Урок русского языка "Предлоги. Роль предлогов в нашей речи"
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_predlogi_2_klass.rar | 13.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Матакская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока русского языка во 2 классе
по теме «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».
подготовила
учитель начальных классов
Севрикеева Любовь Анатольевна
С.Старые Матаки
2012
Тема. «Предлоги. Роль предлогов в нашей речи».
Цели. Формировать представления о предлоге как слове и его роли в предложении, учить детей формулировать правило на основе подводящих к этому выводу упражнений, воспитывать у детей любовь к родной природе.
Оборудование. Общедемонстрационная таблица с предлогами, дидактические карточки с текстом «Берёза», картины берёзы в весеннее и летнее время года.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель.
Слышите, звенит звонок,
Говорит: «Начнём урок!»
Садитесь, дети. Сейчас у нас будет урок русского языка.
II. Постановка темы урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи «Предлоги» и узнаем о том, как она пишется. Для чего в нашей речи нужны предлоги и как с их помощью наша речь становится красивее и правильнее?
III. Чистописание
На доске- карточка со словом, перевёрнутая обратной стороной.
Учитель. Слово спряталось. Чтобы узнать, какое слово мы будем писать, нужно отгадать загадку. Прочитайте и подумайте, что это?.
На доске:
В белом сарафане Встал на п…ляне. Л…тели птицы, Сели на к…сицы. |
- Что это?
Дети. Это берёза.
Учитель. Какие слова помогли догадаться, что это берёза?
Дети. Белый сарафан – это ствол берёзы, а косицы – это её ветви.
Учитель. Прописываем слово берёза.
Учитель показывает правильное написание слова,обращая внимание на соединения и орфограммы.
IV. Орфографическая пятиминутка.
Учитель. Вернёмся к нашему стихотворению – загадке. В некоторых словах пропущены буквы. Вам надо записать текст в тетрадь, вставив пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова.
Дети выполняют задание.
V. Знакомство с новым материалом.
Учитель. Какие слова из стихотворения вы называете «маленькое словечко»?
Дети. Слова в, на.
Учитель. У этих «маленьких словечек» есть специальное название. Прочитаем об этом в учебнике.
П р а в и л о Слова к, на, с, от, над, под, по, до, из, без, у, в, для, о, около, об, за - предлоги. |
Учитель. Как называются наши «маленькие словечки»?
Дети. Предлоги.
Учитель. Вам надо будет запомнить, как пишутся основные предлоги. Посмотрите на доску. (На доску прикрепляется плакат)
На доске:
в, к, с – с одной согласной буквой на, за – с буквой а о, об, от, до, по, во - с буквой о под, над - с буквой л из, без – с буквой з |
- Прочитайте текст. Назовите предлоги. Конечно, это не все предлоги, существующие в русском языке. Но пока запомним написание этих
Дети выполняют задание.
- Положите перед собой карточки с текстом. Прочитайте его.
К а р т о ч к а Это дерево легко узнать. Кора … его стволе белая Приложи … коре ладошку. Кора гладкая, шелковистая. … берёзки ветви гибкие, … красивыми листочками и серёжками. |
-Хорошо ли понятен текст?
Дети. Нет.
Учитель. Почему?
Дети. Не хватает предлогов.
Учитель. Почему в некоторых предложениях были нужны предлоги?
Дети. Без предлога нельзя понять смысл предложения. В предложении нет связи слов между собой.
Учитель. Прочитаем правило в учебнике.
П р а в и л о Предлоги пишутся раздельно с другими словами в предложении. |
- Попробуем составить одно большое правило.
Дети. Предлог – это часть речи, которая пишется раздельно с другими словами и служит для связи слов в предложении.
Учитель. Выпишите из текста на карточках одно любое предложение о русской берёзе и подчеркните предлоги.
Дети выполняют задание.
VI. Физкультминутка.
VII.Знакомство с новым материалом (продолжение)
Учитель. Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Берёза - и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей красивой берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за красоту её, и за пользу, которую она приносит. Какую пользу приносит берёза?
Если дети не знают, то познавательные сведения сообщает учитель.
- Из почек приготавливают лекарства.
- Из ветвей делают метлы и веники.
- Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.
- Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.
- Из древесины берёзы изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, уксус, добывают скипидар.
- Ребята, я не сказала о берёзовом соке. Народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь». Раненное дерево истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев.
Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Вот как важно беречь берёзы.
Посмотрите на доску. Перед вами словосочетания со словом берёза. Спишите, вставляя нужные предлоги.
На доске:
Спрятался … берёзу. Забрался … берёзу. Сидел … берёзой. Упал … берёзы. |
- Проверяем, подчёркиваем предлоги
Дети записывают словосочетания в тетради. Один ученик вставляет предлоги у доски для дальнейшей проверки.
- Прочитайте последнее словосочетание
Дети. Упал с берёзы.
Учитель. Какой предлог слышится?.
Дети. Предлог з.
Учитель. Почему написали с?
Дети. Предлоги з не бывает.
Учитель. Предлоги пишутся всегда одинаково, независимо от того, как произносятся. Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
VIII. Итог урока
Учитель. Подведём итог нашего урока. О какой части речи мы сегодня говорили?
Дети. О предлогах.
Учитель. Что вы о них узнали? Для чего они нужны?
Дети ещё раз формулируют выведенное ими правило.
- Молодцы! Вы хорошо сегодня работали.
IX Домашнее задание.
Используемая литература.
- Авт.-сост. Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Русский язык – М.: «АСТ -ЛТД», 1997.
- Жиренко О.Е. Интегрированные уроки.-М.: «ВАКО», 2006.
- Волина В. Откуда пришли слова.-М.: «АСТ пресс», 1996.
-
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Роль имён прилагательных в речи
презентация помогает ярче раскрыть тему урока...
План-конспект открытого урока русского языка во 2 А классе по теме "Предлог. Роль предлогов в нашей речи"
План-конспект открытого урока русского языка содержит весь материал занятия. Здесь и занимательный, познавательный материал по теме урока. Есть работа детей в парах, группах....
Урок русского языка « Роль имен прилагательных в речи».
Разрешение проблемы о значимости имен прилагательных в речи....
Конспект урока русского языка "РОЛЬ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ" УМК Школа 2100
Данный урок был первым при изучении раздела "Имя прилагательное" в четвёртом классе.. В начале урока после минуты чистописания была проведена работа в группах, после этого на доске был составлен...
презентация к уроку русского языка "РОЛЬ АНТОНИМОВ В НАШЕЙ РЕЧИ" 2 класс
Презентация к уроку русского языка во 2 классе по программе "Перспектива". Тема урока "Роль антонимов в нашей речи"...
Урок русского языка "Роль прилагательных-антонимов в речи"
В данном уроке русского языка представлена модель 1 ученик: 1 компьютер+ интерактивные технологии...
Урок русского языка "Роль имён прилагательных в речи. Зимняя сказка"
Конспект урока русского языка во 2 классе...