Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД
учебно-методический материал
Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге.
М.М.Бахтин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karimova_r.s._rabota_v_parah_na_urokah.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ№4 Каримова Р.С.
Работа в паре как средство формирования универсальных учебных действий.
Мир написан на два голоса. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия. Жизнь по природе своей диалогична. Жить – значит участвовать в диалоге.
М.М.Бахтин
Пара или, как обозначают философы, диада – это элементарная и одновременно универсальная форма развития человека, как существа социального. В паре представлены в свернутом виде все возможности личностного, познавательного и социального развития.
Общая логика развития ребенка, присвоения им интеллектуального, социального и личностного опыта может быть представлена как движение от совместной к совместно-разделенной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и далее к самостоятельной деятельности.
Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий:
- Личностных (в паре ученик необходимо само-определяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация)
- Регулятивных (партнеры со-регулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат)
- Познавательных (за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий)
- Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными)
К моменту поступления в школу в опыте ребенка присутствуют:
- некритичные отношения доверия ребенка к взрослому, освоенные в непосредственно- эмоциональном общении;
- отношения имитации образцов, освоенные в предметно-манипулятивной деятельности;
- ролевые отношения, освоенные в игре.
Для того, чтобы перевести ребенка в позицию учащего-СЯ, т.е. учащего самого себя с помощью учителя, учебника, сверстников и т.д. необходимо учить детей особой форме взаимодействия – учебному сотрудничеству. Ключевым моментом в учебном сотрудничестве является переформулирование учеником задачи, поставленной учителем, в запрос на недостающую информацию или способы действий. Этот запрос имеет рефлексивную природу: для его формулировки ребенок должен осознать ограниченность или недостаточность имеющихся в его опыте данных. Экспериментально доказано, что генетически первым субъектом учебного обращения к учителю является не индивид, а группа совместно работающих детей. Именно в группе равных партнеров, во внешнем плане, в обсуждении:
- будут озвучены разные точки зрения (позиции), представляющие разные стороны усваиваемого понятия,
- конфликт позиций из личного трансформируется в содержательный,
- проявится и сформируется учебный запрос,
- детьми будут поставлены задачи,
- определен и реализован план их решения,
- оценены результаты.
То есть в развернутом, внешнем виде, осуществятся все этапы учебного сотрудничества, которые в дальнейшем будут интериоризироваться каждым ребенком.
Таким образом, пара является минимальной единицей, в которой может быть выстроено учебное сотрудничество.
Особенности работы пары «учитель-ученик»
Введение ребенка в отношения учебного сотрудничества начинается с освоения ролей «учитель-ученик». Учитель должен задать норму неимитационного действия: поставить учебную задачу, требующую от партнера-ученика поиска способов ее решения, стимулировать его к появлению вопросов о недостающих данных, ориентировать в пространстве поиска. Наиболее распространенными приемами, которые может использовать учитель, являются:
· задачи - «ловушки», различающие ориентацию ребенка на задачу и на действия учителя,
· задачи, не имеющие решения, воспитывающие не буквальное, не исполнительское отношение к заданию учителя,
· задания, позволяющие определить, способен ли ребенок ориентироваться на объективную возможность (или не возможность) действовать, или он склонен действовать неразумно, наугад,
· задания с недостающими данными, где ребенок должен не только отказаться от исполнительских установок, но и задать вопрос учителю для выяснения недостающих данных.
Одновременно учитель задает «культурную норму» взаимодействия: уточнение (парафраз) смысла высказывания ученика, проявляет уважение к его точке зрения, приводит аргументы, благодарит за работу. Все эти нормы, при постоянном их использовании учителем, будут непременно воспроизводиться детьми в их учебном общении друг с другом.
Ограниченность возможностей пары «учитель – ученик» кроется в незаметном «перетекании» рефлексии к взрослому. Для того чтобы развить у детей подлинную учебную самостоятельность, учитель должен выйти из ситуации непосредственного взаимодействия, организовав действия самих детей.
Алгоритм
Последовательность действий учителя по использованию форм парной работы можно представить как сочетание линейного (во временной последовательности) и концентрического (в содержании) алгоритма:
Рефлексия взаимодействия повлечет, возможно, какие-то изменения в формах подготовки или в самой организации парной работы. Усложняющееся содержание может потребовать изменения приемов работы и, соответственно, подготовительного этапа.
Не стоит думать, что можно сформировать у детей навыки работы в паре раз и навсегда. Дети растут, изменяются, меняется их отношение к себе, к окружающим людям, миру, развивается их мышление, усложняются задачи – и качество работы в паре также будет меняться: становиться более или (вдруг!) менее продуктивным, приносить больше или меньше удовлетворения ее участникам.
К работе в паре стоит обращаться неоднократно, особенно в тех случаях, когда учитель замечает трудности и низкую продуктивность взаимодействия учащихся в индивидуальной или групповой урочной и внеклассной работе. Именно в паре можно отработать и зафиксировать на уровне рефлексии наиболее эффективные приемы учебного сотрудничества, делового и личного общения.
Подготовительный этап
- Формирование пары
Способы:
Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.
Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.
Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.
Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными в зависимости от целей и фантазии учителя:
- можно образовывать пары в назывном порядке, в зависимости от конкретных воспитательных или учебных целей. Можно предложить детям пересесть так, как обозначено на схеме класса, заранее подготовленной учителем.
- детьми хорошо воспринимается способ, основанный на жеребьевке или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)
- еще варианты: ученики первого варианта пересаживаются по сигналу учителя на одну парту вперед, при этом ученики с первых парт идут на последние ("Эскалатор");
ученики первого варианта с первого ряда переходят на второй ряд, со второго – на третий, а с третьего ряда идут на первый ряд;
Состав пар:
Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий - средний, средний - низкий).
Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.
Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.
Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках;
Может встретиться ученик, с которым никто не хочет работать в паре. Учителю стоит поработать с ним самому, а в дальнейшем предусмотреть его включение в этот вид работы через отдельные поручения («Миша, послушай Олега, он правильно объясняет? Олег, проверь Васину карточку, он все нашел?»)
- Особенности подготовки учащихся к работе в парах.
2.1.Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве класса.
Для того чтобы быстро образовать пары по разным основаниям, дети должны хорошо освоиться в пространстве класса. Полезно использовать следующие упражнения:
- Обратите внимание детей на имеющееся в классе свободное место. Того, кто ответил первым, учитель просит сесть на свободное место, но так, чтобы ничего не задеть и как можно быстрее. Ученик пересаживается. Учитель указывает на следующего ученика, который должен найти свободное место и занять его.
- Более сложный вариант: учитель предлагает всем закрыть глаза и внимательно послушать окружающий мир. Учитель говорит: "Тот ученик, до плеча которого я дотронусь, откроет глаза и сядет на свободное место как можно тише". После этого остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой туда, где образовалось свободное место. Учитель просит всех открыть глаза, но пока не убирать руку, указывающую направление.
Подобные упражнения снимают усталость и переключают внимание ребят.
Работа в паре потребует от партнеров приспособить свое личное пространство для полноценного взаимодействия с партнером. Договоритесь с детьми, как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как обычно), а на товарища; как расположить на парте свои принадлежности, чтобы не мешать друг другу.
2.2.Развитие навыка работы в условиях шума
Одновременная работа в классе 10-15 пар детей, конечно, вызовет шум. Научите детей:
- Работать в условиях шума.
Упражнение: раздайте каждому карточку со скороговорками. Мальчики приходят в гости, здороваются и читают свою скороговорку девочкам, а те свою – мальчикам. Когда каждый проговорит свою скороговорку без запинки, ученики меняются карточками, и мальчик, поблагодарив, уходит в гости к другой девочке. В классе стоит шум, так как половина ребят говорит. Однако ученики довольно быстро привыкают к этому и даже не замечают шума. Это связано с тем, что ребенок адаптируется к шумовой среде и старается говорить так, чтобы его слышал только сосед.
2. Регулировать уровень шума.
Упражнение: договоритесь с детьми, что если во время работы вы два раза хлопните в ладоши (или позвоните в колокольчик), и тогда все начнут говорить громче, на три хлопка (звонка) – все замолчат, на два – попробуют говорить так, чтобы слышал только партнер.
2.3. Установление контакта и настрой на совместную работу
Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:
«Зеркало» - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями;
«Попугай» - один говорит (например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями;
«Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;
«Равновесие» - участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.
«Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:
желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)
и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).
2.4. Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.
Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.
Полезные упражнения:
- На первую парту каждого варианта выдается карточка с пословицей, правилом, и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.
- Собирание картинки по словесной инструкции. У одного ученика в паре имеется карточка с нарисованным сюжетом (или рисунок из геометрических фигур), а у его партнера – ее разрезные части. Задача первого – руководить так, чтобы партнер как можно быстрее выложил соответствующий рисунок. Управлять можно только словом, без помощи жестов. Затем дети меняются ролями или партнерами.
2.4.Этикет, или правила работы в паре
Еще одна трудность связана с неразвитостью у части детей, особенно первоклассников, способности к децентрации. Они не могут воспринять мнение, отличное от собственного и путают совпадение мнений и личную приязнь. Согласованность может быть достигнута на первых порах за счет введения соответствующего «этикета», правил вежливого спора:
- высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?»
- послушав партнера, уточни, правильно ли ты его понял. Скажи своими словами его мысль и спроси: «Я правильно понял?»
- если ты не согласен, спроси у партнера: «Почему ты так считаешь? Это можно доказать?»
Наблюдая в классе разные виды взаимодействия, учитель может позднее разыграть перед классом сценки таких споров или ссор с помощью игрушечных или нарисованных персонажей. Разыгрывать надо и отрицательный и положительный опыт, формируя тем самым у детей образ позитивного взаимодействия.
Для формирования уважительного отношения к собеседнику, выращивания стремления понимать и поддерживать друг друга, с самого начала необходимо ввести и неуклонно использовать ритуалы работы в паре. Для начала достаточно трех:
- Обозначение готовности пары к работе (это может быть знак из двух соединенных поднятых рук);
- применение детьми речевой формулы уточнения понимания собеседника (парафраз, или уточнение «Я правильно понял, ты… имел в виду»);
- обязательное высказывание взаимной удовлетворенности/неудовлетворенности участников по окончании работы.
По мере развития форм парной работы могут быть введены правила, касающиеся способов работы, приемов достижения согласия, правил аргументации и т.д.
Виды работы в паре.
Главное преимущество парной работы в том, что она дает возможность мыслить, говорить и действовать каждому ученику на уроке. Наличие рядом другого человека, который может задать простой вопрос (например, как ты понял, какой можно привести пример и пр.) уже является мощным стимулом для запуска процессов осознания и понимания материала.
Планируя работу в парах, учитель предварительно должен ответить на несколько вопросов:
- для чего мне нужна работа в парах?
- какое место она занимает в изучении данной темы и на данном уроке?
- какие результаты я хочу получить?
Далее, в зависимости от ответов на эти вопросы, можно выбрать подходящий вид парной работы.
В наиболее полном виде варианты работы в постоянных и сменных парах изучены и представлены в технологии парного обучения. Основные виды работы в паре представлены в следующей таблице:
Виды работы в паре (по В.Б. Лебединцеву)
Виды работы в паре | Технологические особенности | ||||
Позиции учащихся | Цели работы | Предмет и содержание деятельности | Техники работы | Результаты, продукты | |
Обсуждение | Равноправные позиции участников диалога | Точное понимание смысла текста или речевого высказывания учителя, через собственные высказывания и анализ мнений партнеров | Предметом деятельности пары являются три текста: авторский (учительский), текст партнера и свой собственный. В диалоге представления каждого из партнеров углубляются, уточняются. | Приемы работы партнеров: 1.Восстановить высказывание или текст в последовательности мыслей, фактов, аргументов, выводов. 2. Высказать свое мнение, отношение к этим мыслям по опорным вопросам: что мне понятно, а что нет? Почему автором делается такое утверждение? Откуда это следует? Какой вывод из этого можно сделать? 3.Задать вопросы по тексту партнеру и выслушать его ответ. | Разница между пониманиями учащегося на входе в пару и на выходе из нее. В качестве «материального продукта» можно предложить записать в тетради вопросы, которые задавались партнеру. |
Совместное изучение | Равноправные позиции изучающих | Совместное изучение нового материала | Предмет совместного изучения – это тексты третьего. В результате коммуникации должно появиться общее поле понимания в представлениях обоих учеников и автора изучаемого текста | Возможны два подхода: 1.От целого-к части-к пониманию целого: вначале формируется первичное представление о целом за счет прочтения всего текста, а потом разбирается каждая часть. Выдвигается гипотеза, о чем хочет сказать автор, какой у него замысел, как структурно представлен текст, как связаны части друг с другом. 2.По частям: Дети читают абзацы по очереди, выделяют и объясняют непонятные слова, выражают свое понимание, приводят примеры, выражают суть абзаца в заголовке. | Общее понимание. Заголовок, схема. |
Обучение | Поочередная смена позиций обучающего и обучаемого | Усвоение обучаемым информации или способа действования, которым владеет обучающий | Предмет обучения – информация (знания) или способы действования, которыми владеет напарник. | Ученики, объединившиеся в пару, должны знать разные фрагменты содержания. Обеспечить взаимообучение можно только на новом материале! Обучать нужно малыми порциями. Во время объяснения фиксировать основные моменты в тетради обучаемого. Тем самым обучающий дает образцы выполнения задания. По ходу нужно задавать «ученику» вопросы на понимание излагаемого. Восстановление обучающимся понятого, усвоенного материала. Следует задать вопросы, позволяющие проверить понимание всей темы. | Новое знание, схемы и основные моменты в тетради |
Тренировка | Поочередная смена позиций тренера и тренирующегося | Закрепление изученного материала, чаще – способов действий. | Алгоритм решения учебных задач. | Первый ученик говорит первое задание своей карточки, второй ученик отвечает. Первый ученик по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то он задает второй вопрос. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу ещё раз на него ответить. Если напарник ошибается несколько раз, то первый ученик сообщает правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу. 2. Когда первый продиктует все упражнения своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй ученик задаёт вопросы своей карточки, а первый отвечает на эти вопросы. | Доведенные до автоматизма действия тренирующегося |
Проверка | Поочередная смена позиций проверяющего и проверяемого | Закрепление осознанных действий | Предмет проверки – содержание действий по решению задачи, вопроса: связка между логикой, ходом мысли по решению задачи и ответом. | Один обучающийся по памяти восстанавливает другому весь процесс решения какой-либо самостоятельно выполненной задачи. Его напарник следит за изложением, за каждым действием, если необходимо, поправляет и дополняет. Отмечает ошибки и предлагает заново решить задачу. Можно проверять как уже состоявшийся процесс решения чего-либо, так и предполагаемый (проектируемый). | Повышение уровня осознания учеником действий по решению учебной задачи. |
Рефлексия работы в паре.
…чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?
С.Л. Рубинштейн
Суть рефлексии с психологической точки зрения сводится к отстранению от опыта, к выходу за рамки осуществляемых действий, в направление познания на самого себя или регуляцию деятельности. Таким образом, рефлексия является непременным условием становления младшего школьника субъектом учебной деятельности.
Первый шаг на этом пути – осознание ребенком и речевое обозначение позиций «я - знающий» и «я - незнающий». В паре «учитель – ученик» позиция «знающий» априори на стороне взрослого. В паре сверстников позиции «знающий – незнающий» прощупываются, каждый раз уточняются детьми в процессе выяснения мнений, спора, взаимодействия, и, тем самым, обретают реальные очертания.
Задача этапа рефлексии работы в паре заключается в том, чтобы пара и отдельный ученик озвучили свои представления о произошедшем со-бытии.
В наиболее полном виде уровни и позиции рефлексии представлены в следующей таблице:
Уровни | Процесс (содержание) | Способ | Результат |
Интеллектуальный | Какую задачу я решал? | Каким образом я действовал? | Какой результат получил? |
Коммуникативный | Как мы взаимодействовали? | Какие способы мы использовали? | Какого результата мы достигли? |
Личностный | Что я делал? | Как я действовал? | Какого результата достиг? |
Понятно, что планируя обучение рефлексии маленьких школьников, учитель не сразу и не одновременно будет задействовать все слои. Но ведь никто и не учит сразу сложению, вычитанию и умножению. Важно не упускать из виду то обстоятельство, что именно рефлексия обеспечивает прирост личностного, коммуникативного и интеллектуального развития ребенка.
Парная форма позволяет детям обсуждать, задавать друг другу вопросы именно в зоне их ближайшего развития, при условии, когда учитель предоставил им опоры для коммуникации (вопросы, памятки и др.)
Приемы развития рефлексии у младших школьников:
- устное обсуждение,
- рисуночное или графическое изображение изменений, происходящих с учеником в течение урока (дня, недели, месяца);
- вербальное описание чувств и ощущений, протекающих в различных образовательных ситуациях;
- письменное анкетирование,
- использование игры-метафоры, где в иносказательной форме ученик рассказывает о себе и своей группе, выслушивает рассказы других участников о нем.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Что нового ты узнал?
- Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи ?
- Какие знания, понадобятся тебе в будущем?
- Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
- Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, и т.д.)?
- Ты доволен работой своего партнера?
- Как ты думаешь, он доволен твоей работой в паре?
- Какие приемы вы использовали, чтобы прийти к согласию?
- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
- За что бы ты себя похвалил?
- Что изменил бы в своих действиях?
- Что тебе понравилось больше всего?
И т.д.
В ходе рефлексии надо стремиться к тому, чтобы дети не только отмечали сложности, но и одновременно способы их решения, именно такая рефлексия является конструктивной. Учебные трудности (прообраз жизненных трудностей) в этом случае приобретают смысл интересных задач, решая которые, ребенок осваивает новые средства преобразования мира и самого себя.
Литература.
Зебзеева И.С. Организация урока по методике коллективного взаимного обучения http://pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/3179/
Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах.
Парная технология обучения / Парная технология обучения. Начальная школа. http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=5375
Плигин А.А. Рефлексия как психологический феномен и проблемы ее развития у школьников.
http://www.pligin.ru/articles/pligin_refleksia2009.htm
Цукерман Г.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству.
http://www.voppsy.ru/issues/1993/932/932035.htm
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
выступление по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе"
В своей работе я отразила основные принципы организации групповой работы на уроках. рассказала о том, почему необходимо организовывать детей именно для работы в группах и парах.В сообщении по те...
Реферат на тему "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" и конспект урока по математике (УМК "Школа 2100", УОНЗ "Форма предмета").
Реферат по теме "Формирование умения работать в паре на уроках в начальной школе" - теоретическая часть работы. Конспект урока по математике "Форма предмета" (тип урока - УОНЗ, УМК - "Школа 2100"...
Доклад к педсовету по теме "Работа в парах на уроках в начальной школе как форма активной работы по внедрению ФГОС второго поколения"
Изменения, которые произошли в нашем образовании с введением ФГОС 2 поколения, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учител...
Групповая работа на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Групповая работа на уроках в начальной школекак средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников...
Работа в парах на уроках в начальной школе как средство формирования УУД
Выступление на педагогическом совете...
Выступление на тему: «Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД».
Выступление на тему: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"....
Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"
Выступление по теме: "Работа в группах на уроках в начальной школе, как средство формирования коммуникативных УУД"...