Технлогическая карта и презентация урока "Правописание суффиксов -онок-,-ёнок-", 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Технологическая карта (по ФГОС) и презентация урока русского языка "Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-", 2 класс,УМК "Начальная школа ХХI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 29.55 КБ |
prilozhenie-kartochki.docx | 12.25 КБ |
prezentaciya_-onok-yonok.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Кусова Людмила Анатольевна
Учитель начальных классов, высшая категория
МБОУ «Октябрьская СОШ №1», Пермский край, Октябрьский район
Технологическая карта урока
Предмет | Обучение грамоте УМК «Гармония» |
Класс | 1 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема | Новая работа знакомых букв |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями об обозначении букв ё,е,я,ю двумя звуками |
Планируемый результат | |
Предметные умения - иметь представление о новой работе букв е,ё,ю и я, как обозначающие два звука; - уметь определят в слове количество звуков букв е,ё,ю и я . | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Формирование учебных мотивов. | ||
№1 Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы – отлично учимся! Всё у нас получится! - Но для начала давайте определим, с каким настроением вы прибыли сегодня на урок.(характеристика цветов по Люшеру) - Выберите для себя снежинку, которая пригодиться нам в конце урока. Учитель делает краткий анализ теста. №2 -Ну, ребята, чур, молчок! Начинается урок. Чтобы стать учеником, Нужно знать вам вот о чем. На уроках ты сидишь Тихо-тихо, словно мышь, Спинка прямо у тебя, Это делайте, как я. Руки мы вот так кладем И заданий дальше ждем. -Скажите мне, пожалуйста, а для чего на уроках нужно «сидеть тихо»? - А помогать мне сегодня будет Снеженика. | Дети совместно с учителем стоят в кругу у доски и держаться за руки. Психологическая поддержка. Дети выбирают снежинку в шапочках разного цвета Дети занимают свои места | Метапредметные (УУД): регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; -эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
2. Актуализация знаний. | ||
№3(по щелчку выходит буква) - Послушай сказку, мой дружок. Жил-был на свете голосок. Он утром с солнышком вставал И песни-звуки напевал. Широко откроет рот, Песню первую споет - А. Как откроет рот колечком, Встанет солнце за крылечком - О. Сдвинет губы трубочкой, Пропоет он дудочкой - У. Если вдруг ворчать начнет, Тут уж каждый запоет - Ы. Любит голосок резвиться, Любит голосок дразниться. Он тогда кричит тебе: «Ну-ка, спой мне песню - Э». -Какие звуки мы произнесли? -Что мы можете сказать об этих буквах? Учитель прикрепляет схему твердого согласного звука. - Какие же буквы живут в одном домике с данными буквами в городе «Буквоград»? Назовите звуки этих букв. - Я открываю букву , а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами . - Внимание на экран. №4 На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я. И,и. -Какая же работа у этих букв? - Давайте проследим работу букв, которые придают мягкость и твердость согласным. №5 Всем ответить поспешу, Букву рядом напишу. Только гласный даст ответ, Как читается сосед. | Дети произносят звуки гласных букв А,О,У,Ы,Э. Один из учеников набирает буквы названных звуков на клавиатуре на дополнительном ноутбуке -Звуки гласных букв -Придают твердость согласным звукам. -Если они стоят после согласного, то согласный произноситься твердо. Дети читают слоги по заданию. Мальчики читают слоги с гласными придающими твердость,а девочки с гласными придающими мягкость. | Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; - освоение клавиатурного набора текста коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли |
2.Постановка учебной задачи. Пробное действие. | ||
-Давайте ещё раз вернемся к буквам, которым мы аплодировали. Расскажите всё, что вы уже знаете о буквах е, ё, ю, я. -Как вы думаете, а все ли вы сказали об этих буквах? №6 -Прочитайте тему урока. Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух : «Новая работа знакомых букв». - Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует) - Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами. | Предполагаемые ответы учеников: 1. Данные буквы обозначают гласные звуки. 2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных. (На доске появляется таблица №2) 3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук. Дети формулируют цель с опорой на опорные карточки. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные (УУД) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. |
3.«Открытие» новых знаний . | ||
- Посмотрите, какая история случилась с этими буквами.(Приложение №1) (кукольный театр) -А что вы знаете о ежах? №7 Физкультминутка Дождик вылился из тучки, Вымыл ежику колючки. Еж доволен - сыт, умыт, На кроватке сладко спит! №8 - Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у. -Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному. -В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите , проводя исследовательскую работу в парах. Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о. Один из вас называет букву , которая служит для обозначения мягкости , а другой –для обозначения твёрдости. Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие. Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом: Схема (Приложение №2) №9 -Открыть второй секрет нам поможет игра « Превращение слов» . Вы должны читать хором слова , появляющиеся на экране. Пел-мел-сел-ел - Что обозначает слово ел? ( Действие). - Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук , а два звука [ й’ э ] - Итак , открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука). Докажем: составьте звуковую схему слова ЁЖИК. - А третий секрет мы должны раскрыть , наблюдая в каком месте слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука. - Работа в парах. Прочитайте слова и и разделите их на 2 группы: слова , в которых буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука и 1 звук. Встаньте те пары, у которых возникли разногласия. -С чем вы не согласны? - Что нужно ,чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух) -Проверим на слайде. №10 -Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука? Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет). Молодцы! Помогли ежу помирить сестер. | Варианты ответов детей Хорошо читающий ученик читает информацию «Справочного бюро» От первых морозов до наступления весенней теплоты еж спит. Пищу отыскивает себе по ночам и полезен тем, что истребляет слизней, разных насекомых, мышей. Обитает во всей Европе. Обучающиеся высказывают свои предположения. Один ученик выполняет схему с обратной стороны доски. Затем взаимопроверка-сравнение с эталоном Работа в парах: на партах лежат разрезные слова-нужно разделить на 2 группы 1 вариант - буква, обозначающая один звук, второй вариант - буква, обозначающая 2 звука | Личностные: - определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах; - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей). Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - овладевать умением поиска и выделения необходимой информации; - уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
4.Первичное закрепление знаний | ||
Стихотворение с.6 Работа в парах. 1 вариант - ищет слова с 1 звуком, второй вариант-2 звука. Сравните свои работы. У кого есть разногласия? -Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я? - Вот сейчас мы это проверим. Самостоятельная работа. Дефферинцированные задания. Задание: прочитайте и над буквами, которые обозначают 2 звука поставьте знак +. №11 Физкультминутка Гимнастика для глаз. №12 | Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Уровень сложности отмечают цветом: красный - самый сложный, синий - средней степени сложности, зеленый - самый лёгкий. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его. Самопроверка. Самооценка по шкале правильности. (Методика «Волшебные линеечки») | Предметные: - уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука. Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
5.Работа над лексическим значением слов. Повторение. | ||
№13 - А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением . -Читаем первую группу слов. Ехали – Ели -Ехал - Чем похожи данные слова? ( начинаются на букву е. обозначают действие предметов). - Какое из данных слов может обозначать предмет? ( Ели-деревья). -Читаем вторую группу слов. Ястреб – Якорь - Яхта - В каком слове опасное место –парная согласна на конце? (Ястреб) -Кто такой ястреб? ( Птица) -Посмотрите на эту птицу. - В каком слове букв столько же , сколько и звуков? ( В слове якорь буква я обозначает 2 звука, а буква ь не обозначает звука.) Читаем третью группу слова. Юнга – Юрта - Юла -Назовите слово, обозначающее жилище. ( Юрта). -Кто объяснит , как выглядит юрта? - Какое слово для вас ещё непонятно? (Юнга) Кто-то сможет объяснить его значение? -Читаем четвёртую группу слов. Ёлка – Ёж - Ёрш -Назовите односложные слова.( Ёж, ёрш). - Чем эти слова ещё похожи ( Начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ш] – это опасное место). - Чем отличаются данные слова ? ( Количеством букв и звуков, лексическим значением) -Вы видите данную рыбу ,и я думаю вы сможете объяснить, почему её так назвали. - С чем ассоциируется слово ёлка? | Коллективная работа | Метапредметные (УУД) коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6.Рефлексия | ||
Итог урока подводится с опорой на ключевые слова: № 14 Я узнал … Я понял….. Мне интересно … Я хочу узнать …. -Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели? (по щелчку учитель включает песню) Молодцы! Буквы из замка очень благодарны, что вы помогли раскрыть их секреты и послали вам подарок-сюрприз. Учитель выносит искусственную ёлочку. «Ёлочка настроения» | Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. Обучающиеся на снежинках рисуют «своё настроение» - улыбающее, нейтральное ли грустное лицо и наряжают ёлочку. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; величина или форма? - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Предварительный просмотр:
Карточка -1 уровень
Спиши. Сравни слова и обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.
лосёнок бельчонок
тигрёнок волчонок
гусёнок мышонок
львёнок скворчонок
___________________________________________________________________
Карточка -2 уровень
Запиши слова в два столбика: –онок–, –ёнок– и сравни их. Обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.
бельчонок, гусёнок, лосёнок, волчонок, тигрёнок, мышонок, львёнок, скворчонок
___________________________________________________________________
Карточка -3 уровень
Образуй от данных слов новые слова с помощью суффиксов –онок– и –ёнок–. Запиши полученные слова.
Обрати внимание на звуки перед суффиксами. Сделай вывод, когда в слове пишется суффикс –онок–, а когда суффикс –ёнок–.
белка , гусь, лось, волк, тигр, мышь, лев, скворец
____________________________________________________________
Исправь ошибки
стрижёнок, цыплёнок, грачонок, индюшёнок, козлонок, ребёнок, моржёнок, страусёнок, медвежёнок, ослёнок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
а б в ж з и о р ? п
Лапка, шляпка, скрипка, папка. [ п ] [ п ] [ п ] [ п ] [ п ] голубка,
часть слова служит для образования новых слов стоит за корнем имеет значение обозначается Суффиксы –УШК–, –ЮШК–, –ИК– имеют уменьшительно-ласкательное значение. Суффиксы –ЕВН–, –ЕВИЧ–, –ОВН–, –ОВИЧ–, –ИЧН–, –ИЧ– образуют отчества. Суффикс – ИЩ – указывает на величину предмета. Чтобы найти суффикс, надо сначала отметить в слове окончание и корень. Часть слова между окончанием и корнем и будет суффикс. суффикс
Лови ошибку Сергеивна Сергеевна
Лови ошибку Ильинишна Ильинична
Лови ошибку Ирачка Ирочка
Лови ошибку ? зайчёнок зайчонок
пишется суффикс - ёнок пишется суффикс - онок ДА НЕТ Выделить корень Определить какой согласный звук перед суффиксом Твёрдый согласный или шипящие ш,ж,ч
орл …нок слон…нок еж…нок ут …нок лягуш …нок зайч …нок ё о ё ё ё о о о
онок ёнок рыс … бельч …. мыш … страус… лис… еж… лос … медвеж … слон… цыпл … волч … козл … ёнок онок Вставь суффикс - онок - или - ёнок - онок ёнок ёнок онок ёнок онок ёнок ёнок онок ёнок А В С
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Правописание суффиксов онок, ёнок""
"Правописание суффиксов онок, ёнок""...
Правописание суффиксов -онок- -ёнок-
суффиксы -онок- , -ёнок-...
Урок русского языка по теме "Правописание суффиксов -онок- -ёнок-"
Данный конспект урока позволяет учащимся самостоятель открыть новые знания, вывести правило правописания суффиксов -онок, -ёнок; составить алгоритм применения правила...
Конспект урока по русскому языку на тему " Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-"
Конспект урока русского языка во 2 классе по учебно-методическому комплекту "Начальная школа ХХI века . При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реал...
презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"
Презентация к уроку русского языка "Правописание суффиксов _онок-, -ёнок-"...
Конспект открытого урока «Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-»
Технологическая карта изучения новой темы «Правописание суффиксов –онок-, -ёнок-». Словарный диктант....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира по теме: Правописание суффиксов –онок, -ёнок. Красная книга.
На интегрированном уроке русского языка и окружающего мира учащиеся 2 класса знакомится с правилами написания суффиксов – онок, - ёнок, отрабатывают алгоритм применения правила и раскрывают меры, необ...