3 солнышка(балла).
Вывод: В русском языке не все безударные гласные в корне слова можно проверить. Слова, в которых есть непроверяемая безударная гласная – называются словарными словами. Словарные слова надо запоминать.
4-ый гейм – «Дальше, дальше, дальше».
Каждая команда получает лист бумаги и по кругу по очереди записываются любые слова на безударную гласную в корне слова. Слова не повторять. Соревнование: какая команда запишет больше слов с изученной орфограммой за 3 минуты.
Команда - победитель получает 3 солнышка (балла).
5-ый гейм – «Спешите видеть».
Сейчас вы посмотрите отрывок из мультфильма «Паровозик из Ромашково» - 2 минуты 40 секунд. Внимательно смотрите и слушайте кадры из мультфильма и записывайте слова с безударной гласной в корне слова.
Ученики просматривают несколько кадров мультфильма. Находят и записывают слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
Проверка проводится как аукцион. Называют слова по очереди от команды к команде, слова не повторять. Кто назвал последнее слово – тот и победил. Победитель получает 2 солнышка (балла).
6-ый гейм – «Гонка за лидером».
Работа с дидактическим материалом, упражнение 239 страница 103. Вставлять нужную букву карандашом.
- Каждый работает самостоятельно. Проверка: передать книгу друг другу – проверяем соседа.
На доске вывешивается готовый плакат с правильно написанными словами.
Пиши правильно.
В старину, на реке, Москве, часто, случались, паводки, весной паводки, наводнение, вода, дома, мосты, мостовые, набережные, озёрами.
Считаем количество ошибок, ошибки суммируются. Та команда, у которой меньше ошибок получает 3 солнышка (балла).
А теперь команды считают свои солнышки (баллы) и наклеивают их на экран настроения: на доску. У кого больше всего солнышек, у той команды самое солнечное настроение.
- Каждая команда определяет, кто лучше всего работал в команде.
Ученики оценивают работу.
Итог урока:
- Вспомним, какую цель мы перед собой ставили? (Проверить себя как мы научились определять безударную гласную в корне слова)
- Кто уверен, что он научился определять безударную гласную в корне слов.
- Кому это еще трудно и нужно ещё поработать над этой темой?
- Что вам помогло так работать на уроке? (Знания, помощь товарищей, хорошее настроение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне
Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.
На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют алгоритм написания буквы безуд...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...