Согласный звук [ш] буква Ш,ш
план-конспект урока русского языка (1 класс) по теме
Урок по "Азбуке" Р.Х.Ягафаровой в татарской школе на тему :"Согласный звук [ш] буква Ш,ш".Урок посртоен с требованиями ФГОС НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt__uroka.docx | 208.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хансверская основная общеобразовательная школа
Бавлинского муниципального района РТ
Конспект урока по «Азбуке» в татарской школе
по теме: «Звук [ш ] и буква Ш, ш. »
Учитель : Закирова Лилия Мелсовна
I квалификационная категория
Тема: Звук [ш ] и буква Ш, ш.
Цель урока:
- Познакомить учащихся с новым звуком;
- научить характеризовать звук с акустической и артикуляционной точек зрения;
-учить узнавать графический образ букв, читать слоги, слова с новой буквой;
- продолжение работы по делению слово на слоги, выделениюи фиксированиюударного слога;
-продолжение работы над словарным запасом и произношением;
-формирование умений работы в паре, в группе;
-формирование мыслительной операции: сравнения и вывода
Оборудование: экран, проектор, компьютер, презентация( этапы урока, алгоритмы), рисунки шаров, листочки со словами, учебник «Азбука» страница 100, картина «В школе», «На уроке», песня Шаинского «Учат в школе», Буква Ш ,ш,
Предметные задачи:
-умения и навыки аудирования: восприятие речи на слух и понимание
основного содержания;
-знание основных единиц фонетического строя русского языка: различение гласных и согласных, звуков и букв, деление на слоги, произношение и ударение;
-усвоение слов, грамматических форм и способов их образования, элементарных синтаксических конструкций и их употребление в предложении и связной речи;
-различение на слух и правильное произношение звуков, отсутствующих на татарском языке;
-знание правил правописания: заглавные буквы, перенос слов по слогам, знаки препинания;
-применение полученных знаний и навыков в условиях учебного и повседневного общения: вести диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно задавать вопросы в пределах усвоенной лексики, пересказывать текст, составлять предложения по картинкам, по определенным тематическим образцам, короткие монологические тексты (несложное описание, повествование, описание);
-понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка, языка межнационального языка;
-познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ш] с помощью печатной буквы;
-закреплять прием воспроизведения слова вслух на основе его звукобуквенной модели;
-развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;
Личностные УУД:
-способность использовать приобретенные знания и умения по русскому языку в школьной и повседневной жизни;
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу;
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
-адекватное восприятие звучащей речи;
(Регулятивные УУД).
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в паре, в группе;
-умения и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
-уметь составлять диалог на заданную тему, давать развернутые и краткие ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
(Коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке и во внеурочное время;
(Познавательные УУД).
Учебное пособие:
Р. Х.Ягафарова, А.Ш.Асадуллин «Азбука»: учебник для 1 класса четырёхлетней начальной татарской школы ,Казань:Магариф, 2009г(приказ МО и НРТ №2426\1 от 13.05.11г : « Перечень учебной литературы, рекомендованной (допущенной)МО и НРТ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2011-2012 учебный год»)
УМК «Школа России»
Ход урока
I Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин)
Сегодня у нас в гостях посмотрите кто? (кошка) Слайд кошка
Кошка какая? (маленькая, рыжая, добрая, нежная…)
Что любит кошка? ( ласку, тепло)
Куда пришла Кошка? ( в школу)
Что будет делать Кошка в школе?( писать, читать, рисовать, играть, считать, петь, изучать буквы …)
А мы поможем Кошке сегодня на уроке? ( да!)
II Актуализация знаний (5 мин)
Слайд прочитай слова, ставь знак ударения в каждом слове:
алва леба олод возду горо
са ар ти о пету и ар
-Какую букву поставили вместо точек? (х)
-Какой звук обозначает буква ха? [х],[х,],согласный, глухой звук.
Перевод данных слов на татарский язык:
Халва-хәлвә, хлеба- игеннәр,холод-суык( салкын), воздух- һава,сахар- шикәр,тихо- әкрен,петух-әтәч, шар- шар.
-Как вы думаете, какое слово лишнее? (шар)
-Почему, объясните!? ( в этом слове мы вместо точек поставили букву ша, а ее мы еще не изучали)
-Еще? (однослоговое).
III Открытие «новых знаний» (10 мин)
-Как вы думаете, какая наша сегодняшняя тема? ( Мы будем изучать звук [ш] и букву «ша»)
-Какие задачи стоят перед нами?
Составление плана работы:
-знакомство со звуком [ ш] и буквой обозначающей этот звук;
-чтение слов , предложений с этой буквой;
-работа в парах и группе;
-составление диалога , рассказа по картине;
-работа по тексту учебника;
-выводы по теме;
На что похожа буква Ш?
Слайд На что похожа буква «Ша»?
ВИЛЫ- Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Буква Е- Посмотри на букву Ш-
Буква очень хорошая
Потому что из нее
Можно сделать Ш и Ё!
Табуретка- Ах, табуретка хороша!
Перевернул-
И буква Ш!
1.Знакомство со звуком.
Фонетическая зарядка:
-Как шипит змея?(ш-ш-ш)
-Как шипит гусь?(ш-ш-ш)
-При проговаривании звука [ш] что слышится? (шум) Значит, звук какой?(глухой)
-Какой твёрдый или мягкий?( твердый)
Слайд Запомни! Звук [ш ]всегда твёрдый.
- Знакомство с буквой
Слайд Буква Ш, ш ( рисунок шар, карандаш, кошка)
-Как называется звук [ш]? Буква «Ша»
- Для чего нужна заглавная, строчная буква «Ша»?
При помощи заглавной буквы пишем имена, фамилии людей, названия газет, журналов, книг, городов, сел, деревень, рек , стран, клички животных:
Шамиль, Шакирзянов, «Шурале», Шарай, Шарик….
Молодцы!
Физминутка( о букве Ш)
- Выполняйте танцевальные движения, хлопайте в ладоши, когда
услышите звук [ш].
Мы немножко пошумели,
В окнах стекла зазвенели.
Мы сказали: «Тишина»!
В школе треснула стена.
Буквы с Машиной тетради
Не стоят, как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маше хвостиками машут.
Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Полюбуйтесь на меня,
Какой я первоклашечка!
IV Первичное закрепление знаний. (15 мин)
Групповая работа.
- У нас возникла проблема. К приготовленным мною для чтения словам наша гостья нечаянно прошлась и все написанные слова исчезли. Прочитайте ,какие получились слова после прогулки нашей Шалуньи-Кошки (Слайд) (Ум, утка, лапа, есть, комар, старина).
Фиксация трудности
-Как вы думаете, какие слова были написаны?
(Шум, шутка, лапша, шесть, кошмар, старшина)
-Какую трудность вы испытали? ( в слове старшина)
-Почему после ш слышится [ ы ] , но пишется буква и? ( звук [ш] твердый)
Работа в парах
- У вас на столах эти слова написаны на листочках.
Восстановите и поставьте знак ударения в словах, переведите на татарский язык. Проверка работы пар:
-Читаем по слову, если согласны с ответом , хлопаем в ладоши.
Работа по учебнику 100с. Чтение слов с буквой Ш.
Школа мишка шар
Шкаф кошка шарф
Работа по картине учебника « В школе»
-Что делают дети? Марат? Роза? Шамиль?
-А кто учит детей?
-Чему учатся дети в школе?
Физминутка под музыку
Серенькая кошечка
Села на окошечко.
Хвостиком махнула
Деток позвала:
Где же мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам
Сереньким котяткам! («котятки» спят)
-Где мои ребятки, серые котятки? (мяууу!!!)
V Закрепление (7 мин)
Чтение текста «Школа»
Наташа и Миша играли в школу.
-Вот карандаш и бумага. Пиши, Миша!
Миша написал: шуба, шапка.
-Смотри, как хорошо!
Песня Шаинского «Учат в школе».
Работа в парах
Диалог по теме « Я сегодня в классе дежурный »
VI Итог урока. ( 2 мин)
- Настало время нам подвести итог урока
- Посмотрите на наш план урока и сделайте выводы:
1.Звук [ш] согласный, глухой и всегда твёрдый.
2.После ш слышится звук [ы], но пишется буква и.
Справились мы со своими задачами?
VII Рефлексия. (2 мин)
Спасибо за урок. Вы меня очень порадовали работой. Сейчас вас ждет сюрприз. Буква Ш и наша гостья Кошка дарят вам свои подарки. А вот какие подарки, отгадайте:
Я и красный и зеленый,
Я и голубой и черный.
Только лишь надуй меня,
Улечу я в небеса. (Воздушный шарик) Слайд
- Да, это воздушные шарики. Они имеют разные цвета, но каждый из вас может выбрать только один.
Я прошу проанализировать вашу работу на уроке. Если вам было интересно, вы легко справлялись с заданиями, вам понравилось работать на уроке и есть, о чем рассказать родителям, друзьям – поместите на доску шарик желтого цвета.
- Если вам что-то не удалось, вам было скучно, или не понравилось работать – поместите шарик синего цвета. ( По рядам).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"
Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)
Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...
Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"
Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...
Урок русского языка "Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными", 1 класс
Урок русского языка в 1 классе....
Конспект урока русского языка "Согласные звуки. Как определить согласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки?"
Конспект урока русского языка во 2 классе....