"А дальше, ребята, урок листопада..." (Валентин Берестов)
статья (1 класс) на тему
В статье представлены размышления педагога-психолога о том, на что в особенности стоит обратить внимание родителям при поступлении в первый класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_dalshe_rebyata_urok_listopada.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
«А дальше, ребята, урок листопада...» (В. Берестов)
Существует мнение, что сегодня отсутствует рекомендуемый возраст, в котором необходимо отдать ребенка в школу, поэтому современным родителям трудно порой разобраться, когда им следует повести сына или дочь в первый класс. Однако в статье 19 пункте 2 закона об образовании четко указано, что поступление детей в школу «начинается при достижении ими возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет».
С чем связана такая рекомендация? Главным образом, с научно-подтвержденными данными о развитии произвольного внимания. То есть внимания, направленного на конкретный объект усилием воли. Именно такое внимание требуется для успешного усвоения школьной программы.
Если же родители решили отдать ребенка в школу раньше шести с половиной, то им следует пройти специальную комиссию. В состав такой комиссии обычно входят врач, педагог, логопед, психолог и они принимают коллективное решение о готовности ребенка к школьному обучению.
Готовность к обучению в школе складывается из множества факторов. Однако среди них есть главные и не главные. В Интернете много статей о том, как протестировать своего ребенка перед поступлением в первый класс и как подготовить ребенка к школе. В этой статье я хочу рассказать о тех факторах, которые, по моему мнению, являются принципиальными, в то время как родители часто не придают им значения.
Их можно технически разделить на две большие группы: знания и умения. Начнем с первых.
Без малого два года я тестировала будущих первоклассников и обратила внимание на некоторый перекос в сторону знаний. Причем знания эти нередко представляют собой набор разрозненных сведений. Такое ощущение, что перед беседой с психологом ребенка готовили так поспешно, словно в уходящий поезд пытались закинуть оставшиеся на перроне чемоданы.
Память до 10-12 лет является ведущим психическим процессом. И многие взрослые полагают, что чем больше ребенок запомнит в этот период, тем проще ему будет в будущем осваивать новый материал. Однако память может «засориться», если пытаться в нее запихнуть больше, чем ребенок в состоянии понять. Первый важный вывод: подготовиться к школе невозможно за месяц и даже за год. Интеллектуальную готовность к школе вынашивают весь дошкольный период, постепенно осваивая окружающий мир в игре и беседе с родителями о самых простых и, казалось бы, не относящихся к школе вещах.
Когда же в подростковый период на первый план в психической жизни ребенка выходит мышление, оно реорганизует память. Оно наводит порядок наподобие того, который есть в библиотеке. И в результате этого все бессмысленная и неиспользуемая информация может быть приравнена к хламу. Нет, она не стирается из памяти. Просто она лежит мертвым грузом на складе без инвентарных номеров и мешает ходить. Второй важный вывод: организуя знания с самого начала в логически стройные и понятные группы, которые постоянно всплывают в жизни малыша и с которыми он может по-разному взаимодействовать, можно обеспечить наилучшую работу памяти в будущем.
Часто дети на пороге школы умеют писать и читать, знают свою дату рождения, но не в курсе, в какое время года его празднуют. И сложно передать чувства родителей, которые вдруг видят, что их ребенок не знает самых элементарных вещей. В таких случаях они часто замечают извиняющимся голосом: «Я думал, это слишком просто, все это знают».
Дело в том, что такие общеизвестные факты и кажутся нам общеизвестными только потому, что мы не помним, когда точно их усвоили. Вывод: ребенок ВСЕ узнает впервые, поэтому для него НЕТ элементарных вещей.
Теперь поговорим об умениях, которые для меня при оценке готовности к школьному обучению, намного важнее знаний. В силу того, что ребенок легко сможет освоить те знания, которых ему недостает, если он умеет быть внимательным и легко запоминает новую информацию.
К умениям я отношу память, внимание, мышление, мелкую моторику и умение вести себя в обществе.
Я не буду останавливаться на том, как можно развивать память и внимание – об этом уже много написано. Я лишь скажу, как можно случайно помешать их развитию.
И память, и внимание – энергозатратные процессы. Поэтому ребенок не выдерживает длительные занятия. Шутка ли, по нормативам у младших школьников деятельность должна меняться не менее 5 раз за урок. Что уж говорить о дошкольниках, которые просто физически не переносят рутину. Поэтому короткие занятия должны перемежаться активными подвижными играми. Наблюдайте за своим ребенком. Если вы заметили, что он стал вялым, медлительным или, наоборот, слишком активным и игривым и все это ему мешает сосредоточиться, значит пришло время отдохнуть. И не важно, сколько вы занимались до этого, полчаса (в редких случаях) или две минуты. Без отдыха дальнейшие занятия не пойдут на пользу.
Также важно не позволять детям много времени проводить у компьютера, телевизора и других технических устройств, так как они оказывают возбуждающее воздействие на нервную систему, и со временем наступает переутомление.
Теперь поговорим о мышлении. Многие родители сокрушаются, что их ребенок «глуп», «плохо соображает», «дурачок». Часто такие выводы делаются без скидки на возраст. В то же время дошкольник мыслит иначе, чем взрослый человек, поэтому лучше обратиться за консультацией к специалисту. Главным образом перед школой мышление проверяют, исследуя, как ребенок умеет сравнивать между собой и разделять предметы на группы, называя обобщающим словом. Часто будущие первоклассники отлично знают, что яблоки и груши – это фрукты, но сравнить их между собой им сложно. Доходит до смешного. Некоторые выпускники детского сада уверенно отвечают, что морковь и капуста – овощи, но не могут определить относится ли к этой группе лук или картофель. Потому, что они эту информацию просто запомнили. Их не научили сравнивать предметы между собой и выделять существенные признаки, чтобы отнести их в той или иной группе.
По моим наблюдениям простое предоставление свободы ребенку в поиске новых признаков и открытое обсуждение любых идей, без осуждения и подсказок, способно дать невероятный толчок развитию мышления. Дети легко учатся, особенно в приятной компании единомышленников, готовых проявлять уважение к их усилиям.
С заданием составить рассказ по картинкам, разложив их в правильном порядке, или собрать узор по образцу, дети обычно справляются быстро и выполняют задание с азартом. И это косвенно связано с тем, что подобного материала в их жизни много. Главным образом, пазлы, конструкторы и книжки с красочными картинками, которые даже родители любят подолгу рассматривать.
Куда хуже дело обстоит с мелкой моторикой Часто родители с ребенком много лепят, перебирают крупу, играют в пальчиковые игры, рисуют и выполняют еще массу полезных и важных "упражнений", но не обращают внимание на практический результат. А практический результат всех этих усилий выражается в быту - умении ловко управляться со столовыми приборами, правильно держать ручку и т. д. Обращая внимание родителей на неправильное положение карандаша в руке ребенка, я сталкиваюсь с непониманием: «А если ему так удобнее?» По моему мнению, это также удобно, как надевать штаны через голову. Естественно, ребенок берет ручку неправильно и постепенно приспосабливается держать ее так. Однако когда письменных заданий в школе будет много, руки будут уставать. Поэтому всегда, когда ребенок рисует или пишет, необходимо внимательно наблюдать и при необходимости поправлять его и показывать, как правильно держать ручку.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что подготовиться к школе, как и к жизни, не возможно за пару месяцев или год. Нельзя считать, что получение необходимых знаний и навыков могут обеспечить воспитатели в детском саду или специально нанятые репетиторы.
Несколько слов нужно сказать о так называемой социальной адаптации. В представлении большинства родителей она сводится к умению заводить друзей среди сверстников. На самом деле это слишком упрощенное понимание и, я бы даже сказала, в корне неверное. Социализация – это процесс усвоения социальных норм. А сами по себе социальные нормы никому еще не помогали в поиске друзей. Тем не менее, важнее именно умение быть вежливым, слушать другого человека и просить о помощи, задавать вопросы и выполнять указания. Умение устанавливать дружеские отношения и вступать в игру тоже играет большую роль в процессе адаптации к школе, но по-настоящему непреодолимые сложности в этом плане встречаются редко. Потом полезно задать себе вопрос: если мой ребенок не пойдет в первый класс из-за своей природной робости и неуклюжих попыток завести друзей, как я буду с этим работать в течение года, когда другие ребята будут уже учиться?
А вот действительно важным вопросом является школьная мотивация. Это ответ на вопрос «ЗАЧЕМ ребенок идет в школу?» В нашей стране традиционно придают большое значение образованию, а с развитием рынка образовательных услуг для дошкольников впору проводить олимпиаду, чей ребенок больше знает. Но часто постоянная погоня за знаниями истощает дошкольника, снижая его интерес к обучению и обесценивая знания в его глазах. В результате школа получает умного, но эмоционально незрелого инфантильного первоклассника, не понимающего, для чего он учится писать и считать – для мамы или для жизни.
По моему глубокому убеждению, задача родителей даже не научить, а поделиться с ребенком тем, что знают они. Ведь буквам и цифрам его научат в школе, хочет он этого или нет, а вот лепить снежную бабу или пускать блинчики по воде, любить книги и рисовать с удовольствием – это могут дать только внимательные и любящие родители, без устали разделяющие с ребенком реальность существования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математика 1 класс УМК "Перспективная начальная школа" Тема "Первичные представления о длине пути и расстоянии.Их сравнение на основе понятий " дальше-ближе"
Урок математики в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа".Тема "Первичные представления о длине пути и расстоянии. Их сравнен...
"А что дальше?" УМК "Планета знаний"
Повторить счёт прямой и обратный в пределах 20, счёт круглыми десятками, умение называть предыдущее и следующее число, названия чисел при сложении и вычитании, представлять число как сумму дес...
конспект и самоанализ открытого урока по математике в1 классе по теме"Дальше и ближе" . Программа "Перспективная начальная школа"
План – конспект открытого урока по математике в 1 классеПодготовила и провела учитель начальных классов МОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Остренко Л.П.Дата проведения урока : 29...
Урок математики в 1 классе по теме "Дальше-ближе".
Урок математики в 1 классе по теме "Дальше-ближе" (УМК "Перспективная начальная школа")...
Конспект урока «В. Т. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором.», 3 класс.
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...
Конспект урока. Тема: «В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская , «Я ушёл в свою обиду…», 2 класс УМК "Школа России"
Предоставляю вашему вниманию технологические карты уроков литератуного чтения....
Конспект урока математики. Тема. Пространственные понятия: далеко- близко, дальше-ближе, к, от.
Цель. знакомство с пространственными понятиями: близко- далеко, дальше- ближе, к, от; использование пространственные понятия в речи.Задачи:1. Образовательная: формировать пространстве...