Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.
статья по чтению
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.
Формирование читательской грамотности младших школьников является важнейшей актуальной задачей современной начальной школы, так как многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_tekstom_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.doc | 542 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
ГИМНАЗИЯ № 1
Опыт педагогической деятельности по теме:
«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе,
как способ формирования читательской грамотности учащихся».
Выполнила:
Бунина С.А.
учитель начальных классов
Калининград, 2022
Содержание
Введение ----------------------------------------------------------------------------стр. 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательской грамотности учащихся---------------------------------------------стр. 4
Глава 2. Применение форм работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности учащихся.-------стр. 8
Заключение.------------------------------------------------------------------------стр. 11
Список литературы. --------------------------------------------------------------стр. 12
Приложения.
«…прежде, чем ты хочешь призвать
ребёнка к какой-либо деятельности,
заинтересуй его ею…»
Л.С. Выготский
Введение
Одной из особенностей Обновленного ФГОС НОО является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации. В настоящее время все более актуальным становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Нельзя побуждать детей к самостоятельной деятельности с книгой и в мире книг, пока нет уверенности в том, что ими усвоены необходимые для этого знания, умения, навыки и чёткая, понятная мотивация.
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние годы статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания.
Современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге, прежде всего к произведениям художественной литературы, низким уровнем читательского восприятия даже у выпускников школ. Нас не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики.
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой информации, вследствие чего он все реже обращается к книгам.
Формирование читательской грамотности младших школьников является важнейшей актуальной задачей современной начальной школы, так как многократно выросли требования к речевой деятельности и культуре речи человека.
Проблемы детского чтения, с которыми сталкиваюсь я и в своей работе, побудила меня к изучению этой темы.
Практическую значимость опыта, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:
ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.
Исходя из проблем детского чтения, моей целью является разработка условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию личностного качества ребёнка: читательской грамотности .
Для себя я определила следующие задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования ребёнка-читателя. 2. Провести отбор содержания для организации читательской самостоятельности учащихся.
3. Разработать систему приёмов и методов, обеспечивающих развитие читательской компетентности у младших школьников. 4. Провести мониторинг результативности и эффективности использования различных форм работы с текстом.
5. Обобщить полученный опыт педагогической деятельности на уровне школы.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования читательской грамотности учащихся
Из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин — усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь гаджеты и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской грамотности школьников остается весьма актуальным. Ни у кого нет сомнения, что положение с детским чтением надо менять безотлагательно. Особое внимание решению данной проблемы принадлежит школе и прежде всего начальной, так как именно она начинает формировать навыки чтения. Этот процесс для ребенка длительный и нелегкий, отнимающий у него много душевных сил и времени. Пока он не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать, чтение будет доставлять ему мало радости и удовольствия. Несформированный навык чтения, как правило, мешает успешному обучению и по другим предметам, так как чтение — навык общеучебный.
Это значит, что с самого младшего возраста у учащихся формируется интерес к книге, желание и привычка читать. Поэтому читательская самостоятельность школьников является важным качеством личности и необходимым навыком учебного труда, обеспечивающим преемственность между начальной и основной школой, где ученик будет иметь дело с объемными текстами по всем предметам. Не читающий ученик в среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Поэтому необходимо формировать читательскую компетентность, т.е. необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг.
Ребенок, который приходит в школу, любит рассказы, сказки, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению. Это явление во многом обусловлено традиционным преподаванием чтения в школе: школа вооружает ребенка навыком чтения, формирует четыре основных качества: правильность, беглость, сознательность и выразительность. Но этого недостаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный им текст, а детских книг без побуждения со стороны не читают.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение.
Читательская компетентность определяется:
-владением техникой чтения и смысловым чтением;
-приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
-умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, научно-познавательной, справочной);
- знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;
-сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Применение знаний при работе с текстом
Большое внимание на уроках литературного чтения я уделяю работе с текстом, направленной на формирование способности учащихся применять полученные знания, умения и навыки (универсальные учебные действия -УУД) в учебных и жизненных ситуациях:
- Нахождение информации. «Прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания».
- Интерпретация текста. «Сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста».
- Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка. «Связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения».
В начальной школе для развития читательской грамотности на всех уроках можно использовать различные виды работы с текстом.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Поэтапное внедрение при работе с текстом
Также необходимо поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Для обучения работе с текстами соблюдаю некоторые условия:
1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираю разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».
3. Попутно веду работу над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).
4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.
5. Разные по объему произведения позволяют мне учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.
Межпредметные связи
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Работа с текстом ведётся и на уроках русского языка (в разделе «Развитие речи»). Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.
Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).
Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).
Особое внимание уделяю работе со словом ( уже в 1 классе, в добукварный и букварный период), которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводя анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.
Работе над текстом задачи я предаю также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Это позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.
На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираю небольшие по объёму с воспитывающе-познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются у учащихся знания об окружающем мире.
Основной этап обучения читательской самостоятельности приходится на второй и третий классы начальной школы, большинство видов читательской деятельности дети осуществляют самостоятельно. Учащиеся во внеурочное время рассматривают и читают книги, приносят их в класс для гласного отчета, рассказывают о них, выборочно прочитывая из книг нужные отрывки. На основном этапе читатель младшего школьного возраста в полной мере пользуется методом чтения-рассматривания для выбора и самостоятельного чтения книг.
Цель обучения: закрепление познавательного интереса к книге, формирование навыка домашнего чтения, расширение читательского кругозора детей. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Цель обучения: предельно расширить читательский кругозор детей, на формирование навыка анализа и оценки содержания книги. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа. Учитель должен быть терпелив, последователен, требователен и гибок, иначе все его усилия не приведут к положительному результату. Время не стоит на месте и роль компьютера, гаджетов и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все важнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.
Глава 2. Применение форм работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской самостоятельности учащихся
Формированием читательской грамотности детей младших классов я занимаюсь несколько лет. Сложился определённый опыт работы по теме: «Формирование читательской компетентности».
В 2017 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что нужно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса владели техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении, что является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе.
Мой практический опыт показал, что использование различных форм работы с текстом позволяет достичь хороших результатов, а именно формированию читательской грамотности. Работая по данной теме, я провела диагностику сформированности читательской самостоятельности у себя в 4 классе.
На высоком уровне сформированности читательской самостоятельности вышло – 22%, выше среднего –– 35%, средний уровень – 25%, низкий уровень– 8%.
Моя задача – повышение уровня читательской грамотности каждого ученика.
Результаты диагностики учащихся 4 класса (ПРИЛОЖЕНИЕ 5) показывает, что формирование читательской самостоятельности через эффективные методы развивает устойчивую потребность в чтении книг и обеспечивает ученику начальных классов достаточный уровень для успешного изучения литературы в среднем звене школы по любой программе.
Свою работу по формированию читательской самостоятельности я начинаю с 1 класса. Так, с целью привития любви к чтению, на начальном этапе предлагаю ученикам помочь «распуститься дереву познания».
Для этого я предлагаю использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево, где цветы - это лепестки, на которых написано название книг (сказки), которые дети прочитали дома. В оформлении лепестков участвуют родители. Утром, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий дети вместе со мной подходят к дереву и учащиеся называют сказки или рассказы, которые они прочитали. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)
Для увеличения темпа чтения с 1 по 4 класс использую разнообразные упражнения, а также упражнения, направленные на улучшение артикуляции. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7) Такие упражнения на начальном этапе вызывают у учащихся значительные затруднения, но при систематическом их применении эти сложности исчезают.
Очень важным в своей работе по данной теме, считаю работу с родителями (законными представителями), которую осуществляю по следующим направлениям:
Хочу отметить, что не все родители (законные представители) проявляют интерес к данной проблеме, но благодаря систематической работе, я смогла добиться определённых результатов, и родители принимают участие в литературных праздниках совместно с детьми, где мамы выступают в роли ведущих и различных героев. (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)
Чтобы ребенок стремился работать на уроке, я не забываю его удивлять и использую такие формы работы:
- расскажите необычные факты из биографии писателя, поэта;
- принесите на урок и покажите необыкновенно красиво оформленную книгу, сборник стихов или наоборот: зачитанную книгу, но опрятно подклеенную, что вызовет у ребят желание подержать в руках эти произведения, прочитать;
- составьте викторину или вопросник по прочитанному произведению, а ответ учащиеся самостоятельно должны найти, а потом прочитать;
- проследить все действия того или иного героя, потом прочитать и обсудить в микрогруппах;
- составить словесную характеристику главного героя, предварительно отметив места в тексте закладкой или карандашом и т.д.
Начиная с октября месяца в 1 классе и до окончания начальной школы ежемесячно посещаем районную детскую библиотеку, проводя библиотечные уроки.
А дома ребята с интересом читают биографии авторов, приносят в школу книги, ведут читательские дневники, работают с книгами в домашних библиотеках. Хочу отметить, что благодаря такой работе увеличился процент посещаемости детьми библиотек.
Специфическим и очень важным структурным компонентом урока литературного чтения, я считаю формулирование темы и цели урока. Поэтому здесь я стараюсь использовать разнообразные формы, чтобы детям было интересно и непривычно каждый урок. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)
Практика показала, что младшие школьники с живым интересом и желанием выполняют задания по формулированию темы и цели урока литературного чтения, благодаря чему в самом его начале у них создается установка на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися темы и цели урока автоматически повышает их активность на уроке, дает возможность каждому ребенку действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя. Взаимопонимание и сотрудничество рождают естественный, не навязанный сверху литературный союз учителя, ученика и нового произведения.
Работу по формированию читательской самостоятельности формирую не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Начиная с 1 класса, я ввела курс по внеурочной деятельности «Чтение и работа с информацией», который является незаменимым подспорьем по работе над данной проблемой.
На этапе диагностирования и обобщения результатов применения различных форм работы с текстом, я использовала такие методы исследования, как сравнительный анализ техники чтения (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) и мониторинг выполнения работ по формированию УУД, что даёт мне возможность увидеть результативность своей работы.
Считаю, что результаты данной работы «Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся» могут быть интересны не только учителям начальных классов, но преподавателям среднего и старшего звена.
Заключение
Читательская грамотность - это личностное свойство, которое характеризуется наличием у читателя мотивов, побуждающих его обращаться в мир книг, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовывать возникшие запросы в соответствии с личной и общественной необходимостью.
Анализ различных подходов позволил выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению:
1. Высокий уровень интереса к урокам литературного чтения.
2. Способность к фантазированию, воображению и моделированию.
3. Проявление догадливости, сообразительности; открытие новых для себя знаний, способов действий, поиск ответов на вопросы в книгах.
4. Проявление радостных эмоций в процессе работы.
5. Способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества.
6. Стремление к оригинальности.
7. Проявление самостоятельности в работе.
8. Умение преодолевать возникшие трудности
Конечно, обучение такому чтению требует определенного методического подхода.
Считаю целесообразным использование различных форм работы с текстом на уроках не только литературного чтения, но и русского языка, окружающего мира и др., а также и во внеклассной работе. Их применение в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам наглядно демонстрируют это утверждение.
Литература
- Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998.– 135с.
- Быстров Н. «Работа трудная, но очень нужная»/ Вести Тропарево-Никулино - 2006 - № 3(23), март – С.10-14.
- Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников Данилов И.В. 2009 Т.П. Воронина Читаем быстро и внимательно. Качество чтения младших школьников/ «Феникс»/ 2013 /
- Калинина Наталья, Прохорова Светлана Учебная самостоятельность младшего школьника. Диагностика и развитие. Издательство: АРКТИ, Генезис, 2008 г
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год
- Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4.
- Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 1 класс - М., Экзамен, 2021
- Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей // Начальная школа плюс До и После. 2004. №11.
- Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
- Постоловский И.З., Постоловский В.И. Предвосхищение при чтении: Упражнения для тренировок: [1-5 кл.] / Всесоюз. ассоциация исследователей чтения; Науч. -иссл. лаб. Проблем динамического в школе ООИУУ. Одесса, 1991
Интернет ресурсы:
- http://www.syktyvdincbs.ru/page/menju_sleva.tsentralnaya_detskaya_biblioteka.roditelyam_o_detskom_chtenii/
- http://pedsovet.su/
- http://nsportal.ru/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя).
- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем).
- Чтение (пересказ) по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказ. Виды пересказа: подробный – наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, краткий – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи, выборочный – бывает следующих видов: пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя, творческий – в школе применяется редко. Его цель в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Восстановление деформированного текста.
- Инсценирование текста или отрывка.
- Выборочное чтение (с определенным заданием).
- Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение» - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение абзацами.
- Чтение с пометками - каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое).
- Чтение с остановками – для этой работы выделен общий алгоритм, который состоит из: 1. вызов (конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики); 2. осмысление (чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"); 3. рефлексия (на этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск).
- Чтение по группам - это длина группы, которую можем прочитать сразу, без движения взгляда слева направо.
- Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).
- Комбинированное чтение(учитель + учащиеся хором)
- "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
- Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Поэтапное внедрение при работе с текстом
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Действия учителя на основном этапе:
- руководство процессом самостоятельного детского чтения, в ходе которого воспитывается читательская самостоятельность.
- направляет деятельность учащихся по выбору книг для домашнего чтения
- давать усложненные задания: например, не только познакомиться с рассказами какого-то автора, но и узнать из книг о его жизни
- создать тематическую картотеку
- следить, запоминают ли дети новые книги, продвигаются ли в обучении чтению.
Организация работы на основном этапе:
- экскурсии и занятия в школьной и районной библиотеке
- привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга; художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста - всех видов и типов; детская периодическая печать
- ведущая роль принадлежит детям
- дети самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока
- издание рукописного журнала или ведение коллективного читательского дневника.
К концу основного этапа обучения работе с детской книгой дети должны уметь:
- ставить для себя цель обращения к книгам;
- обращаться к библиотечно-биографической помощи;
- пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения;
- выделить для себя внешние показатели содержания книги;
- осознавать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности;
- выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной теме;
- соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения.
Виды работы:
- дискуссия;
- коллективное чтение;
- беседа;
- беседа – «приманка»;
- состязание чтецов;
- реклама книг;
- литературный праздник;
- литературная игра;
- библиотечный час;
- литературная гостиная;
- час «тихого чтения».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Действия учителя на заключительном этапе:
- работа над увеличением техники чтения
- развития творческого мышления
- создавать проблемно-поисковые ситуации
- использовать прием устного словесного рисования
- организовывать словарную работу: использовать разнообразные приёмы толкования значения новых слов, объяснять значения слов с помощью показа предметов, учебных картинок, работать с синонимами и антонимами, пословицами и загадками, самостоятельный поиск незнакомых слов в толковом словаре.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Критерии для определения сформированности читательской
самостоятельности:
1.Воссоздание в воображении картины жизни, изображенными писателями.
2.Устанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действия в эпизодическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
3.Целостно воспринимать образ – персонаж в эпосе, образ – переживание в лирике, движение конфликта в драме.
4.Видеть авторскую позицию во всех элементах художественного произведения.
5.Освоение художественной идеи произведения.
Уровни сформированности читательской самостоятельности:
1.Высокий уровень – когда у учащихся сформированы все пять критериев. Адекватно воспринимать изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздаваться в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев. Осваивать композицию произведения, увидеть авторскую позицию и освоить идею произведения.
2.Выше среднего – когда у учащихся сформированы от трёх до четырёх критериев. Адекватно воспринимать изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздаваться в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев, увидеть последствия действий героев.
3.Средний уровень - когда у учащихся сформированы два критерия. Адекватно воспринимать изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздаваться в воображении картины жизни, созданные писателем, способные оценивать поступки героев.
4.Низкий уровень – когда сформирован один критерий: адекватно воспринимать изобразительно – выразительные средства, с которыми встречаются при чтении, могут воссоздаваться в воображении картины жизни, созданные писателем.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
1. Многократное прочтение:
а) учителем;
б) учеником.
2. Молния (чередуется обычное чтение с очень быстрым по команде «молния»).
3. Чтение «Слоговичков» (с помощью линейки строчки и столбики читаются коллективно, группами, выборочно).
Упражнения, направленные на улучшение артикуляции:
1. Чтение чистоговорок
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа
Ло-ло-ло - на улице тепло
Чи-чи-чи - у дома кирпичи
2. Скороговорки (например: «Утром, присев на пригорке, учат сороки
скороговорки» и т.д.).
3. Чтение скороговорок в темпе (четкая артикуляция, высокий темп).
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Разработка внеклассного мероприятия «Праздник «Вечер поэзии»
Цель: представить многообразие осени через поэзию.
Задачи: 1. Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира;
2. Учить выражать свой эмоциональный настрой;
3. Развивать память, речь, мышление, внимание;
4. Прививать любовь к природе.
Оформление:
Зал украшен листьями, сделанные ребятами с параллелей. На стенах висят картины осени, нарисованные обучающимися классов. На столе стоят красивые подсвечники с горящими свечами. На сцене плакат с надписью: «Вечер поэзии…»
Вечер поэзии…
Ход праздника:
Начинается праздник стихотворением Ю.Тютчева « Есть осени первоначальной….»
Ученик читает стихотворение «Свет души» Г. Ходырев
Снова осень
Горят, не сгорая, березы.
Серебристыми нитями
Воздух пролит.
На последнее вече
Слетелись стрекозы,
Сонный ветер лениво
Листву ворошит.
Приутихли леса.
Затуманились дали.
Далеко-далеко
Слышны чьи-то шаги…
Ты войди в этот митр торжества и печали
И его красоту для себя сбереги.
Сбереги эти звонкие сполохи листьев.
Этот праздничный лепет лесного ручья.
У него рыжеватый,
Как мордочка листья, притаился прощальный
Кусочек луча-
Притаился и смолк, как забытое счастье.
Осторожно его на ладонь положи, и когда завихрит,
Закружится ненастье,
Он спасительным светом
Коснется души
Ведущий:
Дорогие ребята! Уважаемые гости! Добро пожаловать в царство осени! Посмотрите как красиво в нашем зале! Сколько разноцветных листьев кругом!
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года. А о каком, вы узнаете, разгадав загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья!
Дети: (осень)
Ведущий:
Да, мы отправляемся в гости к волшебнице осени. Нам ее нужно позвать с помощью волшебного заклинания
Вы когда- нибудь ходили по опавшим осенним листьям?
Если потереть ладошку о ладошку, получится похожий звук! Попробуйте!
Дети: шуршат.
Ведущий:
А еще нам нужно научиться дуть , как осенний ветер, который перегоняет опавшие листья с место на место.
Сделайте глубокий вдох и постепенно выдыхайте воздух. У-У-У
А теперь потрите ладошку о ладошку.
И еще раз глубокий вдох и выдох
Зашуршали, ладошками,
Мне кажется, я уже слышу, чьи- то шаги…
Волшебница осень!
Осень:
А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Садов осенних, парков?
На улице не жарко
Я – осень, то самое время года
Про которую принято говорить –
Сырое, дождливое.
Но про осень есть и другие слова.
Учащийся 4 класса читает стихотворение Ивана Бунина « Лес, точно терем расписной…»:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Над светлою поляной.
Как вышки елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь
В листве сквозной
Просветы в небо что оконца
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Ведущий:
Пожалуй, ни об одном времени года ни написано столько стихов, об осени. Каждый поэт видит осень по своему, находит иные ее приметы, замечает, то что особенно их поразило. И вы, наверное ребята видите осень не так, как другие, а каждый по-своему. Давайте послушаем стихотворение Пушкина Александра Сергеевича: “ Уж небо осенью дышало…»
Уж реже солнышко блистала
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным цветом…
Ложился на поля туман
Гусей, крикливых караван,
Приближалась… Довольно скучная пора
Стоял ноябрь уж у двора…
И еще одно, Ю.Тютчева « Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пара-
Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера…
Где бодрый серп
Гулял и падал колос
Теперь уж пусто все-
Простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле
Ведущий
Осень украшает лес как на праздник. Листья опадают и разноцветным ковром устилают землю.
Пожалуй, яснее всего об осени говорят птичьи стаи . Каждый день и ночь отправляются они в путь летят с севера на юг…
Давайте послушаем стихотворение Светланы Благининой:
«Улетают, улетели»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли
Улетают, улетели
Улетели журавли:
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел
Аист крыльями полощет-
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде,
Ходит грач с грачихой черной,
В огороде на гряде
Осыпаясь, пожелтели
Солнце редкие лучи
Улетают, улетели
Улетели и грачи.
Физминутка ( все дети встают)
Мы зашли в осенний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (повороты)
Справа березка (повернулись вправо)
Слева зеленая елка глядит (повернулись на лево)
Вот и зайка проскакал (прыжки)
От лисы он убежал (бег на месте)
Ой, это серый волк рыщет (изображают волка)
Он себе добычу ищет
Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас (присели)
А в лесу такая красота! (потягивание)
А нам дальше идти пора (садятся)
Ведущий:
Много у осени примет. А вот ягоды в лесу закончились – это тоже признак осени. Осталась только рябина, калина, да клюква.
Осень :
Я предлагаю вам это по пробовать! ( разносит угощая гостей)
А еще об этом вам расскажет Константин Бальмонт « Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется-
И заплачет спросонья.
Ведущий:
Осенью восхищались не только поэты, но и писатели. Много стихов, а также песен написано об осени:
Ученица исполняет песню об осени.
Осень:
-Ребята, я же пришла к вам не одна, а со своими сыновьями.
Знаете их?
Дети: знаем
Ведущий:
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдоль висят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел?
Дети:
Сентябрь
Ведущий:
Все мрачней лицо природы
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Дети:
Октябрь
Ведущий:
Поле серо белым стало
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало-
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц подскажи?
Дети:
Ноябрь
Сентябрь:
Обо мне говорят так:
В сентябре одна ягодка, да и та- горькая рябина
В сентябре лето кончается, а осень начинается.
Сентябрь холоден да сыт.
Будьте такими же добрыми и щедрыми, как сентябрь.
Октябрь:
Обо мне говорят так:
В октябре и лист на дереве не держится.
В октябре с солнцем распрощайся, ближе к печки подбирайся.
Осень землю покроет, где листочком, где снежинкой. Будьте такими же заботливыми, как октябрь.
Ведущий: А сейчас послушаем стихотворение Александра Сергеевича Пушкина. «Октябрь»
Послушаем стихотворение А.С.Пушкина
Октябрь уж наступил
Уж роща отряхнет
Последний лист
С нагих своих ветвей
Дохнул осенний хлад-
Дорога промерзает, журча, еще бежит, за мельницу ручей …
Унылая пора, очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье
В багрец и золото, одетые леса….
Ноябрь:
А обо мне так говорят:
В ноябре зима с осенью борется.
Сколько кукушке не куковать, а к ноябрю надо улетать.
Ведущий:
Б-р-р-р! Ну что ты, ноябрь, тоску нагоняешь! Дай- ка
Я тебе помогу и сестру твою повеселю, и гостям угожу.
Девочки будут изображать дождь, а мальчики –ветер.
Ну –ка девочки, не забыли как дождь стучит по крышам?
Кап-кап-кап!
- Мальчики, а вы помните как ветер дует за окном в ноябре?
У-у у
Ну а теперь все вместе, вот и развеселились!
Осень:
Молодцы ребята, правильно узнали братьев –месяцев. А теперь порадуйте нас своими знаниями, отгадайте и мои загадки.
- Боится зверь ветвей моих, гнезд не построят птицы в них. В ветвях кросса и мощь моя, скажите быстро кто же я?
- Сидит –зеленеет
Падает –желтеет
Лежит –чернеет (лист)
- Кто всю ночь по крыше бьет да постукивает
И бормочет, и поет, убаюкивает? (дождь)
- Кто осенью улетает, а весной возвращается? (птицы)
- завершается наш праздник, я хочу обратить ваше внимание на выставку интересных книг. Вы всегда их можете взять в библиотеке.
Осень:
Ну пора мне собираться,
В лес осенний возвращаться
Ведь зима наступит скоро,
Дел моих еще так много:
Нужно мишку усыпить,
Птиц на юг препроводить
Очень хорошо мне было!
Всех ребят я полюбила!
Но прощаться нам пора…
Что поделать? Ждут дела!
Сентябрь: Да и нам в путь – дорогу пора.
Да, свиданья, детвора.
Октябрь
Придет к вам в гости через год.
Ноябрь
Наступит снова наш черед
Все: До свидания!
Ученик читает стихотворения:
«Октябрь» Я.Аким
Желтый кружится листок,
Путается в сучьях.
Неба синий лоскуток
Затерялся в тучах.
Поздний серенький рассвкт
В поле над овином
Растревожится нет-нет
Криком журавлиным.
Ведущая:
Подошел к концу наш праздник
И пусть за окном шуми ветер и дождь, мы надеемся, что не смотря на грусть расставания у всех у вас хорошее настроение, потому что вы приобщились к прекрасному, а впереди у нас еще много праздников. До новой встречи друзья. Детям раздается клюква как признак осени.
Исполняется песня об осени
«Здравствуй, осень золотая!»
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Первую группу образуют приемы, предусматривающие определение фамилии, имени, отчества автора нового произведения или его названия через работу с буквами.
1. Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв. На доске записываются фамилии известных учащимся поэтов и писателей с пропуском букв, входящих в состав фамилии автора произведения, предназначенного для изучения. Школьникам предлагается задание: «Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой».
Ба..ов, Уш..нский, Паус.овский, Биан..и, ..сеева, ..ысоцкая. (Житков)
При повторном применении этого и других приемов предполагается их постепенное усложнение. Усложнить данное задание можно за счет увеличения числа букв, пропущенных в одном слове, уменьшения количества конкретных указаний учителя и самостоятельного формулирования детьми самого задания. Например, учитель предлагает внимательно рассмотреть запись на доске, сформулировать задание к упражнению.
Констант.. н ..асилий
...алъмонт Ж..ковский
… лекса... др. Сергей
Пушки.. Есен.... (Иван Бунин)
Возможный ответ: «Нужно восстановить пропущенные в данных именах и фамилиях буквы и составить из них имя, фамилию поэта, с произведением которого мы сегодня познакомимся».
2. Прочтение фамилии (имени, отчества) автора по правилу хода шахматного коня. В таблицу помещаются буквы, составляющие фамилию (имя, отчество) автора нового произведения, и указывается начало хода шахматного коня. Например:
3. Исключение повторяющихся букв.
На доске записываются два (три) ряда повторяющихся букв, среди которых размещаются буквы фамилии, имени (отчества) автора. Детям предлагается мысленно исключить буквы, которые встречаются более одного раза. Например: ЯПРЬОМИАБНК ИСКИЕКБЯФПЬ
(Роман Сеф)
Подобный прием можно использовать для определения названия произведения, расположив буквы в таблице:
(«Прыжок»)
4. Чтение подчеркнутых букв. Буквы, составляющие название произведения (или имя автора), подчеркиваются и записываются среди других букв и буквосочетаний. Дети читают название произведения, концентрируя внимание только на подчеркнутых буквах. Например:
«цетщёэ взжеюмуфлим зпхбечкгаролеснр евиыдй...»
(«Еще земли печален вид...»)
Вторую группу составляют задания для формулирования темы урока учащимися на основе работы с символами, шифрами, схемами.
1. Чтение названия произведения по схеме. Ученикам предлагаются две таблицы: одна с буквами, входящими в состав названия произведения, другая — со схемой, показывающей последовательность соединения букв. Например:
Приемы второй группы, как и предыдущей, обеспечивают совершенствование интеллектуальных качеств и речевых способностей детей. Особенно они способствуют формированию абстрактного, аналитико-синтетического мышления, развивают сообразительность, языковую догадку.
В третью группу входят приемы определения автора и названия произведения, предназначенного для изучения, которые предполагают антиципацию отдельных отрезков слов или целых слов.
1. Антиципация гласных. Фамилия, имя, отчество автора или название произведения записываются с пропуском гласных букв. Учащиеся должны прочитать слова, ориентируясь только на согласные. Например:
«ПРНЦСС Н ГРШН»
(«Принцесса на горошине»)
2. Антиципация согласных. В данном упражнении слова предопределяются аналогичным образом, но по согласным:
ЕЕИЕ УЫАЫ («Бременские музыканты»)
3. Антиципация конечных букв слов.
Например:
«Беж., тропин.. с бугорк.» («Бежит тропинка с бугорка...»)
4. Антиципация отдельных частей словосочетания или предложения.
Михаил Михайлович...
(Пришвин) «Миллион и ... день каникул»
(«Миллион и один день каникул») Приемы данной группы имеют большое значение для становления беглого, правильного, сознательного чтения, для повышения общеязыковой культуры и грамотности [14,3, 18]. Антиципирование отдельных единиц мобилизует интеллектуальные качества личности, делает процесс мышления продуктивным и творческим.
Четвертую группу составляют упражнения, предполагающие сравнительный анализ каких-либо исходных единиц.
1. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому-либо признаку. На доске записываются три-четыре фамилии, например:
ЕМ. Чарушин, СВ. Михалков, В.В. Бианки Детям предлагается: «Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Ее можно выделить из данного ряда». Учащиеся выделяют фамилию Михалков, так как это фамилия поэта, а остальные — фамилии прозаиков.
2. Выделение фамилии автора из данного перечня по нескольким признакам одновременно. На доске пишутся фамилии, например:
И А. Крылов, Н.Н. Носов, В.Ю. Драгунский Учитель предлагает: «Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. Ее можно выделить из данного ряда по трем признакам одновременно». Учащиеся отвечают, что на уроке они познакомятся с произведением И.А. Крылова, так как, во-первых, это фамилия баснописца, а остальные — фамилии прозаиков; во-вторых, И.А. Крылов жил и творил в ХУШ-Х1Х вв., а Н.Н. Носов и В.Ю. Драгунский — современные авторы, в-третьих, фамилия Крылов начинается с глухого согласного звука, а остальные — со звонких.
3. Выделение слов (слова), являющихся названием произведения, из предложенного ряда. Слова (слово), входящие в состав названия нового произведения, включаются в цепочку других слов, отличающихся от них по одному или нескольким признакам. Например, дается ряд слов:
роса, аисты, капель, вьюга, лягушки
Учитель предлагает: «Определите название нового произведения. Для этого выделите из данного ряда два слова. Обоснуйте свой ответ». Школьники отвечают, что сегодня на уроке они будут читать произведение «Аисты и лягушки», так как, во-первых, слова аисты и лягушки обозначают названия животных, а остальные — названия явлений природы, во-вторых, они стоят в форме множественного числа, а слова роса, капель, вьюга — в форме единственного.
Пятая группа представлена приемами определения темы урока на основе выполнения разного вида логических операций.
1. Восстановление фамилии автора в данном ряду. Учащимся предлагается цепочка фамилий, составленная по какому-либо признаку, например, с совпадением первой буквы каждой фамилии с последней буквой предыдущей:
Квитко, Осеева, Аким, Маршак, Куприн, ……………, Волков
Учащиеся восстанавливают фамилию автора нового произведения, самостоятельно определив признак, по которому составлена цепочка, и ориентируясь на количество букв в пропущенной фамилии. (Искомая фамилия Некрасов.)
2. Определение названия произведения путем продолжения цепочки. На доске записывается ряд букв, например: з, в, л... Учащимся дается задание: «Внимательно рассмотрите данный ряд букв. Буквы в нем являются начальными буквами слов одной темы (тема задается учителем, в данном
случае — времена года). Продолжите данную цепочку и определите название произведения, с которым мы сегодня познакомимся». Учащиеся отвечают, что в этом ряду написаны первые буквы названий времен года: з — зима, в — весна, л — лето. Следующим временем года является осень,
значит, название нового произведения — «Осень». Цепочки могут быть составлены из первых букв названий месяцев («Сентябрь), частей суток («Утро»), названий членов семьи («Мама») и т.д.
3. Решение логических задач. Например: «В названии нового произведения три слова; рак, лебедь, щука. Первое по счету слово обозначает название птицы, третье не является названием рыбы. Определите правильную последовательность слов, и вы узнаете название произведения». (Название произведения «Лебедь, Рак и Щука».)
Приемы шестой группы предусматривают составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад. Приведем для примера несколько таких приемов.
1. Викторина. Учитель сообщает: «Имя, отчество и фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите самостоятельно, ответив на вопросы викторины и соединив указанные части ответов».
Имя.
- Ответьте одним словом: «Сколько людей может пользоваться моралью
басни?» (Все.) - Второй слог искомого слова является первым в названии птицы, которая была обманута. (Ворона.)
- Последний слог имени надо искать в первом слоге только что изученной басни, он второй по счету. (Последняя басня «Лиса и виноград» — слово «голодной».)
Фамилия. - В единственном слове, которая произнесла ворона, глухой звук замените на парный ему звонкий. (Кар — гар.)
- Второй слог фамилии автора является последним в слове, которое дважды
встречается в данной строке: «Ваши псы и ваши пастухи...» К нему надо прибавить последнюю букву имени великого русского баснописца. (Слог ши, буква Н.) (Всеволод Гаршин)
2. Шарада. Детям предлагается определить название нового произведения, разгадав следующую шараду: «В названии произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка одно слово. Первая часть этого слова является приставкой в слове приуральский. Вторая часть — буква в русском языке всегда ударная. Последняя часть — слово мышь, написанное с грубой орфографической ошибкой». («Приемыш».)
В седьмую группу включены задания, для выполнения которых необходимо привлечение лингвистических знаний. В зависимости от содержания учебного материала здесь можно выделить несколько вариантов.
1. Задания, направленные на применение знаний по фонетике. Например, учитель располагает на доске карточки со слогами и схемы, а затем предлагает учащимся: «Внимательно посмотрите на данную запись. Определите фамилию автора нового произведения и объясните, каким образом вы ее прочитали». Учащиеся отвечают, что сначала они выделили из схем ту, в которой имеются все типы данных слогов, затем мысленно расставили слоги в указанной последовательности и прочитали фамилию Одоевский.
2. Задания, направленные на использование знаний по морфемике. Например, на доске пишутся вразброс морфемы слов, составляющих название нового произведения. Ученики образуют из них слова и определяют часть темы урока:
-уч пол- -иц- -ы
-ие -ов- скрип- («Скрипучие пословицы»)
3. Задания на применение знаний по лексикологии.
а) Учитель говорит детям: «Вы узнаете название произведения, если к словам, на писанным на доске, подберете антонимы».
«Ранним утром». («Поздним вечером».)
б) «Подберите синоним к данному слову и определите название нового произведения. В нем есть разделительный мягкий знак».
«Товарищи». («Друзья».) При выполнении заданий данной группы совершенствуются знания и умения учащихся по русскому языку, развивается сосредоточенность и объем внимания, речь, умение осуществлять сопоставительный анализ, гибкость и абстрактность мышления.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Сравнительный анализ проверки техники чтения
стартового, за I четверть, за II четверть в 4 классе
- Темп чтения
Из графика видно, что темп чтения учащихся 4 класса вырос: уменьшилось количество учащихся, читающих ниже нормы на 8%, выросло количество учащихся, читающих выше нормы на 10%.
- Способ чтения
Из графика видно, что способ чтения учащихся 4 класса стал качественнее: все учащиеся читают целыми словами.
- Правильность и осмысленность чтения
Осмысленно читают все учащиеся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
В данном материале продемонстрированы приемы работы над словарными на уроках русского языка и внеурочной деятельности...
«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».
laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....
РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Аннотация: Статья посвящена работе с текстом на уроках развития речи учащихся с ОВЗ. В ней описаны виды работ и задания, формирующие связную речь детей с ТНР. Ключевые слова, понятия: работа с т...
"Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов"
Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Для...
Словарная работа на уроках русского языка и внеурочной деятельности в начальной школе как способ формирования читательской грамотности
Продемонстрированы приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка....
Статья. Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности
Аннотация: функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С кажды...
Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...