урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Постановочный урок Тема урока: Слабые и сильные позиции согласных звуков? 2 класс (Эльконина-Давыдова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_uroka.docx | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»
Проект урока русского языка
Тема урока:
« Слабые и сильные позиции согласных звуков»
Разработала:
Иванова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №1»
г. Бийска Алтайского края
г. Бийск
2012 г.
Конспект урока русского языка
Аттестуемый педагог Иванова Елена Михайловна
Предмет Русский язык Класс 2 Д Дата
Тема урока Слабые и сильные позиции согласных звуков?
Цель урока:
Создать условие для постановки учебной задачи на определение слабой и сильной позиции согласных звуков.
Задачи:
для учителя:
Организовать повторение известного способа письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных звуков;
На основе анализа слов подвести учащихся к пониманию позиционного чередования согласных звуков;
Обеспечить условия для развития умения сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.
Способствовать воспитанию уважения друг к другу, умения работать в паре, толерантность по отношению к другим.
для учащихся:
Продемонстрировать владение известным способом действия;
Выяснить, есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиция?
Учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы
Содействовать формированию следующих УУД:
Предметные:
формировать умение видеть орфограмму;
развивать орфографическую зоркость;
Личностные:
уметь оценить свою работу и работу товарища;
уметь находить причину успеха работы;
положительное отношение к учёбе.
Познавательные
уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;
выбор оснований и критериев для сравнения;
построение рассуждений;
знаково-символическое моделирование.
Регулятивные
уметь контролировать и корректировать свою работу;
уметь определять и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные:
уметь строить работу с партнёрами;
уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;
Новое знание:
Позиционное чередование согласных звуков
Проблема:
Есть ли слабые и сильные позиции согласных звуков?
Оборудование: - опорные схемы
- листочки с заданиями для работы в парах
Характеристика класса.
В классе обучается 28 человек. В коллективе преобладает положительная мотивация к обучению. Большая часть детей любознательны, можно отметить высокий уровень трудоспособности, желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания, отмечается стремление к пополнению знаний.
Есть группа детей, у которых хорошо развита речь, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя. Внимание частично-рассеяное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения. Учебный материал усваивают
Тип урока: постановка учебной задачи.
Особенности данного урока
На тему «Позиционное чередование согласных звуков, парных по звонкости-глухости» по программе выделяется 17 уроков (в т.ч. один урок – проверочная работа по теме).
Задачи изучения темы:
Обнаружить сильную и слабую позицию согласных звуков
Распространить письмо с пропусками орфограмм на запись слов, в которых согласные звуки находятся в слабой позиции
Моделирование выделенных признаков слабых и сильных позиций согласных звуков
Уточнить способ действия при обозначении непарных по звонкости-глухости звуков
Данный урок – вводный к теме «Позиционное чередование согласных звуков». До этого дети наблюдали за позиционном чередование гласных звуков, учились выделять слабые позиции гласных звуков в процессе письма.
Постановочные уроки – это наиболее острые и трудные уроки, потому что именно на этих уроках происходит драматический переход от старого к новому способу действий. В ходе урока развиваются такие общеучебные умения ребёнка, как способность сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.
На уроке используется технология проблемного обучения. Кроме этого продолжается формирование оценочной деятельности учащихся.
Структура и технология урока соответствуют программе «Эльконина-Давыдова» На данном уроке можно выделить следующие этапы:
1.Создание ситуации успеха.
2.Создание ситуации разрыва.
3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.
4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.
5.Рефлексия.
Проект предусматривает использование методов
А) мотивации и стимулирования:
Эмоциональные:
ситуация познавательной новизны;
создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;
познавательные
опора на жизненный опыт;
познавательные интересы;
создание проблемной ситуации;
побуждение к поиску альтернативных решений;
волевые
познавательные затруднения;
самооценка своей деятельности и коррекция;
рефлексия
социальные
заинтересованность результатами коллективной, парной работы;
долг и ответственность перед классом, учителем;
самоопределение;
самосовершенствование.
Б) Методы обучения
По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.
По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.
По степени управления учебной работой: работа пм учителя, самостоятельная работа
Организационный момент – 2 – 3 мин. Цель этапа: активизации внимания и подготовки учащихся к успешному усвоению материала. На этом этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
Проверяют готовность к уроку. Самоустановка на урока, | - Итак, друзья, внимание! Прозвенел звонок, Садитесь поудобнее – Начнём сейчас урок. - Ребята, что вы ждёте от урока русского языка? - Посмотрим, чьи ожидания на уроке мы оправдаем. - Я уверена, что некоторые моменты на уроке вызовут у вас удивление. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Личностные УУД: положительное отношение к учению. Правильная посадка за столом. | |||||
2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха – 8-10 мин. Цель этапа: обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность, стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная работа с последующей самопроверкой и взаимопроверкой, фронтальная работа, работа в парах. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: слово учителя, ситуация успеха и уверенности в собственных силах. Для достижения обозначенной цели этапа были подобраны задания не вызывающие серьёзных затруднений у детей (минутка чистописания, запись под диктовку с пропуском слабых позиций, проверка записи), всё это помогло создать положительное эмоциональное состояние удовлетворения, уверенности в собственных силах. Организация индивидуальной работы, работы в парах, работы у доски позволило большинству учащимся, продемонстрировать владение уже известным им способом действия. Обязательный момент этого этапа – самооценка детей. Дети смогли оценить степень владения старым способом, кроме этого помочь герою разобраться в своих ошибках (конструируя -памятку схему) | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
Минутка чистописаня Сегодня мы будем писать букву п. В данном ряду эта буква лишняя, потому что она согласная, а остальные – гласные.
Самопроверка Задания на известный им способами действия Запись под диктовку П_ р_ке плывут б_льши_ пл_ты. (индивидуальная работа, работа 2 учеников у доски) Взаимопроверка Самооценка, коменрарий. Работа в парах 3 Проверка записи [у кол’и жыв’от пушыстый’ кат’онак] Маша: У Кол_ ж_вёт пушистый к_тён_к. Алёша: У К_ли живёт пушистый к_тён_к. Петя: У Коли жыв_т п.шыстый катён_к. 3 Составление схемы
Жи-ши Ча-ща Чу-щу Цы-ци [ы], [у] | - Запишите дату сегодняшнего урока. - Начнём урок с минутки чистописания - Внимательно посмотрите на данный ряд букв: а п и е у . Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему - Напишите строчку буквы п, на второй строке напишите соединения буквы п с гласными буквами, подчеркните самую удачную букву, - Ребята, на прошлом уроке вы показали неплохие знания по теме: “Слабые и сильные позиции гласных звуков”. - Значит, вы уже легко можете определить орфограммы в слабых позициях гласных звуков? - Тогда мы это сейчас проверим. Запишите под диктовку предложение, пропуская орфограммы слабых позиций: По реке плывут большие плоты. - Сравните свою запись с записью соседа. - Оцените свои умения видеть слабую позицию (орфограмму) гласных звуков. - Кто хочет прокомментировать свою оценку? - Наши друзья выполняли аналогичное задание, но у них получились разные результаты. Помогите им понять, кто из них прав. - Какие знания вам помогли выполнить задания? - Помогите Пете, сконструируйте схему слабых и сильных позиций гласных звуков - Почему важно видеть в словах слабые и сильные позиции звуков? | Личностные УУД - умение находить причину успеха работы Регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками Познавательные УУД - ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебных задач Коммуникативные УУД - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |||||
Физминутка | |||||||
3. Создание ситуации разрыва – 15 мин. Цель этапа: постановка учебной задачи Методы представления нового учебного материала: -по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – исследовательский метод; - по степени управления учебной работой – работа под руководством учителя; - по источнику восприятия информации – словесный, наглядный (таблички). Методы стимулирования и мотивации учения: - стимулирование интереса к учению – ситуация познавательной новизны; - определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца. На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает. Понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии (диалог сквозных героев). Для достижения наилучших результатов обучения, использовался исследовательский метод обучения учащихся. Процесс исследования строится по аналогии с изучением позиционного чередования гласных звуков. Дети активно включились в процесс поиска решения учебных задач. Организация работы в парах позволило решать как образовательные, так и коммуникативные задачи. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
Высказывания детей. - Есть ли слабая и сильная позиция у согласных звуков? (вопрос фиксируется на доске) Наблюдение за словами - Нужно понаблюдать за согласными звуками в словах, происходит чередование или нет. (работа в парах) Изменяют слова, выделяют чередование звуков [годы] – [гот] [д]//[т] и т.д. Предположение: у согласных звуков есть слабая и сильная позиция. (проверка гипотезы, работа в парах) Вывод: Если в словах можно наблюдать чередование согласных звуков, значит, у них есть слабая и сильная позиция Запись под диктовку. Дети записывают свою версию на доске Высказывания детей | - Петя, конечно недоволен своей работой. Послушайте, что говорит он об этом. - Какие вредные гласные звуки! В каждом слове дырки. Толи дело согласные звуки! Никаких у них позиций. Какой звук слышишь, такой и пишешь. - Ребята, а вы согласны с Петей? - Какой вопрос возник? - Как проверить наши предположения? - Измените, слова так, чтобы они называли один предмет, запишите звуками Годы, дубы Что мы наблюдаем в словах? Значит, какое предположение можно сделать? - Ребята, может быть слова год и дуб исключение, и мы сможем найти слова, в которых эти звуки в конце слова слышатся чётко. Проверьте. - Какой вывод можно сделать? - Давайте попробуем записать слова, пропуская слабые позиции согласных звуков Мост, гном, удав. Про хожу по классу, выбирая те работы, которые должны быть представлены на доске, (критерий выбора – различное написание слов) - Почему получились разные записи? Кто из детей прав? | Регулятивные УУД - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно Познавательные УУД - выбор оснований и критериев для сравнения; - выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: навыки сотрудничества, работа с соседом по парте | |||||
4. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме и формулирование учебной задачи– 6 мин. Цель этапа: зафиксировать проблему в любой схематической форме, озвучит учебную задачу. Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли более продолжительное время удерживать поставленную задачу на этапе поиска способов её решения. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
- Нет, потому что у согласных звуков нет ударения. (работа в парах) Слаб. Сильн. ? ? - Как определить слабую и сильную позицию согласных звуков? - С наблюдения за позиционным чередованием согласных звуков? | - Подойдёт ли тот способ для определения слабой позиции, который мы уже знаем (по ударению) Какая проблема возникла? Зафиксируйте проблему в схеме. - Итак, какая перед нами стоит задача? - С чего начнём? Вот этим и займёмся на следующих уроках русского языка. | Познавательные УУД - знаково-символическое моделирование Коммуникативные УУД – решение задач общения для решения общеучебных проблем (работа в парах); Регулятивные УУД -умение принимать и сохранять учебную задачу; | |||||
Домашнее задание – 1 – 2 мин. Цель самостоятельной домашней работы: вспомнить правило списывания, подготовиться к исследовательской деятельности на следующем уроке. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
Дети записывают домашнее задание в дневник. | 1) Вспомнить правило списывания и выполнить задание в рабочей тетради 2) Подобрать 5 слов для исследовательской работы на следующий урок (главный критерий позиционное чередование согласных звуков) | Регулятивные - умение определять цель своей деятельности. | |||||
6. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся) – 2 – 3 мин. Цель этапа: формирование навыков самоконтроля и самооценки работы, установка связи со следующими уроками. | |||||||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД | |||||
Самооценка и самоконтроль - Мы узнали, что у согласных звуков есть слабые и сильные позиции. | - Каков наш результат работы на уроке? - Кто знает, чем он займётся на следующем уроке? Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке? - Оцените в тетради свой личный вклад в общую работу. | Личностные УУД: -способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников. Регулятивные УУД - осознание уровня усвоения |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....