Русский язык 3 класс "Имя существительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ пос.Новоспасский
муниципального района Приволжский
Самарской области
учитель начальных классов
Александрова О.Н.
Русский язык
3 класс
ТЕМА: «Имя существительное»
Цели:
-учить делить слова на группы по вопросам и значениям;
- развивать мышление, память, самостоятельность;
- воспитывать чувство ответственности.
Тип урока: комбинированный урок.
Ресурсное обеспечение: иллюстрация – РАДУГА, задания на кирпичиках, карточки, карточки со словами.
Ход урока.
- Организационный этап
- разминка для пальцев:
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – злой орлан.
Птички, птички по домам.
/ учащиеся записывают в тетрадях число, учитель обращает внимание на осанку, положение тетради/
- Этап всесторонней проверки знаний
- На нашем уроке сегодня светит солнышко! Ой, кажется дождь! А что бывает после дождя – Радуга. Посмотрите, солнечные лучи преломились, но радуга вся не достроилась. Мы сегодня выполним роль строителей и достроим её необычным способом. Сколько цветов в радуге – 7. Внимательно посмотрите на доску, около доски. Что вы видите? Строительный материал для радуги – кирпичики разного цвета. Начинать строить будем с нижнего кирпичика. А это красный цвет, посмотрите и найдите кирпичик красного цвета (гимнастика для глаз) – учащиеся выполняют задания и достраивают радугу.
Красный: минутка чистописания:
а/ прописываем в воздухе буквы: -е-Е-;
б/ поменялись тетрадями с соседом по парте и прописываем слово –ёж-.
Оранжевый:
в/ работа с пословицей: ВСЯКАЯ ДОРОГА ВДВОЁМ ВЕСЕЛЕЙ - объяснить; определить к какой части речи относится слово - ДОРОГА.
г/ выбрать из набора букв слова, определить часть речи, записать: ИТОРПСОЛНЦЕТОСТАМИРЛДНТМНГШАХМАТЫПОДАРОКШ.
Жёлтый: работа с предложением:
д/ разобрать предложение по членам предложения, определить к какой части речи относятся слова: ветер, плащ – ХОЛОДНЫЙ ВЕТЕР ЛЕГКО ПРОДУВАЕТ ПЛАЩ.
Зелёный: подобрать к фразеологизмам больше синонимов, можно в виде устойчивых оборотов:
- ДАТЬ НАГОНЯЙ /отругать, намылить шею, разделать под орех/;
- ВО ВЕСЬ ДУХ /быстро, мчаться, сломя голову, во все лопатки/;
- СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ /ждать, бездельничать, бить баклуши, гонять лодыря, толочь воду в ступе.
Голубой: выполнить транскрипции слов: ВЕДРО, ПЛАЩ.
Синий: что такое имя существительное?
Фиолетовый: дополнить русскую пословицу: КТО ХОЧЕТ МНОГО ЗНАТЬ, ТОМУ НАДО….:
а/ много играть
б/ мало спать
в/ отдыхать.
- Объясните значение пословицы. Данная пословица является девизом нашего урока.
- Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
- На уроке сегодня мы будем работать с самостоятельной частью речи – имя существительное, учиться делить слова на группы по вопросам и значениям. Имя существительное – важнейшая часть речи. Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. По исследованиям учёных существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и называть все то, что его окружает. Но мы уже немного знакомы с этой частью речи. Приведите примеры.
1 задание: /на доске/ выпишите имена существительные: небо, рисовать, звери, аккуратно, дождь, сильный, кактус, вырастать, орёл, лес, дремучий, очень, хорошо, нести, ветер.
2 задание: «Найди лишнее» - а/ море, вода, девочка, дом;
б/ рыба, парта, медведь, мальчик.
- Этап усвоения новых знаний
1 задание: - Что вы понимаете под предметами? /ответы/. Прочитать правило с. 127.
2 задание: упражнение 2 с. 127, дети по цепочке выходят к доске и
записывают слова по столбикам: КТО? ЧТО?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3 задание: работа с рубрикой «Давай подумаем» с. 127 – читают учащиеся,
разбираем.
4 задание: упражнение 3 с. 127 – учитель раздаёт карточки со словами
обозначающими одушевлённые и неодушевлённые предметы ученикам, они
объединяются по группам, объясняя, по какому признаку они объединились.
5 задание: КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ /карточка – учащиеся
выполняют самостоятельно/:
- Подведение итогов урока
- знания, которые вы получили сегодня на уроке, применяйте на практике.
- что понимают под предметами, когда говорят, имена существительные
обозначают предмет?
- на какие вопросы отвечают имена существительные? Примеры…
- ИГРА: учитель называет слова, если услышали имя существительное – хлопок.
- Оценивание деятельности учащихся /комментирование учителем
выставленных оценок/.
VII. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по
его выполнению
- упражнение 4 с. 128; правило с. 127; повторить словарные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».
ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
Урок русского языка 4 класс. "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Тема: Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.– Развитие умения производить морфологический разбор имён существительных....
Конспект к уроку по русскому языку3 класс "Имя существительное как часть речи" Канакина
Конспект к уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Имя существительное как часть речи" Канакина...
Сценарий урока русского языка Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от основ существительных»
Предмет: «Русский язык»Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.ПронинаКласс:3Тема: «Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке. Образование имён существительных от ...
Конспект урока по русскому языку "Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе.", 2 класс УМК "ШР"
Цели деятельности учителя: знакомство с существительными, которые употребляются только в одном числе, формирование умения различать существительные множественного числа от сущест...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных"
Урок обобщения знаний с использованием приёма -кластер....