Урок русского языка. Глагол.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Урок по теме "Глагол". УМК "Начальная школа 21 века". Это продолжается знакомство с частью речи - глаголом. Представлена к уроку и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4.docx | 21.92 КБ |
urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.ppt | 508.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4-м классе по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Тема "Глагол"
Пилясова Нина Прохоровна ,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ с. Бердюжье»
Цель:
повторить понятия о глаголе, как части речи;
формировать умение ставить вопрос к глаголам и отличать от других частей речи;
выяснить роль глаголов в речи;
развивать умение правильно употреблять глаголы в речи, подбирать подходящие по смыслу глаголы, развивать орфографическую зоркость, совершенствовать навыки работы с учебником, развитие таких психологических процессов как внимание, память, эмоции, мышления и его операций: анализ, синтез, сравнение;
воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, уважительное отношение к окружающим, наблюдательность, прививать интерес к предмету.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, тетради, «Русский язык» Иванов С.В. учебник для 4 класса, издательство "Вентана - Граф" 2009г
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок
Ну как, дети, все готовы?
Начинаем точно в срок
На места все тихо сядем,
Не нарушим тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.
II. – Открывайте тетради. Запишите число классная работа.
1. Вызов (пробуждение имеющих у учащихся знаний)
Применяется проективный метод, когда учащиеся определяют тему урока, строят его схему. Эти действия учащихся опираются на уже имеющийся личный опыт учащихся (проводятся аналогии с уже изученными частями речи). Уже на этом этапе ожидается активных осознанных мыслительных действий, повышения мотивации, инициативы. Для этого используются приемы, стимулирующие интеллектуальное развитие, элементы технологии развития критического мышления (кластеры).
а). – Посмотрите на доску, прочитайте слова, разделите на группы, объединяя по общим признакам. Сколько групп получилось? Назовите.
Доска: слайд 2
смородина, оранжевый, бежать, костюм, аккуратный, смотрел, лежит.
– Запишите 3 группу: бежать, смотрел, лежит
– Кто знает, какая это часть речи? Докажите. (Вопрос обозначает действие предмета.)
б). Игра “Разгадай-ка”.
Предлагаю узнать тему урока. Для этого убрать буквы, которые обозначают согласные глухие звуки, прочитает слово. Слайд 3
П Х Г Л С Ш А Г К О Л
Читаю стихотворение (во время работы детей).
Интересная часть речи
В русском языке живет,
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет,
Чистит – все расскажет нам… (глагол)
– Так какая тема урока? (на доску “Глагол”)
в). А о глаголе вы уже что-то знаете, многое еще узнаете на последующих уроках, изучая его.
Игра “Верю – не верю” (Я пополняю кластер по вашим ответам) слайд 4
1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?)
2. Обозначает действие предмета? (Да)
3. В предложении чаще всего является определением или сказуемым? (Нет, сказуемым)
4. Изменяется по числам, родам и падежам? (Нет, только по числам и родам)
г). Заполнили кластер.
2. Осмысление новой информации.
Для знакомства с новой информацией используется метод – наблюдение. Делается вывод по теме урока и роли глагола в речи. Правильность предложений проверяется по учебнику, отмечается новая информация о происхождении названия глаголов. Для поддержания интереса и активности учащихся, наряду с практическими методами, направленных на развитие практических умений по теме, используются игровые (соревнования), творческие, приемы на развития памяти, внимания, обогащения речи (включая работу с фразеологизмами).
а). Откройте учебники с .71 прочитайте правило в рубрике “Обратите внимание»
– Что знаете, вы рассказали.
– А что нового узнали? (глаголы протекают во времени)
– Может, кто-то знает, какого времени бывают глаголы? (прошедшего, настоящего, будущего)
б). Скажите, ребята:
– Для чего нужны глаголы? Их роль? (для составления предложений)
– Сможем ли мы построить распространенное предложение?
– Будет ли понятно, о чем сообщается? (нет, не будет понятно, о чем сообщается)
– Давайте, посмотрим, как выглядит текст, без глаголов.
Доска (записан текст без глаголов)
Вот и …(промчалось) знойное лето. …(Наступила) на землю осень и …(принесла) с собой подарки. Под молодыми елочками … (растут) скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни …(усыпаны) опятами. Дни …(стоят) теплые.
1. Прочитайте.
– О чем речь? Смогли ли вы точно узнать, о чем говорится в предложениях из такого сообщения? Вставьте глаголы, которые подходят по смыслу предложений. Прочитайте полученный текст. Так зачем нужны глаголы? (важны при построении предложения, при передаче какого-либо сообщения, ,помогают точно понять смысл сказанного).
– Запишите 2 первых предложения. Каким членом предложения являются глаголы. Подчеркните двумя прямыми линиями.
2. Проверка (Какие слова подчеркнули?)
в). Физминутка.
3. Закрепление
а) с. 71 упражнение 1.
– Задание: прочитайте текст. Выпишите глаголы. (Добраться, встретить, гадать, не раскрыта, стремиться, ждать, сбыться, хотеть, добиваться)
б). – Скажите, ребята, как вы думаете, почему эта часть речи получила такое название?
Поможет ответить на вопрос пословица. Слайд 5.
Устами младенца глаголет истина.
– Как понимаете? Что обозначает слово глаголить? (говорить) Что может обозначать однокоренное слово “глагол”?
в). – Прочитаем об этом в учебнике С. 72 “Обрати внимание”.
г). Работа над развитием речи и внимания.
– Прочитайте словосочетания. Если ли среди них особое словосочетание?
Говорить в глаза слайд 5
Спилить дерево
Съесть помидор
Спешить на работу
– Что обозначает? Вспомните другие фразеологизмы со словом глаза. (Мозолить глаза, пускать пыль в глаза, бросаться в глаза).
– Какие части речи используются в словосочетаниях? (глагол, предлог, существительное).
– Сейчас я уберу глаголы, а вы должны восстановить и записать полностью.
Взаимопроверка.
д). Работа в парах.
На партах лежат карточки.
Задание: поработать в парах, обсудить и выполнить задание.
Задание: Списать. Вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть глаголы.
1 карточка.
А рядом, у проталинки
В тр..ве между к..рней
Б..жит, струится маленький
Серебряный ручей.
2 карточка
Кругом р..са медвяная
Сп..лзает по р..ке,
Под нею зел..нь пряная
Сияет в серебре.
3 карточка
Черепуха душистая
С в..сною расцв..ла
И ветви з..л..тисные
Что кудри зав..ла.
Проверка:
Прочитайте глаголы, в которых пропущена гласная буква “е” (бежит, расцвела).
Поднимите руку, кто подчеркнул глагол, в корне которого гласная буква “о” (сползает).
Назовите глагол с безударной гласной “и” в корне слова (завила).
Есть ли еще глаголы, которые вы подчеркнули, но еще не назвали? (струится, сияет)
А как написали безударные гласные в существительных и прилагательных, я проверю сама, проверяя тетради.
e). Работа над развитием умения группировать глаголы по значению.
С.72 упражнение 2– самостоятельная работа по вариантам
I в – 1,2. II в – 3,4
Задание: Записать в 2 столбика
Дополнительно: с любым словом составить предложение.
Проверка (взаимопроверка).
ж). Работа над развитием умением подбирать подходящие по смыслу глаголы.
Игра “Кто больше?” – соревнования по рядам: кто больше подберет подходящих глаголов к именам существительным.
III. Рефлексия слайд 6
Должно произойти суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы.
Устная
Вы сегодня много работали по теме.
Как вы думаете, мы достигли цели урока: научились определять глаголы, отличать их от других частей речи?
Каждый воспринимает информацию по-своему.
Какие бы вы вопросы могли задать по теме урока?
А сейчас возьмите цветной карандаш и нарисуйте цветочек определённого цвета, как было комфортно на уроке
Красный – трудно.
Жёлтый – не очень.
Синий – легко.
Оценки
Домашнее задание слайд 7
с. 71-72 правило,
а) упражнение 3,
б) упражнение 4
Всем спасибо! Слайд 8
Презентация прилагается.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка "Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы". 3 класс
Урок для обучающихся с ЗПР (УМК "Школа России")...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс – чь?"
Технологическая карта урока...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: создание условий для формирования умений учащихся употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.Задачи урокаДидактические:закрепить знания детей о глаголе, как о части реч...
Технологическая карта урока русского языка "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" (3 класс), УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о глаголах-синонимах, глаголах-антонимах.Задачи урокаДидактические:Научить употреблять в речи...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол. Упражнение в распознавании глаголов среди однокоренных слов.Цели деятельности учителя: развитие умения находить глаголы среди однокоренных слов по вопросу и ...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...