Урок русского языка 2 класс "Орфограммы корня" с презентацией
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме
С целью улучшения работы по орфографии в урок включены современные приёмы обучения по методике М. Соловейчик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Орфограммы корня | 72.5 КБ |
Презентация | 278.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык (2 класс).
Тема урока: «Орфограммы корня».
Тип урока: урок - закрепления и решения орфографических задач.
Цель: формирование умений распознавать орфограммы корня.
Задачи: - закреплять умение обосновывать написание слов;
- развивать навыки орфографического взаимоконтроля;
- воспитывать любовь к родному языку, уважение к окружающим, аккуратность
в выполнении работ;
- пополнять словарный запас учащихся;
- создать благоприятные условия для работы, для настроя на успех, для
развития положительных эмоций.
Методическое оснащение: - учебник «Русский язык», 2-й класс, автор Т.Г.Рамзаева;
- рисунок камня с надписями:
«Направо пойдём – к словам с непроизносимой согласной попадём»,
«Прямо пойдём – с безударными гласными и парными согласными урок
проведём»
«Налево пойдём – в гости к двойным согласным зайдём»;
- отпечатанные для каждого учащегося карточки с текстом
«Помоги Незнайке»;
- памятки «Как писать без ошибок», «Как списывать»;
- сигнальные карточки с гласными и парными согласными
буквами.
Ход урока:
- Организационный момент. (Слайд 2)
Учитель: Сегодня на уроке мы покажем, чему мы научились на уроках русского языка, какие
правила выучили, чтобы «писать правильно». Что значит «писать правильно»?
Дети: Писать правильно – это значит писать без описок и ошибок.
Учитель: А что такое описка?
Дети: Описка – это искажение, пропуск, замена букв.
Учитель: Что нужно, чтобы не было описок?
Дети: Нужно быть внимательными.
Учитель: А что такое ошибка?
Дети: Ошибка – это нарушение правил.
Учитель: Что нужно делать, чтобы не было ошибок?
Дети: Нужно знать правила и уметь применять их на практике.
Учитель: Выберите из двух написанных на доске предложений то, которое объяснит,
как вы хотите работать в тетрадях. (Слайд 3)
(Дети самостоятельно прочитывают записанные на доске 2 предложения:
Я хочу всех смешить.
Пусть меня хорошо понимают.)
Учитель: Кто какое предложение выбрал и почему?
Дети: Я выбрал второе предложение, так как я буду стараться не делать ошибок и описок
и поэтому всем будут понятны мои мысли.
(2-3 человека объясняют свой выбор).
Учитель: Спишите в тетрадь свой девиз работы на уроке. Помните о памятке «Как
списывать» (форзац учебника Т.Г.Рамзаевой «Русский язык. 2 класс», памятка №1)
2. Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Русского языка, чтобы решать орфографические
задачи. Что значит «решать орфографические задачи»? (Слайд 4)
Дети: Решать орфографические задачи – это значит, учиться грамотно писать, без описок и
ошибок.
Учитель: Теперь осталось правильно выбрать дорогу, по которой мы отправимся в
путешествие. (Слайд 5)
На нашем пути лежит камень. На нём написаны 3 направления. Нам нужно
выбрать то, по которому мы сможем пройти, доказав написание слов с
помощью изученных правил.
Что выберем? Читайте и рассуждайте.
Дети: Я считаю, что нужно идти прямо, так как мы выучили правила о написании
безударной гласной и парной согласной.
Правила о непроизносимой согласной мы ещё не знаем, а слова с двойной согласной
нужно запомнить.
Учитель: Правильно. Отправляемся в путь по прямой дорожке в гости к безударным
гласным и парным согласным. Чтобы не подвести друг друга, нужно вспомнить
эти правила.
3. Физкультминутка.
Если в корне гласный звук - (маршируем)
Вызвал вдруг сомненье - (поднимание и опускание плеч),
Ты его немедленно - (маршируем)
Ставь под ударенье – (руки на голову).
Парный смело проверяй – (маршируем),
Гласный сразу подставляй – (руки на пояс).
4. Чистописание.
Учитель: Вы сами сейчас определите , написание каких букв у нас сегодня на контроле
по каллиграфии. (Слайд 6)
Прочитайте четверостишие с доски:
Дуб зелёный над холмом,
А под дубом стоит дом.
В доме буквы том живут,
Нас к себе они зовут.
Учитель: Найдите все безударные гласные, которые спрятались в словах.
Дети: В слове зелёный – безударная гласная е, проверочное слово зелень.
Учитель: Запишем букву е. Не забывайте, что буква е заканчивается «крючком до
середины».
(описание букв ведётся по методике В.А.Илюхиной «Письмо с «открытыми
правилами»)
Дети: В слове холмом – безударная гласная о, проверочное слово – холм, холмик.
Учитель: Напишите букву о. Какие соединения есть у буквы о?
Дети: Верхнее и нижнее (1/3 сверху, 1/3 снизу).
Учитель: Пропишите, показав разные соединения буквы о.
Дети: Ещё безударная гласная о есть в слове стоит, проверочные слова – стой,
стойка.
Учитель: Все безударные гласные мы отыскали,
Которые в гости нас приглашали?
Дети: Безударная гласная и в слове живут. Её можно проверить словом жить, помня
о том , что жи пишем с и.
Учитель: Напишите букву и – королеву страны Русского языка, состоящую из двух крючков до
середины.
Дети: В слове зовут - безударная гласная о, проверочное слово зов.
Учитель: Молодцы! Сколько проверочных слов подобрали. А все ли буквы вышли на
встречу с нами?
Дети: Нет. Ещё может быть безударной гласная буква а.
Например: трава – проверочное слово травы,
глаза – проверочное слово глаз и т. д.
Учитель: Напишите её на строке. Не забывайте о «сломанном секретике, гнёздышке,
шалашике и крючке до середины».
Дети: Ещё может быть опасной безударной гласной буква я.
Например, ряды – проверочное слово ряд,
мячи – проверочное слово мяч .
Учитель: И эта буква у нас сегодня на контроле. Не забываем, что она у нас «тан-
цовщица». ( в тетрадях запись: е о о(с верхним соединением)
о( с нижним соединением) и а я)
Учитель: Какие ещё ошибкоопасные места встретились в тексте?
Дети: В слове дуб парная согласная б, проверочное слово дубы.
5. Тренировочные упражнения.
Учитель: Устно мы всё повторили. Пора выполнить письменные задания. (Слайд 7)
Прочитайте записанные на доске слова:
Д(о,а)чурка, зага(д,т)ка, голу(б,п)ь, с(а,о)рняк, ска(з,с)ка, за(е,я)ц, п(и,е)щать.
Учитель: На какие группы можно разделить все эти слова?
Дети: Безударные гласные и парные согласные.
Учитель: А можно ли выделить ещё 3-ю группу?
Дети: Да. Есть проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
Учитель: Спишите слова в 3 столбика, выделяя в каждом слове орфограмму.
(1-й столбик – слова с проверяемой безударной гласной;
2-й столбик – слова с парной согласной;
3-й столбик – слова с непроверяемой безударной гласной.)
Учитель: Проверяем то, что у вас получилось.
( По цепочке ребята читают слова, объясняют правописание, остальные
сигналами показывают ту букву, которую они вставили.)
Дети: Дочурка – безударная гласная о, проверочное слово дочь, дочка. Не забуду чу
пишем с у.
Сорняк – объясняем его значение: сорняк – значит, засоряет, сорит, сор.
Пищат – значит, издают писк, безударная и, не забуду ща пишем с а.
Учитель: Молодцы, ребята! Так какие способы проверки безударных гласных мы знаем?
Дети: Можно изменить форму слова, подобрать однокоренное слово или объяснить
значение слова.
Учитель: Проверяем слова 2-го столбика.
Дети: Загадка – парная согласная д, проверочное слово загадочка, загадать.
Голубь – голуби, голубок.
Сказка – сказать, сказочка.
Учитель: Что можно сказать о словах 3-го столбика?
Дети: В нём одно слово заяц. Безударная гласная я. Она непроверяемая.
Учитель: Как можно узнать, правильно ли вы написали слово или нет?
Дети: Нужно найти это слово в словаре.
Учитель: Проверьте себя по словарю в конце учебника.
Подберите ещё 2 слова по словарю по теме «Животные», запишите в 3-й
столбик, выделите орфограмму.
(Дети работают самостоятельно.)
Учитель: Какие слова записали? Просигнализируйте безударную гласную в называемых
словах. (Один читает, остальные сигнализируют.)
Учитель: Составьте предложение с одним из словарных слов. Запишите его в тетрадь, не
забывая о правилах написания предложений. Подчеркните главные члены
предложения, надпишите части речи.
Если сомневаетесь в написании буквы в слове, то оставляйте пропуск или
ставьте знак «?» в трудном месте.
Учитель: Прочитайте предложения, которые вы записали. Называйте основу вашего
предложения.
(Если позволяет время на уроке, можно заслушать полный разбор предложения и
объяснение орфограмм».)
Дети: Зимой медведь спит в берлоге.
В этом предложении говорится о медведе. Кто? – медведь, это подлежащее,
подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным.
Медведь что делает? спит. Спит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами,
выражено глаголом.
Разбираю орфограммы. В слове зимой безударная гласная и, проверочное слово
зимы.
Медведь – словарное слово, безударная е ; парная согласная д – проверочное
слово медведи.
В слове берлоге пропустил 2 буквы. Сомневаюсь, писать и или е.
Учитель: Молодец! Слово берлога нужно запомнить, а на конце его пишется е, т. к. это
безударное окончание имени существительного. Это правило мы не знаем.
Учитель: Посмотрите теперь на своё предложение. Вспомните те буквы, которые у нас
сегодня на контроле. Если вы красиво и правильно написали их, правильно
соединили, то поставьте знак «+» над буквой, а если нет, то знак «-».
6. Физкультминутка. (Слайд 8)
Топай, мишка, хлопай, мишка.
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.
7. Словарная работа. (Слайд 9)
Учитель: Вашим домашним заданием было: составить для своего соседа по парте
словарный диктант из 9-ти слов: 3 слова по теме «Школа», 3 слова по теме
«Растения», 3 слова на любую тему. Листочки у вас подписаны. Это фамилии
авторов. Обменяйтесь листочками. Подпишите на листочках фамилию
исполнителя. Ваша задача: вставить в окошечки нужную букву зелёным
цветом ручки.
(Дети вставляют пропущенные буквы, если сомневаются, то ставят знак «?».)
Учитель: Верните листочки авторам – составителям. Ваша задача – поработать
учителями. В руках у вас красные ручки. Исправляйте ошибки, если они есть,
и выставляйте отметку.
(Идёт работа по проверке словарных диктантов.)
Учитель: Встаньте те, кому поставили «5».
Поднимите руку те, кто получил «4».
Остальным нужно лучше учить словарные слова.
(Листочки сдаются на проверку учителю.)
8. Работа корректоров.
Учитель: Ребята! Гласные буквы внимательно наблюдали за вашей работой. Согласные
довольны вашими успехами. Но вот беда. В страну Русского языка забрёл
Незнайка и наделал столько ошибок!!! Жители страны просят вас помочь
Незнайке исправить ошибки. Сейчас вы будете работать корректорами. Для
этого нужно вспомнить памятку «Как писать без ошибок».
У вас на партах листочки с текстом «Помоги Незнайке». Можно взять ручку
любого цвета. Начинайте работу. Будьте внимательными.
(Дети исправляют ошибки.) (Слайд 10)
Текст выглядит так:
Иля и саша побижали в рощю. В лисочьке мальчеки нашли кребкий грип.
Дети рады!
Учитель: Проверяем! Какие ошибки нашли по правописанию безударных гласных?
Дети: В слове побежали безударная гласная е, проверочное слово бег, пробежка.
В лесочке – лес.
Мальчики – безударная гласная и, слово словарное.
Учитель: Ошибки на правописание парных согласных.
Дети: В слове крепкий парная согласная п, проверочное слово крепенький, крепок,
крепыш.
Гриб – грибы, грибок.
Учитель: Какие ещё ошибкоопасные места нашли?
Дети: В слове Илья – разделительный ь.
Саша – пишется с заглавной буквы, т.к. это имя.
В лесочке – чк пишу без ь.
В рощу – щу пишу с у.
Учитель: А теперь у вас перед глазами исправленный текст. Спишите его правильно в
тетрадь. Кто быстро справится с работой, проверит, то выполняет
дополнительное задание. Во 2-м предложении подчеркнуть главные члены
предложения и надписать все известные части речи.
9. Итог урока.
Учитель: Вот и подошло к концу наше очередное путешествие в страну Русского языка.
К кому в гости мы сегодня ходили? (Слайд 11)
Дети: Мы ходили в гости к безударным гласным и парным согласным.
Учитель: Почему именно к ним?
Дети: Мы знаем правила их написания.
Учитель: Кто сам находил и исправлял в своей работе ошибки?
Чем довольны? Что понравилось вам на уроке?
Кто недоволен своей работой? Почему?
10. Домашнее задание. (Слайд 12)
Упражнение 281.
Составить диктант из 9–ти слов, в которых есть изученные правила.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- без ошибок - без описок Описка – это искажение, пропуск, замена букв. Ошибка – это нарушение правил. Что значит «писать правильно»?
Я хочу всех смешить. Пусть меня хорошо понимают.
Решать орфографические задачи - - это значит учиться грамотно писать, без ошибок и описок.
Чистописание Дуб зелёный над холмом, А под дубом стоит дом. В доме буквы том живут, Нас к себе они зовут. е о о о и ( а я )
Д( о,а )чурка, зага ( д,т ) ка , голу( б,п ) ь , с( о,а ) рняк , ска ( з,с ) ка , за( я,е ) ц , п ( и,е ) щать дочурка сорняк пищать загадка голубь сказка заяц
Физкультминутка Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперёд, и вниз, Улыбайся и садись.
Словарный диктант Растения Школа Любая тема …………….. ………………. ………………. (по 3 слова в каждый столбик)
Помоги Незнайке! иля и саша побижали в рощю . В лисочьке мальчеки нашли крепкий грип . Дети рады! Проверь! И л ь я и С аша поб е жали в рощ у . В л е со чк е мальч и ки нашли крепкий гри б . Дети рады!
Рефлексия - К кому в гости ходили? - Почему? - Что понравилось? - Кто доволен своей работой? - А кто недоволен?
Всем спасибо! Домашнее задание: упр. 281 составить диктант из 9-ти слов, в которых есть изученные правила
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 3 класс+презентация
урок русского языка"Одушевленные и не одушевленные имена существительные"...
Урок русского языка (конспект и презентация) во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова"
В данном материале представлен конспект урока русского языка по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова" для 2 класса по системе Л.В.Занкова.Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на рас...
Конспект урока русского языка по ФГОС + презентация "Имя существительное" для 3 класса "Школа России"
Сценирование урока средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Подробное описание урока с презентацией....
Урок русского языка. 2 класс. Презентация.
Правописание слов с разделительным мягким знаком....
Урок русского языка . 1 класс. Презентация.
Слова с удвоенными согласными....
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока русского языка и мультимедийная презентация)Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. 2 класс
Тема: Как делаются слова. Суффикс слов, называющих предметы и признаки. 2 класс...
Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация
Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация...