"Падежные окончания имён прилагательных"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Урок русского языка. 4 класс. ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл padezhnye_okonchaniya_imyon_prilagatelnyh.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учебные материалы для учащихся и педагогов

Цацура Оксана Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия «Интеллект»

Ставропольский край

Г. Ессентуки

План-конспект урока по русскому языку

4 класс

тема: «Правописание безударных падежных окончаний

имён прилагательных»

Цель: закрепить знаний детей о грамматической категории – прилагательное.

Задачи:

  1. Совершенствовать навык определения безударных падежных окончаний прилагательных.
  2. Развивать коммуникативные функции, логическое мышление, внимание.
  3. Воспитывать коллективизм, дружелюбие, любовь к языку.

Оборудование:

ИКТ,  проектор, наглядный материал, индивидуальные карточки.

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Приме-чание

1

2

3

  1. Организационный момент

Приветствие, число + классная работа.

  1. Словарная работа

Игра «Прятки»

По данным словам «найдите» имена существительные.

Прекрасная, солнечная, морозная…

Сладкий, яблочный, горячий, шоколадный…

Белые, легкие, пушистые, лучевые…

Свежая, интересная, ежедневная…

Новое, меховое, дорогое, теплое…

  1. К какой группе можно отнести все эти слова? (словарные)
  2. Запишите в тетрадках слово «словарь», перепишите данные словарные слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение.
  3. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.
  4. Ребята, посмотрите внимательно ещё раз на словарные слова, и найдите в каждом из них, по спрятавшемуся слову.

Погода, пирог, облака, газета, пальто.

  1. На какие группы можно разделить эти слова?

(Объясняем написание согласной на конце, используя проверочные слова).

  1. Ребята, какая часть речи, помогла вам определить искомое слово? (прилагательное).
  2. Чем она помогла? (выделила признак предмета).
  3. Давайте сделаем вывод о прилагательных. (полный ответ: правильно)
  4. Ребята, а вот герой комедии Фонвизина Метрофанушка с вами не согласен. Он думает иначе. Давайте посмотрим, прав ли он?

Сценка

Автор:

Госпожа Простакова из комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина хочет показать, как учен у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».

 Учитель:

- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофанушка:

- Дверь? Котора дверь?

Учитель:

- Вот эта.

Митрофанушка:

- Эта? Прилагательна.

Учитель:

- Почему же?

Митрофанушка:

- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешана: так та пока мест существительна.

Учитель:

- Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, что прилагается к глупому человеку?

Митрофанушка:

- Конечно.

  1. Ребятки, получается прав Митрофанушка или нет? Почему?

1 слайд

  1. Актуализация ранее изученного

От какой части речи зависит «имя прилагательное»?

Как эта зависимость проявляется?

Посмотрите внимательно на доску. Определите эту зависимость.

Давайте сделаем вывод: «имя при-лагательное» согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.

Наглядный материал

  1. Установите причинно-следственные связи

Сейчас мы с вами поработаем с таблицей.

Наша задача найти «три дорожки», которые помогут нам рассказать о слове, словосочетании и предложении.

Слово          называет предмет, признак, действие и т.д. (пример)

Словосочетание        называет предметы, признаки, действия, но более конкретно        главное зависимое

Предложение         выражает законченную мысль       грамматическая основа (пример)

Ребятки, пользуясь схемой, приведем пример, как от слова можно составить предложение

Слово «солнечный»       словосочетание (можно изменять     )

     от словосочетания к составлению предложений

Итак, теперь вы самостоятельно в тетради составите предложение по прилагательным 1 ряд – весенняя,

                            2 ряд – безоблачное,

                            3 ряд – теплый.

Кто записал предложение – делает его синтаксический разбор.

Чем является «прилагательное» в предложении (определяем).

Назови свое определение? (опрос нескольких человек).

Вывод: в предложениях «прилагательное» является определением.

2 слайд

солнце

(пример)

Физминутка.

  1. Изучение нового материала
  1. Наблюдение над грамматическим материалом

2. Отработка навыков правописания падежных окончаний

ово

ово?

                                 м.р. – ого                             Рп с.р. -  его!  

ого

                   как

                                      х

У Лазурн               берега

радстн                   весть

к могуч                 дереву

  1. Обратите внимание на 1 словосочетание.
  2. Найдите главное слово определяющее род, число, падеж.
  3. Задайте вопрос от главного слова к зависимому.
  4. Выделите      в вопросе.
  5. Вставьте       , выделим его.

В русском языке некоторые явления подчиняются фонетическому принципу. Но есть и исключения: мы слышим  –ово, пишем  –ого.

2 и 3 словосочетания по аналогии.

Ребятки, кто мне сможет дать полный ответ: Какая тема сегодняшнего урока?

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Давайте определим последовательность наших действий (составим алгоритм).

Итак:

  1. В словосочетании определить главное слово.
  2. Поставить вопрос  от существи-тельного к прилагательному.
  3. Выделить       в слове-вопросе.
  4. Написать соответствующий      в слове прилагательном.

Работа по учебнику № 216.

Итак, ребята, закрепим наши знания. Открыли учебники стр. 40 № 216. Прочитайте про себя задание.

им

                             как          ?

им

                                                           х   настоящ                                       летом

Красноватым (каким?) цветом.

Чешуйчатым (каким?) цветом.

№ 217 (устно).

3 слайд

4 слайд

  1. Закрепление изученного

Ребята, послушайте внимательно следующее задание. Это текстовое задание, где вашей задачей будет с помощью заданных вопросов вставить окончание: (работа по алгоритму).

У вас 3 минутки.

Поменялись листами. Поставили оценки.

Работа в парах

Итог урока

Ребята, а какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Что такое прилагательное?

С каким прилагательным познако-мились? (алгоритм + пример)

Поставьте оценку своему настроению на уроке.

Ребята, а какова роль прилагательного в речи?

Все писатели и поэты используют в своих произведениях красивейшие имена прилагательные.

Послушайте, пожалуйста стихотворение нашего поэта-земляка С.Рыбалко: «Ессентуки»

Вашим домашним заданием будет: выписать из стихотворения «Ессен-туки» словосочетания и пользуясь алгоритмом вставить окончания, найти главное слово, задать вопрос.

5 слайд

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фамилия_______________                Имя ________________

МАРУСЯ

В небольш… лесу, недалеко от нов… микрорайона Москвы, на светл… солнечн… полянке растет могуч… дуб. Заботливы… мамаши приводят на мул… полянку разных мальчиков и девочек: худ… и толст…, быстроног… и медлительн…, шумн… и тих… . Непослушн… дети даже пытаются залезть на стар… дуб, но никто из них не знает. С что в его огромном дупле живет симпатичн… русалка Маруся с длинн… волосами и рыбь… хвостом.

Проверил:____________________                        Оценка________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Падежные окончания имён прилагательных"

Урок предназначен для проверки и систематизации знаний учащихся по теме "Падежные окончания имён прилагательных" http://www.openclass.ru/wiki-lessons/85041...

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание и...

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Открытый урок " Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных"

Открытый урок по русскому языку 4 класс "Правописание падежных окончаний имён прилагательных" Школа России...

"Падежные окончания имён прилагательных"

Урок русского языка в 4 классе по ОС " Школа 2100"...