урок русского языка 3 класс+презентация
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

урок русского языка"Одушевленные и не одушевленные имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.rar1.92 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                

Протокол урока русского языка

в   3 классе по системе Л.В. Занкова.

                                                                              Учитель начальных классов

                                                                            МОУ «СОШ№ 2 г. Строитель»

                                                                             Азарова Ирина Тихоновна

     Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.

     Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых  именах  существительных.

     Задачи:

-создать условия для обобщения и углубления  знаний об имени существительном, выделять значение неодушевлённых предметов в художественных текстах;

- создать условия для развития познавательной активности учащихся;

- создать условия для организации  проблемно – поисковой деятельности учащихся;

- создать условия для реализации метода взаимообучения;

- содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;

- содействовать воспитанию любознательности, пытливости  при получении знаний;

- создать условия для формирования интереса к изучению родного  языка;

- создать условия для воспитания чувства ответственности и бережливого отношения к миру природы.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданием, музыкальный центр.

Ход урока.

  1. Организация позитивной мотивации. (коллизия)

Учитель: - Здравствуйте ребята!

 Друзья, я надеюсь на вас!

Вы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Учитель - Зачем ученики приходят в школу, кататься на роликах? (нет, они приходят учиться)

Ученики в школе добывают новые знания.  (чтение хором)\слайд\

       Постановка целей урока через проблемную ситуацию и сообщение темы урока.

       Минутка чистописания.

Учитель: - Определите, пожалуйста, какое слово написано на доске?

( в..р..б..й) (Воробей.)

Учитель: - К какой части речи вы бы его отнесли? (Это имя существительное)

Учитель: - Запишите это слово несколько раз на одной строке, проставив ударение.

       II.Организация восприятия (целеполагание) / слайд/

Работа в парах.

Учитель: - Посмотрите на экран. Попробуйте прочитать эти слова.

/ на экране записаны слова: в.рона, з.бота, вет.р, с.л.вей, в.гон, п.тух, м.роз, л.мон, пр.фессия, с.рока, б.лет, с.ница/

Учитель: - Есть  ли в них что-нибудь общее? (Это имена существительные)

Учитель: - Докажите. Как вы пришли к этому выводу? (Имена существительные отвечают на вопросы: кто? что?)

Учитель:  - Можно  эти слова разделить на две группы?  (Да, одушевлённые предметы и неодушевлённые предметы)

Учитель:  - Как вы разделили эти слова? (С помощью вопроса.)

Учитель: - Назовите  тему урока.  (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)/слайд/

Учитель: - Сейчас мы с вами поработаем в парах.

Учитель: - Мы с вами выделили две группы предметов.  Давайте  запишем их в тетрадь по вариантам.  

Учитель: - Молодцы! А теперь взаимопроверка. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте, как ваши товарищи справились с написанием словарных слов. (Чтение детьми слов,  с соблюдением постановки ударения и выделением безударных гласных.)

Учитель: - Кто сомневался в правильности написания слов, может обратиться к дереву, на котором вы видите буквы – подсказки. /Слайд/

  1. Исследовательская деятельность.

Познавательно – исследовательская игра «Угадай словечко».

Учитель: - Молодцы ребята, а теперь мы побудем немножко исследователями и поиграем в игру «Угадай словечко». Слова у нас будут имена существительные.

На доске записаны слова:

Лес- (лесник)             Мясо- (мясник)

 Сад- (садовник)       Часы – (часовщик)

                                   Школа – (школьник)

         Дифференцированная работа

Вывод: Учитель: - Что происходило со значением слов? Ученики:  Мы можем неодушевлённые существительные преобразовать в одушевлённые.  Учитель: - Подберите  свои подобные пары слов  и с одушевлёнными существительными составьте предложение. В полученном предложении выделите грамматическую основу.

Чтение предложений детьми.

Учитель: - Молодцы ребята. А теперь мы немного отдохнём.

          Физминутка. (гимнастика для глаз)/ слайд/

Учитель: - А теперь закройте глаза и послушайте ….  

           IV. Организация осмысления. Формирование новых знаний.

Звучит шум ветра. На экране картина зимнего пейзажа.

 Учитель:  - Вот север тучи нагоняя вдохнул, завыл

И вот сама идёт волшебница – зима   (На экране картина зимнего пейзажа.)

- Пришла, раскинулась клоками, повисла на суках дубов … (слайд с картинкой)

Учитель: - О чем говорится в этом стихотворении?   (О севере  и зиме)

Учитель: - Что говорится о ветре?  (Он завыл, дохнул) Предложите свои действия ветра.

Учитель: - Что говорится о зиме?  (Она пришла, раскинулась, повисла) Кто может поспорить с мнением …?(слайд со словами)

Учитель:- Как вы считаете, в этом произведении, какие это существительные? (Одушевлённые)

Учитель: - Как вы,  думаете,  почему автор представляет их одушевлёнными?  (Чтобы украсить своё произведение)

Учитель: - Правильно, в художественной литературе существует такой приём и вы с ним знакомы. Как  он называется?  (Олицетворение)

Учитель: - Вот видите, ребята как красив и богат русский язык.

           V.   Первичное  закрепление.  

Работа по учебнику.

Учитель: - Сейчас вы познакомитесь ещё с одним произведением, в котором автор «оживляет»  неодушевлённые предметы.

- Откройте учебники на странице 21, найдите упражнение 302.

Прочитайте задание.

Мы с вами выполним  это задание по вариантам. 1- вариант выпишет существительные мужского рода, 2- вариант женского рода.

 1 вариант.  (Дремлет лес; снег валит и стелет.)

 2 вариант.   Сосна  подвязалася,  понагнулась,   оперлася; дорога убегает.)

               Самопроверка.

Вывод: Ученики - Глаголы помогают сделать неодушевлённые существительные одушевлёнными.

              Физминутка.  / под пение птиц./

Учитель: - Скоро придёт весна, и птицы будут радовать нас своим пением.

- Сейчас послушаем сообщение о птичке, которое  приготовил  нам Павлик. А вы догадаетесь, кто эта птичка?

( Ученик) Слово …. восходит к древней основе вор. От неё образованы такие слова,  как ворота, забор. Наверное, за то и получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, да заборах сидел.

- Что же это за птичка? / слайд/ Воробьи особенные птицы. Они самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов.

Учитель: - Названия, каких птиц ещё встречались вам на уроке? / слайд/

На территории Белгородской области живут более 20 видов представителей семейства воробьиных.

Учитель: - Трудно птицам переживать зиму. Как вы, ребята заботитесь о птицах зимой?

          VI. Вторичное закрепление. Актуализация опорных знаний.

Восстановление деформированного текста.  Работа в группах.

У каждой группы на столе карточка с заданием.

Учитель: - Ребята перед вами лежат карточки с заданием. Посмотрите, что нужно вам будет сделать? (Вставить пропущенные слова, с помощью слов подсказок)

 1 группа .Солнце начинает одолевать  …... . Рыхлеет,  ноздрится ,        

 становится серым …. . С…. свисают ледяные сосульки.( снег, зиму, крыш)        

2 группа. Натекают …..-  и уличные …… весело полощутся в них……         .          

 В садах звенят радостные  голоса …..  . (лужи ,синиц, воробышки)           

3 группа. По карнизам…., нежно воркуя, расхаживают степенные  ….  .             

  Послушайте как звенит по крышам ….. . (голуби, капель, домов)

4 группа.  …… прилетела к нам на солнечных крыльях.         

У неё строгий … работ. Первым делом она освобождает ….(весна, порядок,

землю)

5 группа. Ещё спит под снегом….  . А уже слышны  песенные переливы …... . Только изредка  нарушает тишину леса стук …… .(дятла, скворца, травка)

6 группа. Всю …. птицы  слетались стайкой к человеческому жилью.

  Мы заботились о них. А весной они порадуют нас …. . (зиму        , пением,

 стайкой)         

Учитель: - У нас получился ….. ? Ученик – Рассказ.

Учитель: - С помощью какой части речи?  У кого другое мнение? (имени существительного)

            VII. Итог урока.

Учитель: - Что нового вы узнали о существительных?

Учитель: -  О ком наш рассказ?

Учитель: - Птицы……Ученик (Это наши друзья)

- Добыли ли мы с вами новые знания на уроке?

            VIII. Чтение пословицы с экрана. Птица красна пеньем, а человек уменьем.

             iХ.Рефлексия.

Продолжите предложения.

Новым было…

Интересным было…

Трудным было…

Теперь я знаю….

Я не доволен….

X. Домашнее задание: с21, упражнение 304.

Используемая литература.

1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 3 кл. В двух частях, часть 2 - М. :Просвещение 2007.

2.Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и  фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова./ – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.- 944с.

                                   

 

                                   

                                   Самоанализ урока

      Урок входит в систему уроков, составлен согласно тематическому планированию уроков русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова.

       Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых  именах  существительных. Цель урока достигалась через решение задач урока. Дидактическая, обучающая задача, которая заключалась в  уточнении и дополнении знаний учащихся об имени существительном решалась при применении системы поисковых методов: моделировании, исследования, дидактической игры, проектирования. Развивающая задача решалась путём развития зрительной памяти, логического мышления, основных мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; познавательной активности учащихся. Воспитывающая задача  состояла в воспитании бережного отношения к птицам любви к родному краю.

       На протяжении всего урока  чётко просматриваются все этапы урока, учащиеся выполняли репродуктивные и творческие типы заданий. Учителем был использован субъективный опыт  учащихся, они выполняли действия по развёрнутой инструкции, осуществляли самопроверку и взаимопроверку использовали для самоконтроля схемы- модели.

         Дидактическим стержнем урока являлась преобразующая деятельность учеников,  общение учителя и учащихся строилось на позициях сотрудничества, доверительных отношений, соблюдался принцип «идти от детей». На уроке были созданы условия для высоко умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению. Учитель использовался работу учащихся в парах, в группах, с учебником , по карточкам, с опорой на материал презентации через применение компьютера. Учителем и учащимися был подготовлен дополнительный материал познавательный материал к уроку. На уроке были проведены две физминутки: двигательная и зрительная, в конце урока проведена рефлексия.

 

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Урок русского языка в 3 классе.(презентация)

Тема урока "Фонетика, состав слова"...

Модульный урок русского языка "Имя существительное" 3 класс. (Презентация)

Модульный урок русского языка "Имя существительное" 3 класс. (Презентация). Программа "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...

Урок русского языка. 2 класс. Презентация.

Правописание слов с разделительным мягким знаком....

Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/

Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...