Работа с текстом на уроках в начальной школе
статья
Актуальность проблемы детского чтения в России являлось и является одной из наиболее важных. Как отмечается в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, «Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка». «Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека». Ни для кого не секрет, что современные технологии, существенно снижают уровень чтения у школьников. Поэтому приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит в интеллектуальном отношении ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах. Развитие детского и юношеского чтения является приоритетным направлением в культурной и образовательной политике государства, имеющем важнейшее значение для будущей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rabota_s_tekstom._.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Актуальность проблемы детского чтения в России являлось и является одной из наиболее важных. Как отмечается в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, «Среди всех каналов коммуникации чтение, особенно чтение книг, является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка». «Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека». Ни для кого не секрет, что современные технологии, существенно снижают уровень чтения у школьников. Поэтому приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит в интеллектуальном отношении ответить на вызовы современности, обеспечить устойчивое развитие страны в ситуации усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах. Развитие детского и юношеского чтения является приоритетным направлением в культурной и образовательной политике государства, имеющем важнейшее значение для будущей страны.
Чтение имеет первостепенное значение: для воспитания и образования детей, становления и развития личности; для повышения уровня образованности, для формирования общекультурного потенциала страны, для повышения качества жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, приобретения первичных навыков работы с информацией. В результате учащиеся смогут осуществлять её поиск, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
В результате выпускники научатся:
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);
- осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения и выбирать в соответствии с ней нужный вид чтения;
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- составлять список используемой литературы и других информационных источников, заполнять адресную и телефонную книги;
- определять тему и главную мысль текста, делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
- понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
- интерпретировать и обобщать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали, сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка, в текстовую задачу; заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- передавать собеседнику важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;
- использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;
- описывать по определенному алгоритму объект наблюдения, сравнивать между собой два объекта, выделяя два-три существенных признака;
- по результатам наблюдений находить и формулировать правила, закономерности;
- группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;
- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги);
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию.
Поэтапные виды работы с текстом
1.1. Работа с текстом до чтения
Одним из важных этапов в работе с текстом является прогнозирование предстоящего чтения или антиципация.
Антиципация - предвосхищение, предугадывание будущего чтения, иначе –смысловые догадки.
Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.
Этап завершается постановкой целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
Постановка целей урока.
Определение тематической направленности текста
- Выделение его героев по названию произведения.
- Название имени автора.
- Нахождение ключевых слов.
- Соотнесение иллюстрации к тексту с опорой на читательский опыт.
Задание:
- Предположите, о чём и о ком этот текст?
- по его названию;
- по иллюстрациям к тексту;
- по выделению героев произведения;
- по выделенным словам.
Ребенок на начальном этапе в условиях учебной деятельности готовится к тому, чтобы раскрыть непонятные ему в произведении смыслы. И делает он это не один, а в коллективной деятельности с другими читателями.
Дети прислушиваются друг к другу, учатся слышать мнения собеседников, соотносить свое впечатление с другими читателями, выявлять общее и отличное в нем. Без переживания, не может быть понимания произведения. Первый этап знакомства с произведением получает свое логическое продолжение на втором этапе - разборе текста.
1. 2. Работа с текстом во время чтения
Цель – понимание текста на уровне содержания.
Этап начинается с первичного чтения текста, возможно самостоятельное или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста, работа с трудными словами.
Также на этом этапе идет, перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Постановка вопросов к тексту и к автору. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Обращение к отдельным фрагментам текста. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предложений учащихся с окончательными выводами по тексту. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Анализ текста на этом этапе представляет собой его разбор с особой целью: понять главный авторский замысел, «увидеть», как эта мысль преподносится в произведении; научить школьников замечать в тексте авторские вопросы; развивать творческое воображение учащихся; научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.
Анализируя произведение, нужно грамотно определять с детьми рамки диалога.
Читателю важно:
- понять содержание (ответить на вопрос: о чем это произведение?);
- увидеть внешнюю сторону образа;
- вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?);
- понять внутреннюю сторону образа;
- найти языковые средства, приемы, способы создания образа;
- ответить на вопрос: как «сделан» образ?
Может показаться, что работа над отдельными словами - это мелочи, которые не будут играть важной роли при анализе общего смысла текста. Но наши дети лишь учатся вникать в произведение. Каждое отдельное слово для них - это огромное пространство, в котором нужно освоиться. От того, насколько пристально и внимательно мы научим ребенка обращаться с каждым словом, будет в дальнейшем зависеть то, как понят главный авторский замысел.
Основные приёмы работы с текстом.
- Чтение всего текста (первичное, ознакомительное; по заданию учителя).
- Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный – даются цитаты из произведения, их нужно расставить в правильной последовательности, чтобы получился цитатный план, вопросный – проводится беседа с учащимися, составление вопросов к тексту и дети самостоятельно работают в парах, картинный – в качестве упражнения даётся несколько иллюстраций, в нарушенной последовательности и предлагается учащимся расположить их логическому содержанию, дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них. Дополнение серии картинок недостающей с помощью словесного рисования или исключение из серии картинок той, которая не относится к данному рассказу или которая является лишней, схематический – ознакомление с текстом и составление различных блоков-схем).
- Чтение (пересказ) по готовому плану.
- Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный – наиболее доступный детям видпересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, краткий – наиболее трудный для освоения младшими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи, выборочный – бывает следующих видов: пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены по вопросу или заданию учителя, творческий – в школе применяется редко. Его цель в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе.
- Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
- Восстановление деформированного текста.
- Инсценирование текста или отрывка.
- Выборочное чтение (с определенным заданием).
- Чтение в лицах.
- «Жужжащее чтение» - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
- Чтение цепочкой по предложению.
- Чтение абзацами. Слайд 8
- Поисковое чтение - вид реального чтения по целевой направленности и характеру протекания. Цель – найти конкретную информацию в тексте (определения, правила, цифровые и иные данные и т. п.).
- Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
- "Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
- Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
- Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
- Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
- Нахождение и чтение образных слов и описаний.
- Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
- Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
- Нахождение самого длинного слова в тексте.
- Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
- Чтение с пометками - каждому учащемуся выдается текст и предлагается сделать условные пометки («з» - знаю, «х» - хочу узнать, «у» - узнал новое)
1.3. Работа с текстом после чтения
Цель - достижение понимания текста на уровне смысла.
На этом этапе важно обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Работа с текстом продолжается смысловой беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся дискуссию. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Приемы работы.
- Постановка проблемного вопроса к тексту.
- Диалог, дискуссия.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. (См. приложение).
- Повторное обращение к заглавию текста и иллюстрациям.
- Высказывание и аргументация отношения к прочитанному.
- Характеристика событий, места действия, поступков героев.
(См. приложение) - Выполнение творческих заданий.
Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Обратимся к традиционным видам творческих заданий.
Графическое иллюстрирование
Творческая работа, способствующая развитию умения интерпретировать художественное произведение. Работа по иллюстрации текста увлекательна и интересна, т.к. способствует не только глубокому, детальному прочтению произведения, но и развитию воображения, умения передать образ через рисунок.
Словесное иллюстрирование (рисование)
Это способность ребёнка выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной:
- сказки,
- басни,
- рассказа,
- стихотворения.
Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Обучение словесному рисованию начинается с создания жанровых (сюжетных) картинок.
Творческий пересказ
Пересказ, предполагающий передачу содержания услышанного, увиденного или прочитанного с какими-либо изменениями:
- добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;
- придумать, как могли разворачиваться события дальше;
- изменить рассказчика (повествование ведется от 3-го лица — пересказ будет строиться от 1-го лица; повествование строится с точки зрения рассказчика, а пересказ — от лица главного героя или другого персонажа);
- изменить время глаголов (обратив внимание детей на то, как меняется изображение событий).
Цель творческого пересказывания – вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать идею, пережить вместе с героем те чувства, которые заложены автором в произведении.
Такая работа приучает детей тренировать воображение, обостряет внимание к слову, углубляет читательские впечатления.
Составление диафильмов по произведению на основе прочитанного текста
Дети изображают графически сюжеты произведения, после чего устанавливают последовательность «кадров» и самостоятельно озвучивают. Для поддержания творческого интереса детей, детские рисунки размещаются на специальных листках – кадрах. По мере составления диафильма рисунки располагаются на доске на кадровой ленте. В результате, дети не только упражняются в творческом пересказывании, но и получают радость от ощущения себя цельным и единым звеном творческого продукта.
Данный вид работы предполагает логическое продолжение в виде проектной деятельности вне урока.
Прием «Составление кластера»
В переводе означает «пучок», «созвездие». Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока. Приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность.
Прием «Написание синквейна»
Синквейн учит находить и выделять в большом объёме информации главную мысль. Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть пословица, поговорка или крылатое выражение.
Пятая строчка – это слово – синоним, которое позволяет выразить личное отношение к теме.
Эффективность и значимость «синквейна» состоит прежде всего в простоте. Каждый ребёнок может реализовать свои интеллектуальные возможности в его составлении. «Синквейн» используется как заключительное задание по изученному материалу. Он похож на игру. А придумывать интересно, легко и полезно, особенно детям!
Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом.
Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного.
Этот прием развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
«Толстые и тонкие вопросы» могут быть оформлены в виде таблицы.
Тонкие вопросы | Толстые вопросы |
Кто? Что? Когда? Может? Как зовут? Верно ли? Согласны ли Вы? | Объясните, почему? Почему Вы думаете? Почему Вы считаете? В чём различие? Что будет, если… Если предположить…, то… Обоснуйте, почему? |
Прием «Пометки на полях» («Инсерт»)
Этот приём имеет название «Инсерт» и является средством, позволяющим ученику отслеживать своё понимание пройденного на уроке. Он достаточно прост. Детей просто нужно познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им в ходе урока ставить их карандашом на полях тетради напротив выполняемого задания. Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
- знаком «галочка» отмечают информацию, которая известна ученику;
- знаком «плюс» отмечают новую информацию, новые знания;
- знаком «вопрос» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка – «+» и «V», 3 значка – «+», «V», «?» или 4 значка – «+», «V», «?», «-» (думал иначе).
Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения.
Это я не знаю | Это для меня новая информация | Эта информация для меня неизвестна | Эта информация для меня непонятна | У меня имеется другое объяснение, мнение |
V | + | – | ? | + V? – |
Заключение
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет выбирать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, приобретая социально – нравственный опыт. Она заставляет думать, строить умозаключения, принимать решения на основе самостоятельно полученной информации для приобретения первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом на уроке в начальной школе - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии коммуникативных умений младших школьников
В статье описывается опыт работы автора с текстом на уроках русского языка в 4 классе....
Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").
Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...
Приёмы работы с информационными текстами на уроках в начальной школе.
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
Формирование умений работать с информационными текстами на уроках в начальной школе
Задания для развития у младших школьников навыков осознанного чтения....
«Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся».
laquo;Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской самостоятельности учащихся»....
Формы работы с текстом на уроках в начальной школе, как способ формирования читательской грамотности учащихся.
Читательская самостоятельность младших школьников - важнейшая проблема в методике преподавания чтения, так как ребенок рано начинает испытывать на себе воздействие средств массовой...
Статья. Приемы работы с текстом на уроках в начальной школе для формирования читательской грамотности
Аннотация: функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С кажды...