конспект урока по русскому языку с элементами литературного краеведения
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Тема урока: Общее понятие об имени прилагательном.
Цели урока:
Образовательные:
1) познакомить с именем прилагательным;
2) познакомить с ролью прилагательных в речи.
Развивающие:
1) развивать навыки устной и письменной речи
2) развивать внимание, творческое мышление, навыки работы с тестом.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и активность на уроке, прививать интерес к литературному наследию родного края, воспитывать патриотические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc | 757 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Общее понятие об имени прилагательном.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с именем прилагательным;
познакомить с ролью прилагательных в речи.
Развивающие:
1) развивать навыки устной и письменной речи
2) развивать внимание, творческое мышление, навыки работы с тестом.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и активность на уроке, прививать интерес к литературному наследию родного края, воспитывать патриотические чувства.
Ход урока:
Эмоциональный настрой..
Учитель: Вот книжки на столе,
А вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
Урок русского языка.
Психологическая разминка:
- Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Дети: Веселым, интересным, чтобы узнали что-то новое.
- Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Мы будем изучать новую часть речи. Познакомимся с именем прилагательным.
- Какую цель вы поставите перед собой?
Дети: Знать: что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает.
Уметь: находить в тексте имена прилагательные, изменять их по числам, правильно употреблять в речи.
- Ребята мы сегодня будем работать по плану, но шаги плана у меня перепутались. Вы должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определенном порядке.
План действий:
1. Сделать вывод.
2. Узнать об имени прилагательном.
3. Роль имен прилагательных в нашей речи.
Реализация построенного проекта
Минутка чистописания.
У читель: Сегодня будем прописывать букву «П»
Пр Пп Пв пр пп пв
Картинный диктант.
- Какой звук в начале слова?
- Дайте характеристику этому звуку.
- К какой части речи эти слова относятся?
Мобилизующий зтап.
Прочитайте текст:
- Лист
чист
ложится медленно на землю,
За грусть я осень не приемлю –
Её за золото люблю!
И за кисти,
И за листья!
- Слова, каких частей речи встречаются в тексте?
- Понятно ли о чём идёт речь в стихотворении?
4. Открытие нового знания.
- А теперь прочитайте ещё один текст.
Пожухлый лист
прозрачно чист
ложится медленно на землю,
За грусть я осень не приемлю –
Её за золото люблю!
И за рябиновые кисти,
И за рубиновые листья! (Отрывок из стихотворения Н.Ковалёвой «Осень»)
-Чем похожи и чем отличаются эти два текста друг от друга?
- Какой текст «приятнее» слушать? Почему?
-Выпишите те слова, которые « украсили» стихотворение, сделали его более интересным и понятным.
- На какие вопросы отвечают эти слова?
-Что обозначают слова, которые отвечают на такие вопросы?
- Такие слова называются именами прилагательными.
-Какие слова в стихотворении Н.Ковалёвой помогли нам «увидеть» красоту осени в Балашове?
- Так какова роль имен прилагательных в нашей речи? (украшают речь, делают её более выразительной)
- Работа по заполнению таблицы - кластера
-Прочитайте строки из стихотворений балашовских поэтов, найдите имена прилагательные
Определите вопросы на которые они отвечают.
- А снег так чист, как белый лист…
Н. Ковалёва
Какой?
- Под туманом трава луговая,
тянет чуть холодком от воды.
В.Курочкин
Какая?
Напишу такую Русь,
Как святое слово.
В.Попов
Какое?
____________________________________
В кустах рябины – стаи птичьи
Какие?
-А почему столько вопросов у имени прилагательного, ведь у имени существительного только два вопроса?
– Рассмотрите прилагательные (до черты). Чем различаются слова? (Разных родов: м.р. ж. р. с. р.)
Внесем наши выводы в таблицу.
– А теперь обратим внимание на прилагательное под чертой.
– Чем они отличаются от слов первой группы? (Во множественном числе)
– Значит, как изменяются имена прилагательные? (По числам)
Выводы: расскажите об имени прилагательном, используя таблицу-памятку .
5. Первичное закрепление
– Сверим наши знания с научными
– Прочитайте правила в учебнике..
– Верны ли наши открытия?
6. Физминутка
(упражнение для глаз)
7. Продолжение работы по теме урока
А) На доске прилагательные, найдите слова, которые можно отнести к лисе, а затем к белке.
Ловкая, хищная, пугливая, осторожная, жадная, запасливая.
Б) Скажите:
Груша (какая по вкусу?)-
Шарф (какой по цвету?)-
Сумка (какая по размеру?)
Дом (какой по высоте?)
-Какие признаки предметов обозначают имена прилагательные?
-Назовите эти признаки.
(вкус, цвет, запах, размер, высота, качество, форма)
8. Творческая работа
–Помогите Всезнайке сделать рассказ о друге более красивым. Как это сделать? (Вставить вместо пропусков имена прилагательные)
– Кому трудно подобрать свои имена прилагательные, можете воспользоваться словами для справок.
Этот _______________ зверёк живёт в лесу. У него _______________ уши и _________________ хвост. |
Слова для справок: маленький, пушистый, длинные, маленький, серенькая, беленькая, вкусная, хрустящая, уютная, тёплая.
Проверка. Прочитайте получившийся текст.
9. Игра в слова
Старый друг лучше новых двух.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
-Что заметили в этой пословице? (противоположные по значению слова старый – новый)
-Как называются такие слова?
- Прочитайте цитаты из стихотворений балашовских поэтов. Найдите прилагательные, подберите к ним антонимы.
Дни полны какой-то неги,
Словно первые побеги.
И робкий иней по утрам…
Н.Ковалёва
Как мне справиться с длинной зимою…
В.Курочкин
Люблю бураны и метели, люблю высокие снега…
В.Курочкин
Первые – последние
Робкий – смелый
Высокие – низкие
Длинная – короткая
10. Работа в группах (задание по карточкам)
Карточка№1
Напишите признаки животных.
Лиса (какая?) –
Слон (какой?) –
Дятел (какой?) –
Карточка №2
Составь предложение. Подчеркните главные члены предложения.
Ёлочка, ветки, зелёная, стройная, выгибает.
Карточка № 3
Подчеркните имена прилагательные. Допишите имя существительное.
Серый, хищный, жадный…
Косой, слабый, трусливый…
Рыжая, хитрая ловкая…
Большой, косолапый, бурый…
11. Рефлексия.
- С какой целью употребляют в речи имена прилагательные?
- Значит, мы можем сказать спасибо именам прилагательным за то, что делают нашу речь яркой и выразительной.
- У вас на партах лежат цветные карточки. Зеленая карточка означает положительный ответ, желтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ.
* Я узнал об имени прилагательном.
* Я смогу объяснить новый материал.
* Я сегодня активно отвечал на уроке.
* В самостоятельной работе у меня все получилось.
* Я доволен своей работой.
11. Домашнее задание .
Написать небольшое сочинение из (3-4 предложения) о времени года «Весна», употребив как можно больше имён прилагательных.
Имя прилагательное
Обозначает признак предмета
Вопросы
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
М.р.
Мн.ч
Ср.р.
Ж.р.
Ед.ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К О Н С П Е К Т открытого урока по русскому языку с элементами ознакомления с окружающим и изодеятельности (ознакомление с живописью) в 4 классе
Урок повторения и закрепления правил, полученных в течение учебного года в 4 классе....
Конспект урока по русскому языку с использованием элементов ТРИЗ. Тема "Род имен существительных". 3 класс.
На данном уроке происходит знакомство учащихся с родом имени существительного .Учащиеся учатся определять род существительных, согласовывать их с именами прилагательными. На этапе закрепления материал...
Разработка урока по русскому языку с элементами МДО "Закрепление знаний учащихся о проверке слов с парными согласными в корне".
Мною был разработан урок по русскому языку для учащихся 3 класса по теме"Парные согласные. Закрепление" в технологии МДО....
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тема:"Личные местоимения Закрепление".
План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением" (4 класс)...