Урок русского языка. Глагол.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

пилясова нина прохоровна

Урок по теме "Глагол". УМК "Начальная школа 21 века". Это продолжается знакомство с частью речи - глаголом. Представлена к уроку и презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4.docx21.92 КБ
Office presentation icon urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.ppt508.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4-м классе по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.

Тема "Глагол"

Пилясова Нина Прохоровна ,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ с. Бердюжье»

Цель:

повторить понятия о глаголе, как части речи;

формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;

выяснить роль глаголов в речи;

развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;

воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, «Русский язык»  Иванов С.В. учебник для  4 класса, издательство "Вентана - Граф" 2009г

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

 Всех зовет он на урок

 Ну как, дети, все готовы?

 Начинаем точно в срок

 На места все тихо сядем,

 Не нарушим тишину.

 Приготовились все слушать,

 Я урок сейчас начну.

II. – Открывайте тетради. Запишите число классная работа.

1. Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний)

Применяется проективный метод, когда учащиеся определяют тему урока, строят его схему. Эти действия учащихся опираются на уже имеющийся личный опыт учащихся (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидается активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого используются приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).

а). – Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите на группы, объединяя по общим признакам. Сколько групп получилось?  Назовите.

Доска:  слайд 2

смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.

– Запишите 3 группу: бежать, смотрел, лежит

– Кто знает, какая это часть речи? Докажите. (Вопрос обозначает действие предмета.)

б). Игра “Разгадай-ка”.

Предлагаю узнать тему урока. Для этого убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, прочитает слово.  Слайд 3

П Х Г Л С Ш А Г К О Л

Читаю стихотворение (во время работы детей).

Интересная часть речи

 В русском языке живет,

 Кто что делает расскажет,

 Чертит, пишет иль поет,

 Вышивает или пашет,

 Или забивает гол,

 Варит, жарит, моет,

 Чистит –  все расскажет нам… (глагол)

– Так какая тема урока? (на доску “Глагол”)

в). А о глаголе вы уже что-то знаете, многое еще узнаете на последующих уроках, изучая его.

Игра “Верю – не верю” (Я пополняю кластер по вашим ответам) слайд 4

1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?)

2. Обозначает действие предмета? (Да)

3. В предложении чаще всего является определением или сказуемым? (Нет, сказуемым)

4. Изменяется по числам, родам и падежам? (Нет, только по числам и родам)

г). Заполнили  кластер.

2. Осмысление новой информации.

Для знакомства с новой информацией используется метод – наблюдение. Делается вывод по теме урока и роли глагола в речи. Правильность предложений проверяется по учебнику, отмечается новая информация о происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности учащихся,  наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, используются игровые (соревнования), творческие, приемы на развития памяти, внимания, обогащения речи (включая работу с фразеологизмами).

а). Откройте учебники с .71 прочитайте правило в рубрике “Обратите внимание»

– Что знаете, вы рассказали.

– А что нового узнали? (глаголы протекают во времени)

– Может, кто-то знает, какого времени бывают глаголы? (прошедшего, настоящего, будущего)

б). Скажите, ребята:

– Для чего нужны глаголы? Их роль? (для составления предложений)

– Сможем ли мы построить распространенное предложение?

– Будет ли понятно,  о чем сообщается?  (нет, не будет понятно,  о чем сообщается)

– Давайте, посмотрим, как выглядит текст, без глаголов.

 Доска  (записан текст без глаголов)

Вот и …(промчалось) знойное лето.  …(Наступила) на землю осень и …(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками … (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни …(усыпаны) опятами. Дни …(стоят) теплые.

1. Прочитайте.

– О чем речь? Смогли ли вы точно узнать,  о чем говорится в предложениях из такого сообщения? Вставьте глаголы, которые подходят по смыслу предложений. Прочитайте полученный текст. Так зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, при передаче какого-либо сообщения, ,помогают точно понять смысл сказанного).

– Запишите 2 первых предложения. Каким членом предложения являются глаголы. Подчеркните двумя прямыми линиями.

2. Проверка (Какие слова подчеркнули?)

в). Физминутка.

3. Закрепление  

 а)  с. 71 упражнение 1.

– Задание: прочитайте текст. Выпишите  глаголы. (Добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться)

б). – Скажите, ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?

Поможет ответить на вопрос пословица. Слайд  5.

Устами младенца глаголет истина.

– Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить) Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?

в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 “Обрати внимание”.

г). Работа над развитием речи и внимания.

– Прочитайте словосочетания. Если ли среди них особое словосочетание?

Говорить в глаза                        слайд 5

Спилить дерево

 Съесть помидор

 Спешить на работу

– Что обозначает? Вспомните другие фразеологизмы со словом глаза. (Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, бросаться в глаза).

– Какие части речи используются в словосочетаниях? (глагол, предлог, существительное).

– Сейчас я уберу глаголы, а вы должны восстановить и записать полностью.

Взаимопроверка.

д). Работа в парах.

На партах лежат карточки.

Задание:  поработать в парах, обсудить и выполнить задание.

Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.

1 карточка.

А рядом, у проталинки

 В тр..ве между к..рней

 Б..жит, струится маленький

 Серебряный ручей.

2 карточка

Кругом р..са медвяная

 Сп..лзает по р..ке,

 Под нею зел..нь пряная

 Сияет в серебре.

3 карточка

Черепуха душистая

 С в..сною расцв..ла

 И ветви з..л..тисные

 Что кудри зав..ла.

Проверка:

Прочитайте глаголы,  в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).

Поднимите руку, кто подчеркнул глагол, в корне которого гласная буква “о” (сползает).

Назовите глагол с безударной гласной “и” в корне слова (завила).

Есть ли еще глаголы, которые вы подчеркнули, но еще не назвали? (струится, сияет)

А как написали безударные гласные в существительных и прилагательных, я проверю сама, проверяя тетради.

e). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.

С.72 упражнение 2– самостоятельная работа по вариантам

I в – 1,2.                 II в – 3,4

Задание: Записать в 2 столбика

Дополнительно: с любым словом составить предложение.

Проверка (взаимопроверка).

ж). Работа над развитием умением подбирать подходящие по смыслу глаголы.

Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.

III. Рефлексия      слайд 6

Должно произойти суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы.

Устная

Вы сегодня много работали по теме.

Как вы думаете, мы достигли цели урока: научились определять глаголы, отличать их от других частей речи?

Каждый воспринимает информацию по-своему.

Какие бы вы вопросы могли задать по теме урока?

А сейчас возьмите цветной карандаш и нарисуйте цветочек определённого цвета,   как было комфортно на уроке

Красный  – трудно.

 Жёлтый  – не очень.

 Синий – легко.

Оценки

Домашнее задание     слайд 7

с. 71-72 правило,

а) упражнение 3,

 б) упражнение 4

Всем спасибо!   Слайд 8

Презентация прилагается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...

Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...