Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему

Чупина Татьяна Ивановна

      Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание их падежных окончаний». Основой для формирования навыка правописания служат ранее изученные знания по теме «Склонение имён существительных».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Прилагательные женского рода91.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ильинская  средняя общеобразовательная школа»

 Шелаболихинского района Алтайского края

Урок русского языка в 4 классе

«Правописание безударных падежных

окончаний имён прилагательных

женского рода».

Учитель: Чупина Татьяна Ивановна

с. Ильинка

Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён  прилагательных женского рода».

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Образовательные:
  1. изучить безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода
  2. применять знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных»
  3. использовать правила определения падежа имени прилагательного
  4. установить связь имени прилагательного с именами существительными
  5. отработать правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
  1. Развивающие:
  1. развитие логического мышления
  2. формирование навыков самоконтроля и самооценки
  3. активизация познавательной деятельности.
  1. Воспитательные:
  1. создать атмосферу доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися
  2. воспитывать бережное отношение к окружающей природе
  3. воспитывать умение чувствовать.

     

   Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный
  2. репродуктивный
  3. частично-поисковый
  4. проблемный

       КСО: 1. Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»

                  2. Картинки с изображением птиц.

                  3. Индивидуальные карточки.

                  4. Магнитофон.

                  5. Аудиозаписи  (голоса птиц, фонограмма «Три белых коня»).

САМОАНАЛИЗ

урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание имён прилагательных женского рода».

      При планировании урока были учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Все этапы урока нацелены на формирование их способности к самопознанию и самостроительству.

      Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание их падежных окончаний». Основой для формирования навыка правописания служат ранее изученные знания по теме «Склонение имён существительных».

   В процессе работы над темой данный урок направлен на развитие у учащихся осознанного и точного употребления имён прилагательных в устной и письменной речи.

   Ведущей целью начального образования является выработка у школьников желания и умения учиться самостоятельно. На достижение этих целей направлен личностно – ориентированный урок.

   Тип урока – изучение нового материала, следовательно, образовательные цели: изучить правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода, установить связь имён прилагательных с именами существительными. Развивающая функция учебного процесса – активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыка внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения. Межпредметная связь русского языка и окружающего мира направлена на воспитание бережного отношения к окружающей природе.

     Для решения целей используются репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный и проблемный методы. Они характерны для технологии сотрудничества.

   Для создания в начале урока положительного эмоционального настроя на работу использовались ТСО – дети прослушали бодрую и весёлую песню и пожелали друг другу успехов.

   Постановка учебной задачи осуществлялась через актуализацию полученных знаний по природоведению и устный опрос ранее изученного материала.

   В ходе совместной деятельности учителя и учащихся был составлен план работы на уроке и алгоритм решения учебных задач для усвоения новых знаний.

  Поиск способа решения учебной задачи требовал диалогического взаимодействия всех учащихся по самостоятельно выбранным группам. Была создана ситуация осознания и выражения детьми своей точки зрения, возможность проявить инициативу, независимо от готовности к уроку. Результатом работы групп был отчёт в форме листа ответов, при сравнении которых выделили главные особенности нового материала.

  Для снижения утомляемости учащихся была проведена музыкальная физкультминутка.

   Конкретизация способа решения учебной задачи включала в себя определение способа, выбранного в ходе комментированного выполнения действия с опорой на схему всем классом, затем комментированное выполнения в паре с помощью учебника и таблиц.

   Дифференцированные карточки позволили проконтролировать уровень усвоения новых знаний у учащихся.

   В конце урока был поведён рефлексивный анализ деятельности, в ходе которого выяснили итоги работы класса,  каждый ученик дал оценку достигнутых результатов.

  Цель урока достигнута, план реализован, расчётное время совпало с реальным, применены ТСО и наглядные материалы.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1. Организация мотивации, постановки учебной задачи.

частично – поисковый метод

Рисунки птиц

репродуктивный метод

Прозвенел звонок и смолк, начинается урок.

(Звучит аудиозапись)

- Ребята, скажите, какая по настроению прозвучала песня.

- Какое у вас сейчас настроение?

- Что бы вы пожелали друг другу на урок?

- Я желаю, чтобы на уроке было интересно и вы дружно работали. Успехов вам!

- Тихонько занимайте свои места.

- Кто внимательно слушал песню, о каком времени года она была?

- Давайте послушаем зимнюю тишину. (звучит аудиозапись голосов птиц)

- Что вы услышали?

- Как называют птиц, которые живут у нас зимой?

- Перечислите зимующих птиц.

- Молодцы! Вы знаете зимующих птиц.

- Как вы думаете легко ли им зимовать?

- Почему?

- Как вы можете помочь птицам перезимовать?

- Молодцы! Вы заботливые дети.

- Посмотрите, кто на урок прибыл?

- Назовите их.

- Что вы можете рассказать об этих словах на уроке русского языка?

- Вам нравятся рисунки птиц?

- Почему?

- Как вы думаете, на уроке русского языка с помощью чего можно раскрасить рисунки?

- Назовите эти слова.

(рисунок поворачивается цветной стороной)

(рисунок поворачивается цветной стороной)

(рисунок поворачивается цветной стороной)

Дети становятся в круг, берутся за руки

- Бодрая, весёлая

- Хорошее

- Научиться новому, хороших оценок

Дети рассаживаются.

- О зиме.

- Голоса птиц.

- Зимующие птицы.

- Синица, ворона,  снегирь, сорока,  воробей, свиристель, поползень, клёст.

- Нет

- Холодно зимой.

- Мало корма.

- Сделать кормушки и каждый день насыпать корм: хлебные крошки, зерно.

- Птицы

- Дятел, воробей, синица.

- Слова

обозначают живые предметы, отвечают на вопрос – кто? – имена существительные

- Дятел – он, мой это имя существительное мужского рода.

- Воробей – он, мой это имя существительное мужского рода.

- Синица, она моя

- это имя существительное женского рода.

- Нет.

- Они не разноцветные.

- Они не раскрашены.

- С помощью слов прилагательных

- Дятел (какой?)

Пёстрый

Большой

- Воробей (какой?)

Маленький

Серенький

- Синица (какая?)

шустрая

весёлая

жёлтая

2. Планирование достижения цели.

Запись на доске

частично – поисковый метод

Запись на доске

Запись на доске

репродуктивный метод

- Над какой темой вы работали на прошлых уроках?

- Значит мы убираем рисунки мужского рода.

- Какого рода остался рисунок?

- Давайте, определим тему сегодняшнего урока.

- Чему будем учиться на уроке?

- Давайте составим план урока и прочтём его.

Оценка

Упражнения

Новая тема

Итоги

Контроль

(учитель расставляет пункты плана)

4. Оценка

2. Упражнения

1. Новая тема

5. Итоги

3. Контроль

- Склонение имён прилагательных мужского рода.

- Женского рода.

Склонение имён прилагательных женского рода.

- Изменять по падежам имена прилагательные женского рода.

- На доске неправильно составлен план урока.

- Сначала нужно изучить новую тему

- 2 пункт плана упражнения для закрепления.

- 3 пункт плана контроль

- После контроля оценка

- Самое последнее – подведение итогов урока.

3. Поиск способа решения учебной задачи.

проблемный метод

Запись на доске

Запись на доске

- Умеете ли вы склонять имена прилагательные женского рода?

- Что нужно знать, чтобы просклонять прилагательные женского рода?

  1. Падеж
  2. Вопрос
  3. Окончание

- Вы сейчас поработаете группами.

- Ваша задача – просклонять  прилагательное шустрая синица и определить правописание окончания.

- Затем мы сравним результаты. В каждой группе выберите ответственного, который будет отчитываться

- Итак, секретари докладывают об итогах работы.

(общая запись на доске)

И.п.   ая

Р.п.    ой

Д.п.    ой  

В.п.    ую      

Т.п.    ой

П.п.   ой

- В И.п. у имён прилагательных ж. р. какое ещё окончание?

- синица что поёт?

- песенка какая?

- Просклоняем вместе прилагательное «зимняя»

И.п.  ая  яя

Р.п.  ой  ей

Д.п.  ой  ей

В.п.  ую  юю

Т.п.  ой  ей

П.п.  ой  ей

- Нет.

- Найти существительное, к которому относится прилагательное, и определить падеж

- От существительного задать вопрос к прилагательному

- Сравнить окончание вопроса и окончание прилагательного.

Дети работают в группах (на ватманах делают записи фломастером)

От каждой группы секретари выходят с плакатами записи склонения прилагательных

И.п. кто? синица какая? шустрая

Р.п. кого?синицы

какой?шустрой

Д.п. кому?синице

какой?шустрой

В.п. кого?синицу

какую?шуструю

Т.п.кем?синицей

какой?шустрой

П.п. о ком? о синице какой? шустрой

- яя

- Песенку

- Зимняя

И.п. песенка какая? зимняя

Р.п. песенки какой? зимней

Д.п. песенке какой? зимней

В.п. песенку какую? зимнюю

Т.п. песенкой какой? зимней

П.п. о песенке какой? зимней

4. Физкультурная минутка

- Замечательно поработали вместе. Давайте дружно отдохнём.

(Звучит песня «Три белых коня» показ танцевальных движений)

Ученики выполняют танцевальные движения

5. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.

объяснительно - иллюстративный

метод

Чтобы всё успеть  нам в срок

– продолжаем мы урок.

- Что вы заметили в написании окончаний прилагательных женского рода?

    Р.п.        Д.п.        Т.п.        П.п.

                       Какой?

      ой                                         ей

- Как мы можем проверить правильность наших рассуждений?

- Откройте учебник на странице 138 и сравните наши выводы с правилом в учебнике.

- Верно ли мы составили правило?

- С каким планом урока мы справились?

- Что будем делать дальше?

- Открыли тетради, положили с наклоном. Не забываем о правильной посадке.

- Записываем число и Классная работа».

     № 315

Прочитайте задание. Что вам не понятно?

Это упражнение вы будете выполнять в парах.

- Давайте покажем, как вы будете работать.

Работаете в парах по образцу. (индивидуальная помощь).

Имена прилагательные Р.п.  Д.п.  Т.п.  П.п. отвечают на вопрос какой? и имеют одинаковые окончания ой ей

- Сравнить с правилом в учебнике.

Дети самостоятельно читают правило в учебнике

- Да

- Изучили новый материал.

- Выполнять упражнения.

Запись в тетради

- Всё понятно.

- Читаем о смелой девочке. Читаем о ком ? о девочке – П.п., о девочке какой ? смелой, выделяем окончание ой

- Катались с высокой горы.

Катались с чего ?

с горы – Р.п.

с горы какой ?

высокой, выделяем окончание ой

Письмо с комментированием в парах.

6. Контроль за процессом и результатом освоения способа.

репродуктивный

метод

- По плану следующий пункт какой?

1 вариант.

За окном в сельск… школе висит деревянн… кормушка для шустр… синицы и весёл… стайки воробьев. Птицы прилетают за вкусн…  едой.

2 вариант

По … земле вьётся…позёмка. А под… елью тихо и тепло. Здесь много места для… синички и … мышки. (старая, шустрая, снежная, маленькая, холодная).

(Учитель собирает индивидуальные карточки на проверку.)

Контроль. Раздаются индивидуальные карточки.

Слабые учащиеся самостоятельно определяют падеж и дописывают окончания прилагательных.

Сильные учащиеся вставляют по смыслу прилагательные в предложения, определяют падеж и правильно записывают окончания.

7. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности.

проблемный метод

- Подведем итоги работы на уроке. Какую тему изучали?

- Чему учились?

- По какому плану работали?

- Справились с планом?

- Какие трудности возникали у вас на уроке?

- Как вы их преодолели?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Довольны ли вы своей работой?

- Какое настроение у вас сейчас?

- С хорошим настроением вы легко справитесь с домашним упражнением. Запишите в дневнике

с. 140 № 318

- Посмотрите задание, что вам непонятно?

- Спасибо за урок!

Мне приятно было работать с вами.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

- Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода.

- Учились определять падеж  прилагательного, задавать вопросы от существительного и правильно писать окончания прилагательных.

  1. Новый материал.
  2. Упражнения.
  3. Контроль.
  4. Оценка.
  5. Итоги.

- Да.

- Правописание окончаний прилагательных женского рода.

- Работали вместе в группах. Сравнивали с правилом учебника.

- Раскрашивать птиц словами.

- Работать в парах.

- Да.

- Хорошее.

Дети  записывают в дневнике домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику  Т.Г. Рамзаевой....

Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Урок русского языка в 4 классе«правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»...

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.

Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....

открытый урок в 4 классе « Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»

« Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»...

Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода

Презентация к уроку русского языка 4 класс "Школа России" по теме "Упражненияф в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода" стр. 36 - 37...