Урок Листопад
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Бинарный крок русского языка и технологии для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_listopad.rar2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Бинарный урок русского языка и изобразительного искусства «Листопад»

2 класс

 Составила: Омельченко Н.И.

 Цели урока:

 • Учить выявлять смысловую часть между предложениями текста.

 • Определять тему и главную мысль текста.

 • Списывать текст без ошибок, каллиграфическим почерком

 • Развивать творческие способности

 • Формировать эстетическое отношение к окружающему миру

 • Расширять познания в области композиции

 • Умение работать в коллективе.

 Задачи урока:

 • Составить текст из предложений, озаглавить его.

 • Выполнить коллективную художественную композицию «Листопад».

 Оборудование урока:

 • Репродукции картин с осенними пейзажами.

 • Музыкальное сопровождение.

 • Акварель, баночка с водой, кисти, фломастеры и карандаши.

 • Стенд с изображением стволов деревьев.

 • Букеты из сухих листьев.

 • Трафареты листьев, вырезанные из бумаги.

 • Клеенка и тряпочки для рук.

 

 Ход урока:

Русский язык

 I. Подготовительная работа.

 — Прочитайте предложения на доске.

 Маленькая льдина быстро плыла по реке. Частые хлопья снега падали на землю. Далеко видны во ржи голубые и синие цветки васильков.

 _ Связаны ли эти предложения по смыслу? Для ответа на вопрос посмотрим, о чем и что говорится в каждом предложении: в первом — о льдине, во втором – о хлопьях снега, в третьем — о васильках.

 ((Предложения не связаны по смыслу. Каждое следующее предложение не развивает мысль предыдущего, а выступает самостоятельно. Каждое повествует о своем. Мы можем сказать, что они не объединены одной темой.)

 II. Смысловая связь между предложениями в тексте.

 — Прочитайте следующее предложение.

 (Предложения записаны на доске, у каждого ребенка напечатаны на листочках).

Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Леса моросили дождем облетевшей листвы.

 — Можно ли считать прочитанное текстом? Почему нельзя считать эту группу предложений текстом, хотя говорится об одном предмете – об осенних листьях?

 — Да здесь нарушена последовательность в изложении мысли. Значит, предложения надо переставить местами, чтобы получился связный текст. Составим правильно текст.

 — Сначала определим, тему текста. О чем говорится в тексте? (о листопаде)

 — Какое предложение надо поставить на первое место? (Начался листопад.).

 — Что такое листопад? Поясните образование этого слова. (Листья падают).

 — Значит, какое предложение может быть вторым в нашем тексте? (Листья падали дни и ночи.)

 — Прочитайте предложения, в которых есть описание листопада. Расставьте предложения по порядку, объясните ваш выбор.

 — Подготовимся к записи получившегося текста: перечитываем по предложениям и объясняем значение отдельных слов (отвесно, моросили).

 — Определим главную мысль текста. Что именно говорится о листьях? С чем сравнивают листопад? (с дождем из листвы).

 III. Самостоятельная работа детей (списывание).

 — Озаглавьте текст по теме или главной мысли (листопад, дождь из листвы и т.д.). Запишите заголовок и перепишите восстановленный текст.

 — Итак, что такое текст? (Текст – это группа предложений, связанных друг с другом по смыслу. В тексте предложения расположены последовательно.)

Физкультминутка (дыхательная гимнастика «Ветерок»):

Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок). Руками покажем, как падают листья.

 Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть листочек (подул нежный ветерок)

 Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову – резкий выдох (сильный ветерок, листья закружились).

 — Понравился текст? Почему многие писатели называют осень художником? (осенью листья на деревьях становятся разноцветными, в природе появляется много красок).

 — А давайте мы с вами попробуем создать свой листопад.

Изобразительное искусство

 IV. Подготовительная работа.

 -Подготовьте рабочее место для работы с красками, положите клеенку и трафареты с листьями. Откройте краски.

 — Мы узнаем осень сразу! Почему? (по листьям на деревьях)

 — Сейчас вы познакомились с прекрасным описанием листопада. Красоту надо уметь замечать. Мир полон украшений, посмотрите в окно, как «художник-осень» раскрасил листья на деревьях. Мастер украшений учится у природы и помогает увидеть ее красоту. На уроке мы выполним работу, которую назовем «Листопад». Нас так много и каждый из нас сможет стать осенним листочком. А потом наши листья закружатся в танце осени.

 Вам необходимо вспомнить какие приемы работы акварелью вы знаете. ( По мокрому листу, по сухому листу, мазками, контурная заливка цветом)

 — Какие еще материалы можно использовать на уроке? (фломастер и карандаш)

 V. Демонстрация разных приемов работы с акварелью учителем.

 VI. Основной этап работы.

 — Для правильного выполнения работы нам необходимо помнить об этих приемах. Взяли листочки, намочили их водой и попробовали превратиться в Художника–Осень.

 Творческая работа учащихся (под музыку П.И.Чайковского «Времена года»)

 По окончанию работы учащиеся создают коллективную композицию на общем стенде с изображенными деревьями.

 VII. Итог урока.

 Обсуждение общей композиции и соответствие получившейся работы раннее написанному тексту.

 -Давайте еще раз прочитаем текст и посмотрим удалось ли каждому нашему листочку занять свое место в осеннем вихре листопада?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок И.А. Бунин "Листопад".

Урок был дан в 4 классе. Контингент учащихся отличается достаточно высоким (выше среднего) уровнем познавательных способностей. Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первон...

Урок листопада

Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Мы знаем, насколько ж...

Сценарий праздника "Урок листопада""

Сценарий праздника "Урок листопада"" с участием всех учащихся начальной школы, с проведением конкурса чтецов...

Открытый урок по окружающему миру на тему "Листопад, листопад - листья желтые летят"

Описание изменений в природе с наступлением осени и повторение знаний времен года , работа с наглядным материалом...

"А дальше, ребята, урок листопада..." (Валентин Берестов)

В статье представлены размышления педагога-психолога о том, на что в особенности стоит обратить внимание родителям при поступлении в первый класс....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят».

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе. Тема: «Листопад, листопад, листья желтые летят»....