Рабочая программа ФГОС по русскому языку УМК "Перспектива", 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Грибанова Ирина Николаевна

В рабочей программе прописаны основные рекомендуемы нормативные документы. Задачи обучения русскому языку на начальном этапе, которые позволяет реализовывать коммуникативно-познавательная направленность курса.

Программа также отражает основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся 1 класса по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkiy_yazyk_1_klass.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку

      Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
  3. Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  4. Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
  5. Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

Программа является авторской.

              Программа и материал УМК рассчитан на 48 часов в год, 5 часов в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).

            Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.

             Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.

             Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речевой деятельности, поэтому в курсе выделены уроки развития речи – 1 час в две недели, 5 часов в год.

            Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

        Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.

        Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. Учащиеся, начиная с 1 класса, получают первые элементарные представления о системе языка. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.

        Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).

        Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.

        Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.

        Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.

        Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).

        Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  1. развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  2. обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  3. пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  4. формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  5. обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  6. развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  7. развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

        Учащиеся должны иметь представление о речевом этикете и особенностях речевого поведения в различных ситуациях общения.

     К концу 1 класса учащиеся должны знать:

  1. все буквы русского алфавита;
  2. наизусть 5-10 небольших стихотворений.

К концу 1 класса учащиеся должны иметь элементарные представления об особенностях речевого общения.

К концу 1 класса учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и взрослым;
  2. выслушивать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддерживать разговор репликами и вопросами;
  3. проводить звуковой анализ слов;
  4. различать гласные и согласные звуки и буквы, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые звуки в слове, обозначать мягкость согласных с помощью букв (е,ё,и,ю,я) и мягкого знака, определять ударный слог в слове;
  5. списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в словах;
  6. употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения;
  7. писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12-15 слов;
  8. самостоятельно составлять и записывать текст из 2-3 предложений на определённую тему;
  9. читать со скоростью не менее 30-35 слов в минуту небольшие тексты.
  10. основные отличия звуков от букв (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
  11. признаки гласных и согласных звуков.

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
  2. выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
  3. проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые звуки в слове, обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;
  4. писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
  5. списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;
  6. употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
  7. грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12—15 слов;
  8. самостоятельно составлять и записывать тексты из 2—3 предложений по опорным словам, на определенную тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету"Русский язык" 3 класс система Занкова Л.В. с учётом требований ФГОС (учебник Поляковой А.В.)

Рабочая  программа предмета "Русский язык" 3 класс, система Занкова Л.В. разработана с использованием авторской программы Поляковой А.В. , Песняевой Н.А..; программы Нечаевой Н.В.. Соответствует ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку  для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана  на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 1 класс. Школа России. ФГОС

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной  программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( ...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс. Школа России. ФГОС

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной  программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( ...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 3 класс. Школа России. ФГОС

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку, авторской учебной  программы «Русский язык» Канакиной В. П., Горецкого В. Г., М.В. Бойкиной ( ...

Рабочая программа по курсу "Русский язык" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Рабочая программа по предмету "Русский язык".Пояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты освоения программы.Систе...

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 3 класс УМК "Школа России" по ФГОС

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 3 кл. к учебнику В.П. Канакиной, УМК "Школа России" по ФГОС. Программа рассчитана на 170 учебных часов (5 уроков в неделю)....