Согласный звук [ш] буква Ш,ш
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме

Закирова Лилия Мелсовна

Урок по "Азбуке" Р.Х.Ягафаровой  в татарской школе на тему :"Согласный звук [ш] буква Ш,ш".Урок посртоен с требованиями ФГОС НОО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt__uroka.docx208.55 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Хансверская основная общеобразовательная школа

           Бавлинского  муниципального  района  РТ

Конспект урока по «Азбуке»  в татарской школе

по теме:  «Звук [ш ] и буква Ш, ш. »

            Учитель :  Закирова Лилия Мелсовна

                I  квалификационная  категория

                             

                                 

Тема: Звук [ш ] и буква Ш, ш.

Цель урока:

- Познакомить учащихся с новым  звуком;

- научить характеризовать звук с акустической и артикуляционной точек зрения;  

-учить узнавать графический образ букв, читать слоги, слова с новой буквой;

- продолжение работы по  делению слово на слоги, выделениюи фиксированиюударного слога;

-продолжение работы над словарным запасом и произношением;

-формирование умений работы  в паре, в группе;

-формирование мыслительной операции: сравнения и вывода

Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация( этапы урока, алгоритмы), рисунки  шаров, листочки со словами, учебник «Азбука» страница 100, картина «В школе», «На уроке», песня Шаинского «Учат в школе», Буква Ш ,ш,

Предметные задачи:

-умения и навыки аудирования:  восприятие речи на слух и понимание

основного содержания;

-знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;

-усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;

-различение на слух и правильное произношение звуков, отсутствующих  на татарском языке;

-знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;

-применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным  тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, описание);

-понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка, языка межнационального языка;

-познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ш]  с помощью печатной буквы;

-закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звукобуквенной  модели;

-развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;

Личностные УУД:

-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;

- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;

Метапредметные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;

-адекватное восприятие звучащей речи;

(Регулятивные УУД).

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, в группе;

-умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;

-уметь составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;

(Коммуникативные УУД).

- уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и во внеурочное время;

(Познавательные УУД).

Учебное пособие:

 Р.  Х.Ягафарова, А.Ш.Асадуллин «Азбука»: учебник для 1 класса четырёхлетней начальной татарской школы ,Казань:Магариф, 2009г(приказ МО и НРТ №2426\1 от 13.05.11г : « Перечень учебной литературы, рекомендованной (допущенной)МО и НРТ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2011-2012 учебный год»)

УМК «Школа России»

                                          Ход урока

I Мотивация  к учебной деятельности  (1-2 мин)

Сегодня у нас в гостях посмотрите кто?  (кошка) Слайд кошка

Кошка какая? (маленькая, рыжая, добрая, нежная…)

Что любит кошка? ( ласку, тепло)

Куда пришла Кошка? ( в школу)

Что будет делать Кошка в школе?( писать, читать, рисовать, играть, считать, петь, изучать буквы …)

А мы поможем  Кошке сегодня на уроке? ( да!)

II Актуализация знаний   (5 мин)

Слайд   прочитай слова, ставь знак ударения в каждом слове:

 алва              леба              олод          возду                горо      

 са          ар                ти         о                  пету         и                        ар

-Какую букву поставили вместо точек? (х)

-Какой звук обозначает буква ха? [х],[х,],согласный, глухой звук.

Перевод данных слов на татарский язык:

Халва-хәлвә, хлеба- игеннәр,холод-суык( салкын), воздух- һава,сахар- шикәр,тихо- әкрен,петух-әтәч, шар- шар.

-Как вы думаете, какое слово лишнее? (шар)

-Почему, объясните!?  ( в этом слове мы вместо точек поставили букву ша, а ее мы еще не изучали)

-Еще? (однослоговое).

III  Открытие «новых знаний»  (10 мин)

-Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема? ( Мы будем изучать  звук [ш] и букву «ша»)

-Какие задачи стоят перед нами?

Составление плана работы:

-знакомство со звуком [ ш] и буквой обозначающей этот звук;

-чтение  слов , предложений  с этой буквой;

-работа в парах и группе;

-составление диалога , рассказа по картине;

-работа по  тексту учебника;

-выводы по теме;

На что похожа буква Ш?

  Слайд   На что похожа буква  «Ша»?

ВИЛЫ- Шура сено ворошил,

             Вилы в сене позабыл.

Буква Е- Посмотри на букву Ш-

Буква очень хорошая

Потому что из нее

Можно сделать Ш и Ё!

Табуретка- Ах, табуретка хороша!

Перевернул-

И буква Ш!

1.Знакомство со звуком.

Фонетическая зарядка:

-Как шипит змея?(ш-ш-ш)

-Как шипит гусь?(ш-ш-ш)

-При  проговаривании звука [ш] что слышится? (шум) Значит, звук какой?(глухой)

-Какой твёрдый или мягкий?( твердый)

Слайд  Запомни!   Звук [ш ]всегда твёрдый.

  1. Знакомство с буквой

Слайд Буква  Ш, ш ( рисунок шар, карандаш, кошка)

-Как называется звук [ш]? Буква «Ша»

- Для чего нужна заглавная, строчная  буква «Ша»?

При помощи заглавной буквы пишем имена, фамилии людей, названия  газет, журналов, книг, городов, сел, деревень, рек , стран, клички животных:

Шамиль, Шакирзянов, «Шурале»,  Шарай, Шарик….

Молодцы!

Физминутка( о букве Ш)

- Выполняйте танцевальные движения, хлопайте в ладоши, когда  

 услышите  звук  [ш].

Мы немножко  пошумели,

В окнах стекла зазвенели.

Мы сказали: «Тишина»!

В школе треснула стена.

Буквы с Машиной тетради

Не стоят, как на параде.

Буквы прыгают и пляшут,

Маше хвостиками машут.

Форма новая надета,

Белая рубашечка.

Полюбуйтесь на меня,

Какой я первоклашечка!

IV Первичное закрепление знаний. (15 мин)

 Групповая работа.

  - У нас возникла проблема. К приготовленным мною для чтения словам  наша гостья нечаянно прошлась  и  все написанные слова исчезли. Прочитайте ,какие получились слова после  прогулки нашей Шалуньи-Кошки  (Слайд)      (Ум, утка, лапа, есть, комар, старина).

Фиксация трудности

-Как вы думаете, какие слова были  написаны?

(Шум, шутка, лапша, шесть, кошмар, старшина)

-Какую  трудность вы испытали? ( в слове старшина)

-Почему после ш слышится [ ы ] , но пишется  буква и?  ( звук [ш] твердый)

Работа в парах

- У вас на столах эти слова написаны на  листочках.

 Восстановите и поставьте знак ударения в словах, переведите  на татарский язык.  Проверка работы  пар:

-Читаем по слову, если согласны с ответом , хлопаем  в ладоши.

Работа по учебнику  100с.   Чтение слов с буквой Ш.

Школа            мишка          шар

Шкаф              кошка           шарф

Работа по картине учебника  « В школе»

-Что делают дети?  Марат?  Роза?  Шамиль?

-А кто учит детей?

-Чему учатся дети в школе?

Физминутка   под музыку

Серенькая кошечка

Села на окошечко.

Хвостиком махнула

Деток  позвала:

Где же мои ребятки,

Серые котятки?

Спать пора ребяткам

Сереньким котяткам! («котятки» спят)

-Где мои ребятки, серые котятки?  (мяууу!!!)

V Закрепление  (7 мин)

Чтение текста «Школа»

Наташа и Миша играли в школу.

-Вот карандаш и бумага. Пиши, Миша!

Миша написал: шуба, шапка.

-Смотри, как хорошо!

Песня  Шаинского  «Учат в школе».

Работа в парах

Диалог по теме « Я сегодня  в классе дежурный »

VI  Итог  урока. ( 2 мин)

- Настало время  нам подвести итог урока

- Посмотрите на наш план урока и сделайте выводы:

1.Звук [ш]  согласный, глухой и всегда твёрдый.

2.После ш слышится звук [ы], но  пишется буква и.

Справились мы со своими задачами?

VII   Рефлексия.  (2 мин)

Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Сейчас  вас ждет сюрприз. Буква Ш и наша гостья Кошка дарят вам свои подарки. А вот какие подарки, отгадайте:

Я и красный и зеленый,

 Я и голубой и черный.

 Только лишь надуй меня,

 Улечу я в небеса.  (Воздушный шарик)    Слайд

- Да,  это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один.

 Я прошу проанализировать вашу работу на уроке.  Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – поместите  на доску шарик желтого цвета.

- Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – поместите  шарик синего цвета. ( По рядам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...