конспект урока по русскому языку с элементами литературного краеведения
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Недотекина Елена Вячеславовна

Тема урока: Общее понятие об имени прилагательном.

Цели урока:

Образовательные:

1)    познакомить с именем прилагательным;

2)    познакомить с ролью прилагательных в речи.

Развивающие:

 1) развивать навыки устной и письменной речи

2) развивать внимание, творческое мышление, навыки работы с тестом.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность  и активность на уроке,  прививать   интерес к литературному наследию родного края,  воспитывать патриотические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc757 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Общее понятие об имени прилагательном.

Цели урока: 

Образовательные: 

познакомить с именем прилагательным;

познакомить с ролью прилагательных в речи.

Развивающие:

 1) развивать навыки устной и письменной речи

2) развивать внимание, творческое мышление, навыки работы с тестом.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность  и активность на уроке,  прививать   интерес к литературному наследию родного края,  воспитывать патриотические чувства.

Ход урока:

Эмоциональный настрой..

Учитель:  Вот книжки на столе,
                А вот тетрадки,
                 Не хочется играть сегодня в прятки,
                 И недосуг дуть на корабль бумажный-
                 Сегодня в классе у ребят
                 Урок уж больно важный!
                 Урок русского языка.

Психологическая разминка:

- Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши  улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? 

Дети: Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.

- Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Мы  будем изучать новую часть речи. Познакомимся с именем прилагательным.

- Какую цель вы поставите перед собой?

Дети: Знать: что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает.
Уметь: находить в тексте имена прилагательные, изменять их по числам, правильно употреблять в речи.

- Ребята мы сегодня будем работать по плану, но шаги плана у меня перепутались. Вы должны прочитать каждый шаг и выстроить их в  определенном порядке.

План действий:

 1. Сделать вывод.                                                                              

 2. Узнать об имени прилагательном.                                              

 3. Роль имен прилагательных в нашей речи.

Реализация построенного проекта

Минутка чистописания.

У читель: Сегодня будем прописывать букву «П»

                    Пр  Пп  Пв пр пп пв

Картинный диктант.

          

   

 - Какой звук в начале слова?

 - Дайте характеристику этому звуку.

- К какой части речи эти слова относятся?

Мобилизующий зтап.

Прочитайте текст:

-   Лист

     чист

 ложится медленно на землю,

За грусть я осень не приемлю –

Её за золото люблю!

И за кисти,

И за листья!

- Слова, каких частей речи встречаются в тексте?

- Понятно ли о чём идёт речь в стихотворении?

4. Открытие нового знания.

- А теперь прочитайте ещё один текст.

Пожухлый лист

 прозрачно чист

 ложится медленно на землю,

За грусть я осень не приемлю –

Её за золото люблю!

И за рябиновые кисти,

И за рубиновые листья! (Отрывок из стихотворения Н.Ковалёвой «Осень»)

-Чем похожи и чем отличаются эти два текста друг от друга?

- Какой текст «приятнее» слушать? Почему?

-Выпишите те слова, которые « украсили» стихотворение, сделали его более интересным и понятным.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

-Что обозначают слова, которые отвечают на такие вопросы?

- Такие слова называются именами прилагательными.

-Какие слова в стихотворении Н.Ковалёвой помогли нам «увидеть» красоту осени в Балашове?

- Так какова  роль имен прилагательных в нашей речи? (украшают речь, делают её более выразительной)

- Работа по заполнению таблицы - кластера

-Прочитайте строки из стихотворений балашовских поэтов, найдите имена прилагательные

Определите вопросы на которые они отвечают.

- А снег так чист, как белый лист…  
                                                  Н. Ковалёва

Какой?

- Под туманом трава луговая,

тянет чуть холодком от воды.

                                          В.Курочкин

 Какая?

Напишу такую Русь,

Как святое слово.

                              В.Попов

Какое?

____________________________________

В кустах рябины – стаи птичьи

Какие?

-А почему столько вопросов у имени прилагательного, ведь у имени существительного только два вопроса?

– Рассмотрите прилагательные  (до черты). Чем различаются слова? (Разных родов: м.р. ж. р. с. р.)

Внесем наши выводы в таблицу.

 – А теперь обратим внимание на прилагательное  под чертой.

– Чем они отличаются от слов первой группы? (Во множественном числе)

– Значит, как изменяются имена прилагательные? (По числам)

Выводы: расскажите об имени прилагательном, используя таблицу-памятку .

5. Первичное закрепление

Сверим наши знания с научными

– Прочитайте правила в учебнике..

– Верны ли наши открытия?

6. Физминутка

(упражнение для глаз)

7. Продолжение работы по теме урока

А) На доске прилагательные,  найдите слова, которые можно отнести к лисе, а затем к белке.

Ловкая, хищная, пугливая, осторожная, жадная, запасливая.

Б) Скажите:

Груша (какая по вкусу?)-

Шарф (какой по цвету?)-

Сумка (какая по размеру?)

Дом (какой по высоте?)

-Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные?

-Назовите эти  признаки.

(вкус, цвет, запах, размер, высота, качество, форма)

8. Творческая работа

–Помогите Всезнайке сделать рассказ о друге более красивым. Как это сделать? (Вставить вместо пропусков имена прилагательные)

– Кому трудно подобрать свои имена прилагательные, можете воспользоваться словами для справок.

Этот _______________ зверёк живёт в лесу. У него _______________ уши и _________________ хвост.
Передние лапы ________________, а задние _________________. Шубка у зверька летом _______________, а зимой _________________.
Морковь и ___________________ капуста – любимое лакомство. А зимой и ___________________ нора хороша. Живёт он и в лесу около города Балашова.

Слова для справок: маленький, пушистый, длинные, маленький, серенькая, беленькая, вкусная, хрустящая, уютная, тёплая.

Проверка. Прочитайте получившийся текст.

9.  Игра в слова

Старый друг лучше новых двух.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

-Что заметили в этой пословице? (противоположные по значению слова  старый – новый)

-Как называются такие слова?

- Прочитайте цитаты из стихотворений балашовских поэтов. Найдите прилагательные,  подберите к ним антонимы.

Дни полны какой-то неги,

Словно первые побеги.

И робкий иней по утрам…

                                            Н.Ковалёва

Как мне справиться с длинной зимою…

                                            В.Курочкин

Люблю бураны и метели, люблю высокие снега…

                                            В.Курочкин

Первые – последние

Робкий – смелый

Высокие – низкие

Длинная – короткая

10. Работа в группах (задание по карточкам)

                                        Карточка№1

Напишите признаки животных.

Лиса (какая?) –        

Слон (какой?) –

Дятел (какой?) –

                                           Карточка №2

Составь предложение. Подчеркните главные члены предложения.

Ёлочка, ветки, зелёная, стройная, выгибает.

                                            Карточка № 3

Подчеркните имена прилагательные. Допишите имя существительное.

Серый, хищный, жадный…

Косой, слабый, трусливый…

Рыжая, хитрая ловкая…

Большой, косолапый, бурый…

11. Рефлексия.

- С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?

- Значит, мы можем сказать спасибо именам прилагательным за то, что делают нашу речь яркой и выразительной.

- У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ.

* Я узнал об имени прилагательном.

* Я смогу объяснить новый материал.

*  Я сегодня активно отвечал на уроке.

*  В самостоятельной работе у меня все получилось.

*  Я доволен своей работой.

11. Домашнее задание .

Написать небольшое сочинение из (3-4 предложения) о времени года «Весна», употребив как можно больше имён прилагательных.

 

Имя прилагательное

Обозначает признак предмета

Вопросы

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

М.р.

Мн.ч

Ср.р.

Ж.р.

Ед.ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.

На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...

Разработка урока по русскому языку с элементами МДО "Закрепление знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне".

Мною был разработан урок по русскому языку для учащихся 3 класса по теме"Парные согласные. Закрепление" в технологии МДО....

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...