урок русского языка 3 класс+презентация
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
урок русского языка"Одушевленные и не одушевленные имена существительные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.rar | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Протокол урока русского языка
в 3 классе по системе Л.В. Занкова.
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ№ 2 г. Строитель»
Азарова Ирина Тихоновна
Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Задачи:
-создать условия для обобщения и углубления знаний об имени существительном, выделять значение неодушевлённых предметов в художественных текстах;
- создать условия для развития познавательной активности учащихся;
- создать условия для организации проблемно – поисковой деятельности учащихся;
- создать условия для реализации метода взаимообучения;
- содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
- содействовать воспитанию любознательности, пытливости при получении знаний;
- создать условия для формирования интереса к изучению родного языка;
- создать условия для воспитания чувства ответственности и бережливого отношения к миру природы.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданием, музыкальный центр.
Ход урока.
- Организация позитивной мотивации. (коллизия)
Учитель: - Здравствуйте ребята!
Друзья, я надеюсь на вас!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Учитель - Зачем ученики приходят в школу, кататься на роликах? (нет, они приходят учиться)
Ученики в школе добывают новые знания. (чтение хором)\слайд\
Постановка целей урока через проблемную ситуацию и сообщение темы урока.
Минутка чистописания.
Учитель: - Определите, пожалуйста, какое слово написано на доске?
( в..р..б..й) (Воробей.)
Учитель: - К какой части речи вы бы его отнесли? (Это имя существительное)
Учитель: - Запишите это слово несколько раз на одной строке, проставив ударение.
II.Организация восприятия (целеполагание) / слайд/
Работа в парах.
Учитель: - Посмотрите на экран. Попробуйте прочитать эти слова.
/ на экране записаны слова: в.рона, з.бота, вет.р, с.л.вей, в.гон, п.тух, м.роз, л.мон, пр.фессия, с.рока, б.лет, с.ница/
Учитель: - Есть ли в них что-нибудь общее? (Это имена существительные)
Учитель: - Докажите. Как вы пришли к этому выводу? (Имена существительные отвечают на вопросы: кто? что?)
Учитель: - Можно эти слова разделить на две группы? (Да, одушевлённые предметы и неодушевлённые предметы)
Учитель: - Как вы разделили эти слова? (С помощью вопроса.)
Учитель: - Назовите тему урока. (Одушевлённые и неодушевлённые предметы)/слайд/
Учитель: - Сейчас мы с вами поработаем в парах.
Учитель: - Мы с вами выделили две группы предметов. Давайте запишем их в тетрадь по вариантам.
Учитель: - Молодцы! А теперь взаимопроверка. Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и проверьте, как ваши товарищи справились с написанием словарных слов. (Чтение детьми слов, с соблюдением постановки ударения и выделением безударных гласных.)
Учитель: - Кто сомневался в правильности написания слов, может обратиться к дереву, на котором вы видите буквы – подсказки. /Слайд/
- Исследовательская деятельность.
Познавательно – исследовательская игра «Угадай словечко».
Учитель: - Молодцы ребята, а теперь мы побудем немножко исследователями и поиграем в игру «Угадай словечко». Слова у нас будут имена существительные.
На доске записаны слова:
Лес- (лесник) Мясо- (мясник)
Сад- (садовник) Часы – (часовщик)
Школа – (школьник)
Дифференцированная работа
Вывод: Учитель: - Что происходило со значением слов? Ученики: Мы можем неодушевлённые существительные преобразовать в одушевлённые. Учитель: - Подберите свои подобные пары слов и с одушевлёнными существительными составьте предложение. В полученном предложении выделите грамматическую основу.
Чтение предложений детьми.
Учитель: - Молодцы ребята. А теперь мы немного отдохнём.
Физминутка. (гимнастика для глаз)/ слайд/
Учитель: - А теперь закройте глаза и послушайте ….
IV. Организация осмысления. Формирование новых знаний.
Звучит шум ветра. На экране картина зимнего пейзажа.
Учитель: - Вот север тучи нагоняя вдохнул, завыл
И вот сама идёт волшебница – зима (На экране картина зимнего пейзажа.)
- Пришла, раскинулась клоками, повисла на суках дубов … (слайд с картинкой)
Учитель: - О чем говорится в этом стихотворении? (О севере и зиме)
Учитель: - Что говорится о ветре? (Он завыл, дохнул) Предложите свои действия ветра.
Учитель: - Что говорится о зиме? (Она пришла, раскинулась, повисла) Кто может поспорить с мнением …?(слайд со словами)
Учитель:- Как вы считаете, в этом произведении, какие это существительные? (Одушевлённые)
Учитель: - Как вы, думаете, почему автор представляет их одушевлёнными? (Чтобы украсить своё произведение)
Учитель: - Правильно, в художественной литературе существует такой приём и вы с ним знакомы. Как он называется? (Олицетворение)
Учитель: - Вот видите, ребята как красив и богат русский язык.
V. Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Учитель: - Сейчас вы познакомитесь ещё с одним произведением, в котором автор «оживляет» неодушевлённые предметы.
- Откройте учебники на странице 21, найдите упражнение 302.
Прочитайте задание.
Мы с вами выполним это задание по вариантам. 1- вариант выпишет существительные мужского рода, 2- вариант женского рода.
1 вариант. (Дремлет лес; снег валит и стелет.)
2 вариант. Сосна подвязалася, понагнулась, оперлася; дорога убегает.)
Самопроверка.
Вывод: Ученики - Глаголы помогают сделать неодушевлённые существительные одушевлёнными.
Физминутка. / под пение птиц./
Учитель: - Скоро придёт весна, и птицы будут радовать нас своим пением.
- Сейчас послушаем сообщение о птичке, которое приготовил нам Павлик. А вы догадаетесь, кто эта птичка?
( Ученик) Слово …. восходит к древней основе вор. От неё образованы такие слова, как ворота, забор. Наверное, за то и получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, да заборах сидел.
- Что же это за птичка? / слайд/ Воробьи особенные птицы. Они самые многочисленные птицы нашей планеты. Никогда не живут в клетках и не попадают в западни птицеловов.
Учитель: - Названия, каких птиц ещё встречались вам на уроке? / слайд/
На территории Белгородской области живут более 20 видов представителей семейства воробьиных.
Учитель: - Трудно птицам переживать зиму. Как вы, ребята заботитесь о птицах зимой?
VI. Вторичное закрепление. Актуализация опорных знаний.
Восстановление деформированного текста. Работа в группах.
У каждой группы на столе карточка с заданием.
Учитель: - Ребята перед вами лежат карточки с заданием. Посмотрите, что нужно вам будет сделать? (Вставить пропущенные слова, с помощью слов подсказок)
1 группа .Солнце начинает одолевать …... . Рыхлеет, ноздрится ,
становится серым …. . С…. свисают ледяные сосульки.( снег, зиму, крыш)
2 группа. Натекают …..- и уличные …… весело полощутся в них…… .
В садах звенят радостные голоса ….. . (лужи ,синиц, воробышки)
3 группа. По карнизам…., нежно воркуя, расхаживают степенные …. .
Послушайте как звенит по крышам ….. . (голуби, капель, домов)
4 группа. …… прилетела к нам на солнечных крыльях.
У неё строгий … работ. Первым делом она освобождает ….(весна, порядок,
землю)
5 группа. Ещё спит под снегом…. . А уже слышны песенные переливы …... . Только изредка нарушает тишину леса стук …… .(дятла, скворца, травка)
6 группа. Всю …. птицы слетались стайкой к человеческому жилью.
Мы заботились о них. А весной они порадуют нас …. . (зиму , пением,
стайкой)
Учитель: - У нас получился ….. ? Ученик – Рассказ.
Учитель: - С помощью какой части речи? У кого другое мнение? (имени существительного)
VII. Итог урока.
Учитель: - Что нового вы узнали о существительных?
Учитель: - О ком наш рассказ?
Учитель: - Птицы……Ученик (Это наши друзья)
- Добыли ли мы с вами новые знания на уроке?
VIII. Чтение пословицы с экрана. Птица красна пеньем, а человек уменьем.
iХ.Рефлексия.
Продолжите предложения.
Новым было…
Интересным было…
Трудным было…
Теперь я знаю….
Я не доволен….
X. Домашнее задание: с21, упражнение 304.
Используемая литература.
1.Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 3 кл. В двух частях, часть 2 - М. :Просвещение 2007.
2.Ожегов С.И, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова./ – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1999.- 944с.
Самоанализ урока
Урок входит в систему уроков, составлен согласно тематическому планированию уроков русского языка в 3 классе по системе Л.В.Занкова.
Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Цель урока достигалась через решение задач урока. Дидактическая, обучающая задача, которая заключалась в уточнении и дополнении знаний учащихся об имени существительном решалась при применении системы поисковых методов: моделировании, исследования, дидактической игры, проектирования. Развивающая задача решалась путём развития зрительной памяти, логического мышления, основных мыслительных процессов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; познавательной активности учащихся. Воспитывающая задача состояла в воспитании бережного отношения к птицам любви к родному краю.
На протяжении всего урока чётко просматриваются все этапы урока, учащиеся выполняли репродуктивные и творческие типы заданий. Учителем был использован субъективный опыт учащихся, они выполняли действия по развёрнутой инструкции, осуществляли самопроверку и взаимопроверку использовали для самоконтроля схемы- модели.
Дидактическим стержнем урока являлась преобразующая деятельность учеников, общение учителя и учащихся строилось на позициях сотрудничества, доверительных отношений, соблюдался принцип «идти от детей». На уроке были созданы условия для высоко умственного и эмоционального тонуса, мотивации к учению. Учитель использовался работу учащихся в парах, в группах, с учебником , по карточкам, с опорой на материал презентации через применение компьютера. Учителем и учащимися был подготовлен дополнительный материал познавательный материал к уроку. На уроке были проведены две физминутки: двигательная и зрительная, в конце урока проведена рефлексия.
6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку
Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...
Урок русского языка в 3 классе.(презентация)
Тема урока "Фонетика, состав слова"...
Модульный урок русского языка "Имя существительное" 3 класс. (Презентация)
Модульный урок русского языка "Имя существительное" 3 класс. (Презентация). Программа "Начальная школа XXI века"...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...
Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация
Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...
Урок русского языка. 2 класс. Презентация.
Правописание слов с разделительным мягким знаком....
Урок русского языка "Значения фразеологизмов" во 2 классе+презентация. УМК "Начальная школа XXI века". Урок опубликован на сайте "Первое сентября." http://festival.1september.ru/articles/653173/
Данный урок является вторым уроком по теме “Фразеологизмы” в программе русского языка 2-го класса “Начальная школа ХХI век” автор С.В. Иванов...