Урок русского языка 2 класс "Орфограммы корня" с презентацией
план-конспект урока русского языка (2 класс) по теме

С целью улучшения работы по орфографии в урок включены современные приёмы обучения по методике М. Соловейчик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Орфограммы корня72.5 КБ
Файл Презентация278.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Русский язык (2 класс).

                  Тема урока: «Орфограммы корня».

Тип урока:  урок - закрепления и решения орфографических задач.

Цель:        формирование умений распознавать орфограммы корня.

Задачи:    - закреплять умение обосновывать написание слов;

                 - развивать навыки орфографического  взаимоконтроля;

                 - воспитывать любовь к родному языку, уважение к окружающим, аккуратность

                  в выполнении работ;

                 - пополнять словарный запас учащихся;

                 - создать благоприятные условия для  работы, для настроя на успех, для    

                   развития положительных эмоций.

Методическое оснащение:  -  учебник «Русский язык», 2-й класс, автор Т.Г.Рамзаева;

                                               - рисунок камня с надписями:

                            «Направо пойдём – к словам с непроизносимой согласной попадём»,

                            «Прямо пойдём – с безударными гласными и парными согласными урок

                              проведём»

                            «Налево пойдём – в гости к двойным согласным зайдём»;

                                                - отпечатанные для каждого учащегося карточки с текстом    

                            «Помоги Незнайке»;

                                                - памятки «Как писать без ошибок», «Как списывать»;

                                                - сигнальные карточки с гласными и парными согласными

                              буквами.

                                                         Ход урока:

  1. Организационный момент. (Слайд 2)

Учитель:   Сегодня на уроке мы покажем, чему мы научились на уроках русского языка, какие  

                   правила  выучили, чтобы «писать правильно».  Что значит «писать правильно»?

Дети:        Писать правильно – это значит писать без описок и ошибок.

Учитель:  А что такое описка?

Дети:        Описка – это искажение, пропуск, замена букв.

Учитель:  Что нужно, чтобы не было описок?

Дети:         Нужно быть внимательными.

Учитель:   А что такое ошибка?

Дети:         Ошибка – это нарушение правил.  

Учитель:   Что нужно делать, чтобы не было ошибок?

Дети:         Нужно знать правила и уметь применять их на практике.

Учитель:   Выберите из двух написанных на доске предложений то, которое объяснит,

                   как вы  хотите работать в тетрадях. (Слайд 3)

     

          (Дети самостоятельно прочитывают записанные на доске 2 предложения:

                                  Я хочу всех смешить.    

                                 Пусть меня хорошо понимают.)  

 Учитель:  Кто какое предложение выбрал и почему?

Дети:         Я выбрал второе предложение, так как я буду стараться не делать ошибок и описок

                  и поэтому всем будут понятны мои мысли.

                                   (2-3 человека объясняют свой выбор).

Учитель:  Спишите в тетрадь свой девиз работы на уроке. Помните о памятке «Как

                   списывать» (форзац учебника Т.Г.Рамзаевой  «Русский язык. 2 класс», памятка №1)

           2.    Сообщение темы урока.

Учитель:  Сегодня мы отправляемся в страну Русского языка, чтобы решать орфографические

                   задачи. Что значит «решать орфографические задачи»?  (Слайд  4)

Дети:        Решать орфографические задачи – это значит, учиться грамотно  писать, без описок и

                  ошибок.

Учитель:  Теперь осталось правильно выбрать дорогу, по которой мы отправимся в

                  путешествие. (Слайд 5)

                  На нашем пути лежит камень.  На нём написаны 3 направления. Нам нужно

                  выбрать то, по которому мы сможем пройти, доказав написание слов с

                  помощью изученных правил.

                  Что выберем? Читайте и рассуждайте.

Дети:        Я считаю, что нужно идти прямо, так как мы выучили правила о написании

                 безударной гласной и парной согласной.

                   Правила о непроизносимой согласной мы ещё не знаем, а слова с двойной согласной

                   нужно запомнить.      

Учитель:  Правильно. Отправляемся в путь по прямой дорожке в гости к безударным

                  гласным и парным согласным. Чтобы не подвести друг друга, нужно вспомнить

                  эти правила.

3.     Физкультминутка.

                    Если в корне гласный звук  - (маршируем)

                    Вызвал вдруг сомненье - (поднимание и опускание плеч),

                    Ты его немедленно  - (маршируем)

                    Ставь под ударенье – (руки на голову).

                                    Парный смело проверяй – (маршируем),

                                    Гласный сразу подставляй – (руки на пояс).

            4.     Чистописание.

Учитель:  Вы сами сейчас определите , написание каких букв у нас сегодня на контроле

                  по каллиграфии. (Слайд 6)

                  Прочитайте четверостишие с доски:

                               Дуб зелёный над холмом,

                              А под дубом стоит дом.

                             В доме буквы том живут,

                             Нас к себе они зовут.

 Учитель:  Найдите все безударные гласные, которые спрятались в словах.

 Дети:        В слове зелёный – безударная гласная е, проверочное слово  зелень.

Учитель:  Запишем букву е. Не забывайте, что буква е заканчивается «крючком до

                  середины».

                   (описание букв  ведётся по методике  В.А.Илюхиной  «Письмо с «открытыми

                    правилами»)

Дети:        В слове холмом – безударная гласная о, проверочное слово – холм, холмик.

Учитель:  Напишите букву о. Какие соединения есть у буквы о?

Дети:        Верхнее и нижнее (1/3 сверху, 1/3 снизу).

Учитель:  Пропишите, показав разные соединения буквы о.

Дети:          Ещё безударная гласная о есть в слове стоит, проверочные слова – стой,

                    стойка.

Учитель:  Все безударные гласные мы отыскали,

                   Которые в гости нас приглашали?

Дети:        Безударная гласная и в слове живут. Её можно проверить словом жить, помня

                  о том , что  жи  пишем  с и.

Учитель:  Напишите  букву и – королеву страны Русского языка, состоящую из двух крючков  до

                   середины.

Дети:       В слове зовут  - безударная гласная о, проверочное слово зов.

Учитель:  Молодцы! Сколько проверочных слов подобрали. А все ли буквы вышли на

                   встречу с нами?

Дети:       Нет. Ещё может быть безударной гласная буква а.

                 Например: трава – проверочное слово травы,

                                         глаза – проверочное слово глаз и т. д.

Учитель:  Напишите её на строке. Не забывайте о «сломанном секретике, гнёздышке,

                  шалашике  и  крючке до середины».

Дети:        Ещё может быть опасной безударной гласной буква я.

                  Например, ряды – проверочное слово ряд,

                                        мячи – проверочное слово мяч .

Учитель: И эта буква у нас сегодня на контроле. Не забываем, что она у нас «тан-

                  цовщица». ( в тетрадях запись:   е  о  о(с верхним соединением)

                                                                          о( с нижним соединением)  и  а  я)  

Учитель:  Какие ещё ошибкоопасные места встретились в тексте?

Дети:        В слове дуб парная согласная б, проверочное слово дубы.

         5.     Тренировочные упражнения.

Учитель:  Устно мы всё повторили. Пора выполнить письменные задания. (Слайд 7)

                  Прочитайте записанные на доске слова:

      Д(о,а)чурка,  зага(д,т)ка,  голу(б,п)ь,  с(а,о)рняк,  ска(з,с)ка, за(е,я)ц,  п(и,е)щать.

Учитель:  На какие группы можно разделить все эти слова?

Дети:        Безударные гласные и парные согласные.

Учитель:  А можно ли выделить ещё 3-ю группу?

Дети:        Да. Есть проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Учитель:  Спишите слова в 3 столбика, выделяя в каждом слове орфограмму.

                  (1-й столбик – слова с проверяемой безударной гласной;

                    2-й столбик – слова с парной согласной;

                    3-й столбик  – слова с непроверяемой безударной гласной.)

Учитель:  Проверяем то, что у вас получилось.  

                  ( По цепочке ребята  читают слова, объясняют правописание, остальные

                   сигналами  показывают  ту букву, которую они вставили.)

Дети:        Дочурка – безударная гласная о, проверочное слово дочь, дочка. Не забуду чу

                  пишем с у.

                 Сорняк – объясняем его значение: сорняк – значит,  засоряет, сорит,  сор.

                 Пищат – значит,  издают писк, безударная и, не забуду ща пишем с а.

Учитель:  Молодцы, ребята! Так  какие способы проверки безударных гласных мы знаем?

Дети:        Можно изменить форму слова, подобрать однокоренное слово или объяснить

                  значение слова.

Учитель:  Проверяем слова 2-го столбика.

Дети:        Загадка – парная согласная д, проверочное слово загадочка, загадать.

                  Голубь – голуби, голубок.

                  Сказка – сказать, сказочка.

Учитель:  Что можно сказать о словах 3-го столбика?

Дети:         В нём одно слово заяц. Безударная гласная я. Она непроверяемая.

Учитель:  Как можно узнать, правильно ли вы написали слово или нет?

Дети:         Нужно найти это слово в словаре.

Учитель:  Проверьте себя по словарю в конце учебника.

                  Подберите ещё 2 слова по словарю по теме «Животные», запишите в 3-й

                  столбик, выделите орфограмму.

                                  (Дети работают самостоятельно.)

Учитель:  Какие слова записали? Просигнализируйте безударную гласную в называемых

                  словах. (Один читает, остальные сигнализируют.)

Учитель:  Составьте предложение с одним из словарных слов. Запишите его в тетрадь, не

                  забывая о правилах написания предложений. Подчеркните главные члены  

                  предложения, надпишите части речи.                                  

                   Если сомневаетесь в написании буквы в слове, то оставляйте пропуск или

                  ставьте знак «?» в трудном месте.

Учитель:  Прочитайте предложения, которые вы записали. Называйте основу вашего

                  предложения.

                   (Если позволяет  время на уроке, можно заслушать полный разбор предложения и

                     объяснение орфограмм».)

Дети:         Зимой медведь спит в берлоге.

                 В этом предложении говорится  о медведе.  Кто? – медведь, это подлежащее,

                 подчёркиваю одной чертой, выражено именем существительным.

                 Медведь  что делает?  спит. Спит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами,

                 выражено  глаголом.

                 Разбираю орфограммы.  В слове зимой безударная гласная и, проверочное слово 

                 зимы.

                 Медведь – словарное слово, безударная е ; парная согласная д – проверочное

                 слово медведи.

                 В слове берлоге пропустил 2 буквы. Сомневаюсь, писать и или е.

Учитель:  Молодец! Слово берлога  нужно запомнить, а на конце его пишется е, т. к. это

                  безударное окончание имени существительного.  Это правило  мы не знаем.

Учитель: Посмотрите теперь на своё предложение. Вспомните те буквы, которые у нас

                 сегодня на контроле. Если вы красиво и правильно написали их, правильно

                  соединили, то   поставьте знак «+» над буквой, а если нет, то знак «-».

          6.    Физкультминутка.  (Слайд 8)

                          Топай, мишка, хлопай, мишка.

                          Приседай со мной, братишка.

                          Руки вверх, вперёд и вниз.

                          Улыбайся и садись.

          7.   Словарная  работа.    (Слайд 9)

 Учитель:  Вашим домашним заданием было: составить для своего соседа по парте

                   словарный  диктант из 9-ти слов: 3 слова по теме «Школа», 3 слова по теме  

                   «Растения», 3 слова на любую тему. Листочки у вас подписаны. Это фамилии

                   авторов. Обменяйтесь  листочками. Подпишите на листочках фамилию

                   исполнителя.  Ваша задача: вставить в окошечки нужную букву зелёным

                   цветом  ручки.

                   (Дети вставляют пропущенные буквы, если сомневаются, то ставят знак «?».)  

Учитель:  Верните листочки авторам – составителям. Ваша задача – поработать  

                 учителями.  В руках у вас красные ручки. Исправляйте ошибки, если они есть,

                 и выставляйте отметку.

                                   (Идёт работа по проверке словарных диктантов.)  

Учитель:  Встаньте те, кому поставили «5».

                 Поднимите руку те, кто получил «4».

                 Остальным нужно лучше учить словарные слова.

                             (Листочки сдаются на проверку учителю.)

          8.      Работа  корректоров.        

Учитель:  Ребята! Гласные буквы внимательно наблюдали за вашей работой. Согласные

                  довольны вашими успехами. Но вот беда. В страну Русского языка забрёл

                  Незнайка и наделал  столько ошибок!!! Жители страны просят вас помочь

                  Незнайке исправить ошибки. Сейчас вы будете работать корректорами. Для

                  этого нужно вспомнить памятку «Как писать без ошибок».

                  У вас на партах листочки с текстом «Помоги Незнайке». Можно взять ручку

                  любого цвета. Начинайте работу. Будьте внимательными.

                                    (Дети исправляют ошибки.) (Слайд 10)

            Текст выглядит так:

                   Иля  и  саша  побижали  в  рощю.  В  лисочьке  мальчеки  нашли  кребкий   грип.

               Дети рады!

Учитель:  Проверяем! Какие ошибки нашли по правописанию безударных гласных?

Дети:        В слове побежали безударная гласная е, проверочное слово бег, пробежка. 

                  В лесочке – лес.

                  Мальчики – безударная гласная и, слово словарное.

Учитель:  Ошибки на правописание парных согласных.

Дети:         В слове крепкий парная согласная п, проверочное слово крепенький, крепок,

                   крепыш.

                    Гриб – грибы, грибок.

Учитель:  Какие ещё ошибкоопасные места нашли?

Дети:         В слове Илья – разделительный ь.

                   Саша – пишется с заглавной буквы, т.к. это имя.

                   В лесочке – чк пишу без ь.

                   В рощу – щу пишу с у.

Учитель:  А теперь у вас перед глазами исправленный текст. Спишите его правильно в

                  тетрадь.  Кто быстро справится с работой, проверит, то выполняет

                  дополнительное  задание.  Во 2-м предложении подчеркнуть главные члены

                    предложения и надписать все известные части речи.

          9.   Итог урока.

Учитель:  Вот и подошло к концу наше очередное путешествие в страну Русского языка.

                   К кому в гости мы сегодня ходили?  (Слайд 11)

Дети:        Мы ходили в гости к безударным гласным и парным согласным.

Учитель:  Почему именно к ним?

Дети:        Мы знаем правила их написания.

Учитель:  Кто сам находил и исправлял в своей работе ошибки?

                 Чем  довольны? Что понравилось вам на уроке?

                 Кто недоволен своей работой? Почему?

          10.   Домашнее задание.  (Слайд 12)

                  Упражнение 281.

                  Составить диктант из 9–ти слов, в которых есть изученные правила.

             

                   

 

 

             

           

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфограммы корня Презентация к уроку русского языка (2 класс) Ризо Натальи Анатольевны учителя МОУ СОШ №14 г.Александрова Владимирской области

Слайд 2

- без ошибок - без описок Описка – это искажение, пропуск, замена букв. Ошибка – это нарушение правил. Что значит «писать правильно»?

Слайд 3

Я хочу всех смешить. Пусть меня хорошо понимают.

Слайд 4

Решать орфографические задачи - - это значит учиться грамотно писать, без ошибок и описок.

Слайд 6

Чистописание Дуб зелёный над холмом, А под дубом стоит дом. В доме буквы том живут, Нас к себе они зовут. е о о о и ( а я )

Слайд 7

Д( о,а )чурка, зага ( д,т ) ка , голу( б,п ) ь , с( о,а ) рняк , ска ( з,с ) ка , за( я,е ) ц , п ( и,е ) щать дочурка сорняк пищать загадка голубь сказка заяц

Слайд 8

Физкультминутка Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка! Руки вверх, вперёд, и вниз, Улыбайся и садись.

Слайд 9

Словарный диктант Растения Школа Любая тема …………….. ………………. ………………. (по 3 слова в каждый столбик)

Слайд 10

Помоги Незнайке! иля и саша побижали в рощю . В лисочьке мальчеки нашли крепкий грип . Дети рады! Проверь! И л ь я и С аша поб е жали в рощ у . В л е со чк е мальч и ки нашли крепкий гри б . Дети рады!

Слайд 11

Рефлексия - К кому в гости ходили? - Почему? - Что понравилось? - Кто доволен своей работой? - А кто недоволен?

Слайд 12

Всем спасибо! Домашнее задание: упр. 281 составить диктант из 9-ти слов, в которых есть изученные правила


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 3 класс+презентация

урок русского языка"Одушевленные и не одушевленные имена существительные"...

Урок русского языка (конспект и презентация) во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова"

В данном материале представлен конспект урока русского языка по теме "Буквы е, ё, ю, я в начале слова" для 2 класса по системе Л.В.Занкова.Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на рас...

Конспект урока русского языка по ФГОС + презентация "Имя существительное" для 3 класса "Школа России"

Сценирование урока средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Подробное описание урока с презентацией....

Урок русского языка. 2 класс. Презентация.

Правописание слов с разделительным мягким знаком....

Урок русского языка . 1 класс. Презентация.

Слова с удвоенными согласными....

Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация

Урок русского языка "Однокоренные слова" презентация...