План - конспект урока русского языка на тему "Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
"Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 29.38 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока русского языка
Учитель:
Студент:
Дата: Отметка за урок:
Тема урока: Что такое текст повествование? Какова роль глаголов в нём?
Цель урока: ознакомить с особенностями текста повествование, определить роль глаголов в нем.
Задачи урока:
Обучающие:
- Сформулировать понятие «текст-повествование»;
Развивающие:
- Развивать критическое мышление учащихся;
- Развивать умение ставить вопросы, выдвигать предположения;
- Развивать умение работать с текстом, обобщать полученные данные и делать выводы;
- Обогащать устную и письменную речь учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русскому языку;
- Воспитывать чувство товарищества, внимательного отношения друг к другу.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации;
- строить обобщения в устной и письменной форме;
- воспринимать научный текст, выделять существенную информацию;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Личностные УУД
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | |
Организационный момент. Формулирование темы Актуализ. Изучение нового материала | - Добрый день, ребята, сегодня нас ожидает интересная работа. А что мы будем делать, исследовать и изучать, вы определите после орфографической минутки. Откройте тетради, запишите в них число, классная работа. Орфографическая минутка(На доске) Диктовать: Тепло, ежи, кочка, сказка, топор. По начальным буквам данных слов, определите, чем мы будем сегодня говорить. - Ребята, сегодня на уроке мы с вами постараемся ответить на два вопроса. Давайте прочитаем их в учебнике. (Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?) -Какую цель мы поставим на уроке? -Узнать что такое текст-повествование? - Какие особенности имеет текст - повествование? Для чего используется текст- повествование и какова роль в тексте глаголов? Предлагаю вспомнить что такое текст? -Текст - это несколько предложений, расположенных в определенном порядке и связанных по смыслу. - Текст можно озаглавить. - В тексте можно определить тему и главную мысль. -Текст можно разделить на три части (начало, основная часть и концовка) - К тексту можно составить план. А сейчас поработаем над упражнением 144 в учебнике. Прочитайте. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. К.Ушинский. - Что мы прочитали? (Текст) - Докажите, что это текст. (Здесь несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу) - О чем этот текст? (Этот текст о солнышке) - Как вы думаете, какую главную мысль хотел донести до нас автор? (Ушинский хотел сказать, что когда светит солнышко, всем вокруг становится хорошо.) - Верно. Как бы вы озаглавили этот текст? (Волшебные лучи. Ласковое солнышко. Всем хорошо.) - Сколько частей в этом тексте? (Три) - Почему вы так решили? (Потому что текст разделен на три абзаца.) - Прочитайте I часть. (Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи.) - Что произошло в природе? Какие действия солнышка описаны в начале текста? (Солнышко выплыло и стало рассылать лучи.) - Что случилось потом? Первый луч попал на жаворонка, он встрепенулся, взлетел высоко и запел свою песенку.) - Хорошо. А кто такой жаворонок? (Это птица.) - Верно. Посмотрите внимательно на фотографию жаворонка. Вот так он выглядит. Эта маленькая птичка отличается довольно громким мелодичным пением. Окраска у жаворонка покровительственная – под цвет пожухлой травы и земли. Размером он чуть больше воробья. (Слушаем песню жаворонка) - О каких событиях рассказывается в третьей части текста? (Второй луч попал на зайчика. Зайчик запрыгал и побежал добывать себе сочную травку.) - Обратите внимание на то, что в этом тексте события происходят последовательно, друг за другом. Сначала появилось солнышко, потом первый его луч попал на жаворонка, который запел свою песенку, затем второй луч попал на зайчика. - Найдите и прочитайте глаголы, которые помогают рассказать о событиях, происходящих в тексте. (Выплыло, стало рассылать, полетел, попал, встрепенулся, выпорхнул, поднялся, запел, попал, передёрнул, запрыгал, побежал добывать.) - Попробуйте убрать из текста все глаголы и прочитайте его. Что происходит? (Нам ничего не понятно без глаголов) - Расскажите, какую роль играют в этом тексте глаголы? (Глаголы называют события и действия, которые происходят с героями этого рассказа) - Какой вопрос можно поставить ко всему тексту? (Что случилось после того, как вышло солнышко?) - А теперь представьте, что вам дали задание не рассказать, а нарисовать этот текст. Сколько картинок у вас бы получилось? (Три) - А почему три? (Потому что я бы нарисовала картинку к каждой части текста) - Подумайте, можно ли все события, происходящие в этом тексте изобразить на одной картинке? (Нет) - Верно. - Ребята, текст, который мы с вами прочитали, называется текст-повествование. Давайте прочитаем в учебнике, по каким же признакам мы будем отличать тексты - повествование от остальных. (Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?) - Что еще можно добавить к этому правилу? (То, что текст – повествование нельзя изобразить на одной картинке) - Хорошо. Вернемся к тексту. Какое задание нужно выполнить? Прочитайте. (Выпиши из текста предложение о жаворонке.) Запишите предложение. Найдите в нем грамматическую основу. О ком говорится в предложении? (О жаворонке, значит, это подлежащее.) - Что сделал жаворонок? (Встрепенулся.) - Посмотрите внимательно на это предложение, что еще сделал жаворонок? (Выпорхнул, поднялся и запел.) - Сколько сказуемых в этом предложении? (Четыре) - Будьте внимательны при нахождении грамматической основы в тексте. Подлежащее и сказуемое может быть не одно, а два и больше. Обозначьте знакомые части речи в данном предложении. Работа с правилом стр 82 | (Учащиеся оформляют записи в тетради) - мы будем беседовать о тексте ; - будем изучать, что такое текст; - узнаем, какие бывают тексты; - будем составлять текст. Читают текст, используют знаки: + - если знают сведения; - если знание для них ново. Отвечают на вопросы учителя. Определяют тип текста, доказывают свои предположения. Выполняют задание. Формулируют роль глаголов в тексте – повествовании. Объясняют и проверяют орфограммы в парах. Придумывают и задают вопросы. Формулируют новые сведения по теме. | Регулятивные: Организовывают свое рабочее место. Личностные: формирование мотивации к изучению предмета. Регулятивные: определяют цель учебной деятельности самостоятельно. | |
Закрепл. изуч. Итог урока. | Прочитай тексты и найди, который из них текст -повествование. Спиши текст. 1)Одет король русского леса в прозрачный нарядный кафтан. Грудка у зяблика вишнёвого цвета. Хохлатая шапка на голове, клюв – голубые. На крыльях – широкие белые «зеркальца». 2) Птица (зяблик) встрепенулась. Почистила клюв о ветку. Прошлась по ней бочком. Разок-другой тенькнула по-синичьи. Приосанилась и ударила в звонкий бубен. 3) А имя у птицы немного странное – зяблик. Почему его так назвали? Возможно потому, что перед дождём его удалая песня смолкает. Он хохлится, будто зябнет. К какому тексту можно задать вопрос : Что произошло? Сколько картинок можно нарисовать к каждому тексту? Вывод: текст №2 повествование Игра «Да-нет» 1.Текст состоит из одного предложения 2. Текст состоит из нескольких любых предложений 3. Текст состоит из предложений, связанных по смыслу 4. Текс обязательно имеет заголовок 5. Текс не всегда имеет заголовок 6. Текс – обязательно всегда должен быть большим по объёму 7. Текст может быть не большим по объёму 8. Текст всегда состоит из одной части Составление текста. стр 84 упр 146 - Посмотрите на картинки, которые находятся на доске. Как можно назвать их одним словом? (Овощи) - Представьте, что мама принесла из магазина эти овощи и поручила вам приготовить салат. Что вы будете делать сначала? Потом? После этого? - Составьте и запишите повествовательный текст на тему «Как приготовить салат». Начните так: «Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыл овощи. Потом…» (дети работают самостоятельно) - Давайте послушаем, что у вас получилось. Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Затем порезала огурцы, помидоры и лук. Потом посолила и перемешала овощи. Салат готов. Мне поручили приготовить салат. Сначала я вымыла овощи. Когда овощи немного подсохли, я достала глубокую тарелку и стала их резать. Потом добавила масло и соль, перемешала. Салат получился очень вкусным. - Молодцы! Найдите в своём тексте глаголы, обозначьте их. - Скажите, пожалуйста, о чём вы узнали сегодня на уроке? (Мы узнали, что такое текст-повествование) - Какой текст называют текстом-повествованием? (Это такой текст, в котором рассказывается о каких-нибудь событиях, которые происходят одно за другим.) - Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что случилось? Что произошло?) - Достаточно ли будет одного снимка, чтобы сфотографировать события, о которых говорится в тексте-повествовании? (Нет, потому что все события, о которых рассказывается в таком тексте происходят друг за другом, и их нельзя увидеть одновременно.) | Слушают и выполняют задания учителя. Выделяют главное в тексте. Определяют ключевые слова и опорные фразы с опорой на текст. | ||
Рефлексии | Закончите предложение. Текст – это… В тексте – повествование …. По теме урока придумайте 1 тонкий и 1 толстый вопрос. | Выполняют задание учителя. | Подведен итог урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка по теме: "Времена глагола". 3 класс УМК Гармония
Данный урок-презентация тренажера по русскому языку по теме:"Времена глагола" основанный на отрывках известных русских народных сказок,зарубежных сказок,детских песен и считалок....
План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"
План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...
План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «Глаголы-синонимы и глаголы-антонимы»
Предлагаю план-конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы" по учебнику Рамзаево...
План – конспект урока русского языка по теме: «1 И 2 СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ. В КОРОЛЕВСТВЕ ГЛАГОЛА»
Цель: обучающиеся научатся отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи:Обучающие:- определяют спряжение глаголов,- отличают глаголы 1 и 2 спряжения по неопределенной форме.Развивающие:- анализ...
План-конспект урока русского языка на тему: "Знакомство с особенностями текста рекламы. Создание своего текста рекламы"
Реклама... Современная жизнь без нее просто немыслима!!! А что если мы попробуем создать свою рекламу?...
План-конспект урока русского языка по теме: "Обобщение и систематизация знаний о глаголе"
Конспект урока с применением формы групповой работы....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Что такое текст-повествование? Какова роль глаголов в тексте-повествовании?»( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-повествованием и его отличительными признаками; формирование умения употреблять глаголы в речи; формирование ...