Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода
план-конспект урока русского языка (4 класс) на тему
Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание их падежных окончаний». Основой для формирования навыка правописания служат ранее изученные знания по теме «Склонение имён существительных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прилагательные женского рода | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
Урок русского языка в 4 классе
«Правописание безударных падежных
окончаний имён прилагательных
женского рода».
Учитель: Чупина Татьяна Ивановна
с. Ильинка
Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода».
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- Образовательные:
- изучить безударные падежные окончания имён прилагательных женского рода
- применять знания, полученные при изучении темы «Склонение имён прилагательных»
- использовать правила определения падежа имени прилагательного
- установить связь имени прилагательного с именами существительными
- отработать правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода.
- Развивающие:
- развитие логического мышления
- формирование навыков самоконтроля и самооценки
- активизация познавательной деятельности.
- Воспитательные:
- создать атмосферу доброжелательности между учащимися, между учителем и учащимися
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе
- воспитывать умение чувствовать.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- частично-поисковый
- проблемный
КСО: 1. Учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык»
2. Картинки с изображением птиц.
3. Индивидуальные карточки.
4. Магнитофон.
5. Аудиозаписи (голоса птиц, фонограмма «Три белых коня»).
САМОАНАЛИЗ
урока русского языка в 4 классе по теме: «Правописание имён прилагательных женского рода».
При планировании урока были учтены индивидуальные и возрастные особенности учащихся. Все этапы урока нацелены на формирование их способности к самопознанию и самостроительству.
Представленный урок проводится при изучении темы « Имя прилагательное» и является для учащихся 4 класса новым в системе уроков «Склонение прилагательных и правописание их падежных окончаний». Основой для формирования навыка правописания служат ранее изученные знания по теме «Склонение имён существительных».
В процессе работы над темой данный урок направлен на развитие у учащихся осознанного и точного употребления имён прилагательных в устной и письменной речи.
Ведущей целью начального образования является выработка у школьников желания и умения учиться самостоятельно. На достижение этих целей направлен личностно – ориентированный урок.
Тип урока – изучение нового материала, следовательно, образовательные цели: изучить правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода, установить связь имён прилагательных с именами существительными. Развивающая функция учебного процесса – активизация познавательной деятельности учащихся, формирование навыка внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения. Межпредметная связь русского языка и окружающего мира направлена на воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Для решения целей используются репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный и проблемный методы. Они характерны для технологии сотрудничества.
Для создания в начале урока положительного эмоционального настроя на работу использовались ТСО – дети прослушали бодрую и весёлую песню и пожелали друг другу успехов.
Постановка учебной задачи осуществлялась через актуализацию полученных знаний по природоведению и устный опрос ранее изученного материала.
В ходе совместной деятельности учителя и учащихся был составлен план работы на уроке и алгоритм решения учебных задач для усвоения новых знаний.
Поиск способа решения учебной задачи требовал диалогического взаимодействия всех учащихся по самостоятельно выбранным группам. Была создана ситуация осознания и выражения детьми своей точки зрения, возможность проявить инициативу, независимо от готовности к уроку. Результатом работы групп был отчёт в форме листа ответов, при сравнении которых выделили главные особенности нового материала.
Для снижения утомляемости учащихся была проведена музыкальная физкультминутка.
Конкретизация способа решения учебной задачи включала в себя определение способа, выбранного в ходе комментированного выполнения действия с опорой на схему всем классом, затем комментированное выполнения в паре с помощью учебника и таблиц.
Дифференцированные карточки позволили проконтролировать уровень усвоения новых знаний у учащихся.
В конце урока был поведён рефлексивный анализ деятельности, в ходе которого выяснили итоги работы класса, каждый ученик дал оценку достигнутых результатов.
Цель урока достигнута, план реализован, расчётное время совпало с реальным, применены ТСО и наглядные материалы.
Этапы урока | Деятельностьучителя | Деятельностьучащихся |
1. Организация мотивации, постановки учебной задачи. частично – поисковый метод Рисунки птиц репродуктивный метод | Прозвенел звонок и смолк, начинается урок. (Звучит аудиозапись) - Ребята, скажите, какая по настроению прозвучала песня. - Какое у вас сейчас настроение? - Что бы вы пожелали друг другу на урок? - Я желаю, чтобы на уроке было интересно и вы дружно работали. Успехов вам! - Тихонько занимайте свои места. - Кто внимательно слушал песню, о каком времени года она была? - Давайте послушаем зимнюю тишину. (звучит аудиозапись голосов птиц) - Что вы услышали? - Как называют птиц, которые живут у нас зимой? - Перечислите зимующих птиц. - Молодцы! Вы знаете зимующих птиц. - Как вы думаете легко ли им зимовать? - Почему? - Как вы можете помочь птицам перезимовать? - Молодцы! Вы заботливые дети. - Посмотрите, кто на урок прибыл? - Назовите их. - Что вы можете рассказать об этих словах на уроке русского языка? - Вам нравятся рисунки птиц? - Почему? - Как вы думаете, на уроке русского языка с помощью чего можно раскрасить рисунки? - Назовите эти слова. (рисунок поворачивается цветной стороной) (рисунок поворачивается цветной стороной) (рисунок поворачивается цветной стороной) | Дети становятся в круг, берутся за руки - Бодрая, весёлая - Хорошее - Научиться новому, хороших оценок Дети рассаживаются. - О зиме. - Голоса птиц. - Зимующие птицы. - Синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, свиристель, поползень, клёст. - Нет - Холодно зимой. - Мало корма. - Сделать кормушки и каждый день насыпать корм: хлебные крошки, зерно. - Птицы - Дятел, воробей, синица. - Слова обозначают живые предметы, отвечают на вопрос – кто? – имена существительные - Дятел – он, мой это имя существительное мужского рода. - Воробей – он, мой это имя существительное мужского рода. - Синица, она моя - это имя существительное женского рода. - Нет. - Они не разноцветные. - Они не раскрашены. - С помощью слов прилагательных - Дятел (какой?) Пёстрый Большой - Воробей (какой?) Маленький Серенький - Синица (какая?) шустрая весёлая жёлтая |
2. Планирование достижения цели. Запись на доске частично – поисковый метод Запись на доске Запись на доске репродуктивный метод | - Над какой темой вы работали на прошлых уроках? - Значит мы убираем рисунки мужского рода. - Какого рода остался рисунок? - Давайте, определим тему сегодняшнего урока. - Чему будем учиться на уроке? - Давайте составим план урока и прочтём его. Оценка Упражнения Новая тема Итоги Контроль (учитель расставляет пункты плана) 4. Оценка 2. Упражнения 1. Новая тема 5. Итоги 3. Контроль | - Склонение имён прилагательных мужского рода. - Женского рода. Склонение имён прилагательных женского рода. - Изменять по падежам имена прилагательные женского рода. - На доске неправильно составлен план урока. - Сначала нужно изучить новую тему - 2 пункт плана упражнения для закрепления. - 3 пункт плана контроль - После контроля оценка - Самое последнее – подведение итогов урока. |
3. Поиск способа решения учебной задачи. проблемный метод Запись на доске Запись на доске | - Умеете ли вы склонять имена прилагательные женского рода? - Что нужно знать, чтобы просклонять прилагательные женского рода?
- Вы сейчас поработаете группами. - Ваша задача – просклонять прилагательное шустрая синица и определить правописание окончания. - Затем мы сравним результаты. В каждой группе выберите ответственного, который будет отчитываться - Итак, секретари докладывают об итогах работы. (общая запись на доске) И.п. ая Р.п. ой Д.п. ой В.п. ую Т.п. ойП.п. ой - В И.п. у имён прилагательных ж. р. какое ещё окончание? - синица что поёт? - песенка какая? - Просклоняем вместе прилагательное «зимняя» И.п. ая яя Р.п. ой ей Д.п. ой ей В.п. ую юю Т.п. ой ей П.п. ой ей | - Нет. - Найти существительное, к которому относится прилагательное, и определить падеж - От существительного задать вопрос к прилагательному - Сравнить окончание вопроса и окончание прилагательного. Дети работают в группах (на ватманах делают записи фломастером) От каждой группы секретари выходят с плакатами записи склонения прилагательных И.п. кто? синица какая? шустрая Р.п. кого?синицы какой?шустрой Д.п. кому?синице какой?шустрой В.п. кого?синицу какую?шуструю Т.п.кем?синицей какой?шустрой П.п. о ком? о синице какой? шустрой - яя - Песенку - Зимняя И.п. песенка какая? зимняя Р.п. песенки какой? зимней Д.п. песенке какой? зимней В.п. песенку какую? зимнюю Т.п. песенкой какой? зимней П.п. о песенке какой? зимней |
4. Физкультурная минутка | - Замечательно поработали вместе. Давайте дружно отдохнём. (Звучит песня «Три белых коня» показ танцевальных движений) | Ученики выполняют танцевальные движения |
5. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи. объяснительно - иллюстративный метод | Чтобы всё успеть нам в срок – продолжаем мы урок. - Что вы заметили в написании окончаний прилагательных женского рода? Р.п. Д.п. Т.п. П.п. Какой? ой ей - Как мы можем проверить правильность наших рассуждений? - Откройте учебник на странице 138 и сравните наши выводы с правилом в учебнике. - Верно ли мы составили правило? - С каким планом урока мы справились? - Что будем делать дальше? - Открыли тетради, положили с наклоном. Не забываем о правильной посадке. - Записываем число и Классная работа». № 315 Прочитайте задание. Что вам не понятно? Это упражнение вы будете выполнять в парах. - Давайте покажем, как вы будете работать. Работаете в парах по образцу. (индивидуальная помощь). | Имена прилагательные Р.п. Д.п. Т.п. П.п. отвечают на вопрос какой? и имеют одинаковые окончания ой ей - Сравнить с правилом в учебнике. Дети самостоятельно читают правило в учебнике - Да - Изучили новый материал. - Выполнять упражнения. Запись в тетради - Всё понятно. - Читаем о смелой девочке. Читаем о ком ? о девочке – П.п., о девочке какой ? смелой, выделяем окончание ой - Катались с высокой горы. Катались с чего ? с горы – Р.п. с горы какой ? высокой, выделяем окончание ой Письмо с комментированием в парах. |
6. Контроль за процессом и результатом освоения способа. репродуктивный метод | - По плану следующий пункт какой? 1 вариант. За окном в сельск… школе висит деревянн… кормушка для шустр… синицы и весёл… стайки воробьев. Птицы прилетают за вкусн… едой. 2 вариант По … земле вьётся…позёмка. А под… елью тихо и тепло. Здесь много места для… синички и … мышки. (старая, шустрая, снежная, маленькая, холодная). (Учитель собирает индивидуальные карточки на проверку.) | Контроль. Раздаются индивидуальные карточки. Слабые учащиеся самостоятельно определяют падеж и дописывают окончания прилагательных. Сильные учащиеся вставляют по смыслу прилагательные в предложения, определяют падеж и правильно записывают окончания. |
7. Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности. проблемный метод | - Подведем итоги работы на уроке. Какую тему изучали? - Чему учились? - По какому плану работали? - Справились с планом? - Какие трудности возникали у вас на уроке? - Как вы их преодолели? - Что вам особенно понравилось на уроке? - Довольны ли вы своей работой? - Какое настроение у вас сейчас? - С хорошим настроением вы легко справитесь с домашним упражнением. Запишите в дневнике с. 140 № 318 - Посмотрите задание, что вам непонятно? - Спасибо за урок! Мне приятно было работать с вами. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. | - Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. - Учились определять падеж прилагательного, задавать вопросы от существительного и правильно писать окончания прилагательных.
- Да. - Правописание окончаний прилагательных женского рода. - Работали вместе в группах. Сравнивали с правилом учебника. - Раскрашивать птиц словами. - Работать в парах. - Да. - Хорошее. Дети записывают в дневнике домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме «Безударные падежные окончания имён прилагательных женского и среднего рода»
Нужно для счастья порою немного: Шофёру – прямая дорога,...
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.
Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Т.Г. Рамзаевой....
Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода
Урок русского языка в 4 классе«правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского рода»...
Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение) 3 класс.
Открытый урок.Русский язык.Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода (обобщение)3 класс....
открытый урок в 4 классе « Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»
« Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода единственного числа в родительном, дательном, творительном, предложном падежах»...
Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода
Презентация к уроку русского языка 4 класс "Школа России" по теме "Упражненияф в правописании падежных окончаний имён прилагательных женского рода" стр. 36 - 37...