Предлог. Роль предлога в речи
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

           Урок по  русскому  языку, 2 класс

Тема  урока: Предлог. Роль предлога в речи.

Цели и задачи урока:

  • Дать представление о роли предлога в речи;
  • Формировать умение раздельно писать предлоги с другими словами в предложении;
  • Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА

Предмет: русский язык.

Класс: 2 класс

Тема  урока: Предлог. Роль предлога в речи.

Цели и задачи урока:

Дать представление о роли предлога в речи;

Формировать умение раздельно писать предлоги с другими словами в предложении;

Развивать речь, мышление, память, орфографическую зоркость.

Оборудование:

Мультимедиа проектор;

Экран;

Компьютер;

Доска;

Учебник А.В.Поляковой «Русский язык 2 класс» 2 часть;

Тетрадь по чистописанию №3  В.А.Илюхиной;

Словарные слова 1-2 класса Е.А.Нефёдовой;

Индивидуальные задания по русскому языку (разработанные учителем);

Карточки со стихами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2 слайд

Под музыку дети и учитель настраиваются на урок.

2. Повторение материала, пройденного на уроке.

Учитель 6-8 учащимся раздаёт карточки с индивидуальными заданиями по русскому языку.

На задание отведено не более 3 минут.

3 слайд

- На прошлом уроке русского языка мы завершили работу по изучению  однокоренных  слов.

- Какие слова в русском языке мы называем однокоренными?

- Назовите признаки однокоренных слов.

( Общий корень и общее значение.)

Игра «Назовите лишнее слово»

Печурка         печка            печать

-Почему вы считаете, что это слово лишнее?

( Слово имеет общий корень, но не общее значение.)

Желток       жёлтый          железо

- Почему вы считаете, что это слово лишнее?

(Слово не  имеет общее значение.)

4 слайд

Учитель раздаёт каждому ученику  карточки со стихотворением к слайду.

К этому времени 6-8 учащихся,  работавшие  на индивидуальных карточках, заканчивают свою работу и присоединяются к классу. 

- Учитель читает начало стихотворения:

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Далее каждую строчку стихотворения читают дети и работают с ней.

Лес, лесок, лесной, лесник.

- Можно ли эти слова назвать однокоренными?

- Почему?

- Назовите общую часть.

- Выделите корень в словах.

И так с каждой строчкой стихотворения.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лёд.

3. Сообщение темы и цели урока.

5 слайд

- Отгадайте загадку.

- О чём идёт речь?

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.           (ВЕСНА)

6 слайд

Рыхлый снег темнеет  …  марте

Тают льдинки  …  окне.

Зайчик бегает  …  парте

И … карте  …  стене.

- Прочитайте стихотворение.

- Что вы заметили?

( В стихотворении пропущены слова.)

- Назовите их.

(На слайде в стихотворении появляются пропущенные слова.)

- А кто из вас знает, как называются эти слова?

(Найдутся дети, которые запомнили название этих слов с 1 класса.)

Даже  если это не произойдёт, помощник учителю – следующий слайд.

7 слайд

В , на , по – предлоги.

Дети повторяют написанное на слайде.

- А кто из вас вспомнит и скажет, а как были написаны предлоги со словами в стихотворении?

(Отдельно.)

8 слайд

Предлоги со словами пишутся отдельно.

- Предлог – это слово.

- Ребята, а могли бы мы с вами понять смысл  стихотворения, если так и не поставили бы на места пропусков предлоги?

(Нет.)

- Для чего же нужны предлоги?

(Для связи слов в предложении.)

9 слайд

Предлог служит для связи слов в предложении.

4. Чистописание.

10 слайд

Тетради по чистописанию №3 стр. 29.

Инвариантная  - общая обязательная часть работы.

Учитель работает у доски, дети в тетрадях.

Учащиеся записывают в рабочую тетрадь число.

5. Словарно-орфографическая работа.

11 слайд

- На экране будут появляться словарные слова с пропущенными буквами.

Вы должны записать их в тетрадь и обозначить все орфограммы.

ПРОВЕРКА:

Ученик называет пропущенные буквы, учитель щелчком «мыши»

выводит их на экран. Учащиеся проверяют правильность выполнения

работы.

12 слайд

Знакомство с новым словарным словом.

- В начале осени ещё тепло.

В это время в полях и на огородах

Созревают …        (овощи)

13 слайд

Появляется картинка с овощами.

- Откройте словарики Узоровой О.В. на странице 41.

- Запишите слово.

Ученики ставят знак ударения и выделяют орфограмму.

- Придумайте и запишите предложение с этим словом.

(Дети читают свои варианты.)

- Вставьте пропущенные буквы в пословицы.

- Откройте  страницу 5 и запишите  новое  слово в словарь.

6. Физминутка.

(используется   физминутки из коллекции с сайта творческих учителей  www. it-n.ru)

7. Грамматическое задание.

14 слайд

- На доске будут появляться слова. Вы должны составить словосочетания с предлогами.

(На каждое задание по 1 уч-ся у доски, остальные работают в тетради.)

Дети записывают словосочетания, подчёркивают предлоги.

15-16 слайд

               пр

Собака      будка                  собака около будки

17-18 слайд

                                                  пр

Девочка      заяц                    у девочки заяц

19-20 слайд

                 пр

Кот       забор                         кот на заборе

21-22 слайд

        пр

Ваза      цветы                         в вазе цветы

23 слайд

8. Письмо по памяти.

24 слайд

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Учитель и дети знакомятся с текстом, проговаривают его, находят знакомые орфограммы, заучивают.

Щелчком «мыши» учитель убирает стихотворение с экрана.

После того, как дети  запишут текст по памяти, учитель снова открывает щелчком стихотворение, и учащиеся сравнивают свои работы с образцом.

9. Работа по теме урока.

25 слайд

Работа с учебником, стр. 62,  Упр. 365.

Учитель работает за компьютером, по 1 уч-ся на каждое предложение у доски, остальные в тетради.

26-30 слайд

Закрепление изученного материала.

Ребята самостоятельно записывают предложения и подчёркивают предлоги, если они имеются.

Задание в конце работы – подчеркнуть предложение, в котором не было предлогов.

31 слайд

   Проверка работы.

32 слайд

Отличие предлога от приставки.

33 слайд

Объяснение на примере предложения:

Коля зашёл за товарищем.

Между предлогом и словом можно вставить любое другое слово. Например:

за            своим        другом

за           лучшим     другом

34-35 слайд

Закрепление материала.

Работа с учебником стр. 63, Упр. 367.

 по 1 уч-ся каждое предложение  на слайдах разбирают  у доски, остальные в тетради.

10. Итог урока.

36 слайд

- Что такое предлог?

- Для чего нужны предлоги?

- Как предлоги пишутся со словами?

Выставление отметок  за работу на уроке.

11. Домашнее задание.

37 слайд

Чистописание стр. 29 (вариативная часть-рисунок), придумать и записать 10 предложений с предлогами. Предлоги подчеркнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Предлоги. Роль предлогов в нашей речи"

Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать  правило на основе подводящих к этому ...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

урок русского языка 2 класс УМК "Школа России" по теме "Предлог. Роль предлога в речи"

Урок русского языка подготовлен и проведен учителем начальных классов Арсеньевской СОШ тульской области. Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....