Формирование глобальных компетенций учащихся начальной школы
статья (4 класс)
В данной статье дано определение глобальных компетенций, его значение для всестороннего развития ребенка и приведены примеры заданий с помощью которых формируются у учащихся глобальные компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publika.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирования глобальных компетенций в начальной школе.
Формирование глобальных компетенций в современном образовании очень важно. Оно определено осознанием вызовов времени, отбором компетенций в образовательной среде, связанных с жизнью в глобальном сообществе. Глобальная компетенция – это ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование учебных навыков. Глобальные компетенции можно представить четырьмя компонентами:
- Компонент знания в области глобальных проблем и межкультурных взаимодействий. В работах PISA он представлен и оценивается комплексным заданием.
- Когнитивные умения – это главные аналитическое и критическое мышление. Оценивается также комплексным заданием.
- Отношения – открытое, эффективное, уважительное взаимодействие с другими людьми в разных ситуациях.
- Общечеловеческие ценности – ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества, но, наполняется в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом. Если знания и умения можно оценить, то отношения и ценности находятся вне оценки.
Для чего дети должны овладеть глобальными компетенциями?
- Чтобы жить в гармонии в многонациональных сообществах.
- Для более эффективного и ответственного использования интернет ресурсов.
- Для поддержки непрерывного развития детей.
Развитие глобальных компетенций включено в предметы география, обществознание, литературное чтение, окружающий мир, история. В процессе формирования глобальных компетенций достигаются личностные образовательные результаты. Это предполагает командную работу и взаимодействие всех участников образовательного процесса на уроках и вне уроков на предметном и межпредметном уровне, организацию воспитательной работы в школе, деятельность родителей.
Наша задача - это развитие коммуникативных компетенций. Для того чтобы настроить ребят на совместную работу, перед началом урока надо задавать детям вопросы, которые могли бы заинтересовать детей и между тем они выходят за рамки предмета: -Каковы твои ближайшие цели и шаги?-Какие вопросы в этой теме тебе наиболее интересны? Что тебе кажется самым важным в этой теме? В современном образовании ученик и учитель –это партнеры. Учитель начинает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик ищет информацию, оценивает результат.
Теме формирования глобальных компетенций уделено большое внимание через задания. Эти задания обращаются к опыту ребенка, к небольшим знаниям. Учат эффективно действовать индивидуально и в группах.
Примеры задания для формирования глобальных компетенций:
1. Упражнение «Нестандартные способы применения»
Придумать необычные способы применения для обычного предмета.
2. Упражнение «Фантастические гипотезы «Если бы…» - Если бы на планете никто не умел читать - Если бы я понимал(а)язык животных и растений…
3.Комплексное задание «Найдёныш» (5 заданий)
На прогулке четвероклассники увидели, как на углу улицы остановился автомобиль и из открывшейся дверцы на тротуар полетел странный чёрно-белый клубочек. Это был котёнок. Так владельцы автомобиля избавились от него. Дети подобрали котёнка и сделали всё, чтобы помочь ему. Маша и Серёжа стали звонить родителям: не разрешат ли они забрать найдёныша домой. Мама девочки сразу согласилась. Так четвероклассники спасли котёнка, а он нашёл настоящих хозяев
1.Основываясь на информации текста, укажите, для чего дети подобрали котёнка. (Задание с выбором одного правильного ответа. Умение: оценивать информацию.)
2.Возвращаясь домой, школьники обсуждали поступок владельцев автомобиля. Серёжа сказал: «В больших городах часто можно встретить бездомных животных – собак и кошек. Этим животным нужна помощь, их жизнь всегда находится под угрозой». Какие из следующих действий могут решить проблему, о которой говорит Серёжа, а какие – не могут? (Задание на установление соответствия - две группы объектов. Умение: оценивать действия и их последствия (результаты).
3. После события на прогулке школьники решили, что должны оказывать помощь животным. Старшая сестра Маши помогла им создать группу в одной из социальных сетей и разместить в ней сообщение: Домашние животные нередко попадают на улицу и остаются без помощи по вине их хозяев. В некоторых государствах существуют законы, которые регулируют содержание домашних животных. В нашей стране такого закона пока нет. Давайте воздействовать на тех, кто безответственно относится к домашним животным! Давайте заботиться о бездомных собаках и кошках! Если ты не можешь завести домашнего питомца, стань волонтёром (добровольцем-помощником) в приюте для животных! В комментариях к этому сообщению были высказаны критические замечания. Автор одного из них, пользователь с ником «Несогласный» написал, что не существует действий по защите животных, которые школьник может предпринять самостоятельно, без участия взрослых. Какие из следующих высказываний вы могли использовать для опровержения мнения «Несогласного», а какие не могли? Выберите ответ «Да, я могу использовать» или «Нет, я не могу использовать» для каждого приведённого в таблице высказывания. (Задание с комплексным множественным выбором. Умение: оценивать действия и их последствия (результаты).
4. Спасённый котёнок рос быстро. Но оказалось, что у Машиной подруги Веры аллергия на кошачью шерсть, и она не может приходить в гости к Маше и общаться с ней, как раньше. Вера чувствовала себя плохо, даже когда котёнка закрывали в одной из комнат. Дружба девочек могла оказаться под угрозой. Что вы посоветуете девочкам для того, чтобы они не прекратили своё общение? Дайте совет и обоснуйте его. (Задание с открытым ответом. Умение: выявлять мнения, подходы, перспективы).
5. Когда в доме Маши появился котёнок, девочка спросила маму: «А почему ты сразу разрешила мне принести домой выброшенного котёнка? Ты даже не видела его. Он мог оказаться некрасивым, больным, мог просто не понравиться тебе». Предположите, какой ответ могла дать мама Маши (выскажите два предположения). (Задание с открытым ответом. Умение: объяснять сложные ситуации и проблемы.)
Так же на уроках окружающего мира ребята окунаются в историю, и здесь то же можно провести работу по формированию глобальных компетенций.
- Проект «Мы помним» , приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной войны.
- Написать письмо неизвестному солдату СВО, задать в письме интересующие вопросы.
- Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение в чем важность взаимодействия всех городов между собой.
- Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными вопросами подчеркивается важность помнить историю. Примеры: Подумай, может ли дерево расти без корня? Как это связано с человеком и его жизнью?
Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного материала зависит захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том «Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы
В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...
Презентация на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ".
Данная презентация содержит алгоритмы по основным орфограммам....
Формирование ключевых компетенций учащихся начальной школы
В данной презентации отображен перечень ключевых компетенций, основанный на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах...
«Формирование метапредметных компетенций учащихся начальной школы».
Материал по теме «Формирование метапредметных компетенций учащихся начальной школы»....
Семинар для педагогов "Формирование ключевых компетенция учащихся начальной школы"
Наверное, каждый педагог в своей практике сталкивался с ситуациями, когда учащийся:- получает задание, но, прочитав его, не может понять, в чем его суть;- не может применить определенный набор знаний ...
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Язык является важнейшим источником познания истории и культуры народа, он несет в себе социокультурную информацию, хранит сведения об этносе, этапах и особенн...