Урок русского языка "Предлоги. Роль предлогов в нашей речи"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

Севрикеева Любовь Анатольевна

 

Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».
Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать  правило на основе подводящих к этому выводу упражнений,  воспитывать у детей любовь к родной природе.
  Оборудование. Общедемонстрационная таблица с предлогами, дидактические карточки с текстом «Берёза», картины берёзы в весеннее и летнее время года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_predlogi_2_klass.rar13.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                                                                 «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа»                                    Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока русского языка во 2 классе

по теме «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».

подготовила

учитель начальных классов

Севрикеева Любовь Анатольевна

С.Старые Матаки

2012

                                                       

Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».

Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать  правило на основе подводящих к этому выводу упражнений,  воспитывать у детей любовь к родной природе.

  Оборудование. Общедемонстрационная таблица с предлогами, дидактические карточки с текстом «Берёза», картины берёзы в весеннее и летнее время года.

                                Ход  урока.

I.  Организационный момент.

Учитель.

               Слышите, звенит звонок,

                Говорит: «Начнём урок!»

Садитесь, дети. Сейчас у нас будет урок русского языка.

II. Постановка темы урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся  с новой частью речи «Предлоги» и узнаем о том, как она пишется. Для  чего в нашей речи нужны предлоги и как с их помощью  наша речь становится красивее и правильнее?

III.  Чистописание

На доске-  карточка со словом, перевёрнутая обратной стороной.

Учитель. Слово спряталось. Чтобы узнать, какое слово мы будем писать, нужно отгадать загадку. Прочитайте и  подумайте, что это?.

     На доске:        

В белом сарафане

Встал на п…ляне.

Л…тели птицы,

Сели на к…сицы.

                                                   - Что это?

Дети. Это берёза.

Учитель. Какие слова помогли догадаться, что это берёза?

Дети. Белый сарафан – это ствол берёзы, а косицы – это её ветви.

Учитель. Прописываем слово берёза.

Учитель показывает правильное написание слова,обращая внимание на соединения и орфограммы.

 IV.  Орфографическая  пятиминутка.

     Учитель. Вернёмся к нашему стихотворению – загадке. В некоторых словах пропущены буквы. Вам надо записать текст в тетрадь,  вставив  пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.

                        Дети выполняют задание.

V. Знакомство с новым материалом.

 Учитель. Какие слова из стихотворения вы называете  «маленькое словечко»?

Дети. Слова в, на.

Учитель. У этих «маленьких словечек» есть специальное название. Прочитаем об этом  в учебнике.  

  П р а в и л о

Слова  к, на, с, от, над, под, по, до, из, без, у, в, для, о, около, об, за -  предлоги.

Учитель. Как называются наши  «маленькие словечки»?

Дети. Предлоги.

Учитель. Вам надо будет запомнить, как пишутся основные предлоги. Посмотрите на доску. (На доску прикрепляется плакат)

                             На доске:

в, к, с – с одной согласной буквой

на, за – с буквой а

о, об, от, до, по, во  -  с буквой  о

под, над  - с буквой л

из, без – с буквой з

- Прочитайте текст. Назовите предлоги. Конечно, это не все предлоги, существующие в русском языке. Но пока запомним написание этих

                     Дети выполняют задание.

- Положите перед собой  карточки  с текстом. Прочитайте его.                  

                                К а р т о ч к а

Это дерево легко узнать.

Кора … его стволе белая

Приложи … коре ладошку.

Кора гладкая, шелковистая.

 … берёзки ветви гибкие,

 … красивыми листочками и серёжками.

-Хорошо ли понятен текст?

Дети. Нет.

Учитель. Почему?

Дети. Не хватает предлогов.

Учитель. Почему в некоторых предложениях были нужны предлоги?

Дети. Без предлога нельзя понять смысл предложения. В предложении нет связи слов между собой.

Учитель. Прочитаем правило в учебнике.

                        П р а в и л о

Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении.

- Попробуем составить одно большое правило.

Дети. Предлог – это часть речи, которая пишется раздельно с другими словами и служит для связи слов в предложении.

Учитель. Выпишите из текста на карточках одно любое предложение о русской берёзе и подчеркните предлоги.

                                   Дети выполняют задание.

VI. Физкультминутка.

VII.Знакомство с новым материалом  (продолжение)

Учитель. Ни   в одной стране нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Берёза -  и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей красивой берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Какую пользу приносит берёза?

         Если дети не знают, то познавательные сведения сообщает учитель.

  1. Из почек приготавливают лекарства.
  2. Из ветвей делают метлы и веники.
  3. Из бересты народные  умельцы  мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.
  4. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.
  5. Из древесины берёзы изготавливают фанеру, мебель, прочные  лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар.

- Ребята, я не сказала о берёзовом соке. Народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош,   а лесу на рубль изведёшь». Раненное дерево  истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев.

Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Вот как важно беречь берёзы.

      Посмотрите на доску. Перед вами словосочетания со словом  берёза. Спишите, вставляя нужные предлоги.

                                                      На доске:

Спрятался  …  берёзу.

Забрался  …  берёзу.

Сидел …  берёзой.

Упал  …  берёзы.

                          - Проверяем, подчёркиваем предлоги

 Дети записывают  словосочетания в тетради. Один ученик вставляет предлоги у доски для дальнейшей проверки.

- Прочитайте последнее словосочетание

Дети. Упал с берёзы.

Учитель. Какой предлог слышится?.

Дети. Предлог  з.

Учитель. Почему написали с?

Дети. Предлоги з не бывает.

Учитель. Предлоги пишутся  всегда одинаково,  независимо от того, как произносятся. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.

VIII. Итог урока

Учитель. Подведём итог нашего урока. О какой части речи мы сегодня говорили?

Дети. О предлогах.

Учитель. Что вы о них узнали? Для чего они нужны?

Дети ещё раз формулируют выведенное ими правило.

- Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.

     

IX  Домашнее задание.

 

Используемая литература.

  1. Авт.-сост. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия:  Русский язык – М.: «АСТ -ЛТД», 1997.
  2. Жиренко О.Е. Интегрированные уроки.-М.: «ВАКО», 2006.
  3. Волина В. Откуда пришли слова.-М.: «АСТ пресс», 1996.

                 

-

                   

.            

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Роль имён прилагательных в речи

презентация помогает ярче раскрыть тему урока...

План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"

План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал  занятия. Здесь и занимательный, познавательный  материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....

Урок русского языка « Роль имен прилагательных в речи».

        Разрешение проблемы о значимости  имен прилагательных в речи....

Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100

Данный урок был первым при изучении раздела "Имя прилагательное" в четвёртом классе..  В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен...

презентация к уроку русского языка "РОЛЬ АНТОНИМОВ В НАШЕЙ РЕЧИ" 2 класс

Презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе "Перспектива". Тема урока "Роль антонимов в нашей речи"...

Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"

В данном уроке русского языка  представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии...