Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. Школа 2100
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) на тему
Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа 2100» для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._russkiy_yazyk._1_klass..docx | 127.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
(для четырёхлетней начальной школы)
Программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК «Школа 2100» для 1–4 кл., авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, О.В. Чиндиловой и др.
I. Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели
обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4)воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно - языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения
-овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
-овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
-овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
-приобретение и систематизация знаний о языке;
-овладение орфографией и пунктуацией;
-раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
-развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач
используется УМК «Школа 2100» по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого - звуковой и звуко - буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что - то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
Содержание работы над разделами «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Раздел «Слово»
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м классе происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко - буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
2) правильно писать слова с изученными орфограммами;
3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
4) находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
4) разделительные ь и ъ;
5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
6) проверяемые буквы согласных на конце слова;
7) пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык.
Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного
овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 1-м классе в курсе обучения грамоте дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы(1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.
В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с
детьми по курсу риторики. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения.
Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русского языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.
Отличие данной программы заключается в том, что:
1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации. 6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 660 часов (1класс: 5 часов в неделю, 165 часов в год; 2 класс: 5 часов в неделю, 165 часов в год; 3класс: 5 часов в неделю, 165 часов в год; 4 класс: 5 часов в неделю, 165 часов в год).
Результаты изучения предмета:
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
– обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат текстыучебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
– находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
II.Содержание учебного предмета «Русский язык»
Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово,предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.
В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).
В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению.
Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).
В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.
В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца.
Языковая пропедевтика в период обучения грамоте
В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.
Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные обозначения мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и); ь и ъ разделительные.
Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу).
Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.
Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).
Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью в речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.
Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком и многоточием в конце предложения. В ходе чтения текстов происходит практическое знакомство с обращением; даётся общее понятие о тексте.
Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.
Работа с текстом
На материале текстов «Букваря» и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) – системы приёмов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:
I. Работа с текстом до чтения.
1. Самостоятельное чтение детьми ключевых слов и словосочетаний, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.
2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (самостоятельное чтение детей про себя, или чтение учителя, или комбинированное чтение).
2. Выявление первичного восприятия (короткая беседа).
3. Перечитывание текста. Словарная работа по ходу чтения. Учитель ведёт «диалог с автором», включая в него детей; использует приём комментированного чтения.
III. Работа с текстом после чтения.
1. Обобщающая беседа, включающая смысловые вопросы учителя ко всему тексту.
2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.
3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.).
Русский язык и развитие речи
(5 часов в неделю)
Повторение и систематизация пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходило в курсе обучения грамоте.
Слово.
Звуки речи (гласные – ударные и безударные) согласные (звонкие и глухие, парные и непарные; твёрдые и мягкие, парные и непарные), слог, ударение.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Алфавит.
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн.
Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.
Однокоренные слова. Корень слова.
Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что сделал?
Предложение. Текст.
Признаки предложения, оформление предложения на письме.
Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.
Каллиграфия. Закрепление навыков письма в одну линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка написания букв и соединений, отработка написаний, в которых дети допускают ошибки.
III. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Русский язык (5 часов в неделю)
№ уро ка | Дата | Тема | Кол-во часов | ТСО, ИКТ, наглядность | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |||||
По ка- лен- дарю | Факт. | |||||||||
«Говорим, рассказываем…» (16ч) | ||||||||||
1 четверть – 45 ч. | ||||||||||
1 | 1.09 | Календарь и календарные праздники. Знакомство с прописями. | 1 | Календарные праздники, Государственный герб РФ, Государственный флаг РФ, «Букварь»(с.4-5) | Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и в других общественных местах. Практическая работа: составить режим дня. Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с | |||||
2 | 3.09 | Слова – названия. Правила письма. | 1 | Набор предметных картинок (животные и растения), набор сюжетных картинок «Времена года», «Букварь»(с.6-7) | ||||||
3 | 4.09 | Предложение. Прямые и наклонные вертикальные линии. | 1 | Предметные картинки, аудиозапись «Звуки леса», «Букварь»(с.8-9) | ||||||
4 | 5.09 | Слово и предложение. Обведение по контуру, штриховка. | 1 | Иллюстр.: город, деревня, предметные картинки, «Букварь»(с.10-11) | ||||||
5-6 | 6.09 7.09 | Текст. Обведение по контуру, штриховка в разных направлениях. | 2 | Предметные картинки, «Букварь»(с.12-13) | ||||||
7 | 10.09 | Звуки речи. Текст. Обведение по контуру, штриховка в разных направлениях. | 1 | Предметные картинки, «Букварь»(с.14-15) | ||||||
8 | 11.09 | Предложение. Текст. Обведение по контуру и письмо овалов. | 1 | Иллюстр.с изобр.цирковых выступлений, артистов цирка, дрессиров.жив-х, «Букварь»(с.16-17) | Иллюстр.с изобр.цирковых выступлений, артистов цирка, дрессиров.жив-х | |||||
9-10 | 12.09 13.09 | Предложение. Текст. Письмо наклонных линий и овалов. | 2 | Сюжетная картинка по развитию речи «Рыбаки»,«Букварь»(с.18-19) | ||||||
11 | 14.09 | Предложение. Текст. Письмо наклонных с петлёй внизу и вверху. | 1 | Таблички со знаками препинания (.,!,?), иллюстр. «Лукоморье», «Букварь»(с.20-21) | ||||||
12 | 15.09 | Упражнение в обведении по контуру и штриховке. | 1 | Рис.Буратино, книга А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Букварь»(с.22-23) | ||||||
13 | 16.09 | Гласные звуки. Письмо прямой с закруглением внизу. | 1 | Рис. «домики для гласных», «Букварь»(с.24-25) | ||||||
14-15 | 17.09 18.09 | Гласные звуки. Слоги. Письмо е-образных элементов. | 2 | Книги рус.нар.сказок, «Букварь»(с.26-27) | источниками информации. | |||||
16 | 19.09 | Ударение. Письмо прямой с закруглением вверху и внизу | 1 | Предмет.картинки, «Букварь»(с.28-29) | Овладевать аккуратным, разборчивым письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Характеризовать гласные звуки (ударные и безударные) рус.яз. | |||||
17 | 20.09 | Ударные и безударные слоги. Письмо основных графических элементов. | 1 | Предм.карт.для игры в «Магазин», «Букварь»(с.30-31), таблица «Перенос слов» | ||||||
18 | 21.09 | Слог. Гласный звук. Ударение. Письмо прямых и наклонных линий. | 1 | Предм.карт., «Букварь»(с.32) | ||||||
19-21 | 24.09 25.09 26.09 | Закрепление изученных графических элементов букв. | 3 | Предметные картинки | ||||||
«Учим буквы – учимся читать»( 102ч) | ||||||||||
22-23 | 27.09 28.09 | Строчные буквы и, г, п. | 2 | «Букварь»(с.34 - 35), образцы букв, предметные картинки | Делить слово на слоги, обозначать ударный слог. Определять направление движения при письме различных письменных элементов. Различать и использовать разные виды штриховки. Ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.Овладевать начертанием письменных букв. Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм. Писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с произношением. Усваивать приёмы и последовательность правильного списывания текста. Понимать функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки(абзаца). Запоминать правила правописания и применять их при письме. Использовать на письме разделительные ъ и ь.
Восстанавливать деформированный текст. Сопоставлять синонимы и антонимы.
Различать однокоренные слова. Разбирать слова по составу. Классифицировать слова по вопросам. Распознавать имена собственные. Определять род слов. Отличать слова – местоимения от других слов. Распознавать предлоги и правильно их писать с словами. Отличать предлоги от приставок. Самостоятельно составлять предложение. Запоминать названия и последовательность букв русского алфавита. Выделять звук в слове. Находить слова с заданным звуком. Различать звуки и буквы: буква как знак звука. Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие, парные и непарные; буквы гласных как показатель твердости м- мягкости согласных звуков. Обозначать букву соответствующей схемой. Определять парные и непарные по глухости – звонкости согласные звуки. Делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударными схемами. | |||||
24-25 | 1.10 2.10 | Строчные буквы т, р. | 2 | Образец букв, предметные картинки | ||||||
26 | 3.10 | Строчная буква о. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.36 - 37), предметные картинки | ||||||
27 | 4.10 | Письмо слов и слогов с изученными буквами. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.38 - 39), предметные картинки | ||||||
28-29 | 5.10 8.10 | Заглавная и строчная буквы Оо. | 2 | Образец букв, предметные картинки,«Букварь»(с.40 - 41) | ||||||
30 | 9.10 | Строчная буква а. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.42 - 43), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
31 | 10.10 | Строчная буква ы. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.44 - 45), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
32 | 12.10 | Заглавные буквы Г, П, Т, Р. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.46 - 47), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
33-34 | 15.10 16.10 | Заглавная буква И. | 2 | Образец буквы, «Букварь»(с.48 - 49), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
35 | 17.10 | Согласная строчная буква н. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.50 - 51), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
36 | 18.10 | Согласная строчная буква к. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.52 - 53), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
37 | 19.10 | Написание букв, слогов и слов с изученными буквами. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.54 - 55), предметные картинки, карточки со слогами. | ||||||
38 | 22.10 23.10 | Местоимение. | 2 | Образец букв, «Букварь»(с.54), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Местоимение» | ||||||
39 | 24.10 | Заглавная и строчная буквы Уу. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.56 - 57), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
40 | 25.10 | Виды предложений. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.58 - 59), предметные картинки, таблица «Виды предложений» | ||||||
41 | 29.10 | Согласная строчная буква с. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.60 - 61), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
42-43 | 30.10 31.10 | Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 2 | Образец букв, «Букварь»(с.62 - 63), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
44 | 6.11 | Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 1 | Образец букв, предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
45 | 7.11 | Предлоги. Слова, отвечающие на вопрос как? | 1 | «Букварь»(с.64 - 65), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Правописание предлогов» | ||||||
2 четверть – 40 ч. | ||||||||||
46 | 8.11 | Предлоги. Слова, отвечающие на вопрос как? | 1 | «Букварь»(с.64 - 65), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Правописание предлогов» | ||||||
47 | 9.11 | Предлоги. Слова, отвечающие на вопрос как? | 1 | «Букварь»(с.64 - 65), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Правописание предлогов» | ||||||
48 | 12.11 | Предлоги. Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 1 | Таблица «Правописание предлогов» | ||||||
49 | 13.11 | Строчные согласные буквы л, м. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.66 - 67), предметные картинки, карточки со слогами. | ||||||
50 | 14.11 | Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 1 | Образец букв. | ||||||
51 | 15.11 | Заглавные буквы К, Н | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.70 - 71), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
52 | 16.11 19.11 | Заглавные буквы К, Н | 2 | Образец букв, предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
53 | 20.11 | Заглавная и строчная С,с. Корень. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.72 - 73), предметные картинки, , таблица «Однокоренные слова» | ||||||
54 | 21.11 | Заглавная и строчная С,с. Корень. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.72 - 73), предметные картинки, таблица «Однокоренные слова» | ||||||
55 | 22.11 | Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 1 | Образец букв | ||||||
56 | 23.11 | Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 1 | Образец букв | ||||||
57 | 26.11 | Многоточие. | 1 | Образец букв | ||||||
58 | 27.11 | Заглавные буквы Л,М. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.78 - 79), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
59 | 28.11 | Заглавные буквы в словах и предложениях. | 1 | Образец букв | ||||||
60 | 29.11 | Строчная согласная буква ш. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.80 – 81), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
61 | 27.11 | Срочная согласная буква ш. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.80 – 81), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
62 | 30.11 | Заглавная буква Ш. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.82 – 83), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
63 | 3.12 | Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 1 | Образец букв, предметные картинки | ||||||
64 | 4.12 | Выборочное списывание. | 1 | |||||||
65 | 5.12 | Заглавная буква А. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.90 – 91), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
66 | 6.12 | Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 1 | Образец букв, предметные картинки | ||||||
67 | 7.12 | Строчная буква д. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.92- 93), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
68 | 10.12 | Строчная буква д. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.94- 95), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
69 | 11.12 | Упражнения в письме букв, слогов, слов, предложений. | 1 | |||||||
70 | 12.12 | Строчная буква в. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.96- 97), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
71 | 13.12 | Заглавная буква Д. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.96- 97), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
72 | 14.12 | Заглавная буква В. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.98- 99), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
73 | 17.12 | Строчная гласная буква е. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.100- 101), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
74 | 18.12 | Строчная гласная буква е. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.102- 103), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
75 | 19.12 | Обучение списыванию с печатного образца. | 1 | Предметные картинки, карточки со слогами. | ||||||
76 | 20.12 | Строчная гласная буква ё. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.104- 105), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
77 | 21.12 | Заглавные буквы Е,Ё. Суффиксы. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.106- 107), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Суффиксы» | ||||||
78 | 24.12 | Заглавные буквы Е,Ё. Приставки. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.108- 109), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Правописание приставок» | ||||||
79 | 25.12 | Заглавные буквы Е,Ё. Приставки. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.108- 109), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Правописание приставок» | ||||||
80 | 26.12 | Списывание с печатного образца. | 1 | |||||||
81 | 27.12 | Списывание с печатного образца. | 1 | |||||||
82 | 28.12 | Строчная буква б. Однокоренные слова. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.110- 111), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
3 четверть – 40 ч. | ||||||||||
83 | 14.01 | Строчная буква б. Однокоренные слова. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.112- 113), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Однокоренные слова», «Состав слова» | ||||||
84 | 15.01 | Обучение выборочному творческому списыванию текста. | 1 | |||||||
85 | 16.01 | Заглавная буква Б. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.114- 115), предметные картинки, карточки со слогами | Сопоставлять слова, различающиеся одним звуком. Воспроизводить звуковую форму слога и слова по его буквенной записи (чтение). Соотносить прочитанные слова и картинки. Находить слово в группе слов по его лексическому значению. Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Наблюдать над значением слова. Различать слова и предложения. Работать с предложением: выделять слова, изменять их порядок, распространять и сокращать предложения. Запоминать правила правописания и применять их при письме: обозначение букв гласных после шипящих в позиции под ударением (ча-ща, чу-щу, жи-ши) ; звглавная буква в начале предложения, в именах собственных; раздельное написание слов; перенос слов без стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения. Использовать на письме разделительный Ь и Ъ. Восстанавливать деформированный текст. Сокращать, изменять текст повествовательного характера из прописи. Определять и объяснять значение слова в тексте. Различать однозначные и многозначные слова. Различать прямое и переносное значение слов. | |||||
86 | 17.01 | Строчная буква з. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.116- 117), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
87 | 18.01 | Заглавная буква З. Звонкие и глухие согласные. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.118- 119), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
88 | 21.01 | Строчная буква я. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.120- 121), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
89 | 22.01 | Заглавная буква Я. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.122- 123), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
90 | 23.01 | Заглавная буква Я. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.122- 123), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
91 | 24.01 | Строчная буква х. Слова – междометия. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.124- 125), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
92 | 25.01 | Строчные буквы х,ж. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.126- 127), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
93 | 28.01 | Заглавные буквы Х,Ж. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.128- 129), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
94 | 29.01 | Строчная и заглавная буквы й,Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 | Образец букв, предметные картинки, таблица «Имя прилагательное» | ||||||
95 | 30.01 | Строчная и заглавная буквы й,Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? | 1 | Образец букв, предметные картинки, таблица «Имя прилагательное» | ||||||
96 | 31.01 | Строчная буква ч. Сочетания ча , чу. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.132- 133), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Сочетания ча – ща, чу - щу» | ||||||
97 | 1.02 | Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто?что? | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.134- 135), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Сочетания ча – ща», «Имя существительное» | ||||||
98 | 4.02 | Строчные буквы ц,щ. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.136- 137), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Имя существительное» | ||||||
99 | 5.02 | Заглавные буквы Ц,Щ. Сочетания ща ,щу. | 1 | Образец букв, «Букварь»(с.138- 139), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Сочетания ча – ща, чу - щу» | ||||||
100 | 6.02 | Списывание с печатного образца. | 2 | |||||||
101 | 7.02 | Строчная буква ф. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.140- 141), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
102 | 8.02 | Заглавная буква Ф. Заглавная буква в словах. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.142- 143), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
103 | 11.02 | Строчная буква э. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.144- 145), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
104 | 12.02 | Заглавная буква Э. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.146- 147), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
105 | 13.02 | Упражнения в написании слов с буквами парных согласных звуков на конце. | 1 | Образецы букв, «Букварь»(с.144- 145), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
106 | 14.02 | Строчная буква ю. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.148- 149), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
107 | 15.02 | Заглавная буква Ю. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.150- 151), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
108 | 18.02 | Буква ь. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.152- 153), предметные картинки, карточки со слогами | ||||||
109 | 19.02 | Разделительный ь. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с.154), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Разделительный ь». | ||||||
110 | 20.02 | Буква ъ. Разделительный ъ. | 1 | Образец буквы, «Букварь»(с. 155), предметные картинки, карточки со слогами, таблица «Разделительный ъ». | ||||||
111 | 21.02 | Алфавит. | 1 | Алфавит. | ||||||
112 | 22.02 | Алфавит. | 1 | Алфавит. | ||||||
113 | 25.02 | Алфавит. | 1 | Алфавит. | ||||||
114 | 26.02 | Сочетания жи – ши. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк - чн» | ||||||
115 | 27.02 | Сочетания ча –ща, чу – щу, чк – чн. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк - чн» | ||||||
116 | 28.02 | Сочетания жи – ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк - чн» | ||||||
117 | 1.03 | Работа с текстом. | 1 | |||||||
118 | 4.03 | Работа с текстом. | 1 | |||||||
Русский язык Слово (36ч) | ||||||||||
119 | 5.03 | Гласные звуки и буквы. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», карт.со словарным словом | Знакомиться с новым учебником. Читать и понимать смысл заданий к упражнениям. Выполнять задания в нужной последовательности. Проверять себя по учебнику.
Выделять звуки в слове. Находить слова с заданными звуками. Характеризовать звуки. Ставить ударение, делить слова на слоги. Соотносить слова со слогоударной схемой. Находить однокоренные слова в группе слов. Разбирать слова по составу. Подбирать проверочные слова. Писать прописные и строчные буквы, сравнивать написанное с образцом. Записывать под диктовку отдельные слова и предложения. Списывать слова и предложения в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Списывать текст в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Составлять и читать схему предложения, конструировать предложение по схеме. Различать однокоренные слова. Выделять в слове корень, приставку, суффикс. Понимать и объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые слова (однокоренные) с помощью приставок и суффиксов. Разбирать доступные слова по составу. Классифицировать слова по вопросам (кто? что? какой?...что делать?) Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Распознавать имена собственные. Различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам. Отличать слова-местоимения от других слов. Распознавать предлоги запомнить наиболее употребительные предлоги. | |||||
120 | 6.03 | Гласные звуки и буквы. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», карт.со словарным словом | ||||||
121 | 7.03 | Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков. | 1 | Толковый словарь, предметные картинки | ||||||
122 | 11.03 | Согласные звуки и буквы. | 1 | Таблица «Правописание парных согласных, карт.со словарным словом | ||||||
123 | 12.03 | Звуки и буквы. | 1 | Карт.с заданиями для индивид.работы | ||||||
124 | 13.03 | Звуки и буквы. | 1 | Карт.с заданиями для индивид.работы | ||||||
125 | 14.03 | Слоги и ударение. | 1 | Предметные картинки | ||||||
126 | 15.03 | Слоги и ударение. | 1 | Рис.птиц | ||||||
127 | 18.03 | Перенос слов. | 1 | Таблица «Перенос слов», | ||||||
128 | 19.03 | Перенос слов. | 1 | Таблица «Перенос слов», | ||||||
129 | 20.03 | Диктант «Весна». | 1 | Рис. «Весна» | ||||||
130 | 21.03 | «Пишу правильно». | 1 | |||||||
131 | 22.03 | Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков. | 1 | Табл. «Гласные буквы обозначающие мягкость согласных» | ||||||
4 четверть – 40 ч. | ||||||||||
132 | 1.04 | Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков. | 1 | Табл. «Гласные буквы обозначающие мягкость согласных» | ||||||
133 | 2.04 | Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков. | 1 | Табл. «Гласные буквы обозначающие мягкость согласных» | ||||||
134 | 3.04 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью буквы ь. | 1 | Таблица «Мягкий ь», карточки со словами | ||||||
135 | 4.04 | Написание большой буквы и разделительного ь в словах. | 1 | Таблица «Мягкий ь», карточки со словами | ||||||
136 | 5.04 | Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному: с большой и с маленькой буквы. | 1 | Карт.со словар.словом, предм.карт.,таблица «Заглавная буква» | ||||||
137 | 8.04 | Написание слов с большой буквы и слов с разделительным ь. | 1 | Карт.со словар.словом, предм.карт. ,таблица «Заглавная буква» | ||||||
138 | 9.04 | Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК – ЧН. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк - чн» | ||||||
139 | 10.04 | Правописание слов с сочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК – ЧН. | 1 | Таблица «Сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк - чн», предм.карт., карт.со словар.словами | ||||||
140 | 11.04 | Корень. | 1 | Таблица «Однокоренные слова», «Состав слова», карт.со словар.словами | ||||||
141 | 12.04 | Корень. | 1 | |||||||
142 | 15.04 | Однокоренные слова. | 1 | Таблица «Однокоренные слова», «Состав слова», карт.со словар.словами | ||||||
143 | 16.04 | Однокоренные слова. | 1 | |||||||
144 | 17.04 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Состав слова» | ||||||
145 | 18.04 | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Состав слова» | ||||||
146 | 19.04 | Подбор проверочных слов к словам с безударной гласной в корне. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», карт.с заданиями | ||||||
147 | 22.04 | Написание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. | 1 | Таблица «Безударные гласные в корне», «Состав слова», карт.со словар.словами | ||||||
148 | 23.04 | Диктант «Птицы». | 1 | |||||||
149 | 24.04 | «Пишу правильно». | 1 | |||||||
150 | 25.04 | Слова, написание которых надо запомнить. | 1 | Карт.со словар.словами, предм.картинки | ||||||
151 | 26.04 | Слова, написание которых надо запомнить. | 1 | Карт.со словар.словами, предм.картинки | ||||||
152 | 29.04 | Слова, написание которых надозапомнить. | 1 | Карт.со словар.словами, предм.картинки | ||||||
153 | 30.04 | Слова, написание которых надо запомнить. | 1 | Карт.со словар.словами, предм.картинки | ||||||
154 | 2.05 | Слова, написание которых надо запомнить. | 1 | Карт.со словар.словами, предм.картинки | ||||||
Предложение. Текст(11ч) | ||||||||||
155 | 3.05 | Предлог. Предложение. | 1 | Таблица «Правописание предлогов» | ||||||
156 | 6.05 | Предлог. Предложение. | 1 | Таблица «Правописание предлогов» | ||||||
157 | 7.05 | Предлог. Предложение. | 1 | Карточки с заданиями | ||||||
158 | 8.05 | Контрольный диктант «Каркуша». | 1 | |||||||
159 | 10.05 | «Пишу правильно». | 1 | |||||||
160 | 13.05 | Правила оформления предложений на письме. | 1 | Таблица «Заглавная буква в словах» | ||||||
161 | 14.05 | Правила оформления предложений на письме. | 1 | Карточки с заданиями | ||||||
162 | 15.05 | Правила оформления предложений на письме. | 1 | Таблица «Заглавная буква в словах» | ||||||
163 | 16.05 | Правила оформления предложений на письме. | 1 | Карточки с заданиями | ||||||
164 | 17.05 | Чему мы научились за год. | 1 | Карточки с заданиями | ||||||
165 | 20.05 | Чему мы научились за год. | 1 | Карточки с заданиями |
IV. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Русский язык»
Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется УМК «Школа 2100» по русскому языку издательства «Баласс».
Обучение грамоте и пропедевтический курс русского языка обеспечиваются:
учебником для первоклассников «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина). - М.: Баласс, 2011.
комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные пальчики» (автор О.В. Пронина). - М.: Баласс, 2011.
«Тетрадью для печатания» (авторы О.В. Пронина, Е.П. Лебедева, О.Ю. Мальцева). - М.: Баласс, 2011.
комплектом наглядных пособий;
методическим пособием для учителя «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» (под ред. Е.В. Бунеевой). - М.: Баласс, 2011.
Обучение русскому языку обеспечивается учебниками и пособиями:
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык (первые уроки)» учебник для 1-го класса.-Изд.4-е, -М.: Баласс; Школьный дом, 2011.-64с.:ил.(образовательная система «Школа 2100»)
Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева «Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык (первые уроки)». - М.: Баласс, 2011.
Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (составители) «Слова с непроверяемыми написаниями». Пособие в виде карточек к учебникам «Русский язык» для 1–4-го классов;
Е.В. Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, М.А. Яковлева. «Русский язык», 1–2 классы. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2011.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Русский язык».
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся:
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
компьютеры.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
– орфографический и пунктуационный тренинг;
– редактирование (взаиморедактирование);
– создание текста, его коллективное обсуждение;
–создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.), в том числе для представления результатов проектной деятельности.
Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов (компьютер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс.
§1.Пояснительная записка.§2.Личностные,метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.§3.Содержание учебного предмета "Русский язык" §4.Система контроля в курсе русского языка....
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по русскому языку УМК "Школа 2100" 2 класс...
Рабочая программа по русскому языку УМК" Школа 2100" 2 класс
Учебно-тематическое планирование по русскому языку.1.Пояснительная записка.2.Календарно-тематическое планирование 2 кл....
Рабочая программа по русскому языку (ОС "Школа 2100") в 4 классе
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает основные разделы: титульный лист, пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, т...
Рабочая программа по русскому языку ОС Школа 2100 3 класс
Данная программа по структуре и по содержанию полностью соответствует требованиям ФГОС ....
Рабочая программа по русскому языку ОС "Школа 2100" 4 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 4 класса Образовательная система «Школа 2...
Рабочая программа по русскому языку УМК Школа 2100 3 класс
Рабочая программа по русскому языку 3 классУМК Школа 2100в неделю 3 часа, за год 102 ч.по учебнику "Русский язык" Е.В.Бунеевой, Р.Н. Бунеева, О.В.Прониной, О.В. Чиндиловой....