Русский язык 3 класс "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ пос.Новоспасский

муниципального района Приволжский

Самарской области

учитель начальных классов

 Александрова О.Н.

Русский   язык

   3 класс

ТЕМА: «Имя существительное»

Цели:

-учить  делить  слова на группы  по вопросам и значениям;

- развивать мышление, память, самостоятельность;

- воспитывать чувство ответственности.

Тип урока: комбинированный урок.

Ресурсное обеспечение:  иллюстрация – РАДУГА,  задания на кирпичиках,  карточки,   карточки со  словами.

Ход урока.

  1. Организационный этап

- разминка для пальцев: 

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка совушка,

Сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички по домам.

/ учащиеся записывают в тетрадях число,  учитель обращает внимание на  осанку, положение тетради/

  1. Этап всесторонней проверки знаний

- На нашем уроке сегодня светит  солнышко! Ой, кажется  дождь! А что бывает после  дождя – Радуга. Посмотрите,  солнечные лучи преломились, но радуга вся не достроилась. Мы сегодня выполним роль строителей и достроим её необычным способом. Сколько цветов в радуге – 7.  Внимательно посмотрите  на доску, около доски. Что вы видите? Строительный материал для радуги – кирпичики разного цвета. Начинать строить будем с нижнего кирпичика. А это красный цвет, посмотрите и найдите кирпичик красного цвета  (гимнастика для глаз) – учащиеся  выполняют задания и достраивают радугу.

Красный: минутка чистописания:

а/ прописываем в воздухе буквы: -е-Е-;

б/ поменялись тетрадями с соседом по парте и прописываем слово –ёж-.

Оранжевый:

в/ работа с пословицей: ВСЯКАЯ ДОРОГА ВДВОЁМ ВЕСЕЛЕЙ - объяснить; определить  к какой части  речи относится слово -  ДОРОГА.

г/ выбрать из набора букв слова, определить часть речи, записать: ИТОРПСОЛНЦЕТОСТАМИРЛДНТМНГШАХМАТЫПОДАРОКШ.

Жёлтый: работа с предложением:

д/ разобрать предложение по членам предложения,  определить  к  какой  части  речи  относятся слова: ветер, плащ – ХОЛОДНЫЙ  ВЕТЕР  ЛЕГКО  ПРОДУВАЕТ  ПЛАЩ.

Зелёный: подобрать к фразеологизмам больше синонимов, можно в виде устойчивых оборотов:

- ДАТЬ НАГОНЯЙ /отругать, намылить шею, разделать под орех/;

- ВО ВЕСЬ ДУХ /быстро, мчаться, сломя голову, во все лопатки/;

- СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ /ждать, бездельничать, бить баклуши, гонять лодыря, толочь воду в ступе.

Голубой: выполнить транскрипции слов: ВЕДРО, ПЛАЩ.

Синий: что такое имя существительное?

Фиолетовый:  дополнить русскую пословицу: КТО ХОЧЕТ МНОГО ЗНАТЬ, ТОМУ НАДО….:

а/ много играть

б/ мало спать

в/ отдыхать.

- Объясните значение пословицы. Данная пословица является девизом нашего урока.

  1. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

- На уроке сегодня мы  будем   работать с самостоятельной частью речи – имя существительное, учиться делить  слова на группы по вопросам и значениям. Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. Но мы уже немного знакомы с этой частью речи. Приведите примеры.

1 задание: /на доске/ выпишите имена существительные: небо, рисовать, звери, аккуратно, дождь, сильный, кактус, вырастать, орёл, лес, дремучий, очень, хорошо, нести, ветер.

2 задание: «Найди лишнее»  -  а/ море, вода, девочка, дом;

                                                     б/ рыба,  парта, медведь, мальчик.

  1. Этап усвоения новых знаний

1 задание: - Что вы понимаете под предметами? /ответы/. Прочитать правило с. 127.

     2 задание: упражнение 2 с. 127, дети по цепочке выходят к доске и    

     записывают слова по столбикам: КТО? ЧТО?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

     3 задание: работа с рубрикой «Давай подумаем» с. 127 – читают учащиеся,  

     разбираем.

     4 задание: упражнение 3 с. 127 – учитель раздаёт  карточки  со словами  

     обозначающими одушевлённые и неодушевлённые предметы ученикам, они

     объединяются по группам, объясняя, по какому признаку они объединились.

     5 задание: КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ /карточка – учащиеся

                        выполняют самостоятельно/:

  1. Подведение итогов урока

- знания, которые вы получили сегодня на уроке,  применяйте  на практике.

- что понимают под предметами, когда говорят,  имена существительные

   обозначают предмет?

- на какие вопросы отвечают имена существительные? Примеры…

- ИГРА: учитель называет слова, если услышали имя существительное – хлопок.

  1. Оценивание деятельности учащихся /комментирование учителем

     выставленных  оценок/.

VII. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по

      его выполнению

  - упражнение 4 с. 128; правило с. 127; повторить словарные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....

Конспект к уроку по русскому языку3 класс "Имя существительное как часть речи" Канакина

Конспект к уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное как часть речи" Канакина...

Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»

Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...

Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: знакомство  с  существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...